Коучинг у вожатых
"Встреча двух людей подобна контакту двух химических веществ: если происходит реакция, преобразуются оба компонента."
С. Дж. Юнг
ДОСТИЖЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВА В ЛЮБОМ ДЕЛЕ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Коучинг – методика используемая для повышения эффективности работы и совершенствования профессиональных навыков тех, кто работает с вами. Коучинг подразумевает не только предоставление обратной связи, но и мотивирование, использование силы вопроса и подбор стиля управления в зависимости от степени готовности подопечного к выполнению той или иной задачи. В основе коучинга лежит стремление помочь другим развивать свои навыки посредством динамичного общения; Коучинг не имеет ничего общего с односторонним потоком указаний и инструкций.
Коучинг, ориентированный на достижение быстрого эффекта – методика коучинга, позволяющая помочь вашему молодому напарнику решить его проблему в условиях ограниченного времени, например в течение 10-15 минут. Первый шаг - выработка четкого представления о желаемом результате. Затем обсуждаются возможные препятствия на пути к достижению такого результата и способы их устранения.
Почему коучингу уделяется такое внимание? «Личные мотивы в сочетаниями с альтруистическими побуждениями» - вот, похоже, единственно верный (хотя и несколько неожиданный) ответ.
Став коучем, вы также имеете возможность:
- Экономить время: достигнув определенных успехов в развитии профессиональных навыков ваших подопечных новичков, в дальнейшем уже вы сможете делегировать им часть своих полномочий коутчинга.
- получать огромное удовольствие от работы с коллегами, которые, в свою очередь, также будут получать истинное наслаждение от работы в одной команде с вами
- развивать ваши собственные навыки общения с людьми в более широком контексте – вы сможете быстро находить общий язык с вашими подопечными детьми в лагере и даже со своими близкими и друзьями.
ДАО КОУЧА: ПОВЫШАЙТЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАШЕЙ РАБОТЫ КАК ЛИДЕРА, ПОМОГАЯ РАЗВИВАТЬСЯ И РАСТИ ТЕМ, С КЕМ ВЫ РАБОТАЕТЕ.
Четыре заповеди великого коуча:
- Лидер без команды – это не лидер
- Вожатый-автократ – это «вымирающий вид руководителя»
- Десять минут, посвященные коучингу, сэкономят целый час
- Знаешь, как завоевать доверие и влиять на людей – станешь великим коучем.
ЧТО ТАКОЕ КОУЧИНГ, И КАК ОВЛАДЕТЬ ЭТИМ ИСКУССТВОМ
Коучинг призван повысить эффективность работы и усовершенствовать профессиональные навыки те, кто с вами работает.
Его неотъемлемые части – предоставление обратной связи, мотивирование и сила вопроса. Вожатый-коуч также должен иметь адекватное представление о готовности своего подопечного к выполнению конкретной задачи – в плане наличия желания и квалификации.
Итак, основная цель коучинга – помощь подопечному. Коучинг – это ни в коем случае не односторонний поток указаний, а динамичное взаимодействие коуча и подопечного.
СИЛА ВОПРОСА ИЛИ СИЛА УКАЗАНИЯ?
Если вы действительно хотите помогать другим профессионально совершенствоваться – задавайте вопросы, а не только давайте указания.
ВОПРОС – УКАЗАНИЕ
От Предоставления свободы действий к Осуществлению контроля.
Задавать вопросы и пересказывать | Вносить предложения | Демонстрировать | Давать советы | Инструктировать, что и как делать |
---|---|---|---|---|
Выше, если подопечный владеет навыками и может выдвинуть хотя бы одну креативную идею | … | Качество выполнения задания | … | Ниже, при условии, что роль подопечного не заключается в слепом копировании способа выполнения несложного задания, которое, в случае чего, можно будет переделать |
Более глубокое понимание | … | Степень усвоения материала подопечными | … | Глубокое понимание, но только в том случае, если коуч – настоящий мастер своего дела |
В большинстве случаев – высокий | … | Уровень мотивации подопечного | … | Низкий, особенно если подопечный окончательно сбит с толку |
Немного дольше, зависит от скорости усвоения материала подопечным | … | Время выполнения задания | … | Немного быстрее при условии, что задание четко разъяснено, подопечный его понимает и следует инструкциям |
Потенциально высокие | … | Темпы совершенствования навыков коуча | … | Очень низкие |
Те виды заданий, с которыми подопечному придется сталкиваться в будущем | … | Когда предпочтительно применять | … | Задания, имеющие архиважное значение, где у подопечного нет права на ошибку; очень простые задания. |
КАК ПОЛУЧИТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
Эффективная обратная связь – это, помимо всего прочего, умение выслушать коллегу.
- Если можешь – доверяй себе даже тогда,
- Когда все вокруг в тебе разуверились,
- Но не сбрасывай со счетов их сомнений…
- Редьярд Киплинг.
Как установить и поддерживать обратную связь?
Когда в последний раз вы получали исчерпывающую обратную связь? Вероятно очень давно: немногие люди считают, что их работе регулярно дается объективная оценка. Это утверждение справедливо для самых разных специалистов и сотрудников.
Отсутствие адекватной обратной связи со стороны подопечного приводит к серьезным нарушениям в механизме самокоррекции вожатого, что в конечном итоге сказывается на его персональной успешности.
Подопечный не должен оставаться «безмолвным» - он должен ясно дать понять, что нуждается в обратной связи. Более того, обращаясь к руководителю с такой просьбой вы тем самым просите оказать вам услугу, которая, несомненно, требует определенной смелости со стороны коуча, поэтому вам также следует по возможности упростить для него эту процедуру.
Упрощение процедуру обратной связи для «источника».
- Для каждого актуального для вас вопроса подберите подходящего «коуча» - того, которому вы доверяете. Это может быть ваш ровесник, подчиненный, руководитель, друг – в зависимости от того, по каким вопросам вы хотите получить обратную связь:
- Стиль управления (выберите кого-либо из членов возглавляемой вами команды).
- Мастерство проведения мероприятий в лагере (попросите кого-нибудь из вожатых дать объективную оценку вашим действиям).
- Предоставьте вашему коучу как можно больше информации с тем, чтобы он мог подобрать релевантные примеры:
- Заблаговременно объясните коучу, что конкретно вы хотите получить (например, по каким пунктам он должен предоставить вам обратную связь, как часто такие обсуждения будут происходить).
- Предупредите вашего коуча, что вам действительно нужна обратная связь, а не беседа «для галочки».
- Проявите инициативу и постарайтесь наладить доверительные отношения:
- Поясните в каких направлениях деятельности вы хотите усовершенствовать свои навыки (вашему коучу совсем не обязательно знать, в каких сферах вам нет равных).
- Разъясните ваши мотивы и опасения, а также факторы, которые, по вашему мнению имеют отношение к делу.
- Всем своим видом покажите, что вы искренне настроены получить исчерпывающую обратную связь:
- Не воспринимайте сказанное вашим коучем в штыки (если только вы не хотите отбить у него охоту иметь дело с вами).
- Внимательно выслушайте коуча – дайте ему понять, что вас действительно интересует его точка зрения, подытожьте все, что вы услышали от него, и попросите привести конкретные примеры, дать разъяснения.
- Выразите коучу свою признательность:
- Примите к сведению и воспользуйтесь хотя бы некоторыми из полученных рекомендаций.
- Поставьте коуча в известность о том, что благодаря ему вы добились значительного прогресса, поблагодарите вашего коуча.
ПРАКТИКА.
Определите двух коллег, чье мнение о ваших действиях вам было бы узнать на следующей неделе, и попросите их предоставить вам обратную связь.
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МИФЫ О КОУЧИНГЕ
Занятия коучингом полезны и для самого коуча. Как и любое новое явление, коучинг окружает ореол мифов, то есть, говоря более понятным языком, неверных представлений, сложившихся о нем у людей. Данная статья – попытка критического анализа пяти наиболее распространенных мифов о коучинге.
МИФ: Мы занимаемся коучингом в основном для того, чтобы помочь другим.
Реальность: Существует множество материальных, личных и прочих мотивов, которые побуждают вожатого стать хорошим коучем.
Вожатый понимает, что заниматься коучингом очень выгодно, потому он редко оказывается от такой возможности. Ниже приводится далеко не полный перечень аргументов в пользу коучинга: • Возможность сэкономить время, чтобы посвятить его продуктивной работе с детьми. Многие великие коучи полагают , что 10 минут в день, потраченные на занятия коучингом с подопечными, позволяют ежедневно экономить 20 минут. • Развитие навыков общения. Будучи коучем для своих коллег, вы имеете возможность постоянно совершенствовать свои навыки общения, которые играют ключевую роль в установлении доверительных взаимоотношений. • Рост уровня профессионализма команды в целом. • Моральное удовлетворение. Коуч и члены его команды, как правило, получают огромное удовольствие от совместной работы. • Поддержка команды. Если вы помогаете тем, с кем работаете, то и они обязательно помогут вам. И помните, что лидер без команды – не лидер.
МИФ: Основное внимание уделяется подопечному.
Реальность: Познай себя.
Коуч никогда не зацикливается только на подопечных, а великий коуч реально представляет свои возможности. Все мы в той или иной степени обладаем навыками коуча, но, к сожалению, далеко не все способны применять из на практике вследствие определенных психологических барьеров. Великий коуч знает как преодолевать такие барьеры.
МИФ: Коучинг – это только обратная связь.
Реальность: Существует множество других важных методик и приемов коучинга. Большинство людей считают, что коучинг заключается в предоставлении обратной связи и дельных советов подопечному. В действительности же продуманная обратная связь – это всего лишь один из инструментов коучинга. Так хороший коуч в совершенстве владеет искусством эффективного вопроса. Подопечные зачастую овладевают новыми знаниями не тогда, когда им дают советы либо указывают («Вот это ты сделал не так, как нужно; вот как это следует делать»), а когда им задают вопросы («Как ты считаешь, насколько хорошо ты справился? Что бы ты сделал по-другому в следующий раз?»). В арсенале коуча есть и другие, не менее важные инструменты, например подход «GROW» и другие приемы мотивирования.
МИФ: Коучинг требует много времени.
Реальность: Лучший коучинг – это «дозированный» коучинг. Многие считают, что сеанс коучинга - это что-то вроде школьного урока, как по продолжительности, так и по объему «пройденного» материала. На сами деле, в чтении «лекций» нет никакой необходимости. Даже 5 минут, уделяемые коучингу ежедневно, обязательно отразятся на показателях эффективности работы подопечного.
МИФ: Коучинг нужен только для работы.
Реальность: Навыки коучинга очень пригодятся и вне детского лагеря. Те, кто совершенствует навыки коучинга с новичками-вожатыми на работе в детском лагере, со временем обнаруживают, что они не могут реально помогать своим друзьям, партнерам и детям решать разного рода проблемы. Коучинг имеет большую практическую ценность в повседневной жизни.
КАК ПРЕДОСТАВИТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ.
Коуч должен быть наставником, а не судьей.
Каждый раз, давая оценку работе подопечного, помните о трех пунктах (так называемой системе «AID», на которых нужно остановиться подробно:
- A Actions (действия): что предпринимал подопечный по анализируемому направлению работы и насколько хорошо он это делал;
- I Impact (воздействие): эффект от этих действий;
- D Desired outcome (желаемый результат): каким образом подопечный мог бы повысить эффективность своей работы. (Есть нечто общее с Я-сообщением).
Предоставление обратной связи
Умение предоставить эффективную обратную связь – один из важнейших навыков коуча. В общих чертах, предоставление обратной связи – это представление полной картины действий подопечного в конкретной ситуации. Важными составляющими этого процесса также являются анализ эффективности его действий и обсуждение возможных способов ее повышения в будущем.
Итак, несколько определений:
Положительная обратная связь осуществляется тогда, когда подопечный хорошо выполнил порученную работу. Она может состоять только из одной фразы-похвалы, однако для большего эффекта коучу следует отдельно отметить, что конкретно способствовало выполнению задания на высоком уровне.
Конструктивная обратная связь – это объективный анализ действий подопечного. в ходе которого коуч также поясняет, каким образом следует подкорректировать процесс выполнения того или иного задания. Тут можно дать следующие рекомендации:
- воспользуйтесь вышеописанной методикой «AID»;
- анализируя действия подопечного, основное внимание сконцентрируйте на конкретных фактах (например, «На последнем отрядном или дружинном мероприятии ты не дал исчерпывающего ответа на некоторые из заданных тебе вопросов»), а не на абстрактных характеристиках («Ты почему-то стремишься уйти от прямого и полного ответа на заданный вопрос»).
Негативная обратная связь – то есть простое перечисление неверных действий – по своей сути деструктивна и в случае применения (как правило, непреднамеренного) может привести к прекращению доверительных отношений. Она заключается в описании негативного поведения («Ты все время ноешь»), лишенных каких-либо конструктивных предложений.
Для подкрепления фактами ваших тезисов, характеризующих работу вашего подопечного, можно прибегнуть к соответствующим пометкам, сделанным заблаговременно в специальном блокноте, к видеозаписям (если подопечный давал согласие на то, чтобы его снимали в процессе работы) либо попросить третье лицо высказать свои соображения по этому поводу.