Колючка

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Asdf98m.jpg

ИГРА «КОЛЮЧКА»

Игра для младших подростков и состоит из двух частей. Проводится после социометрического эксперимента с целью интеграции «отвергнутого» ребенка в коллектив отряда, налаживания отношений.

Основные задачи: предоставление детям опыта межличностного взаимодействия в необычной ситуации игры; открытие новых форм сотрудничества друг с другом; социализация «отвергнутого» ребенка; обучение навыкам самопознания и самовосстановления.

Необходимые материалы: стулья (по количеству участников); музыка для релаксации; 2 листа ватмана; по 1 листу формата А4 на каждого участника; по 1 карточке размером 10 х 10 см на каждого участника; цветные карандаши; фломастеры; клей или скотч.

Время проведения: первая часть — 1 ч 20 мин, вторая — 1 ч 10 мин.

Участники: оптимальное количество — от 10 до 20 человек; необходим один ведущий. Ведущий должен иметь навыки тренинговой работы, ведения групповых дискуссий.


ХОД ИГРЫ

ЧАСТЬ I Приветствие

Ведущий приветствует всех детей. Каждый по очереди называет свое имя и продолжает предложение «Мне нравится...»

Разминка. Игра «Внимание»

Все участники группы стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону (при численности группы 14–20 человек можно выполнять упражнение в двух шеренгах, создав соревновательную ситуацию).

Ведущий (встает около одного из концов шеренги). Каждое задание надо стремиться выполнить как можно точнее. Задание первое: расположитесь в шеренге так, чтобы около меня стоял самый высокий из вас, а на противоположном конце шеренги — тот, у кого самый небольшой рост. Начали!

После того как группа выполнит задание, ведущий проходит вдоль шеренги и проверяет точность его выполнения. Если задание выполняется в двух группах, можно предложить им взаимно проверить друг друга.

Можно использовать следующие задания:

— в начале шеренги должен стоять человек с самыми темными глазами. В конце — с самыми светлыми;

— начало шеренги — это 1 января, конец — 31 декабря, надо расположиться по датам (без учета года) рождения (или по зодиаку).

Составление правил группы

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами сказочной жизни, которые являются примерно такими же, как правила любой психотерапевтической группы, а именно: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, возможность сказать «нет», активность и пр.

Введение в игру

Ведущий. Ребята, сегодня вы окажетесь на волшебной поляне. На ней растут самые разные цветы. Эти цветы умеют разговаривать и взаимодействовать друг с другом. Представьте, что вы и есть эти цветы. Подумайте, каким цветком могли бы быть вы, и нарисуйте его на этой карточке.

Ведущий раздает детям листочки размером 10 х 10 см. Звучит спокойная музыка, и дети рисуют свои цветы. Музыка звучит до тех пор, пока дети рисуют.

Ведущий. Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Авторы рисунков расскажут, какие цветы они нарисовали, остальные могут задать вопросы, если им что-то непонятно.

Размещение на поляне

Ведущий. Все эти цветы росли на большой солнечной поляне. Ребята, представьте, что наш класс — это и есть волшебная поляна. Найдите себе место на ней и станьте там, где бы вам хотелось, чтобы рос ваш цветок.

Нравится ли ему там расти? Если хотите, можете перейти туда, где вам будет более комфортно.

Создание волшебной поляны

Ведущий показывает детям на лист ватмана на стене.

Ведущий. Этот лист — наша волшебная поляна. Сейчас мы вместе будем приклеивать на него ваши рисунки. Разместите рисунки так, как вы стоите.

Введение в сказку

Ведущий. А сейчас послушаем сказку.

На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники. Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо — большое, чистое и светлое, а вот солнце — теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле». Она думала так изо дня в день и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголочки.

Обучение приемам эмоциональной разрядки и мышечной релаксации

Ведущий. Ребята, а у вас бывает так, что вы чувствуете себя одинокими, не понятыми другими, и от этого вы как бы внутренне сжимаетесь, напрягаетесь? Сейчас я научу вас приемам, которые помогают людям снять напряжение и расслабиться.

(Ведущий показывает детям приемы эмоциональной разрядки.)

Представьте, что вы — Колючка, которая сжалась от напряжения. Напрягите сейчас мышцы всего тела, рук, ног; высоко-высоко поднимите плечи, сильно сожмите кулаки. А сейчас расслабьте все части тела. (Повторяется 3–5 раз.)

А сейчас еще один прием: сделайте очень глубокий вдох, самый глубокий, задержите дыхание на 10–15 секунд. Теперь выдохните весь воздух из легких и с выдохом расслабьтесь, сбросьте напряжение, возвратитесь к нормальному дыханию. Почувствовали ли вы напряжение в груди во время вдоха? Заметили ли расслабление после выдоха? Давайте запомним это ощущение, оценим его.

Упражнение повторяется 4–5 раз. Вдох следует сочетать с напряжением мышц, выдох — с расслаблением.

После выполнения упражнения ведущий спрашивает у ребят об их ощущениях и объясняет, что расслабление (релаксация) лучше всего ощущается после напряжения и способствует восстановлению сил и энергии, а после глубоких вдохов и медленных выдохов человеку всегда становится легче.

Игра «Внимание»

Ведущий продолжает рассказ.

Однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный лучик.

— Привет! — сказал он ей. — Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

— Что значит — цветут? — удивилась Колючка. — Я об этом ничего не знаю.

— А ты посмотри вокруг, и увидишь, — улыбнулся Лучик.

Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы — яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг летали птицы и пели веселые песни.

Ведущий. Ребята, а вы умеете быть внимательными? Сейчас сделаем упражнение, которое включает в себя несколько заданий. Каждое из них рассчитано на определенное время. Я буду говорить вам, что надо делать, буду следить за временем и сообщать, когда оно закончится.

Задание 1. В течение двух минут молча смотрите друг на друга.

Задание 2. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите чистые листы и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые нужно дать письменные ответы. Какого цвета глаза у вашего партнера? Есть ли у него на лице родинки? Если есть, то вспомните, где они находятся. Какого цвета у него брови? Есть ли у него на лице ямочки? А теперь повернитесь и проверьте правильность ваших ответов.

Задание 3. Сейчас сменим пары. Один из партнеров переходит в пару, стоящую слева от него. В течение минуты молча смотрите друг на друга.

Задание 4. Повернитесь спиной друг к другу. Возьмите тетради и ручки. Я буду задавать вопросы, относящиеся к внешности вашего партнера, на которые нужно дать письменный ответ. Какого цвета обувь вашего партнера? Есть ли у него на руках (шее, одежде) какие-либо украшения? Какие? На какой руке у него часы? Какой формы пуговицы у него на одежде? Повернитесь лицом друг к другу и проверьте правильность ваших ответов.

В конце упражнения каждый ребенок отмечает для себя, насколько он внимателен к ровесникам.

Игра «Войди в круг»

Ведущий продолжает рассказ.

— Как же так? — удивилась Колючка. — здесь такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо!

— Лучик! — воскликнула она. — Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!

— Но это же просто, — ответил ей Лучик, — доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой.

— Как это? — подумала Колючка.

Ведущий. А действительно, ребята, как Колючке перестать быть одинокой и стать такой же красивой, как окружающие цветы? Давайте сыграем в игру, которая называется «Войди в круг». Сейчас некоторые из вас выйдут за дверь. Они будут играть роль Колючки. Кто хочет быть Колючкой?

Несколько ребят вызываются. К ним необходимо присоединить и «отвергнутого». Они выходят из класса, а ведущий предлагает оставшимся взяться за руки и образовать круг.

Входящему участнику предлагается войти в этот круг. Предварительно группа договаривается о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили (вежливое приветствие, просьба, выполнение какого-либо условия и т.п.). Участник, пытающийся выполнить условия и войти в круг, пробует различные формы общения, пытаясь угадать неизвестную ему договоренность группы. Некоторые могут предпринять попытку войти с помощью силы.

При обсуждении игры можно поговорить об агрессии как результате непонимания, невыполнения социальных норм, а также о том, что у разных групп людей (поколений, наций и пр.) существуют свои договоренности о правилах «вхождения в круг», не всегда известные другим.

После обсуждения ведущий завершает первую часть игры фразой из сказки:

Итак, Колючка подумала: «Как это?», но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

Ведущий. Ребята, давайте и мы улыбнемся друг другу.

Обсуждение игры

Участники делятся впечатлениями, что понравилось, что нет, какой вывод для себя они сделали. Для того чтобы сохранить интерес группы до следующей встречи, можно предложить ребятам нарисовать, какой стала Колючка, когда цветы приняли ее в свой круг.

Завершение занятия

Ведущий выполняет любой «сказочный ритуал» для завершения занятия. Это может быть взмах «волшебной палочкой» или произнесенные всей группой слова: «До свидания, сказка!»


ЧАСТЬ II Разминка

Проводится любая игра на сплочение, например «Молекулы».

Члены группы – атомы, свободно двигающиеся по комнате под музыку. По сигналу ведущего атомы объединяются в молекулы по 2, 3, 4, 5 человек. Последний раз объединяются все члены группы.

После окончания игры группа возвращается к сказке «Колючка».

Введение в игровую ситуацию

Участники вспоминают первую часть игры, рассказывают, что им запомнилось, показывают группе сделанные дома рисунки. Все рисунки принимаются.

Игра «Осанка и улыбка»

Ведущий. Ребята, в прошлый раз мы закончили сказку на том месте, где Колючка выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

Сейчас я предлагаю вам сделать следующее упражнение.

Встаньте все, выпрямитесь, расправьте плечи, подожмите животики. Поднимите голову так, чтобы она держалась на гордой, высокой шее, Плечи свободные, вы энергичные, дыхание свободное. Улыбнитесь друг другу.

Поза, в которой вы сейчас стоите, – поза уверенного человека. Главное в этом упражнении – найти необходимое внутреннее самоощущение.

А что же дальше произошло на волшебной поляне?

Ведущий читает следующий отрывок из сказки.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, что земля поит ее своими водами, подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, пошевелила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка расцвела.

Упражнение «Цветение розы»

Ведущий. Ребята, сейчас вы сделаете еще одно упражнение, которое называется «Цветение розы».

Устраивайтесь поудобнее на своих стульях, закройте глаза, глубоко вздохните несколько раз и расслабьтесь. Представьте волшебную поляну. Какая она – большая или маленькая?.. Какие цветы на ней растут, есть ли там холмики, отдельные кусты? Может быть, на ней есть съедобные ягоды?

(Чтобы детям было легче представить себе поляну и цветы на ней, можно включить спокойную музыку.)

Вы видите розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку. Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец перед вашим мысленным взором предстает весь бутон, состоящий из розовых лепестков.

Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны – и вы видите свежую, прекрасную розу во всем ее великолепии. Попытайтесь уловить ее характерный запах, который не спутаешь ни с каким другим. Теперь представьте, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее...

В течение некоторого времени удерживайте это изображение.

Теперь отождествите себя с розой. В символическом смысле вы и есть эта роза, вы пробуждаетесь и открываетесь навстречу миру.

Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, от которой поступают питательные вещества. Ваши листья и цветы растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею.

Вообразите, что вы – другие розовые кусты, растения и деревья. Вы – всё, что существует за счет этой жизненной энергии и составляет часть планеты, великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение.

Я медленно считаю до пяти, на счет «пять» вы открываете глаза и рассказываете, какую вы сумели увидеть поляну и розовый куст на ней.

Дети (по желанию) рассказывают о том, что им удалось представить.

Игра «Ласковые ладошки»

Ведущий. Ребята, а вам понравилось, как солнечный луч согревал ваш цветок? Сейчас вы тоже сможете подарить друг другу свое тепло.

Участники занятия становятся в круг друг за другом, и каждый последующий гладит стоящего впереди по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь).

Затем один ребенок (это может быть отвергнутый или тот, кто не почувствовал тепло от другого) становится в центр круга, и все участники гладят его.

Игра «Качества характера»

Ведущий. Вы помните, когда Колючка ощутила вот такое ласковое прикосновение, она расцвела. Знаете, что она сказала?

– Расцвела! Я расцвела! – воскликнула Колючка. – Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Как же здесь хорошо!

И красавица Колючка радостно затрепетала – у нее начиналась новая жизнь.

Ведущий. Ребята, подскажите, а какие качества характера нужны человеку для дружбы с другими людьми?

Дети по очереди высказывают свое мнение, ведущий записывает все предложенные качества на бумагу. В конце обсуждения он их зачитывает.

Игра «Самое ценное»

Ведущий. Сейчас я прошу вас назвать самое ценное свое качество, которое способствует вашему взаимопониманию с другими. Ответьте на вопрос: если бы сейчас вы могли помочь другим прийти к взаимопониманию, что бы вы им сказали? Назовите черту характера, которая этому способствует. Назовите самое ценное ваше качество.

Дети по очереди называют свое самое ценное качество.

Анализ сказки

Ведущий задает ребятам вопросы для анализа сказки:

1. О чем эта сказка?

2. Почему Колючка казалась себе одинокой?

3. Кто помог Колючке изменить взгляд на жизнь? Каким образом?

4. Что она сделала, чтобы расцвести?

5. Есть ли среди ваших знакомых кто-нибудь, похожий на Колючку?

6. Знакома ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывала Колючка?

7. Как можно помочь человеку, похожему на сказочную Колючку?

8. Чему мы можем научиться у этой сказки?

9. Какое значение для вашего класса может иметь эта игра?

Желательно, чтобы каждый участник мог высказать свое мнение. Все мнения заинтересованно выслушиваются и обсуждаются.

Игра «Мне нравится в тебе...»

Ведущий. Игра подходит к завершению. Сейчас каждый из нас скажет своему соседу слева приятные слова, продолжив фразу: «Мне нравится в тебе...»

Дети по очереди говорят друг другу комплименты.

Игра «Я желаю тебе...»

Ведущий. А сейчас мы поменяемся местами и скажем своему новому соседу пожелание, продолжив фразу: «Я желаю тебе...»

Ребята пересаживаются на новые места и высказывают пожелания своим соседям.

Обсуждение игры

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями. Рассказывают о том, что им особенно понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало.

Прощание со сказкой

Ведущий обращает внимание членов группы на то, что они несколько изменились, потому что пребывание в сказке обязательно меняет человека – иногда сразу, иногда постепенно.

Он благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной, говорят: «До свидания, сказка!»