Конспект курса для руководителей

OBSCHESTVO-skaut-93hi.jpg
47(4)m.jpg
OBSCHESTVO-skaut-108hi.jpg

ПЕДАГОГИКА

В педагогике надо различать цель, к которой стремится воспитатель, и методы, с помощью которых он достигает своей цели. При правильной цели методы могут быть неприемлемы. И, наоборот, при хороших методах цель может быть для нас недопустимой.

В основу полагаются принципы:

  1. Наглядность;
  2. План;
  3. Постепенность;
  4. "Интересность";
  5. Активность;
  6. Гигиеничность;
  7. Ритм;
  8. Индукция и дедукция - т.е. полнота познания мира;
  9. Добровольность;
  10. Драматизация.


Главная задача внешкольного воспитания - гармоническое развитие личности: физическое и духовное.

1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Оно является одновременно не только развитием тела, но и души и ума. В практике все воспитывает хорошего человека. Это достигается разными способами:

А. Пребывание и ведение занятий на открытом воздухе;
Б. Физические упражнения.


Они должны вестись по возрастным группам, с индивидуальным подходом к возможностям каждого:

  1. Строевое обучение - приспособленное к нуждам жизни. Это легкая форма гимнастики, ведущая к чувству общности всей единицы и членов лагеря;
  2. Гимнастика - упражнения должны вестись раздельно у мальчиков и девочек. Они должны начинаться с простейших и постепенно переходить к более сложным. Утром они помогают приободриться и поднять настроение;
  3. Спорт - спортивные игры могут быть очень полезны, но надо, чтобы чувство соревнования и желание победы не перерастало во враждебность к противнику. А, кроме того, надо, чтобы спортсмены не надрывали свои силы;
  4. Игры - имеют самое большое значение в воспитании. Они развивают не только ловкость, смелость, находчивость, но и честность, справедливость, умение принять свое поражение или же радость победы без унижения противника;
  5. Походы - очень полезны для здоровья, если они опять - таки рассчитаны по физическим силам участников и не перегружены научными или какими-нибудь другими заданиями. Они очень полезны и для развития дружбы у ребят, для радостного настроения от общения с природой, преодоления трудностей похода;
  6. Гигиена - очень важна в системе физического воспитания. Руководитель в лагере и в походе должен обучать ребят правилам гигиены и их применению в жизни и следить за их исполнением;
  7. Санитария - мальчик должен уметь очистить воду, оказать помощь больному или раненому и т.д. Этим он помогает ближнему и может помочь и самому себе в случае надобности. Он не должен быть беспомощным.

Руководитель должен помнить, что, прежде чем начинать любые физические занятия, необходимо заключение врача о каждом ребенке.


2. ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДУХА

Перед воспитателем стоит целый ряд задач, чтобы воспитать полноценного, благородного человека. Римляне верили, что в здоровом теле здоровый дух. Это далеко не всегда так. Здоровому духу надо помочь развиться так же, как и здоровому телу.


СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основой является звено от 6 до 10 человек. Хорошо подобранный состав звена с вожаком представляет как бы семью. Дети учатся жить вместе. Развивается привязанность, желание помогать друг другу, желание создать хорошее звено.


АКТИВНАЯ ДОБРАЯ ВОЛЯ

Этот термин был введен Кантом. Он считал, что этические нормы относительны и зависят от времени и места. Мы к этому подходим с точки зрения служения абсолютному и вечному Добру. Воспитатель должен поддержать естественное для многих детей стремление вылечить поломанное крыло птички или спасти птичку из лап кота. Но, с другой стороны, дети часто от недомыслия бывают очень безжалостны. Их надо остановить, объяснить жестокость их поведения и направить к добру.


ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ - КУЛЬТУРА ЭМОЦИЙ

Руководитель всегда следит за проявлением чувств каждого члена своей единицы. По эмоциям можно следить об удаче педагогического приема. Общее настроение показывает степень успешности работы вообще. Беседы у костра должны быть рассчитаны не столько на передачу полезных сведений, сколько на возбуждение определенных чувств и стремлений. Игры вызывают чувство соревнования, но зависти не должно быть, так как соревнование происходит между партиями. Это дает радость от участия в игре. Праздники особенно выявляют радость и веселье ребят. Но и в повседневной жизни чувства жизнерадостности, бодрости должны быть доминирующими у ребят. Это дается полнотой жизнеощущения.


ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ

Главная задача руководителя - развить у подопечного волю, умение владеть собой.


НАКАЗАНИЯ

Несмотря на все старания руководителя, дети остаются детьми и делают не всегда то, что полагается. Сначала надо начинать с разговора, объяснения порочности поступка. Если не помогает, надо придумать такое наказание, которое соответствовало бы тяжести "преступления" и характеру "преступника". Ни в коем случае не должны практиковаться наказания, которые унижают ребенка, такие как стояние под мачтой, да еще с тяжестями, или еще хуже, которые, к сожалению, применяются к провинившимся некоторыми неопытными руководителями. Не следует наказывать работой, потому что работа должна быть радостью.


ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Руководители должны передать ребятам практически полезные сведения и навыки и развить привычку к регулярному труду. Все разряды дают необходимые сведения для жизни в природе, для того, чтобы не бояться любой работы, чтобы быть полезным окружающим. Специальности еще больше развивают возможности ребят в индивидуальном порядке в той области, которая особо их интересует. Таким образом, развивается умение ориентироваться в любых обстоятельствах, находчивость и умение самостоятельно выйти из трудного положения, не ожидая посторонней помощи.


ТВОРЧЕСТВО

Вся наша работа построена на двух началах: добровольности и самодеятельности. Больше всего личность раскрывается в творчестве. У ребят это начинается с ручного труда, потом выступления на костре и т.д. С возрастом творчество становится более индивидуальным в зависимости от талантов. Руководитель должен бережно поддерживать начинающиеся ростки творчества и развивать их. Очень полезно вводит игры, которые требуют импровизации. Можно устраивать дружинные музеи, изучать народные песни или вышивки и т.д.


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ

Несмотря на то, что большинство разведческой работы происходит группами, всегда есть возможность для индивидуальных занятий и интересов. Специальности, творчество, самодеятельность на кострах и в различных выступлениях, любое проявление личных наклонностей - все всегда встречает поддержку руководителей и обычно товарищей. Руководитель должен очень внимательно следить, чтобы его требования и планы не превышали физических возможностей всех участников и чтобы отвечали их интересам и наклонностям.


СООТВЕТСТВИЕ ПРАКТИКИ УСЛОВИЯМ И ИНТЕРЕСАМ ВОЗРАСТА И ПОСТЕПЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ

Это одна из самых важных сторон практики. Для младших, от 8 до 11 или 12 лет, существует совершенно отдельная программа занятий, игр и испытаний, постепенно возрастающих по трудности. С 12 лет до (приблизительно) 16 лет программа тоже постепенно возрастающая по трудности. В то же время подопечный постепенно поднимается по лестнице практического познания жизни и нравственного совершенствования. Руководитель никогда не должен ожидать от ребенка больше того, что он может дать на том уровне развития, на котором он находится.

Важно также отметить, что руководитель независимо от того, есть ли у него педагогические способности или их нет, будучи руководителем, является одновременно и педагогом, то есть воспитателем. В области педагогики основной инструмент - личность педагога. Поэтому наша личность - это тот инструмент, на который опирается вся наша теория и практика. Это возлагает большую ответственность на руководителя. Что значит подавать хороший пример? Чему учит хороший педагог-руководитель? Он не говорит: "Становитесь такими хорошими, как я". Вместо этого он советует: "Учитесь, ищите и совершенствуйтесь. Я тоже этим занимаюсь и могу вам помочь".

Все вышеизложенные принципы педагогики делают эту систему внешкольного воспитания исключительно привлекательной для молодежи.

Приложение

Вопросы для обсуждения:

  1. Отношения между мальчиками и девочками
    а. Чего достигают разговоры по душам на эту тему?
    б. Как вызвать на откровенный разговор?
    в. Что мы можем предложить в этой области на фоне общего разгула?
    г. Как избежать дидактического тона в обсуждении этого вопроса?
  2. Знакомство с семьей ребенка?
    а. Как легче всего узнать, что представляет собой данная семья?
    б. Как наладить контакт с родителями?


ПСИХОЛОГИЯ

1. ЛИЧНОСТЬ - это синтез человека - сумма всех наследственных и приобретенных черт. Этот синтез включает также личный, духовный опыт, не поддающийся изучению. Важно сознавать, что личность человека, фактически, создается в течение первых пяти лет его существования. Когда к нам поступают дети, то это уже люди с определенным сложившимся характером. Черты этого характера коренятся в прошлом ребенка, отчасти в его наследственности и отчасти в том, что он пережил в первые годы своего существования. Мы хотим передать детям самое лучшее, что мы можем, что имеем в разведчестве, считаясь с тем, что в какой-то мере наше влияние, в силу сказанного выше, ограничено.

А. ФИЗИЧЕСКОЕ СЛОЖЕНИЕ в течение многих столетий считалось главным в определении личности. Самым важным в организме является мозг. Тем не менее, психосоматическая медицина установила, что нарушение функций любого органа, любой части тела влияет на поведение человека, на его психику.

Б. ТЕМПЕРАМЕНТ. Внутренняя деятельность органов (гланд) придает определенный ритм (меняющийся в случае болезни), который определяет темперамент. Гиппократ указывает четыре категории:

Сангвиник - подвижной, живой увлекающийся человек;
Флегматик - равнодушный, спокойный человек;
Холерик - порывистый и резкий человек;
Меланхолик - медлительный, но глубокий человек, склонный к грусти.

Несколько категорий может сосуществовать в человеке, но одна из них обычно преобладает.

В. УМ - способность думать и приспосабливаться к новым ситуациям. Человек рождается с определенными умственными способностями, которые развиваются при помощи обучения.

Г. ХАРАКТЕР - играет не менее важную роль, чем ум. Известный психиатр и психолог Юнг разделил характеры на два типа:

Интроверт - человек, живущий преимущественно внутренней жизнью (не обязательно эгоист). Избегает обычно общественных контактов, ограничивая количество знакомых лишь небольшим кругом настоящих друзей. Подвергает свои поступки строгой критике. Посторонние считают его суровым и неприветливым, тогда как он может быть очень добрым и духовно глубоким человеком.

Экстраверт - обычно веселый, общительный, экспансивный человек. С ним легко подружиться, но дружба эта обычно поверхностная. Он подвержен эмоциям. Переменчив в своих вкусах и привязанностях. Избегает анализа внутреннего мира. Боится оставаться наедине. В его суждениях не хватает объективности. Интеллектуальные интересы всегда связаны с конкретной целью. В чистом виде оба типа граничат с психопатологией, поэтому человеку обычно присуща смесь обоих типов в разных пропорциях.


2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ:

А. Наследственность;
Б. Физическая среда - климат, местность, пища;
В. Социальная среда - общество, школа, друзья, телевидение, интернет;
Г. Семья - самая значительная роль. Для мальчиков идеал папа, для девочек - мама.


ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТОВ

Влияние внешкольной организации на ребенка ограничено.

В воспитательной работе надо учитывать:

  1. Интересы, желания, потребности и возможности ребенка;
  2. Постепенное расширение интересов, развитие способностей и положительных качеств;
  3. Помощь в борьбе с недостатками.


МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Внедрение в общественную жизнь. Сосуществование с другими. От 7 до 10 развивается понятие о жизни в обществе. Желание быть первым, показать себя. Возможно проявление враждебности - склонность к дракам у ребят. У девочек - склонность дразнить, издеваться. В 9 -10 лет дети иногда сами организуют группы и устанавливают свои правила, которым подчиняются. После 9 лет - больше организационного элемента.

2. ЭГОЦЕНТРИЗМ

Понятие времени, пространства почти не существует в этом возрасте. В центре всего - "Я". В восемь-девять лет возможно индуктивное восприятие, то есть ребенок способен переходить от конкретных впечатлений к более широким понятиям. К одиннадцати годам появляется понятие времени, пространства, веса и т.п. (логическое мышление). Преклонение перед родителями, учителями и взрослыми слабеет. Начинает проявляться критическое отношение.

3. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Только в 7 - 8 лет появляется более осознанное понятие о том, что можно, а что нельзя. Правила постепенно становятся обязательными. Растет понятие о добре и зле, как о чем-то действительном для всех. Это основа будущего нравственного развития.

4. ВАЖНОСТЬ игры, ручного труда, сказок, перехода в воображаемый мир.


РАЗВЕДЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

1. ПЕРЕХОД к абстрактному, формальному образу мышления (математика). Подросток 15 - 16 лет обладает всеми умственными способностями, которые может развивать. Он хочет, чтобы с ним считались. Любит противоречить (спор ради спора). Попытка сформировать собственное мировоззрение. Увлечение реформами - общество, государство. Искренность, убежденность, но идеализированный подход и незнание реальности. Большое значение имеет пример героя (певец, артист, ученый). Каких героев мы можем предложить подросткам?

2. ПУБЕРТЕТ. Половое созревание. Физиологические и физические перемены, иногда связанные с болезненными переживаниями: срывающийся голос, быстрый рост, неуклюжесть, застенчивость, отчуждение. Возможны попытки покончить с собой. Бунт подростков против родительской власти и других авторитетов. Желание, чтобы поняли, доверяли, считали зрелыми и ответственными. Подростки не переносят ограничений свободы.

3. КРИТИЧЕСКОЕ отношение ко всем и ко всему (и к руководителям).

4. ОТНОШЕНИЕ к сверстникам. Поиски дружбы, поддержки. Желание "побалаганить", поговорить, поделиться своими горестями и радостями. Благоприятная почва для звеновой системы.

5. ИНТЕРЕС к противоположному полу. Групповой контакт, а потом переход к индивидуальным отношениям. "Исключительное чувство любви", первые увлечения недолговечны.


МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Младшая ветвь - от 7 до 10 лет. Руководителю - забота, ребенку - разочарование. Создание цикловых игр на определенные темы - основной метод работы с младшими.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Следовало бы разделить младшую ветвь на две группы: 7- 9 и 9 -10 лет. Благоприятный для внешкольной работы возраст. Потребность играть, в игре учиться жизни. Признание авторитета старших, желание подражать им.

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ облегчает возможность воздействия. Все воспринимается без анализа. Полное доверие к старшим.

ПОДВИЖНОСТЬ - потребность упражнять все мускулы, постоянно переходить к Новому занятию, неумение долго заниматься одним предметом.

ИНДИВИДУАЛИЗМ - эгоцентричность, эгоизм. Ребенок утверждает свое "Я", занят собой, хочет найти свое место среди сверстников. Хвастливость, желание быть лучше других. Ссоры и сплетни. Дружба недолговечна, нужен лишь компаньон в игре. Нет чувства товарищества. Я, а не мы.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - быстро меняется настроение. Частые, мимолетные обиды, слезы.

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ и ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Ребенок впитывает и запоминает все, мир воспринимает интуитивно. Не вопрошает серьезно, удовлетворяясь простыми ответами. Взрослых видит подчас "насквозь".

ЛЮБОВЬ МАСТЕРИТЬ. Ребенок гордится своим достижением, любит похвалу.

ОТСУТСТВИЕ ТВЕРДЫХ МОРАЛЬНЫХ КРИТЕРИЕВ. Склонность ко лжи, собственничеству. Возмущение несправедливостью. Жалобы.

СПОСОБНОСТЬ ФАНТАЗИРОВАТЬ, то есть полностью переноситься в воображаемый мир, где комната с опущенными шторами становится кораблем, окно - иллюминатором, палка - ружьем, а стул - штурвалом.


ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППЫ.

В каждой группе, даже самой маленькой, должны быть начальник и помощник. Начальник группы должен быть взрослым, ответственным человеком, любящим детей, физически выносливым.

Желательны помощники, ведающие играми, спортом, ручным трудом. За всю работу группы отвечает ее начальник. Группа делится на шестерки (по цветам: зеленая, голубая и т.п.) - строевые единицы, не работающие самостоятельно. Старшие в шестерке могут чередоваться. Возможна старшая шестерка, готовящаяся к переходу в отряд.


РАБОТА ДЕТСКОЙ ГРУППЫ В ГОРОДЕ

Сборы, прогулки, поездки за город, посещение интересных мест т.п. Любое начинание должно быть тщательно подготовлено, и план его написан и роздан помощникам.

Основные компоненты сбора в городе: начало сбора (согласно традиции группы), беседа, рассказ или сказка, пение, занятия, ручной труд, игры, конец сбора. Важно, чтобы в группе были свои традиции и церемонии начала и конца сбора.

ИГРЫ - основной элемент каждого сбора. Их следует чередовать с другими занятиями. Чередовать также по типу (подвижные, сидячие, образовательные). Учить новым играм - младшие любят старые, знакомые игры.

ЗАНЯТИЯ - по "глазкам" и специальностям проводятся в виде собеседований, игр или состязаний.

РУЧНОЙ ТРУД желательно планировать так, чтобы в течение сбора дети закончили что-нибудь и могли взять с собой домой. Ручной труд - отдых после игры.

БЕСЕДЫ должны быть очень короткими, затрагивающими конкретную тему. Интересную сказку или захватывающий рассказ дети готовы слушать долго.

ПЕНИЕ интересует не всех, особенно мальчиков. Можно петь и разучивать то, что детям понятно и то, что нравится.


МЕТОДЫ РАБОТЫ

Основной метод заключается в игре в жизнь. Постоянное движение, познавание, упражнения по задуманному согласно нашим методам и программам плану.

Дать детям то, что не может дать семья, школа. Прохождение тем не должно быть связано с серьезными занятиями и испытаниями. Получение "глазок" - скорее вехи пребывания в группе. Важнее поведение. Испытания на "глазки" производятся чаще всего в виде бега в помещении, в парке или возле лагеря. Обычно идут по два или три человека (на разные "глазки") от одного пункта к другому. На пунктах судьи задают им разные вопросы или просят что-то сделать. Желательно не допускать до бега тех, кто не сможет сдать все.


ДРАМАТИЗИРОВАННАЯ ЦИКЛОВАЯ ИГРА - это продолжительная (4-8 сборов или весь лагерь) игра на определенную тему.

Цикловая игра бывает часто связана с темой специальности, но не всегда. Специальности - повар, пловец не поддаются драматизации.

Цикловая игра использует способность ребенка переноситься в воображаемый мир. Этот воображаемый мир лучше всего создается в драматизированных эпизодах, связанных с темой цикловой игры.

Цикловая игра, и в лагере (где ее легче проводить), и в городе (где труднее), требует большой подготовки: ознакомления с темой игры, приготовления костюмов, разучивания песен, кличей, танцев, относящихся к игре, а главное, и самое трудное, разработки игр и эпизодов.

Необходимо провести ряд бесед, которые подготовят детей к участию в играх и эпизодах. Нужно найти и подготовить добавочных помощников. Если есть возможность, заняться бутафорией.

Все вышеупомянутое помогает "перевоплощению" - переходу в воображаемый мир игры.


ДЕТСКАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА В ЛАГЕРЕ

Программу лагеря следует разработать и расписать по дням. Это поможет избежать провалов и изнуряющих ночных заседаний штаба.

Лагерная жизнь должна быть полна радостных переживаний, отличающихся от того, что дети видят и переживают в городе. Этому способствуют наши лагерные церемонии, традиции и вся лагерная программа.

Множество новых переживаний может доставить цикловая игра, проводимая на протяжении всего лагеря, когда ежедневно весь лагерь на несколько часов переходит в воображаемый мир игры. Для руководителя это большая работа, требующая детальной подготовки в городе.

Ежедневные костры в лагерях младших не обязательны. Костры можно заменять чтением или беседами у лампы. Допустимо зажигание свечей по палаткам (осторожно!). Если лагерь с купанием, необходимо строго соблюдать все правила безопасности.

Лагерники делают все вместе в лагере. Никто не может уходить за пределы лагеря или бродить по лагерю в одиночку.

Старшая шестерка может жить при лагере или жить в особой палатке в лагере. Ее члены могут помогать в проведении цикловых игр.

У начальника лагеря должно быть достаточное количество помощников, на столько большое - насколько управляемо. Полезны специальные помощники, ведающие спортом, ручным трудом, плаванием.


ТРАДИЦИИ В ГРУППЕ

У каждой детской группы свои традиции. Свое название, свой способ украшать место группы, свой способ строиться, собираться вокруг начальника и т.п. Важно иметь особую, торжественную традицию перевода в отряд. Традиции создаются постепенно, а не по заданию.


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Говорить младшим о морали почти бесполезно, говорить о добрых делах, конкретных, нужно. Во всех случаях - в беседах, рассказах, собеседованиях, играх, приготовлении к цикловым играм необходимо всегда подчеркнуть добро и высказать порицание злу.


РАБОТА ОТРЯДА

ДУХ ОТРЯДА

Это - любовь, дружба, преданность и гордость за честь своего отряда. Эти чувства появляются в результате успешной, интересной и радостной совместной работы в отряде. Сам отряд выбирает цвета отряда, связывая их с именем отряда. Имя и цвет находятся на знамени. Отряд имеет свой герб - простой, чтобы все могли его нарисовать, свой девиз, отрядную песню, клич, свои традиции и церемонии и, наконец, свое место сбора или стену, которую можно украсить по своему вкусу.

ОТРЯДНЫЕ СБОРЫ

Работа в отряде ведется в виде сборов, походов, выступлений и лагерей. В нормально работающем отряде постоянно происходят звеньевые сборы, а реже - отрядные. Там, где звеньевая система еще не налажена, отрядные сборы следует проводить чаще. В этом случае часть сбора посвящается звеньевым сборам - исполнению заданий, занятиям по разрядам или подготовке к состязаниям. Беседа, игры, состязания, песни - проходятся совместно всем отрядом.

Задачи нормального отрядного сбора, проводимого не вместо, а помимо звеньевых сборов:

  • Провести смотр состояния звеньев;
  • Дать возможность звеньям состязаться друг с другом;
  • Укрепить отрядный дух совместными радостными переживаниями - играми, песнями, церемониями.
  • Отрядный сбор продолжается 2-3 часа. Желательно собираться на природе, но не обязательно.
  • Предварительно на совете отряда распределяется, кто и что делает.
  • Дежурное звено приходит заранее, приготовляет помещение.
  • Помощник или дежурный строит отряд.
  • Начальник отряда принимает рапорт, проводит строгий смотр звеньев: стойка, форма, руки, ботинки. (5 минут)
  • Церемония начала сбора.
  • Поднятие флага (желательно - не копия лагерных церемоний), отрядная песня, клич - дело фантазии начальника и совета отряда. (10 минут)
  • Звеньям дается задание общего характера, чтобы все могли участвовать. Задания разнообразные. (30 минут)
  • Снова сели в круг.
  • Начальник отряда ведет беседу. (10 минут)
  • Разучивают по теме соответствующую песню. (10 минут)
  • Межзвеновое состязание, аккуратность, смекалка, поиски пунктов на карте, игра. (30 минут)
  • Строй, упражнения на быстроту, природоведение, ручной труд. (20 минут)
  • Вторая половина сбора посвящена играм и песням.
  • Костер, свечка. (50 минут)
  • В разгар веселья начальник отряда овладевает вниманием всех и сообщает им все то, что следует запомнить к следующему сбору.
  • Заключительная церемония - спуск флага, девиз и гимн.
  • Совет отряда проводит короткое совещание о результатах сбора.
  • Начальник отряда может задержать кого-нибудь из ребят, чтобы поговорить.
  • Иногда в отряде проводятся особые сборы, посвященные спевке, ручному труду, репетиции. Такие сборы должны включать церемонии, игры и беседы.


ПОХОДЫ

Поход - это выезд за город не меньше, чем на 12 часов. Но мы рассмотрим и другие возможности деятельности. Общий принцип - как можно больше походов с ночевкой, дневных прогулок с заданием по городу.

Ко всем им относятся следующие советы:

  • Информация должна быть заблаговременной и точной - что, где, как, когда, почему, что взять, как одеться, где собираться и т.п.;
  • Сбор перед походом включает проверку снаряжения;
  • Начало похода, так же как и конец, отмечается сбором в круг;
  • Отправление в поход и возвращение должны быть точными;
  • Передвижение - поездка, марш - должны быть обеспечены с точки зрения безопасности;
  • Распределение должностей заранее обсуждено на совете отряда.

Виды походов также многообразны:

  • Бивак с ночевкой и лагерной программой;
  • Поход - большая игра - задания по звеньям;
  • Горный поход для старших и опытных;
  • Робинзоновский поход - в дикое место с "подножным кормом";
  • Поход по тревоге;
  • Поход с препятствиями;
  • Исторический поход;
  • Ночной поход;
  • Зимний поход на лыжах;
  • Поход доброго дела;
  • Поход для ознакомления - экскурсия.


ОТРЯДНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Отрядные выступления бывают разные: приглашение гостей. Все эти выступления должны быть смотром успехов и состояния отряда:

  • "Свечка" - костер;
  • Чашка чая - вечер с программой и танцами;
  • Спектакль на определенную тему - пьеса, монтаж, песни;
  • Выставка - собственноручные изделия, фотографии и т.д.


МЕЖЗВЕНОВЫЕ СОСТЯЗАНИЯ

В отряде они могут быть постоянными, отражающими жизнь звена. Звено - победитель получает переходящий приз - значок на флажок.


ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРЯДНОЙ РАБОТЫ

Планируя работу отряда, необходимо считаться с законами природы. Следует помнить, что в области психики установлено что:

  • Утро - способствует воздействию на волю человека в преодолении трудностей;
  • День - воздействию на ум (занятия);
  • Вечер - воздействию на чувства (переживания);

В течение дня человек наиболее способен к умственной деятельности с 9 до 12 и с 15 до 17 часов, в течение года наиболее восприимчив к обучению осенью и весной. При планировании работы начальник отряда сначала устанавливает, какая общая задача стоит перед отрядом в предстоящий год, затем более подробно разрабатывает план на каждую четверть года:

  • Осень - реорганизация, отчеты, походы, занятия по разрядам;
  • Зима - подготовка к елке, выставке, сборы у камина, доброе дело, выезд на снег;
  • Весна - выход в природу, усиление занятий по разрядам, выставки, подготовка к лагерю;
  • Лето - биваки, походы, лагерь, встречи с другими группами.

Квартальное планирование работы делает дальнейшую разработку плана по месяцам более легкой - подробные планы сборов, походов, сборов совета отряда.


ЛАГЕРЯ

Недаром говорится, что год делится на 50 недель подготовки и 2 недели лагеря. Может быть, это и преувеличено, но лагерь все же является самым ярким и интересным моментом в жизни ребят.

В связи с этим перед начальником отряда стоит серьезная задача быть полностью подготовленным, чтобы использовать лагерное время в воспитательном отношении. В лагере дети находятся всецело под его влиянием и надзором. В то же время он должен быть в состоянии поддерживать четкий административный порядок.

Пионеринг - это лесная школа, которая приучает к самостоятельности, воспитывает чувство любви к природе, развивает дружбу.


МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ

  • Развитие телесное - физическая закалка, укрепление здоровья, ряд специальных навыков;
  • Развитие умственное - способствующее приобретению знаний, развитию памяти, наблюдательности и т.п;
  • Развитие духовное - выработка твердого характера, силы воли и высокой нравственности.

Молодежь стремится к самоутверждению. Ребята ожидают не обучения, а веселой компании, приключений, походов и лагерей, красивой формы, торжественных церемоний. Поэтому у нас нет экзаменов - есть испытания, состязания, бег. Ребята не “зубрят”, а живут, работают, занимаются, играют.

Ввиду всего этого задача молодых руководителей - глубоко продумывать каждый шаг, планируя работу с ребятами (в городе ли они, или в лагере). Все занятия должны способствовать телесному, умственному и нравственному развитию ребят. Из этого следует, что секрет успеха в постоянном и умелом сочетании всех этих элементов воспитания.

Итак, цель не маршировка и построение мостов - а вера и верность ребят, их бодрость, находчивость, товарищество и жертвенность.

Разряды созданы для внешней оценки успехов. Будучи несомненно полезными, все же они не цель, а только средство нашей работы.

Специальности имеют более практический характер - они составляются так, чтобы для получения специальности ребята должны были иметь не только знания, но и должны были проявить и некоторую инициативу, принести пользу ближним своими знаниями.

На многовековом опыте выработались основные принципы преподавания, которые относятся к нашей работе.

НАГЛЯДНОСТЬ. Подготовка к жизни учит показом. Учишь вязать узел - завяжи сам, дай попробовать его употребить; говоришь о поведении ребят - сам своим примером покажи.

ДОБРОВОЛЬНОСТЬ. На сборах, в походах и лагерях должен быть порядок, следовательно, подчинение дисциплине, выполнение заданий должно происходить по собственному почину ребят. Руководитель должен как можно меньше приказывать. С вопросом добровольности связан и вопрос взысканий и поощрений. Все замечающий руководитель не хвалит (при всех) давно зарекомендовавших себя хороших ребят, он хвалит тех, кто старается изжить свои недостатки. Замечания делаются с глазу на глаз и наказание (желательно в той же области провинности) должно быть осмысленно и принести пользу провинившимся.

"ИНТЕРЕСНОСТЬ" сборов - неизбежное требование, вытекающее из добровольности участия в них. Однообразие - враг интересности. В каждый сбор следует стараться включать что-то новое, интересное ("изюминку"). Для этого надо следить за интересами ребят, искать, собирать материалы для оживления сборов, не повторять то же самое, иметь в запасе что-нибудь, чем можно заменить то, что не интересует ребят в данное время.

АКТИВНОСТЬ. Во всех начинаниях надо стремиться к участию всех. У нас нет зрителей - все участники. Руководитель не должен все делать сам (хоть и умеет лучше!). Поручая работу ребятам, он прививает им вкус к ответственности, самостоятельной работе, инициативе.

ПЛАНОВОСТЬ. Для равномерной и последовательной работы с ребятами необходимо иметь план. План - не только шпаргалка для данного сбора. Это план, основательно продуманный и подробный. Планирование начинается с общего плана работы дружины (не исключая и общественные начинания). Далее - общий план работы отряда на год, более подробный на три месяца, наконец, подробные планы сборов на месяц. При этом следует иметь и запасные планы сборов на случай непредвиденных обстоятельств или непогоды (кто что делает, что взять с собой, что приготовить для заданий) - все это также относится к планированию.

ГИГИЕНА. Это не только соблюдение чистоты. Составляя планы, следует подумать, полезно ли это для здоровья. Чаще выводить из помещения на природу, на свежий воздух. Не переутомлять ребят беседами, занятиями, менять ритм игр. Проверять, как одеваются на сборы, не забывая и эстетику и, наконец, всегда иметь с собой аптечку.

ПОСТЕПЕННОСТЬ следует рассматривать с двух точек зрения: проведения самого сбора и постепенного воспитания ребят. В проведении сбора план должен считаться с принципом распределения занятий: от легкого материала переходить к трудному, от медленного ритма - к живому. Начало всегда спокойное, серьезное, а к концу оживление достигает вершины. Сбор кончается в самый веселый момент.

ДЕДУКЦИЯ и ИНДУКЦИЯ. Излагая материал, следует считаться с возрастом ребят. Для младших более доступен индуктивный способ - от частного к общему. У старших, наоборот, можно применять дедуктивный способ, излагая тему, переходить от общего к частному.

ДРАМАТИЗАЦИЯ. Всякая наука на практике выглядит иначе, чем в теории. Только в действительной жизни проверяются и закрепляются знания. Поэтому все наши занятия необходимо приблизить к жизни. Занятия проводить в виде происшествий из жизни (перевязать, перенести раненого). Для младших все игры облечь в интересные фабулы, а занятия украсить захватывающими рассказами и пояснениями.

Все выше описанные правила, касающиеся методики работы, необходимо соблюдать при составлении планов, а также в работе с ребятами.

Однако, помимо этого, успех работы с ребятами во многом зависит и от личности самого руководителя. Он должен быть искренне, всей душой любить жизнь, дружную ребячью семью. Он должен с радостью выполнять законы и правила, соблюдать традиции. Только тогда он сможет в своих подопечных зажечь стремление быть настоящими. Руководитель не должен стоять выше ребят, а находиться в самой их гуще.


ЛАГЕРНОЕ ДЕЛО

Лагерь - это самый важный этап работы руководителя. Поэтому он должен протекать по заранее задуманному и разработанному плану. Чем опытнее руководитель, тем лучше он знает, что нельзя в лагерной жизни полагаться на пресловутое "авось". Программу лагеря нужно разработать по дням. Лучше всего приготовить два варианта, главный и запасной, на случай плохой погоды, чтобы потом не метаться в поисках гениальной идеи. Ее не будет!

В лагере нужно заниматься тем, чем нельзя заниматься в городе, то есть всем тем, что называется "лесной школой": практикой, знакомством с природой, ориентацией, следопытством, походами, прогулками, знакомством с данной местностью, лесными и ночными играми. Все это невозможно успешно осуществить без хорошей подготовки. Желательно, чтобы теоретические занятия были закончены в городе так, чтобы не устраивать из лагеря школы для желающих сдавать разряды.

В лагерной обстановке чаще, чем в городе, происходят задушевные разговоры. В лагере лучше всего осуществляется индивидуальный подход. Всему этому способствует отдаленность от города и всех его пороков - суеты, спешки, влияния масс, телевизора и пр. В лагере легче всего создать настоящую среду, столь важную в нашей воспитательной работе. В лагере больше чувствуется облагораживающее влияние природы, ее красоты, величия и мудрости.

Для руководителя лагерь - это большой труд и большой экзамен одновременно. Для детей лагерь - это поток интересных, глубоких переживаний. Об этом следует помнить, составляя программу лагеря, а также проводя лагерь. Наши лагерные традиции и церемонии тоже требуют четкой подготовки, чтобы быть красивыми и чтобы оставлять определенное впечатление.

В лагере можно укрепить звеньевой дух. Звено должно делать все вместе в лагере: спать, питаться, дежурить, участвовать в состязаниях, ходить в походы, сидеть у костра.

Место лагеря и сам лагерь должны отвечать эстетическим требованиям. Красота и гармония - важный воспитательный элемент. Красиво расположенные палатки, удачно поставленная мачта, уютная и удобная кухня, красивое место для костра - также важны для лагерников.

Костер лучше всего устраивать недалеко от лагеря, в удобном, безопасном месте. Как романтичны и красивы костры у скалы, под высокими деревьями, когда по ним "играют" тени. Или не берегу большого озера.

Ворота, ограда, доска для объявлений - типичные лагерные сооружения. Все это должно быть сделано из лесного материала, гармонирующего с окружающей природой. Лагерникам нужно предоставить свободу творчества, оказать доверие к их вкусам.

Строительным делом - сооружение столовой, мачты, ворот, моста и мостков, вышки - следует заниматься только старшим. У младших порой не хватает терпения доводить постройки до конца. Правда, в установке мачты обычно участвует весь лагерь. Все лагерники должны научиться строить "патенты". Учить этому могут вожаки или старшие, опытные ребята. В расписании необходимо предусмотреть время для изготовления патентов.

Лагерь - лучшее место для лесных и ночных игр. Это самые трудные игры. Важно выбрать хорошее и безопасное для бега место. Лесным и ночным играм надо учить, учить постепенно, начиная с более простых. Хотя все их очень любят, нельзя злоупотреблять этими играми потому, что они очень утомительны.

Кухня в большом дружинном лагере часто находится в ведении платного лица, а иногда и добровольца, что является помощью для руководителя. С воспитательной точки зрения лучше, чтобы лагерники готовили сами. Это часть их практики.

Нехорошо, если все кухонные обязанности берет на себя один лагерник, любящий и знающий кулинарию. Этим он лишается возможности участвовать в лагерной жизни.

Тихий час имеет не только гигиеническое, но и воспитательное значение. Во время тихого часа нельзя разговаривать, нужно лежать или сидеть. Для этого требуется сила воли и дисциплина.

Ночные дежурства имеют тоже воспитательное значение. За редким исключением, нападений со стороны других единиц или вторжения животных в продовольственную палатку, практическое их значение минимально: оказать первую помощь заболевшему, утешить проснувшегося от плохого сна, накрыть инвентарь в случае неожиданного дождя. Как правило, дети, выросшие в городе, боятся ночного леса. Все звуки ночью им кажутся страшными. Маленьких и неопытных лучше ставить в первую смену с кем-нибудь старшим или даже с самим руководителем, особенно, если это первое в жизни дежурство.

Дежурные должны точно знать свои обязанности и основные правила дежурства. Руководителю следует проверять дежурных. Ночные дежурства не обязательны каждую ночь. Важно, чтобы каждый дежурил в течение лагеря, по крайней мере, один или два раза.

Ночные бдения, затянувшееся за полночь собрание штаба или совета - недопустимы. Они типичны для лагерей с плохо разработанной программой. Результаты их пагубны для лагеря. Невыспавшийся, усталый и, поэтому раздражительный руководитель - плохой воспитатель.

В конце лагеря руководителю предстоит дать лесные имена некоторым лагерникам. Нелегкая это задача. Надо иметь с собой список возможных лесных имен, наблюдать кандидатов, советоваться с помощниками и вожаками. Не оставлять это решение до последней минуты. Получение лесного имени важное событие в жизни ребят.

Далеко не все руководители наделены даром красноречия. Проводить беседу у лагерного костра нужно каждый вечер. Темы для бесед можно наметить в городе, запастись заметками и нужной литературой. Остальное приложится!

Лагерные дни не могут походить один на другой. Нужно вносить как можно больше разнообразия. Можно каждый день посвятить какой-то теме: вежливость, точность, дружба, доброе дело, внешний вид. Можно, например, за завтраком объявить, что сегодня весь лагерь должен до обеда молчать.

В некоторых лагерях вывешивают таблицу с ежедневной оценкой лагерников. В конце лагеря объявляется лучший лагерник. Лучшего лагерника можно выбирать и без оценки.

Если у руководителей есть в лагере свои собственные дети (кроме совсем маленьких), то нельзя им уделять особое внимание: помогать с уборкой палатки, причесывать, целовать на ночь и т.п.

В лагерной жизни есть свой ритм. Утром темп быстрее. Утром обычно занимаются самым трудным и умственно, и физически. После обеда начинается некоторый спад. Иной раз хочется полежать на солнышке, а не пилить бревно для кухни. К вечеру появляется более эмоциональное, лирическое настроение. Тогда мы сидим у костра, беседуем, поем песни. Если нужно сделать выговор, то лучше его делать утром. События дня сгладят обиду. Вечером хочется мира к предстоящей ночи.

Руководитель в лагере - главное лицо, модель для подражания. Он постоянно на виду у всех. Его поведение должно быть безупречным.

Очень важно учить лагерников охране окружающей среды и постоянно напоминать об этом. Разведчики, закрывая лагерь и уходя из леса, оставляют его совершенно чистым.


КОСТРЫ

Проводить костры приходится каждому руководителю. У костра он должен быть оратором, актером, дирижером, регентом и затейником. Немногие одарены всеми этими способностями. Их приходится возмещать усилием воли и хорошей подготовкой.

Костер важнейшее в лагерной жизни явление. В лагере костер - "апофеоз" лагерного дня. Вечером, когда все настроены более эмоционально, открываются сердца и души, руководителю легче воздействовать на детей. Поэтому мы начинаем костер гимном, в смысл которого можно глубже вникнуть, стоя у костра. Поэтому так важна беседа, от души произнесенная руководителем. Поэтому важны и подбор песен, и содержание точек. Это оставляет впечатление на всю жизнь.

Большие торжественные костры с гостями в какой-то мере теряют воспитательное значение: исчезает дружеская, задушевная атмосфера. Такие костры более театральны.

Даже самый опытный и талантливый руководитель готовится к костру, письменно составляет программу, даже если потом, во время костра, редко в нее заглядывает.

Костер невозможен без беседы. Беседа обычно самая трудная для руководителя часть костра. Нужно выбирать знакомую и близкую тему и настроить себя так, чтобы беседа была искренней и доходчивой. Если это рассказ, он должен быть интересным и увлекательным. Беседа может быть "разговорного характера", тогда в ней могут участвовать несколько руководителей и даже ребята. Можно, например, попросить всех рассказать о самом страшном переживании. Если беседа вызвала вопросы или комментарии, ее следует продолжить, чтобы дать возможность всем высказаться.

Темы для бесед неисчерпаемы, главное - подготовиться и не говорить долго. Говорить можно сидя или стоя. Лучше стоять, так как тогда можно передвигаться, чтобы следить за лицами слушателей.

После беседы поются песни, желательно, связанные с ее содержанием. Затем можно перейти к чередованию песен с точками и играми. Русские любят петь, изливать в песнях душу. Песен мы знаем много и всегда разучиваем новые (но не у костра). В лагере нужно устраивать ежедневные короткие спевки, чтобы на костре петь без песенников. Тоску наводят костры с ребятами, уткнувшими свои лица в песенники, освещаемые фонариками. Эта плохая привычка разрушает гармонию костра.

Точки - важный элемент наших костров. Точки - не только средство увеселения у костра. Они имеют воспитательное значение: участие в точках развивает драматические способности, помогает преодолеть застенчивость. Точки лучше всего ставить всем звеном: укрепляется звеновой дух, застенчивым не так страшно.

Есть у нас так называемые "классические" точки, переходящие от одного поколения к другому и всегда популярные, как например, "Шапочка с кисточкой". В некоторых лагерях звенья ставят хронику текущих событий с кадрами спортивных матчей, встреч на высшем уровне, крупных преступлений и т.п. Все любят точки на злобу дня лагерной жизни. Иногда неплохо получаются шарады.

Невозможно ожидать от исполнителей точек высокой художественности, но можно требовать соблюдения правил хорошего вкуса. Поэтому руководитель должен знать не только, какое звено ставит точку, он должен знать также содержание точки. Дети иногда не чувствуют или не понимают пошлости или неуместности точки. Точки должны быть прорепетированы до костра.

Недопустимы импровизации в последнюю минуту, когда от костра уходит большая группа, чтобы наскоро что-нибудь представить. Лучше спеть больше песен или сыграть во что-нибудь, чем разрушать настроение и нарушать порядок у костра.

Игра - еще один элемент программы, который может внести некоторое разнообразие. К сожалению, у нас мало игр пригодных для этого. Может быть, мы еще не научились заниматься играми у костра. Теоретически, все сидячие игры, в которых не нужно ни писать, ни рисовать подошли бы. Игры и танцы (хороводы) хороши тем, что все из зрителей превращаются в участников.

У костров не аплодируют. Одобрение или восторг, неодобрение, насмешка или просьба выступить у костра - выражаются в форме кличей. Их у нас много. Постоянно сочиняются новые.

Руководителю, проводящему костер, подобно дирижеру симфонического оркестра, подчиняются все у костра. Это должен сознавать он сам, это должны чувствовать разведчики. У костра должна царить дисциплина. Любой беспорядок, любое замешательство, любая задержка сразу снижают настроение. Программа костра должна проходить живо и в ровном темпе. Костры нельзя затягивать: падает интерес, появляется усталость.

Руководитель ведет программу. Самим костром заведует костровой, который обычно зажигает костер. Для точек или торжественных моментов нужно больше света. Костровой следит за программой и соответственно ей регулирует силу огня. Если руководитель проводит большой, торжественный костер с большим количеством гостей, то ему нужны помощники. Без них трудно соблюдать порядок и проводить программу.

Тематические костры - это костры, посвященные одной теме. Обычно это серьезные костры, требующие особой подготовки. Теме костра должны соответствовать беседа, песни, декламации, выступления.

Вместо костров иногда устраиваются и в лагерях (во время дождя), и в помещении так называемые лампы, а порой и "свечки", с соблюдением всех костровых правил и традиций. Хотя вокруг лампы (в палатке) бывает тесно, зато можно читать вслух.


ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ

Летний лагерь - большая игра. Игра для ребят, а для руководителей серьезная работа. Для детей игра - радостное переживание и одновременно упражнение и познание жизни. Игра имеет большое воспитательное значение и является одной из основ нашей работы, но, несмотря на это, мы часто недостаточно серьезно занимаемся играми. Вероятно оттого, что они требуют тщательной подготовки.

Каждый руководитель должен научиться организовывать игры. Необходимо также расширять запас знакомых, испытанных игр и всегда иметь в голове дюжину разных игр, чтобы в самый неожиданный момент заполнить ими свободное время (запаздывает обед, изменилась погода). Желательно составить картотеку игр, состоящую из разных отделов, собранную из прочитанных книг и журналов и т.п.

Дети не всегда охотно начинают новую игру. У них есть обычно свои "любимые", в которые они могут играть бесконечно (как и слушать любимую сказку). Это приходится преодолевать. Чтобы удачно провести игру и заинтересовать детей, нужно хорошо выбрать и приготовить игру.

ВЫБОР ИГРЫ должен быть ОСМЫСЛЕННЫМ. Он зависит от общей программы работы. Мы всегда хотим научить детей чему-то и развить в них какие-то качества. Большую роль в выборе игры играет ВОЗРАСТ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И ИНТЕРЕСОВ ИГРАЮЩИХ. Игра обычно является преодолением какого-то препятствия, достижения какой-то цели. Не все игры подходят всем возрастным группам. Для того, чтобы быть интересной и увлекательной, игра не должна быть ни слишком трудной, ни слишком простой. Важно также учитывать ЧИСЛО ИГРАЮЩИХ. Для большинства игр есть минимум и максимум играющих. Необходимо хорошо знать МЕСТО И УСЛОВИЯ проведения игры во избежание неприятностей или срывов.


1. ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ИГРЕ

Только самые простые игры не требуют подготовки.

А. Приготовление материала и инвентаря.
Б. Предельно ясное объяснение правил игры (количество очков, границы игры, сигналы, начало и конец игры и т.п.).
В. Во избежание недоразумений стараться предвидеть и предотвратить их.


Чтобы игра принесла намеченные руководителем результаты, следует помнить следующее:

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ. Руководитель всегда стремится научить детей чему-нибудь, развить волю, ум и чувства, учить дисциплине, товариществу и честности в игре. Важно учитывать нравственный момент в игре. В основном, это соблюдение правил игры. По содержательности высшая форма игры это драматизированные цикловые игры для младших ребят.
  2. СПРАВЕДЛИВОСТЬ в оценке. Дети охотнее простят руководителю неудачную игру, чем малейшую несправедливость.
  3. НЕ ЗАСТАВЛЯТЬ ПРОДОЛЖАТЬ ИГРУ, если она не "идет". Лучше начать новую.
  4. ИГРАТЬ ДОЛЖНЫ ВСЕ. Не должно быть пассивных зрителей. Поэтому иногда нежелательны игры, в которых многие участники выходят из игры.
  5. РУКОВОДИТЕЛЬ ТОЖЕ ИГРАЕТ, если он не является судьей и если не отнимает места у других.
  6. ПАРТИИ. Если они нужны, распределить их так, чтобы у каждой была приблизительно одинаковая возможность выиграть. Не разбивать в игре звенья.
  7. ЧЕРЕДОВАТЬ ТИПЫ ИГР И ИЗБЕГАТЬ ПАУЗ, "размагничивающих" участников игры.
  8. ПОМНИТЬ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ. Не переутомлять. Помнить, что большинство несчастных случаев происходит во время игр.
  9. Дать возможность УЧАСТНИКАМ ИГРЫ БЫТЬ СУДЬЯМИ.
  10. НЕ ИГРАТЬ “ДО УПАДУ”. Прекращать игру, пока к ней есть интерес.
  11. НЕ ВСЕГДА НУЖНО АНАЛИЗИРОВАТЬ ЗАКОНЧЕННУЮ ИГРУ. Это разрушает созданное игрой настроение.
  12. ПОХВАЛИТЬ ХОРОШО И ЧЕСТНО ИГРАВШИХ ПРИ ВСЕХ. Провинившимся сделать выговор без свидетелей.
  13. Научить победителей быть ВЕЛИКОДУШНЫМИ, а проигравших СМИРЕННЫМИ.
  14. Помнить, что НАСТОЯЩИЕ ПОСТУПКИ ПОЗНАЮТСЯ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ. Наблюдать за играющими.
  15. СЛОЖНЫМ, НАПРИМЕР, ЛЕСНЫМ ИГРАМ НУЖНО УЧИТЬ ПОСТЕПЕННО.


Принято делить игры на:

А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ - знание природы, истории, географии.
Б. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ - развивающие определенные качества: наблюдательность, ловкость, быстроту, сообразительность.

Далее, игры можно разделить на УМСТВЕННЫЕ, СПОРТИВНЫЕ, ПОДВИЖНЫЕ, СИДЯЧИЕ. По месту - на КОМНАТНЫЕ, ПОЛЕВЫЕ, ИГРЫ НА ПЛОЩАДКЕ, ВОДЯНЫЕ, ЛЕСНЫЕ ( дневные и ночные). Игра может быть более или менее содержательной, но каждая игра учит чему-нибудь.

2. ЭСТАФЕТА - соревнование в беге, по крайней мере, двух команд с одинаковым количеством соревнующихся и преодолевающих одинаковые препятствия. Побеждает команда, быстрее всех закончившая бег. Эстафеты чаще всего устраиваются во время праздников, когда присутствует много зрителей. Они занимательны и увлекательны.

3. ОЛИМПИАДА - спортивное состязание, соревнование.

4. МЕЖЗВЕНЬЕВЫЕ СОСТЯЗАНИЯ - могут происходить в рамках одного отряда, одной дружины и целого отдела. Они организуются опытными руководителями. Они могут быть постоянными, то есть происходить в течение целого года. Это возможно в хорошо работающих единицах. В других случаях звеновые состязания проводятся периодически, в течение более короткого срока.

Межзвеньевое состязание может состоять из следующих тем:

  • Поведение;
  • Внешний вид;
  • Количество сборов звена;
  • Посещаемость;
  • Прохождение разрядов;
  • Прохождение специальностей;
  • Дружба, звеньевой дух;
  • Разучивание песен;
  • Ручной труд;
  • Звеньевой уголок;
  • Звеньевая книга (летопись);
  • Исполнение добрых дел.

5. ПОДГОТОВКА К ЗВЕНОВЫМ СОСТЯЗАНИЯМ. Все звенья должны получить письменную инструкцию с указанием тем, срока, правил и системы оценок. Состязания следует доводить до конца, даже если они проходят не очень успешно. Хорошо подготовить судей, систему оценок и таблицы для записывания результатов. Приз, выдаваемый лучшему звену, может быть переходящим (прикрепляется на звеновой флажок) или постоянным.

ЕДИНОВРЕМЕННЫЕ межзвеньевые состязания происходят на сборах дружины, на биваках, в походах. Это - практика:

  • Постановка палатки;
  • Складывание костров;
  • Кипячение воды на костре;
  • Вывязывание узлов;
  • Изготовление патентов;
  • Первая помощь; наблюдательность и т.п.
  • Плетение веревочной лестницы;
  • Передача и прием по азбуке Морзе;
  • Шифры;
  • Пользование топором;
  • Следопытство;
  • Игра Кима или задания на смекалку.

Такого типа состязания требуют обширного помещения или удобного места в природе. Нужны также опытные судьи, четкая и быстрая система оценок. Результаты должны быть объявлены вскоре после окончания состязаний.

Существуют также ОСОБЫЕ СОСТЯЗАНИЯ на одну определенную тему и с определенным сроком. Темы их очень специфичны: история, краеведчество, народные песни, спорт, танцы, участие в общественной жизни, ручной труд.

6. ПОХОД - СОСТЯЗАНИЕ ИЛИ ПОХОД С ПРЕПЯТСТВИЯМИ И ЗАДАНИЯМИ. ЭТО САМЫЙ ТРУДНЫЙ вид состязания, требующий продуманной, тщательной подготовки. Нужно большое количество руководителей-судей, руководителей для связи, наблюдения, разрешения недоразумений (заблудившиеся). Каждое звено должно получить точные письменные инструкции с указанием того, что нужно взять с собой, кто имеет право участвовать, какой нужен инвентарь.

НЕОБХОДИМО ПИСЬМЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ!

ЗАДАНИЯ И ПРЕПЯТСТВИЯ, ВОЗМОЖНЫЕ В ПОХОДЕ-СОСТЯЗАНИИ:

  1. Оказание скорой помощи;
  2. Расшифровывание письма;
  3. Измерение ширины реки и высоты дерева;
  4. Передача по азбуке Морзе, включая прием;
  5. Нахождение определенного пункта по азимуту;
  6. Наблюдательность (следы драки, забытый насос от велосипедa, букет увядших цветов, неправильности в форме одного из судей);
  7. Нападение посторонних в масках. Какова реакция?
  8. Сложить и зажечь костер;
  9. Обсуждение какого-нибудь закона (задание в спрятанном письме), руководитель, сидящий в кустах или на дереве, слушает;
  10. Пересечь канаву или дорогу, не оставив следов;
  11. Незаметно и неслышно прокрасться через указанную руководителем зону;
  12. Восстановить текст потерянной половины письма;
  13. Определить вес камня;
  14. Найти клад по иносказательному, витиеватому описанию.

Кроме того, следует выставить оценку за поведение, товарищество, внешний вид и за время, то есть скорость движения в походе.

Необходимо заранее выработать четкую систему оценок, составить таблицы для вписывания оценок на отдельных пунктах-препятствиях и таблицы для занесения всех результатов похода. Такие таблицы наглядно и убедительно покажут звеньям их сильные и слабые места и предотвратят нарекания на несправедливость.


ЗАПОВЕДИ ОРГАНИЗАТОРА

  • Знай, чего ты хочешь, и всегда имей перед собой план.
  • Начатое дело никогда не откладывай на завтра.
  • Умей подчиняться сам и требуй исполнительности от подчиненных.
  • Никогда не веди дела через головы своих помощников.
  • Никогда не оправдывайся перед своим начальником ошибками своих подчиненных - ты один несешь ответственность за порученное тебе дело.
  • Давай инициативу твоим подчиненным, не связывай их по рукам и решай только то, чего твои подчиненные действительно решить не могут.
  • Не только давай распоряжения, но воспитывай своих подчиненных, чтобы передать им налаженное дело и освободиться самому для новых задач.
  • Не перегружай себя, давай работать другим; ты должен так распределить работу, чтобы твой уход с данной должности не отразился отрицательно. Если ты становишься “незаменимым”, значит тебя пора сменить.
  • Знай, когда пора остановиться в поисках “идеального решения” - ты рискуешь потерять много времени. Наилучшее решение ни к чему, если придет слишком поздно (поспешность не лучше нерешительности).
  • Сделав ошибку, не ищи себе оправданий - ищи путей ее исправить.
  • Ни один метод не абсолютен: если изменилась обстановка, не бойся менять метод.
  • Не теряй голову перед неудачами, они неизбежны в работе.
  • Не всегда надо идти по линии наименьшего сопротивления, иногда дело выходит там, где, казалось, оно невозможно.
  • Требуй от подчиненных не столько отчетов о работе, сколько самой работы. Дай им больше свободы, но зато требуй напряженности и интереса, тогда не будет “халтуры”.
  • Никогда не требуй от своих людей невозможного.
  • Интуиция, смелость, аккуратность, решительность, хладнокровие рыцарское чувство справедливости, творческая фантазия и инициатива - вот основные качества организатора.
  • Не верь басням, что русские неспособны к порядку и организации: если бы это было так, они не создали бы величайшей в мире империи.
  • Хороший организатор может заменить специалиста, так как он всегда найдет знающих помощников.