Массовые игры
Их можно использовать и в условиях закрытого зала, и вне помещения. В ходе организации и проведения таких игр формируются морально–волевые качества, вырабатываются организаторские навыки. Основной задачей организатора массовых игр является обучение детей максимальному использованию своего воображения. Работа воображения стимулирует процесс игры.
«Васьки – Петьки»
Ведущий делит весь зал на две команды, одна – «Петьки», другая – «Васьки». Далее все вместе поют:
- На солнечной поляночке
- Стоит зелёный дом,
- А на крылечке домика
- Сидит весёлый гном.
Ведущий спрашивает: «Как тебя зовут гном?», - и показывает на одну из команд, которая отвечает скороговоркой:
- Петька! У меня рубашка в клетку,
- Я пришёл к Вам детки,
- Чтобы съесть конфетку.
(«Петьки»)
- Васька! У меня штаны в горошек,
- Я пришёл из сказки,
- Потому что я хороший.
(«Васьки»)
Всё это проводится несколько раз, ведущий показывает то на одну, то на другую команду, то на обе сразу, и одна из них должна перекричать другую.
«Ёжики, ёжики»
Ведущий спрашивает у участников игры: «Кто дружнее: девочки или мальчики? Хотите узнать? В этом поможет Вам игра. Повторяем все вместе слова и движения:
- Два прихлопа (хлопают),
- Два притопа (топают),
- Ёжики - ёжики (выполняют движение, напоминающее вкручивание лампочек)…
- Наковали - наковали (одним кулаком стучит по другому),
- Ножницы - ножницы (выполняют движения режущих ножниц),
- Бег на месте, бег на месте (имитируют бег),
- Зайчики - зайчики (изображают зайчиков, хлопающих ушами)…
- Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе…»
После этих слов девочки громко кричат: «Девочки!!!», - мальчики: «Мальчики!!!», - а затем кричат все вместе. Ведущий, подводя итоги игры, говорит о том, что дружнее всего получилось тогда, когда кричали все вместе.
«Мы с тобой - одна семья!»
Ведущий предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.
- Мы с тобой - одна семья:
- Вы, мы, ты, я.
- Потрогай нос соседа справа,
- Потрогай нос соседа слева,
- Мы с тобой – друзья!
- Мы с тобой – одна семья:
- Вы, мы, ты, я.
- Обними соседа справа,
- Обними соседа слева,
- Мы с тобой – друзья!
- Мы с тобой – одна семья:
- Вы, мы, ты, я.
- Ущипни соседа справа,
- Ущипни соседа слева,
- Мы с тобой – друзья!
- Мы с тобой – одна семья:
- Вы, мы, ты, я.
- Поцелуй соседа справа,
- Поцелуй соседа слева,
- Мы с тобой – друзья!
«Охотники»
Ведущий предлагает всем вместе повторять текст и выполнять соответствующие движения:
- Мы охотники на льва,
- Не боимся мы его:
- У нас огромное ружьё
- И острый меч – ух!
- Ой, что это? Ой, что это? Ой, что это?
- Болото!
- Под ним не проползти,
- Над ним не пролететь,
- Его не обойти: дорога напрямик!
- Чап-чап-чап!
- Мы охотники на льва,
- Не боимся мы его:
- У нас огромное ружьё
- И острый меч – ух!
- Ой, что это? Ой, что это? Ой, что это?
- Лес!
- Под ним не проползти,
- Над ним не пролететь,
- Его не обойти: дорога напрямик,
- Вжик – вжик – вжик!
- Мы охотники на льва,
- Не боимся мы его:
- У нас огромное ружьё
- И острый меч – ух!
- Ой, что это? Ой, что это? Ой, что это?
- Море!
- Под ним не проползти,
- Над ним не пролететь,
- Его не обойти: дорога напрямик!
- Буль–буль-буль!
- Мы охотники на льва,
- Не боимся мы его:
- У нас огромное ружьё
- И острый меч – ух!
- Ой, что это? Ой, что это? Ой, что это?
- Пустыня!
- Под ней не проползти,
- Над ней не пролететь,
- Её не обойти: дорога напрямик!
- Шшш-шшш-шшш!
И вот, наконец, сам лев: «Р-р-р!» На протяжении всей игры эмоции игроков нарастают, поэтому в конце весь зал при звуке «Р-р-р!» дружно кричит от страха и показывает, как он бежит от льва по пустыне, морю, лесу, болоту, сопровождая свой путь звукоподражанием «Шшш!», «Буль!», «Вжик!», «Чап!». В заключение потирают лоб, показывая, как славно они поохотились.
«Замотало»
В правилах игры ведущий сообщает: «При слове «замотало» нужно обнять себя, а при слове «размотало» - руки развести в стороны». Слова ведущего могут быть следующими: «Замотало – размотало. Замотало на соседа слева – размотало. Замотало на соседа впереди – размотало».
«Чихание слона»
Ведущий спрашивает детей о том, слышали ли они как чихает слон, и предлагает им его чихание послушать. Для этого он делит всех играющих на три группы. По сигналу ведущего, первая группа начинает кричать: «Ящички!»; вторая: «Хрящики!»; третья: «Потащили!». Ведущим проводятся несколько репетиций. Сначала группы по очереди проговаривают слова. Затем объявляется начало игры. По сигналу ведущего группы одновременно начинают громко кричать. После этого ведущий говорит: «Будьте здоровы!».
«Ипподром»
Ведущий в начале игры может поинтересоваться у игроков, бывали ли они на скачках, и предложить побывать им в роли лошадей. Игра начинается со слов: «На старт, внимание, марш!»
- «Лошади» зацокали копытами по дороге (все выполняют поочерёдные хлопки правой и левой руками по коленям),
- Вдруг – барьер (руки поднимают вверх и ударяют о колени),
- Поскакали по болоту (оттягивают поочерёдно правую и левую щёки),
- Двойной барьер (руки поднимают вверх и ударяют о колени, и так 2 раза),
- Поскакали по мостовой (кулаками бьют себя по груди),
- По песочку (трут ладони друг о друга),
- Тройной барьер,
- По дороге.
- И вот уже видна финишная линия. Кто же быстрее?
После того, как все игроки достигли финиша, ведущий предлагает участникам положить свою правую руку на голову соседа справа, погладить по голове и сказать: «Хорошая лошадь! - затем погладить по голове самого себя и сказать,-А я всё равно лучше!»
«Рыбка»
Ведущий одной рукой изображает волну, а другой – рыбку. Как только «рыбка» показывается из воды, участникам необходимо её поймать хлопком. Смех и веселье всем гарантированы!
«Хлопки»
Ведущий предлагает всем участникам посоревноваться в умении хлопать. Для этого он говорит, сколько раз необходимо хлопнуть. По сигналу ведущего, все начинают как можно быстрее хлопать указанное количество раз. Происходит небольшое соревнование между участниками и ведущим, при этом количество хлопков ведущий постоянно увеличивает.
«Немая» песенка»
Ведущий предлагает всем вместе петь и выполнять соответствующие движения:
- Чайничек (руками, вытянутыми параллельно друг другу, чертят в воздухе вертикальные линии)
- С крышечкой,(делают рукой горизонтальную черту в воздухе)
- Крышечка
- С шишечкой,(руку сжимают в кулак)
- Шишечка
- С дырочки,(указательным и большим пальцами изображают дырочку)
- С дырочки
- Пар идёт (имитируют движение пара).
- Затем текст и движения повторяются с конца:
- Пар идёт с дырочки,
- Дырочка в шишечке,
- Шишечка в крышечке,
- Крышечка в чайничке.
Далее ведущий предлагает первое слово не петь, а только показывать движения к нему. Затем не поют первое и второе слово, и т.д. Важно не сбиться, а правильно исполнить до конца немую песенку.
«Купила бабушка»
В начале игры ведущий даёт установку на запоминание слов и соответствующих им движений, т.к. в течение всей игры они будут повторяться, и при этом важно не ошибиться.
Слова ведущего:
- Купила бабушка себе курочку (2 раза, все вместе попеременно ударяют правой и левой рукой по коленям),
- Курочка по зёрнышкам кудах-тах-тах (2 раза, имитируют перекладывание зерен из одной ладони в другую).
- После этого к каждому новому двустишию будет добавляться последняя строчка предыдущей фразы, например:
- Купила бабушка себе уточку (2 раза, попеременно ударяют правой и левой рукой по коленям),
- Уточка тя-тя-тя-тя (2 раза, делают рукой «змейку» от себя),
- Курочка по зернышкам куда-тах-тах.
- Купила бабушка себе индюшонка (2 раза, попеременно ударяют правой и левой рукой по коленям),
- Индюшонок футы-нуты (2 раза, наклоняясь вперёд, поводят то правым, то левым плечом),
- Уточка тя-тя-тя-тя,
- Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
- Примеры последующих фраз:
- Поросёнок хрюки-хрюки (показывают руками на уровне носа пятак свиньи);
- Коровёнка муки-муки (изображают рога коровы);
- Лошадёнка цоки-цоки (делают руками движения, словно держат уздечку)
и др.
«Арам-сам-сам»
Ведущий предлагает всем вместе спеть песню 3 раза, выполняя при этом соответствующие движения:
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (все хлопают себя по коленям),
- Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой)
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (все хлопают себя по коленям),
- Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой).
- О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);
- Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой),
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (все хлопают себя по коленям),
- О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);
- Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой),
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (все хлопают себя по коленям).
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),
- Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой)
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),
- Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой).
- О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);
- Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой),
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),
- О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);
- Гули-гули, гули-гули (имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой),
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям).
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),
- Гули-гули, гули-гули (у головы соседа слева имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой)
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),
- Гули-гули, гули-гули (у головы соседей слева имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой).
- О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);
- Гули-гули, гули-гули (у головы соседей слева имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой),
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям),
- О, е-э, о, е-э (делают руками восточное движение);
- Гули-гули, гули-гули (у головы соседей слева имитируют кормление голубей обеими руками, держа правую – над головой, левую - под головой),
- Арам-сам-сам, арам-сам-сам (хлопают соседей справа по коленям).
Темп исполнения необходимо постоянно увеличивать!
«Я – музыкант»
Ведущий говорит фразу и выполняет соответствующее движение к ней, затем предлагает находящимся в зале повторить это:
- Я – музыкант (показывает сам на себя);
- Мы- музыканты (обводит руками зал);
- Мы-музыканты, кэмпл – таланты.
- Я умею играть(показывает сам на себя);
- Мы умеем играть (обводит руками зал).
- Мы умеем играть на бубнэ( ударение на «э»; поднимает обе руки вверх и влево),
- Бубна-таки (7 раз; хлопает поднятыми вверх и влево руками),
- Хэй (разводит руки в разные стороны).
После этого ведущий начинает повторять текст сначала, но чуть быстрее, при этом вторая часть каждый раз меняется.
- Мы умеем играть на трубе (изображает процесс игры на трубе),
- Труба-таки (7 раз; изображает процесс игры на трубе),
- Хэй (разводит руки в разные стороны).
- Мы умеем играть на пузэ (ударение на «э») соседа слева;
- Мы умеем играть на пяткэ (ударение на «э») соседа справа;
- Мы умеем играть на нерве (ударение на «е»).
«Часы»
Ведущий: «Как быстро летит время! Часы являются необходимым предметом для каждого из нас. Давайте все вместе послушаем, как ходят часы, и посмотрим, что случается, если мы с ними обращаемся небрежно.
Правила игры: на один хлопок правая сторона зала говорит хором: «Тик». На два хлопка левая сторона зала отвечает: «Так». Ведущий сначала правильно чередует хлопки, потом дает два хлопка два раза подряд, затем - два раза по одному.
«Лавата»
Ведущий предлагает детям разучить слова песни:
- Дружно танцуем мы,
- Тра-та-та, тра-та-та,
- Танец веселый наш —
- Это «Лавата».
- Наши руки хороши?
- Все: Хороши!
- Ведущий: А у соседа?
- Все: Лучше! (берутся за руки и поют песню сначала).
- Затем ведущий спрашивает: «Наши уши хороши?»
- Все: Хороши!
- Ведущий: А у соседа?
- Все: Лучше! (берут друг друга за уши и поют сначала песню).
Ведущий может задавать такие вопросы: «Наши головы хороши?», « Наши колени хороши?» и т. д.
«Хи-хи, ха-ха»
Ведущий предлагает повторять вместе с ним слова и движения к ним:
- Раз (поднимаем правую руку вверх вправо),
- Два (поднимаем левую руку вверх влево),
- Три (опускаем правую руку вниз вправо),
- Четыре (опускаем левую руку вниз влево),
- Пять (поднимаем правую руку вверх вправо).
- Хи-хи (слегка наклоняемся вперед),
- Ха-ха (отклоняемся назад).
- Раз (поднимаем правую руку вверх вправо),
- Два (поднимаем левую руку вверх влево),
- Три (опускаем правую руку вниз вправо),
- Четыре (опускаем левую руку вниз влево).
- Хи-хи (слегка наклоняемся вперед),
- Ха-ха (отклоняемся назад).
- Раз (поднимаем правую руку вверх вправо),
- Два (поднимаем левую руку вверх влево),
- Три (опускаем правую руку вниз вправо).
- Хи-хи (слегка наклоняемся вперед),
- Ха-ха (отклоняемся назад).
- Раз (поднимаем правую руку вверх вправо),
- Два (поднимаем левую руку вверх влево).
- Хи-хи (слегка наклоняемся вперед),
- Ха-ха (отклоняемся назад).
- Раз (поднимаем правую руку вверх вправо).
- Хи-хи (слегка наклоняемся вперед),
- Ха-ха (отклоняемся назад).
- Все вместе кричат: «Ха!».
Темп произношения необходимо увеличивать от куплета к куплету.
«Джон Брамс Бой»
Ведущий предлагает спеть вместе с ним песню:
- Джон Брамс Бой смазал лыжи,
- Джон Брамс Бой смазал лыжи,
- Джон Брамс Бой смазал лыжи,
- И поехал на Кавказ. О, Джон!
Затем ведущий делает установку не произносить последнее слово «лыжи» в каждой строке, а делать в этом месте хлопок руками; в следующий раз заменять хлопками два последних слова в каждой строке, и так каждый раз, повторяя полностью только слова: «И поехал на Кавказ. О, Джон!». В итоге получается 15 хлопков и слова: «И поехал на Кавказ. О, Джон!».
«Кукушка»
Ведущий предлагает повторять слова и движения к ним:
- Ой-ля-тарира! (ударяют ладонями по коленям).
- Ой-ля-ку-ку! (говоря «ку-ку», делают щелчок пальцами).
- Ой-ля-тарира! (ударяют ладонями по коленям).
- Ой-ля-ку-ку! (говоря «ку-ку», делают щелчок пальцами).
«Кукушка» может куковать десять и более раз, при этом темп каждый раз ускоряется.
«У оленя дом большой»
Ведущий разучивает слова с детьми и поясняет, что каждое слово обыгрывается соответствующими движениями рук. Темп постепенно увеличивается при повторном исполнении песни.
Текст песни | Движения |
---|---|
У оленя дом большой. | руками над головой изображают крышу дома; |
Он глядит в свое окно. | параллельно руками перед лицом показывают квадратное окно; |
Заяц по лесу бежит, | изображают бег на месте; |
В дверь к нему стучит. | изображают стук в дверь кулачком; |
Припев:«Тук-тук, | стучат правой ногой об пол; |
Дверь открой. | открывают дверь; |
Там в лесу | правой рукой с оттопыренным большим пальцем показывают назад; |
Охотник злой! | изображают руками ружье; |
Быстро двери открывай, | правой рукой имитируют приглашение в дом; |
Лапку мне давай». | руки выставляют вперед ладонями наружу. |
«Колобок»
Ведущий делит всех участников игры на команды, соответствующие ролям, при этом называет фразы для них:
Роли актеров | Фраза |
---|---|
Старик | «Не вопрос!» |
Старуха | «Не судьба!» |
Амбар | «Напрягись!» |
Сусеки | «Ага-ага!» |
Колобок | «Чай, кофе, потанцуем!» |
Заяц | «Который час?» |
Волк | «Еду я домой…» |
Медведь | «А чего Вы тут делаете?» |
Лиса | «Я не такая!» |
Распределив роли, ведущий рассказывает сказку «Колобок». Когда он называет кого-то из героев, команда с соответствующим названием должна быстро сказать свою фразу. Задача ведущего: рассказать сказку как можно интереснее и запутаннее.
«Репка»
Ведущий делит всех участников игры на команды, соответствующие ролям, при этом называет фразы для них:
Роли актеров | Фраза |
---|---|
Репка | «О, махина!» |
Дед | «Тыкс – с!» |
Бабка | «Убила бы!» |
Внучка | «Я готова!» |
Жучка | «Лай-лай-лай!» |
Кошка | «Ну полай на меня, ну полай!» |
Мышка | «От винта!» |
Распределив роли, ведущий рассказывает сказку «Репка». Когда он называет кого-то из героев, команда с соответствующим названием должна быстро сказать свою фразу. Задача ведущего: рассказать сказку как можно интереснее и запутаннее.