Кружок "Очевидное-невероятное"
Цели и задачи кружка; помочь воспитанникам увидеть красоту окружающего мира; расширить кругозор и развить интеллект воспитанников, Кружок рассчитан на воспитанников 10-15 лет. Советы бывалого: перед тем как демонстрировать любой из опытов воспитанникам, обязательно потренируйтесь сами!
Занятие 1. Удивительная капля
Основная мысль. Все вокруг уникально, красиво, гармонично и совершенно. Данный урок наглядно показывает эти качества.
Вам понадобятся:
- веревка длиной 1 м
- кусок ткани площадью 1 м2
- спирт
- вода
- растительное масло
- стакан
- воронка или шприц
- игла
Вступление
- Возьмите веревку длиной 1 м. Предложите воспитанникам сложить из нее геометрическую фигуру, которая обладает наибольшей площадью. Правильный ответ: круг.
- Возьмите кусок ткани площадью 1 м2. Предложите воспитанникам сделать из него трехмерное тело, которое обладает наибольшим объемом. Правильный ответ: шар. С точки зрения геометрии это совершенные формы. Бог создал все вокруг гармоничным и совершенным, поэтому многое в природе имеет форму шара или круга: стволы и ветви деревьев, многие органы человека, планеты.
Опыт
Мы привыкли думать, что жидкости не имеют собственной формы. Это неверно. Естественная форма жидкости - шар. Обычно сила тяжести мешает жидкости принимать эту форму, и жидкость либо растекается тонким слоем, либо принимает форму сосуда, в который она налита. Находясь внутри другой жидкости с той же плотностью, жидкость по закону Архимеда теряет свой вес: она словно ничего не весит, сила тяжести на нее не действует - и жидкость принимает свою естественную шарообразную форму.
Подсолнечное масло плавает на поверхности воды, но тонет в спирте, Однако можно приготовить такую смесь из воды и спирта, в которой масло не тонет и не всплывает. Введя в эту смесь немного масла посредством шприца, мы увидим удивительную вещь: масло собирается в большую круглую каплю, которая не всплывает и не тонет, а висит неподвижно.
Примечание. Чтобы демонстрация прошла успешно, необходимо приготовить смесь из 6 частей спирта и 4 частей воды.
Занятие 2. Пузыри-пузырики
Основная мысль. Все вокруг уникально, красиво, гармонично и совершенно. Но красоту разрушить так же легко, как лопнуть мыльный пузырь.
Вам понадобятся:
- блюдца (по количеству участников)
- раствор для пузырей
- бумага формата А4 для изготовления воронок и тоненьких трубочек
Советы бывалого: самые лучшие пузыри получаются из жидкого мыла или «Фэйри». в которые добавлено немного воды, Опыт 7. Шатер из радуги.
В плоскую тарелку наливают мыльный раствор, в середину кладут предмет (большой болт, коробочку из-под фотопленки и т.п.) и накрывают его воронкой, свернутой из бумаги, Затем, медленно приподнимая воронку, выдувают мыльный пузырь. Когда он достигнет задуманного размера, воронку наклоняют, высвобождая из-под нее пузырь. Предмет окажется под прозрачным полукруглым шатром, переливающимся всеми цветами радуги, Опыт 2. П/зыри-матрешки
1-й способ. Берем воронку, обмакиваем ее основание в мыльный раствор и выдуваем пузырь. Не отделяя пузыря от воронки, проталкиваем соломинку через горлышко воронки внутрь пузыря и выдуваем новый пузырик. Получаем пузырь в пузыре. 2-й способ. Используя воронку, но тарелке выдувают большой мыльный пузырь. Затем, почти полностью погрузив соломинку в мыльный раствор, осторожно просовывают ее через стенку первого пузыря до его центра. Медленно выдувают второй пузырь, осторожно вытягивая соломинку наружу по мере роста пузыря. Можно во втором пузыре выдуть третий и т.д.
Занятие 3. Восхождение на Эверест
Основная мысль. В жизни нет мелочей. Вам понадобится/калькулятор.
Вступление. Если вы спросите почтальона или участкового врача, совершал ли он восхождение на Монблан, они, конечно, удивятся этому вопросу. Между тем, вы легко можете доказать каждому из них. что, не будучи альпинистами, они уже совершили восхождение на высоту, превышающую высоту альпийских гор. Надо только подсчитать, на сколько ступеней ежедневно поднимается почтальон, разнося письма, и доктор, посещая своих пациентов. Допустим, что доктор ежедневно посещает только десять человек, живущих кто на втором, кто на третьем, кто на четвертом этажах - в среднем возьмем на третьем. Высоту третьего этажа примем за 10 метров. Следовательно, наш доктор ежедневно совершает по ступеням лестниц путешествие на высоту 10 х 10 = 100 метров. Высота Монблана 4800 метров. Разделив ее на 100, вы узнаете, что наш скромный доктор выполняет восхождение на Монблан за 48 дней. Задание; за сколько дней мы совершим восхождение на Эверест, посещая нашу лагерную столовую? (высота Эвереста 8846 м)
Занятие 4. Сухим их воды
Основная мысль. Иногда нам кажется, что дела, совершение которых нас ожидает, невыполнимы. Однако у нас есть все необходимое для их выполнения.
Вам понадобятся:
- бумага
- спички
- стакан
- блюдце
- монета
Опыт
Положите монету на небольшую плоскую тарелку и налейте в нее воды так, чтобы она скрыла монету. Предложите воспитанникам взять ее руками, не замочив при этом пальцы.
После того как они предложат разные способы, продемонстрируйте свой. Зажгите бумагу, положите ее горящей внутрь стакана и быстро поставьте стакан на тарелку близ монеты вверх дном. Через некоторое время бумажка погаснет, стакан наполнится дымом, а затем вода сама собой соберется в стакан, и вы беспрепятственно сможете взять монету. Какая сила загнала воду в стакан? Атмосферное давление. Горящая бумага нагрела воздух в стакане, объем его от 'этого увеличился, и часть газа вышла наружу. Когда бумажка погасла, воздух в стакане снова остыл. При охлаждении его объем уменьшился, и под стакан собралась вода, вгоняемая туда давлением воздуха снаружи.
Занятие 5. Что крепче волоса
Основная мысль: Дивно мы устроены, Вам понадобятся: карточки из бумаги (картона) формата А4. На каждой карточке необходимо написать название вещества и тот вес, который может выдержать проволочка сечением 1 мм2, изготовленная из этого вещества (см. список ниже).
Например
- Свинец - 2 кг
- Цинк - 15 кг
- Алюминий - 25 кг
- Платина - 30 кг
- Медь - 40 кг
- Железо - 60 кг
- Бронза-100 кг
- Сталь - 200 кг
Скажите воспитанникам, что у вас есть карточки, на которых написаны названия разных веществ. Предложите им угадать, какие именно, Угадавший выходит вперед и получает карточку. После того как все карточки розданы, попросите ребят выстроиться в порядке возрастания веса, указанного на карточке, Затем попросите выйти вперед девушку с косой (или длинными волосами), Предложите участникам найти ей место в ряду прочности.
С первого взгляда кажется, что человеческий волос может поспорить в прочности лишь с паутиной. Однако это не так: волос крепче иного металла! В самом деле, человеческий волос при ничтожной толщине в 0,05 мм выдерживает груз до 100 граммов.
Задание: Человеческий волос имеет в среднем толщину 0,05 мм, площадь сечения 0,002 мм2, а выдерживает вес в 100 гр. Какой вес может выдержать человеческий волос сечением 1 мм2?
Решение: Вес (1:0,002) х 100 гр, = 50 кг.
Взглянув на ряд прочности (который вы только что построили с помощью ваших воспитанников), вы убедитесь, что человеческий волос должен быть поставлен между медью и железом. Участник, предложивший вариант ответа, наиболее близкий к правильному, получает приз.
Недаром древние карфагеняне считали женские косы лучшим материалом для тяжей своих метательных конструкций. Легко подсчитать, что коса из 20.000 волос может выдержать груз весом 2 тонны!