Мини–азбука форм работы с детьми
«Мини – азбука форм работы с детьми в детском оздоровительном лагере»
Атака
АТАКА – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1 – 2 часов).
Вечер
ВЕЧЕР – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («Вечер бардовской песни», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и п.р.).
Викторина
ВИКТОРИНА – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от вопроса до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. В этом случаи вопросы предлагаются, к примеру, утром, а ответы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером.
Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!». Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.
Десант
ДЕСАНТ – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвую добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:
- по просьбе тех, кто нуждается в помощи;
- по заданию руководящих органов отряда или лагеря;
- по собственному почину.
Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длятся он несколько часов до 2 – 3 дней.
Диспут
ДИСПУТ – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально – этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.
Защита проекта
ЗАЩИТА ПРОЕКТА - акция, во время которой дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем – либо. Общая структура данной формы такова:
- выбор общей темы;
- формирование проектных групп;
- подготовка к защите (выбор способа представления поекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);
- защита (сообщение проектных групп, обсуждение);
- оценка проекта, подведение итогов.
Конкурс
КОНКУРС – это состязание в каком – либо виде деятельности имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п.
Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.
Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предлагает:
- разработку условий и критериев конкурсов;
- формулировку конкурсных заданий;
- яркое интересное название.
Костер
КОСТЕР – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким – то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.
К другой группе относятся костры – огоньки, костры – представления, гостевые костры.
Костер – огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких – либо вопросов, подведение итогов дня, разговоров о планах на предстоящее.
Костер – представление имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости – зрители.
На гостевой костер приглашаются, как это понято из названия, гости. Этот костер – форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей. Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.
Линейка
ЛИНЕЙКА – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка- это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими ( ежеутренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно- отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность линейки не должна превышать 15 минут.
Музчас
МУЗЧАС – (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 минут до 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).
Огонек
ОГОНЕК- это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня , анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек- это камерное общение, сугубо отрядная форма работы. Выделяют:
- огонек знакомства;
- огонек оргпериода;
- огонек – анализ дня;
- огонек прощания;
- тематический огонек.
Поход
ПОХОД – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь- бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные ( с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть вело – и водные походы. Перед походом, не зависимо от его разновидности, необходимо:
- определить цель, наметить маршрут, обдумать возможные сложности, оформить необходимые документы;
- собрать снаряжение;
- провести проверку физической готовности детей, их тур. навыков,
В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие и медработника.
Разведка
РАЗВЕДКА- форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.
Виды разведок:
- разведка- наблюдение;
- разведка- интервью;
- разведка-экскурсия;
- разведка- изучение документов.
Сбор
СБОР - общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с педагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на смене. В некоторых лагерях и отрядах это высший орган самоуправления.
Отрядный сбор
- Проводится вожатыми для своих детей.
- На первом обсуждаются правила лагеря, инструктажи.
- Может быть утренний — обсуждение плана сегодняшнего дня, косяки, вечерний — подведение итогов дня, выделение «звёздочки дня».
- Можно проводить как в корпусе, так и на улице.
Варианты проведения сбора:
- Сбор - рождение отряда. Оформление «лица»отряда : содержание деятельности, название, атрибутика, руководящие органы и т.д.
- Сбор - старт. Перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции.
- Экстренный сбор. Сбор - ЧП, обсуждение события, требующего принятия немедленного решения.
- Праздничный (торжественный) сбор. Общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию.
Спортчас
СПОРТЧАС (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спорт час может и физрук, и сам педагог ( все зависит от содержания деятельности ). На спортивном часе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации ( волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.), а также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.
Турнир
ТУРНИР – состязание в определенном виде деятельности, проводящиеся, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях, значительно реже – художественно – прикладном направлении детского творчества (футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, «Рыцарский турнир»).
Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания. Здесь возможны несколько вариантов:
- Соперники разбиваются на пары и победители выходят в следующий тур, где опять проходят парные встречи до выявления одного победителя.
- Соперники встречаются друг с другом по кругу. Победителем окажется тот, кто в личных встречах одержал больше побед. Турниры, как и конкурсы, могут быть индивидуально – личными и командными.
Для турнира, также как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.
Тренинг
ТРЕНИНГ – форма практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга – групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и п.р.
Фестиваль
ФЕСТИВАЛЬ – массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком – то виде деятельности. Это комплексная акция состоящая из разнообразных элементов – от выставок и конкурса до вечеров и парадов (фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль юмора и п.р.).
Экскурсия
ЭКСКУРСИЯ – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью (экскурсия по лагерю «кругосветка», экскурсия в музей, на предприятие и п.р.). Экскурсия может быть и шутливо - ироничной.
Эстафета
ЭСТАФЕТА – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута. По ходу эстафеты участники передают друг другу право прохождения маршрута («эстафетную палочку»).
Ярмарка
ЯРМАРКА – развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гуляние) детей и взрослых предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения:
- общий сбор, начало – зачин (от линейки до карнавала);
- свободное движение участников ярмарочной площадки;
- свободный выбор аттракционов и участие в них;
- финальный сбор.