Логика создания группы
ЛОГИКА СОЗДАНИЯ ГРУППЫ
Создание группы идет постепенно. В первые дни ребенок осматривается, поэтому мы работаем на адаптацию, раскрытие ребенка, вхождение ребенка коллектив. Мы знакомимся с ребенком (желательно в деятельности), и знакомим его с лагерем, коллективом и собой. Ребенок должен легко ориентироваться в ситуации, понимать Вас и ваши требования, легко общаться с окружающими. И в первые же дни начинается подготовка к выходу на следующий этап - этап микрогруппы.
Работа по микрогруппам в отряде
Для чего нужно разделять на микрогруппы (МКГР)? Дело в следующем:
- Ребенку тяжело адаптироваться сразу к большому обществу. Иногда ему даже трудно запомнить все имена; он чувствует себя потерявшимся в толпе;
- Нормальная численность рабочей контактной группы составляет 6-8 человек;
- Микрогруппу легче организовать, выделяя лидера, создавая соревновательный момент между микрогруппами;
- Микрогруппе проще организовать деятельность, найти материалы, инструменты.
Микрогруппа должна быть рабочей, эффективной, у нее должен быть сильный лидер-организатор.
- Сразу все это не получится, но создавать это предстоит Вам).Чтобы это получить, Вам нужно "познакомить" их в деятельности, "прокрутить" их несколько раз в МКГр на разных делах. создавая для этого временные мигрогруппы.
- Если Вы сразу поставите над ними лидеров, то, конечно, вначале Вам будет легче, но очень скоро лидеры начнут мешать развитию других, и "перепрыгнуть" их будет невозможно.)
- Мы же в это время выявляем (пока для себя), кто из них может лидировать.
А на 4-5 день мы создаем постоянную группу. Обычно делается в виде игры типа "Бескозырка". Разделение происходит по ИХ желанию. Капитанов, т.е. лидеров Вы можете предложить ( из выявленных Вами ранее ), но не
настаивайте, если детки выберут своего.
? Все это - Ваши козыри в дальнейшем общении с детьми.
- Вы сами разделились на группы ?
- Вы сами выбирали лидеров ?
- Никто над вами не стоял ?
- Так что же вы возмущаетесь ? Мы же дали вам свободу действия...
Конечно, на первом этапе они выберут эмоциональных лидеров. ничего страшного. Пусть поработают немного вместе, вместе сделают хотя бы одно дело. После этого или лидер выправится или им придется выбрать другого. Вы им в этом помогаете, но со стороны: е "- Выбирайте Васю " или " - Пусть будет Вася", а "- Ваш командир работает не эффективно. Помогите ему или меняйте...".
Но это потом, через 5-7 дней. Пусть пока они работают так.
Существуют два варианта организации работы:
ЧТП и творческие группы.
Система ЧТП применяется для младшего и среднего возраста т.к. старшим повторение уже не интересно. Система очень проста: Вы создаете 4-5 микрогрупп и подбираете 4-5 видов деятельности соответственно. например:
- досуговая группа - дела в отряде, игры, музыкальные вечера, экскурсии.
- информационная группа - стенгазеты, радиогазеты, реклама и освещение дел в отряде и в мире.
- оформительская группа - оформление газеты, комнаты, проходящих дел; обучение оформлению.
- сюрпризная группа - подарки на день рождения, сюрпризы соседнему отряду, поварам; награды победителям КТД, концерт-молния.
- дежурная группа
- каждый день передает символ
- дежурный командир - командир группы
- помогает в столовой ( красиво разложенные тарелки, яркое меню на каждый стол - аппетитник, или общее, встреча входящих)
- спортивная группа - зарядка, спорт часы, спорт-пятиминутки.
Часто два последних объединяют.
Естественно, возможны и другие варианты. С мена видов деятельности идет по "вертушке" после того как группа сделала хотя бы одно дело т.е. через 5-7 дней.
В группе действуют "4 САМИ"
- сами придумываем,
- сами готовим,
- сами проводим,
- сами анализируем.
После проведения дела группы сменяются. Может происходить смена состава и перевыборы командира. А могут и не происходить - на Ваше усмотрение.
По нашему опыту, если микроклимат группы - нормальный, лучше сменить только командира. Чтобы дать возможность развиться новому.
Смена командира: или он сам передает символ власти, или группа совещается и сама выбирает нового.
Но обязательно нужно! ( Можно на вечернем анализе итогов.)
1) Отметить каждую микрогруппу:
- самая веселая,
- самая творческая
и т.д.
2) Проработать с командирами результаты:
- а) Что хотели (цели),
- б) Что получилось (итоги +),
- в) Что не получилось (итоги -),
- г) Что изменить, что сделать (результаты деятельности),
- д) Эмоциональное состояние группы,
- е) Проблемы, если есть,
- ж) Проработка следующего функционала.
Вообще, такой разбор с командирами лучше проводить после каждого дня.
3) Групповая оценка работы командиров, Подарки каждому командиру.
Также на вечернем анализе с группой обсуждается:
- а) Что значили эти дни для группы,
- б) Что (не-)получилось, почему.
- в) Предложения.
- г) Оценка состояния группы ( по Лутошкину)
Группы обсуждают и высказывается по одному человеку от группы.
Каждый человек может (должен) сказать:
- а) Что значили эти дни для меня,
- б) Что я сделал для группы,
- в) Что одобряем, что критикуем,
- г) Что в результате решаем.
Также в отряде может быть дежурный командир, сменяемый каждые 1-2 дня.
В его обязанности входит поддержание порядка в отряде. а этот день все ему подчиняются. Это нужно для того, чтобы больше детей побывало в лидерской позиции и для того, чтобы человек побывал и в роли лидера и в роли подчиненного.
Выборы дежкома могут происходить или общим решением, или дежком сам передает свои полномочия кому-то из отряда.