Командные эстафеты

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
17258302csEM.jpg

Игры-эстафеты, командные игры

«Гонка мячей по кругу». Играющие становятся в круг на расстоянии 2–3 шагов один от другого и рассчитываются на «первый-второй». Все первые номера составляют одну команду, 2-е – другую. Двум рядом стоящим игрокам дают по баскетбольному мячу. По сигналу инструктора каждая команда начинает перекидывать мяч между своими игроками в противоположные стороны. Выигрывает команда, мяч которой раньше пройдет по кругу.

Правила:

1) передавать мяч по очереди от одного игрока к следующему;

2) игрок, уронивший мяч, должен сам поднять его, стать на свое место и только тогда передать мяч дальше.

Игру можно усложнить: передавать мяч в одну сторону, стремясь догнать мяч противника. В этом случае мяч в начале игры вручают игрокам разных команд, стоящим на противоположных сторонах круга. Как только один мяч настигает другой, игра кончается.

«Эстафета с передачей мяча». Все играющие разбиваются на 2 равные группы. Каждая группа строится в шеренгу, игрок от игрока на расстоянии вытянутой руки. Шеренги становятся параллельно, лицом, друг к другу, на расстоянии 10 м.

Крайним игрокам с одного конца шеренги (правофланговым) дают по волейбольному мячу. По сигналу мяч передается соседу, от него следующему и т. д. до последнего в шеренге. Когда последний получит мяч, все игроки шеренги поворачиваются и передают мяч по шеренге в обратном направлении. Выигрывает шеренга, быстрее передавшая мяч в оба конца.

Такую эстафету можно провести, построившись в колонну по одному: мяч передавать через голову назад или катить между ногами назад (стоя ноги врозь).

«Эстафета с флажками». Игроки каждой команды становятся в колонну по одному. Колонны выстраиваются параллельно на расстоянии 3 м одна от другой, лицом в одну сторону. Перед колоннами проводят черту, на расстоянии 20–30 м от нее и параллельно ей – другую черту, на которой против каждой колонны ставят флажок (палку) или делают какую-нибудь отметку. Головным в колоннах даются флажки.

По сигналу головные должны добежать до отметки, обежать ее справа, вернуться к своей колонне, передать флажок стоящему впереди и стать в конце колонны. Второй игрок делает то же самое, за ним третий и т. д. – до последнего. Последний игрок передает флажок головному, начавшему игру, который поднимает флажок вверх и громко говорит «Есть!». Выигрывает команда, которая первой закончит передачу флажка. Выбегать за начальную черту получения флажка не разрешается. Передавать и принимать флажок можно только правой рукой.

«Эстафета с булавами». На расстоянии 25–30 м против каждой из команд, построенных в колонны по одному, чертят круг диаметром 1 м. В круг ставят 3–5 булав. По сигналу головные игроки бегут к булавам, собирают их, возвращаются назад и передают булавы вторым игрокам. Вторые добегают до круга, ставят их, и вернувшись обратно, хлопают по ладони следующего игрока, который бежит собирать булавы и т. д.

Эту эстафету можно проводить с самыми разнообразными предметами и различной их расстановкой.

«Бег в мешках». Играющие делятся на две команды и становятся в колонны по одному, лицом в одну сторону. Впереди колонн в 15–20 м от головных игроков ставят стойки, к которым привязывают ленточки. Головные игроки каждой команды влезают в мешки, завязывают их у пояса и по сигналу прыгают в мешках к стойкам. Отвязывают ленточки, возвращаются обратно и передают мешок и ленточку следующему игроку своей команды и т. д. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.

«Гонка обручей». Играющие делятся на 2 команды, которые выстраиваются на линии старта в колонны по одному, на расстоянии 3–4 м одна от другой.

По сигналу первые в колоннах, ударяя обруч палкой, катят его до заранее условленного места (15–25 м) и оттуда – обратно. Потом обруч катят вторые игроки, третьи и т. д. Команда, выполнившая задание раньше, выигрывает.

Если обруч упадет, его поднимают и продолжают катить в том же направлении.

«Надень кольца». Две команды выстраиваются в колонны по одному. На расстоянии 15–20 м от каждой колонны расставляют на одной линии 5–6 булав. Головному игроку каждой колонны дают столько колец серсо, сколько расставлено булав.

По сигналу головные игроки бегут к булавам, надевают на них кольца, возвращаются и хлопают по руке впереди стоящего своей колонны, который бежит к булавам и снимает с них кольца. Следующий игрок опять надевает кольца и т. д. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает.

Игру можно усложнить, условившись, что 1-й игрок надевает кольца на булаву, 2-й собирает булавы, оставляя кольца на месте, 3-й ставит каждую булаву в центр кольца, 4-й, собрав кольца, передает их впереди стоящему своей колонны и т. д.

Бег «на трех ногах». Две команды выстраиваются в колонны по двое на расстоянии не менее 3 м одна от другой. Перед первой парой колонны проводят черту, а впереди на расстоянии 15–25 м вторую черту, на которой ставят флажки или булавы.

Игрокам попарно связывают «внутренние» ноги (левую с правой). По команде «Марш» пары, обнявшись за плечи, бегут до флажка или булавы, огибают их и возвращаются обратно. После этого начинает бег следующая пара и т. д. Победителем считается команда, последняя пара которой раньше придет на финиш.

«Эстафета с преодолением препятствий». Первое препятствие – горизонтальное круглое бревно диаметром 20–25 см, длиной 8 м, высота поверхности бревна над землей 1,5 м. К стойке у начала бревна прикрепляются поперечные перекладины (брусы) на высоте 50 см и 1 м для влезания на бревно. За 0,5 м до края бревна делают отметку краской. Соскакивать с бревна разрешается любым способом, но только после пересечения отметки.

Второе препятствие – окно шириной 2 м (его можно обозначить линиями на земле). Это препятствие преодолевают прыжком.

Третье препятствие – забор. Высота забора: для мужчин – от 2,20 до 2,50 м, для женщин – от 1,50 до 1,80 м, ширина не менее 2 м, Забор делают из плотно подогнанных досок. Он не должен иметь щелей, выступов и углублений. Через забор нужно; перелезть. Четвертое препятствие – изгородь. Высота изгороди – 1,35 м, ширина – 2–2,5 м. Изгородь состоит из 3 горизонтальных жердей.

«Комическая эстафета». Первое задание – бег с яйцом в ложке (15–20 м).

Второе задание – пролезание в лежащий на земле брезентовый мешок без дна.

Третье задание – пробежать 15–20 м, взяв в руки пять футбольных мячей (если мячи падают, надо их поднимать).

Четвертое задание – бег в мешках.

Вариантов этой эстафеты очень много. Один из них – парная эстафета: двое участников сообща выполняют различные задания, преодолевают вместе те или иные препятствия. Например: 1) бег на «трех ногах» 20–25 м; 2) доставание из бочки маленького мяча; 3) один участник везет другого на тачке (15–20 м) и т. д.

Возможно применение в эстафетах механических приспособлений – кресла на колесиках, лыжи на колесиках, роликовые коньки, трехколесные (детские) велосипеды и т. п.

«Многоэтапная эстафета» (для детей).

Состоит из 8 этапов:

1-й этап – бег в мешках (мальчики);

2-й этап – бег-прыжки со скакалкой (девочки);

3-й этап – бег с пятью большими разноцветными мячами (мальчики);

4-й этап – бег с баскетбольным мячом, ударяя им о землю одной рукой (девочки);

5-й этап – бег-обводка препятствий футбольным мячом (мальчики);

6-й этап – бег с теннисными ракетками, на которых лежат по 5 теннисных мячей (девочки);

7-й этап – гонка на трехколесных велосипедах (мальчики);

8-й этап – гонка на педальных автомобилях (девочки).

«Эстафета с обеганием флажков».

Команды строятся в колонны перед общей стартовой линией слева от стоек или флажков.

По команде судьи головные с эстафетными палочками в правой руке обегают флажки, установленные на расстоянии 15– 30 м (в зависимости от возраста), и возвращаются к своей команде, передают ее вторым в правую руку, а сами встают в конец колонны. Вторые и остальные участники команды поочередно делают то же. Выигрывает та команда, в которой последний игрок передает эстафету стоящему первым игроку раньше всех.

Вариант этой эстафеты. Команды строятся также перед стартовой линией в колонны (здесь можно обойтись без стоек). Каждый участник, принимающий эстафету, становится правее своей команды в положение высокого старта за стартовой линией и ждет своего товарища не впереди, а сзади. А участник, возвращающийся к своей команде после того, как обогнет флажок, обегает и свою команду справа и передает эстафетную палочку, встает в конец колонны. В этом варианте уменьшается возможность нарушения правила, запрещающего пересечение стартовой линии принимающим эстафету до ее получения, а участники приобретают навыки в передаче и приеме эстафеты.

Передающий эстафету во время бега перекладывает палочку в левую руку и передает ее своему товарищу в правую. Передача также может производиться без перекладывания палочки из одной руки в другую. Для этого участники должны условиться, что если нечетные номера несут ее в левой руке, четные принимают ее в правую, и наоборот. В этом случае нечетные номера для приема эстафеты в левую руку должны встать еще правее (на 0,5 м) своей команды, нежели четные.

«Эстафета с преодолением различных препятствий» (одно или несколько): рвы, барьерчики, бревна для равновесия, подлазы и др.

Организуя такие эстафеты, учитывают следующее: одинаковые условия соревнования команд; безопасность при преодолении препятствий (их надо расставлять таким образом, чтобы наиболее опасные преодолевались на небольшой скорости).

«Эстафета с ведением мяча».

Задача игроков: вступая в соревнование, вести баскетбольный (или волейбольный) мяч одной рукой ударами о землю, вокруг флага, затем вокруг своей колонны, передавать мяч стоящему впереди разрешается только сзади своей команды.

«Эстафета с метанием малого мяча».

Вместо эстафетной палочки первые номера команд бегут с теннисным или хоккейным мячиком. Добежав до флажков, стоящих на определенном расстоянии (девочки: 20–25 м, мальчики: 30–40 м), игроки не возвращаются обратно, а бросают мяч второму номеру команды, второй номер повторяет действия первого и т. д. Мячи от последних игроков принимают судьи, стоящие около каждой команды.

«Групповая эстафета».

Участвуют несколько команд, в которых одинаковое количество игроков. Каждая из них делится на 2 подгруппы. Они располагаются друг против друга в колоннах на расстоянии 30–60 м в зависимости от возраста.

Головные всех колонн становятся перед линией левее флажка. По команде первые бегут ко второй группе своей команды и передают эстафетную палочку стоящему впереди, в протянутую вправо за флагом правую руку, а сами становятся в конец дан ной подгруппы.

Тем временем первые номера во вторых подгруппах, получив эстафеты, бегут к своей первой подгруппе и передают впереди стоящему игроку (второму номеру) и т. д., пока обе подгруппы (одной команды) не поменяются местами.

«Круговая эстафета».

Команды выстраиваются в колонны за флажками, установленными четырехугольником (треугольником) в зависимости от количества команд. В каждой команде одинаковое количество участников.

По команде первые номера команд начинают бег по кругу влево (против часовой стрелки), обегая все флажки. Вторые номера готовятся, и как только их товарищи сделают целый круг, принимают у них эстафету и вступают в соревнование. Третьи, четвертые и последующие номера делают то же. Никто из участников не должен мешать бегущим. По окончании бега участники становятся в своих командах последними. Команды заканчивают соревнование тогда, когда первые номера команд опять получат эстафету.

Для правильного определения порядка окончания бега судьям нужно выбрать удобное для обозрения место. Первый номер команды, получивший эстафету, поднимает ее вверх.

Эстафеты для детей младшего возраста.

Катание баскетбольного мяча рукой; Ведение мяча гимнастической палкой – «хоккеисты». Эстафета с подбрасыванием мяча над веревочкой или волейбольной сеткой во время бега. Катание колец рукой или эстафетной палочкой. По ходу, катания обруча второй участник должен дважды (туда и обратно) пролезть через него. При построении участники меняются ролями: катает второй, пролезает первый. Эстафеты для детей среднего и старшего возраста.

1. Вместо бега скачки на одной ногой вперед, на другой ноге – обратно.

2. Бегом левым боком вперед, а обратно правым боком.

3. То же, но вдвоем лицом друг к другу, взявшись за эстафетную палочку.

4. С подлезанием под веревочку вперед, а обратно перепрыгивать.

5. С кувырком вперед в начале бега.

6. Со скакалкой.

7. Комбинированная эстафета, составленная из ряда уже названных упражнений: кувырок, подлезание и перепрыгивание.

8. С ведением мяча ногами или обводкой флажков.


Games17.jpg

«Эстафета с преодолением препятствий».

Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно одна другой на расстоянии 3 м одна от другой. Перед носками впереди стоящих проводится стартовая черта, а в 5–б м от нее чертятся 2 параллельные черты, образующие коридор шириной 1–1,5 м. За дальней линией коридора против каждой команды кладут 2 мата. Далее на расстоянии 5–7 метров от матов ставят 2 стойки напротив команд. На стойки натягивают веревочку для прыжков на высоте до ПО см, а за ней 2 мата для приземления (рис. 17).

По сигналу руководителя впередистоящие бегут вперед, перепрыгивают через нарисованный коридор, бегут дальше, выполняют прыжок в высоту через верёвочку, приземляются на маты и возвращаются обратно в свою колонну, где касаются рукой впереди стоящего. То же выполняют очередные игроки. Прибежавший встает в конец колонны, и все делают полшага вперед, чтобы впереди стоящий был всегда у стартовой линии.

Играют установленное время или до определенного количества очков.

Правила.

1. Игроки не должны выходить за стартовую черту. Вышедший за черту навстречу возвращающемуся игроку получает штрафное очко.

2. Преодолевая препятствие, нельзя заступать за черту коридора и при прыжке задевать веревочку. Допустивший ошибку получает штрафное очко.


Games14.jpg

«Перебежка с выручкой» («Борьба за флажки»). Площадка (24x5 м) делится поперечной линией на 2 равных участка. На расстоянии 2 м параллельно коротким сторонам площадки проводится по «игральной черте». За ней на равных расстояниях вдоль всей ширины площадки расставляется 10 городков (флажков). Играющие делятся на 2 равные команды и располагаются в произвольном порядке на своей половине поля, расположенной ближе к своим городкам (рис. 14).

По сигналу руководителя игроки обеих команд начинают перебегать на сторону противника, стремясь завладеть городками. Захватив городок, играющий старается унести его на свою сторону. Игроки салят противников на своей стороне поля. Осаленный остается там, где его коснулись, а взятый городок возвращается на место. Осаленного может выручить игрок своей команды, коснувшийся его рукой. Вырученный участник игры вступает в общую игру.

Играют установленное время. Выигрывает команда, сумевшая перенести на свою сторону больше городков. Салить противника можно только на своей половине поля. Игрок может взять только 1 городок противника. Если игрок осален с городком, то городок отбирается и ставится на место, а игрок останавливается на том месте, где его осалили, и ждет выручки.


«Веревочка под ногами» («Удочка»). 2–4 команды выстраиваются в колонны по одному параллельно одна другой на расстоянии 2 м. Расстояние между игроками в колоннах не ме-нее 1 м. Каждый играющий обозначает свое место кружком или крестом. На расстоянии 6–8 м против каждой колонны ставят по стойке или булаве. Игроки, стоящие в колоннах впереди, получают по скакалке (или веревке длиной 2 м).

По сигналу игроки со скакалками бегут до своей стойки, огибают ее и, возвратившись к своей колонне, подают один конец скакалки впереди стоящему игроку. Держа скакалку за концы, они бегут вдоль своей колонны, один слева, другой справа от нее, и проводят скакалку под ногами игроков всей колонны. Игроки в колоннах перепрыгивают через скакалку. Пара проводит веревку до конца колонны, после чего первый игрок, начинавший игру, остается в конце колонны, а второй бежит со скакалкой к своей колонне, огибает ее, возвращается к колонне и передает один конец скакалки следующему впереди стоящему. Вдвоем они опять проносят скакалку под ногами всей колонны.

Игра продолжается до тех пор, пока все стоящие в колонне не пробегут со скакалкой до стойки и вдоль колонны с партнером. Когда скакалку получит игрок, начинавший игру, он поднимает ее вверх и подает команду «Смирно!». Вся колонна принимает стойку «смирно». Выигрывает команда, игроки которой закончили игру раньше и не имели штрафных очков (не задевали ногами веревку).

Games15.jpg

«Прыжок за прыжком». Играющие делятся на 2 равные команды, каждая из которых выстраивается в колонну по два. Обе колонны выстраиваются параллельно одна другой на расстоянии 2 м. Все пары играющих держат за концы короткие скакалки, растянув их на расстоянии 50–60 см от пола. Расстояние между парами 1 м (рис. 15).

По сигналу руководителя первые пары каждой колонны кладут скакалки на землю и бегут вдоль своей колонны в ее конец, один справа, другой слева. С конца колонны они последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар (один за другим по своему усмотрению), стоящих в колонне. Возвратившись на свои места, оба игрока останавливаются, берут с земли свою скакалку и, растянув ее, поднимают на высоту 50–60 см. Как только они подняли скакалку, игроки второй пары в колонне кладут свою скакалку на землю, прыгают через первую скакалку и проделывают все, что выполнила 1 пара.

Побеждает команда, первой закончившая перебежку с перепрыгиванием скакалок (с наименьшими штрафными очками – нельзя опускать скакалки).

Games16.jpg

«Эстафета с прыжками в длину». На одной стороне зала проводится линия старта. На расстоянии 6–8 м от нее двумя линиями обозначается полоса шириной 1 м, а за полосой на расстоянии 1–3 м чертятся 3 кружка. В каждый кружок кладется по флажку или палочке.

Играющие разделяются на 3 команды и выстраиваются шеренгами вдоль 3 стен в виде буквы П. Первые номера команд встают на старт (рис. 16).

По команде руководителя игроки со старта бегут вперед, прыжком преодолевают полосу препятствий, подбегают к своим кружкам, поднимают флажок вверх, затем снова кладут в кружок и возвращаются на место в команду, минуя полосу препятствий. Затем по сигналу бегут следующие игроки, предварительно занявшие положение на старте. Игра продолжается, пока все игроки не примут участие в беге с преодолением полосы препятствий. Выигрывает команда, заработавшая больше очков.