Лагерь для подростков с нуля

9PjMZOUzQQom.jpg

Дети 11-14 лет более самостоятельны, больше нуждаются в общении со сверстниками, и более требовательны к взрослыми. Это значительно разнообразит наши методы, что необходимо учитывать при подготовке лагеря.

Базовые вопросы организации детского летнего лагеря.


1. КОМАНДА:

Потребуется взаимодействие определенного количества взрослых на всех стадиях – от разработки до проведения лагеря. Тех, кто будет проводить наш лагерь, работая с детьми, мы назовем вожатыми (или инструкторами). Тех, кто занимается разработкой программы, материально-техническими, финансовыми и прочими орг. вопросами – организаторами. Совмещения возможны, но вовсе не обязательны.


2. СОДЕРЖАНИЕ:

В первую очередь зависит от того, что мы хотим от нашего лагеря. Можно в качестве темы лагеря выбрать одну – две составляющих и сделать, скажем, военно-спортивный лагерь. Но можно использовать более широкий спектр различных составляющих, таких как:

  • спортивные состязания; Состязания, командные и индивидуальные. Подвижные, такие как футбол и волейбол, плаванье, бадминтон. Интеллектуальные – шашки, шахматы, рэндзю. На координацию и точность – дартс, стрельба из лука, стрельба из пневматической винтовки, городки. Все зависит от наличия квалифицированного инструктора, инвентаря и, нашей заинтересованности в данном состязании.
  • туристическая практика и навыки выживания в природе; Ориентирование по компасу и карте, по природным объектам, походы по азимуту, постановка и сбор лагеря, приготовление пищи в полевых условиях, постройка укрытий и т.п. Добротный инвентарь и опытный инструктор – обязательны.
  • историко-культурная программа; Народные игры, фольклор, историческая реконструкция от бытовых предметов до одежды и вооружения. Можно обыграть сюжеты народных эпосов. Организовать не сложно, если есть знаток в данной области.
  • творческие мастерские; Любые прикладные ремесла, для которых у нас есть специалисты и которые можно осваивать на природе: лепка, рисование, ткачество, макраме. Сегодня найти пару-тройку умельцев не проблема. Наверняка таковые найдутся среди родителей наших ребят.
  • ролевые игры; Историко-литературные сюжеты, военизированные игры, турниры, квесты. Такие игры требуют обязательной подготовки, что само по себе не плохо. Как минимум – у нас появляется еще одна основа для регулярных встреч с будущими участниками лагеря в течение всего года.


3. ТИП ЛАГЕРЯ:

в зависимости от опыта организаторов и состава участников лагерь может быть:

  • стационарным (с проживанием в корпусах); Использование готовой базы упрощает вопросы подготовки, проведения и позволяет принять большее количество детей. Однако, при этом нужно учитывать ряд минусов: выбор места ограничен, и главное, нужно будет тщательно работать с администрацией и персоналом базы, координируя и подстраивая свои планы под чужие нормативы.
  • стационарный палаточный; Требует большего труда, опыта в подготовке и проведении. Очевидные плюсы — полная автономия. С педагогической точки зрения – самый оптимальный вариант.
  • лагерь-экспедиция; Это тоже палаточный лагерь, но не стационарный, а «передвижной». Пройдя определенный маршрут, участники разбивают лагерь на 1-2 дня. За 9-10 дней такой лагерь проходит 3-4 этапа, каждый из которых имеет свою изюминку. Такой лагерь обладает всеми преимуществами палаточного и позволяет еще более разнообразить программу. Однако и требует более тщательной подготовки, как от организаторов, так и от участников.


4. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

Ограничено сочетанием разумного и необходимого. Благо территория нашей страны обширна и разнообразна. Однако, если мы идем в поход по рекам, разумно требовать необходимой подготовки от участников и тем более инструкторов. Тоже самое касается похода в горы. Начинающим, лучше свести экстремальность местонахождения лагеря к нулю. Достаточным будет тихое, экологически чистое место кромки леса. Или лес, но с обширными полянами. Небольшая река или озеро — приветствуются. Питьевая вода и топливо — обязательны. Последним может служить сухостой, на крайний случай можно просто подвезти машину двор.


5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

Включает оборудование лагеря (например: палатки, тенты, кухонный блок и пр.), оборудование и снаряжение для проведения программы (соревнования, мастерские, туристическая практика и пр.).


6. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА:

Все вопросы, касающиеся подготовки нашего лагеря. Работа с администрациями, поиск места, закупка оборудования, учет финансов. И конечно же — контакты с родителями, поиск и координация работы инструкторов.

Каждый из упомянутых вопросов требует отдельного и более полного рассмотрения, о чем и поговорим в дальнейшем.