Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X fbd8881fm.jpg

Психологический анализ причин стойкой неуспешности младших в лагере показывает, что у достаточно большого числа детей трудности связаны с несформированностью целого ряда психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка. Это так называемые уровни доинтеллектуальной деятельности, к которым относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе "глаз – рука", слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие.

Обратить особое внимание вожатых на необходимость своевременной реакции на проблемы у подопечных с этими психофизиологическими функциями еще на оргпериоде. Также очень важным является раннее выявление именно этой зоны трудностей у неуспешных детей с целью организации и проведения коррекционных занятий.

Предложим вашему вниманию небольшую программу "Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности", которая достаточно эффективно может быть использована в коррекционных целях. В этой программе сделан особый акцент на ритмокоррекцию, с которой связана слого-ритмическая структура как слова, так и речи в целом, и коррекцию межполушарного взаимодействия, необходимую для стимуляции интеллектуального развития каждого ребенка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества.

Работа по предлагаемой программе может осуществляться вожатым. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Предлагаемая серия упражнений должна идти по пути постепенного усложнения по мере усвоения их ребенком.


Ритмокоррекция

1. Детям предлагается игра "Похлопаем, потопаем, постучим". Ребенок отхлопывает заданный ведущим ритм (без музыки) ладонями, оттопывает ногой (при усложнении задания просим ребенка оттопывать обеими ногами поочередно), отстукивает карандашом или палочкой.

Инструкция: "Послушайте, как я постучу, слушайте меня внимательно, а затем после моей команды постучите точно так же". Серии ритмов постепенно удлиняются и усложняются. Если ребенок испытывает затруднения в восприятии и воспроизведении заданных ведущим ритмов, то это может быть одним из признаков его предрасположенности к дислексии (нарушение формирования навыка чтения).

Обратим внимание на важность текста инструкции в любой игре и любом задании. Мы обязательно должны, во-первых, акцентировать ребенка на необходимости внимательного слушания, а во-вторых, на начале ответа только после команды ведущего. В процессе игры или учебного задания детям часто бывает трудно управлять своим поведением, эмоциями, телом. Им свойственно торопиться, перебивать, недослушивать. Четкая инструкция и, может быть, ее многократное повторение связано с тем, что в процессе развивающей работы нам с вами необходимо параллельно с ритмом, памятью, вниманием и др. развить и произвольность психических процессов ребенка. Без этого невозможны регуляция и контроль деятельности, зрелость эмоционально-волевой сферы, выработка таких важных для успешного существования в лагере факторов, как самоорганизация и самоконтроль. Простые, на первый взгляд, игры и упражнения при условии их правильного выполнения самим ведущим могут оказать ребенку неоценимую помощь.

2. Следующая игра – "Придумай сам". Ребенку предлагается придумать свой ритм и передать его ведущему. Если игра проводится в группе детей, то им предлагается передавать придуманные ритмы по кругу.

3. Игра "Ничего я не скажу, лучше ритмом покажу". Ребенок пытается выразить свое состояние или какое-то чувство придуманным им ритмом. Остальным детям предлагается отгадать, что чувствует ребенок или что он хочет сказать своим ритмом.

4. Словесные ритмы. Стихотворная фраза (стихи должны соответствовать возрасту ребенка) делится на слова, произносится ребенком и синхронно оттопывается, а затем на слоги и так же отхлопывается. Желательно оттопывать и отхлопывать в орфографическом варианте. Стихотворная фраза постепенно усложняется от занятия к занятию.

Одним из вариантов игр на словесные ритмы может стать игра "Считалочка-бормоталочка". Попросите ребенка выучить, например, фразу из стихотворения А.Барто: "Самолет построим сами". В первый раз ребенок произносит все три слова, затем лишь два, делая хлопок вместо последнего третьего, а затем одно, делая уже два хлопка. В четвертый раз ребенок делает три хлопка, произнося все три слова "про себя". Выглядит это так:

  • Самолет – построим – сами.
  • Самолет – построим – хлопок.
  • Самолет – хлопок – хлопок.
  • Хлопок – хлопок – хлопок.

Возвращаемся к исходной фразе.

  • Самолет – хлопок – хлопок.
  • Самолет – построим – хлопок.
  • Самолет – построим – сами.

Если ребенок без труда выполняет игры на простые словесные ритмы, то следует перейти к заучиванию веселых стихов и отхлопыванию их (желательно в орфографическом варианте) по слогам, но с чередованием темпа, от медленного к постепенно убыстряющемуся.

4. С большим успехом в этой работе можно пользоваться упражнениями из логоритмики, которые сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темпа речи, развивается речевой слух, речевая память. А главное, ребята очень любят эти игры. Они доставляют им много радости и веселья.

Начинать следует с простых, доступных детям текстов. Мы читаем текст, сопровождая его соответствующими движениями, которые можно придумать самим исходя из текста стихотворения. Потом мы еще раз читаем текст и просим ребенка делать такие же движения, как мы вместе с нами. После нескольких повторений можно предложить делать движения и одновременно повторять вместе с нами текст веселого стихотворения.

Не делайте замечаний ребенку, если у него не сразу все получается! Наоборот, поддержите его восторженным одобрением и похвалой. Помните, что только обучение в радостной и психологически комфортной обстановке принесет желаемый результат. Весело смейтесь над собственными промахами, показывая ребенку, что ошибаться могут даже взрослые и это не страшно. А вообще, идем в тему кричалок и пользуемся и придумываем новые…


Развитие памяти

Слухоречевую и зрительную память следует развивать одновременно, чередуя на занятиях упражнения, связанные с этими видами памяти.

Упражнения на развитие слухоречевой памяти

1. В игровой форме предлагаем детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличиваем.

Ведущий: "Ребята, кто из вас больше запомнит звуков? Я буду произносить цепочку звуков, вы сначала внимательно ее послушайте, а затем по моей команде повторите".


Даем первую цепочку: "А–О–У–Э". Затем ведущий просит повторить ее одного из ребят. Если звуки произнесены верно, то цепочку звуков повторяет хором вся группа. Если же была допущена ошибка, то ведущий просит: "Ребята, я был невнимателен и прослушал. Помогите мне, пожалуйста, повторите звуки еще раз".

Вторая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И–Э–О". Работа с ней идет по тому же алгоритму.

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что дети легко справляются с предыдущим упражнением. В общем идем в тему театральных тренингов, там еще есть такие упражнения.

2. Можно рекомендовать упражнение "Говорим и рисуем". Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку но не звуков, а слов. Слушайте внимательно, а затем по моей команде повторите. Но теперь, проговаривая слова, мы будем рисовать их перед собой (в вертикальном пространстве) так. Младшим нравится произносить слова и одновременно рисовать их. Однако работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе "рисования" вы можете отследить не "зеркалит" ли ребенок. В случае искажения ребенком образа следует использовать специальные упражнения.

3. Выстраиваем цепочку слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;
ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе очень важны фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребятам можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков) – упражнение "Галактическое собрание".

4. Далее, в работу можно ввести тему "Наша интонация". В игровой форме мы просим ребенка произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.

Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.

Ведущий: "Ребята, разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнесите ее радостно, словно сегодня у вас день рождения; кровожадно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате; печально, словно потеряли любимую игрушку или поссорились с другом..." и т.д.

Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию или отследить, какую он использует чаще всего. Это хороший диагностический материал для анализа его эмоциональной сферы. Хорошо поделиться этими данными с психологом с целью оказания поддержки ребенку.

Если вы занимаетесь с группой ребят, то можно использовать упражнение "Два маленьких котенка". Вы организуете диалог между ребятами, предлагая им использовать различные интонации для выражения своих чувств.

5. Усложненный вариант – упражнение "Повтори наоборот".

Ведущий: "Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или "задом-наперед". Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА."

6. Выстраиваем цепочку слов. 3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не должны быть связаны по смыслу.

Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и др.

Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Для коррекции элементов дисграфии и дислексии у школьников рекомендуется орфографическое произнесение запоминаемых слов. Это упражнение, помимо механической, хорошо развивает и логическую память ребенка.

Второй вариант. Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб...

Ведущий: "Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори".

В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение "Повтори наоборот".

Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, малыши могут "взять" цепочку из 6–7 слов, а то можно дать и все 10 слов.

7. Предлагаем предложения с постепенным увеличением их объема.

Для того чтобы материал лучше "записывался" в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.

Мы просим детей преобразовать словесную форму в конкретный зрительный образ, так как абстрактные образы детям младшего возраста запоминать сложно. Ребенок, мысленно создавая свою картинку, как бы иллюстрирует сначала слово, потом фразу, а потом и кусочек текста.

После каждого слова (фразы, отрывок из текста) делаем паузу.

Ведущий: "Ребята, я буду говорить вам слово (фразу, отрывок из текста), а вы после каждого закройте глаза и мысленно нарисуйте себе картинку".

Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа...
Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море...

Цепочка слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается с 5–6 до количества, который может запомнить ребенок.

8. Строим цепочку цифрового ряда. Здесь так же может быть несколько этапов работы:

1. последовательный числовой ряд, только четные, только нечетные, только делящиеся на :2 и т.д.;
2. числа идут в цепочке вперемешку;
3. (усложненный). Повторить данную цепочку, но наоборот.

Еще раз главное – постепенное увеличение объема, иначе мы можем "испугать" ребенка обилием информации.


Упражнения на развитие зрительной памяти

Это та же серия упражнений, но в которой мы предъявляем ребенку материал к запоминанию, используя карточки, картинки, небольшие плакаты.

Мы предлагаем ребенку запомнить рисунки с изображенными на них буквами, цифрами, слогами, словами, фразами, конкретными предметами.

Можно показать ребенку сюжетную картинку (от простой к сложным), предъявив ее на короткое время, затем убрать и попросить описать, что на ней изображено.

Для коррекции зрительной (орфографической) памяти можно использовать рисование отдельных словарных слов или словосочетаний, письмо по памяти.

Работая с детьми, мы не должны забывать про важность игровых моментов на своих занятиях. В свою программу я активно включаю игры и упражнения, которые, с одной стороны, работают на развитие памяти, внимания, речи, а с другой, делают занятие веселым и непринужденным.

Речь идет о целой серии упражнений под общим названием "Дразнилка". Целью этих занятий является развитие высокого уровня подражания, имитации, копирования задаваемых ведущим моделей речи (темп, интонация, высота голоса и др.), движений ("Подвигаемся, как..."; "Побегаем, как..."; "Походим, как..." и др.), мимики (радуемся, огорчаемся, съели кислое и др.) и их различных сочетаний и вариаций.

Параллельно с развитием памяти, как вы уже, наверное, поняли, весь этот блок программы развивает еще и внимание ребенка. Игры, в которых нужно внимательно послушать, внимательно посмотреть, постараться точно скопировать рукой, мимикой, двигаться всем телом и др., направлены на развитие произвольного полимодального внимания, которое необходимо ребенку, чтобы "научиться быть отличником".

Развитие межполушарных взаимодействий

Вы наверняка сталкивались с детьми, которых даже близкие им люди называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, которые взрослые называют "нелепыми". Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.

В рамках нашей статьи мы не будем касаться научных аспектов темы межполушарного взаимодействия. Но для того чтобы была понятна логика подбора игр и упражнений программы коррекции и развития, необходимо сказать следующее.

При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.

Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.

Первым блоком программы развития межполушарного взаимодействия является блок "Движение" – через комплексы специальных игр и упражнений мы как бы проходим сначала двигательное развитие ребенка от младенчества до раннего возраста.


Комплекс упражнений для младших детей

Проводится как индивидуально, так и малой группой. Желательно использование специального зала или просторной, хорошо проветриваемой комнаты с ковровым покрытием. Рекомендуется спортивная одежда, не сковывающая движений ребенка.


1. Упражнение на дыхание

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.


2. "Потягушки"

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.


3. "Бревнышко"

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз.

В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.


4. "Лодочка" (лежа на спине лицом вверх)

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая "лодочку". Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.


5. "Лодочка" (лежа на животе лицом вниз)

Выполняется ребенком точно так же.

Далее следуют два упражнения на активное ползание.


6. "Поспешим к Айболиту"

Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.

а) "Раненый зайчик"

Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.

б) "Раненый медвежонок"

Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.

Рекомендуется упражнения а и б проводить на счет, то есть задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.


7. "Четвереньки"

Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами.


8. "Канатоходец"

Исходное положение – стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).

Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Мысочки ног при таком движении должны быть оттянуты.


9. Упражнение на дыхание

Мы заканчиваем комплекс упражнением на дыхание (см. упражнение 1). Второй блок – "Моторика" – развитие моторики ребенка по нескольким кинесиологическим программам, позволяющим активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности занятий синхронизации работы полушарий. Приведем пример одного из комплексов упражнений. Подробнее с кинесиологическими программами можно познакомиться в книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с учетом психофизиологии".


Комплекс упражнений для младших детей (в сокращении)

1. Зеркальное рисование На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

2. Колечко Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.

Можно использовать при этом текст стихотворения.

В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Пальцев дружная семья – Друг без друга им нельзя.

3. "Кулак – ребро – ладонь"

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.

Особое внимание в коррекционно-развивающей работе следует уделять леворуким детям или детям с элементами левшества. В этом случае в комплекс упражнений рекомендуется включать, например, следующие упражнения, пришедшие в образовательную практику из нейропсихологии.

4. "Пальчики шалят"

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу:

а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.

Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру "Путаница":

а) просим: "Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю", – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;
б) даем установку: "Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки". В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.

5. "Моторчик"

Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:

а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.

Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

6. "Веселые карандаши"

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.

При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.

Третий блок представлен кинесиологическими упражнениями из программы "Гимнастика мозга", дополненными игровыми и соревновательными моментами, специально подобранной музыкой, ритмическими стихами и текстами. Поскольку он очень обширен, приведу примеры лишь нескольких упражнений.

1. "Перекрестные шаги" Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.

Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.

2. "Перекрестные прыжки" Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.

3. "Перекрестный шаг сидя" Ребенок представляет себя мотоциклистом. Заводим мотоцикл и "едем": локти рук касаются противоположных колен.

4. "Вращение шеи" Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.


Конечно, проблема разностороннего индивидуального развития ребенка, а также проблема преодоления возникшей школьной неуспеваемости слишком серьезна, чтобы решить ее, используя только несколько упражнений. Занятия с ребенком должны носить комплексный характер, то есть каждый урок составляется из игр и упражнений, взятых из ритмокоррекции, развития памяти, произвольного внимания, межполушарной синхронизации. Занятия должны быть насыщены веселыми музыкальными ритмами, речевками и стихами.

Нам с вами, уважаемые взрослые, надо понять, что проблемы в развитии и плохая успешность – это не вина, а беда ребенка. И без заинтересованной помощи взрослых ему с ней очень трудно справиться. Возможно, что предложенная вашему вниманию, пусть даже в кратком изложении, программа поможет вам в работе с детьми в детском лагере.