Как разучивать песни с младшими школьниками в детском лагере

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Spevkam.jpg

Душа поет, а дети нет?

Это греющее душу слово «спевка»... Каждый хороший вожатый, еще не приехав в лагерь, представляет себе идиллическую картину. Лес, сумерки, пламя костра. На поляне расселись ребята. Все вместе поют под гитару, положив руки на плечи друга. В песне вожатый и дети сливаются воедино.

И вот долгожданная спевка. В руках у вожатого долгожданная гитара. Звучит та самая долгожданная песня. Дети слушают. Потом вожатый пытается диктовать слова. Дети записывают…

И тут руководитель отряда с удивлением обнаруживает, что коллективное записывание и разучивание песен интересно вовсе не всем ребятам. Некоторые девчонки шушукаются, что они уже «это знают», а мальчишки, если спевка происходит на улице, уже уползли искать в траве жуков и бабочек. Взрослые в растерянности и расстройстве – сорвалась мечта, отряд недружный, неорганизованный.

Но не спешите винить ребят. Часто взрослые при организации спевки с младшими допускают ошибки, из-за которых возникают проблемы. Почему же они возникают?

  1. Песни, которые близки и интересны взрослым, не всегда понятны детям.
  2. Неясна цель записывания песни, непонятно, зачем вообще это надо.
  3. Трудно усидеть на месте.
  4. Другие причины придумают ваши дети.

Самое удивительное то, что, если ребята знают песню, то поют они ее все вместе и с удовольствием, хвастаются перед родителями, как замечательно и дружно они это делают.


Как же добиться «поющего отряда»? Вот несколько простых советов:

1. Первые спевки надо проводить в замкнутом пространстве. Никто не настаивает, чтобы в лето и жару вы с ребятами сидели в корпусе, но они должны четко отличать «просто пение для удовольствия» и «спевку – разучивание песен». Выберете с отрядом место или места, где вы будете проводить спевки и собирайтесь там. Это может быть беседка, крыльцо, длинная скамейка, на которой всем хватит места, поляна, ограниченная деревьями – не имеет значения – но это место должно быть огорожено хотя бы условно. Младшие школьники очень чутко относятся к территориям и границам, спевка на огороженной территории превращается для них в «официальное мероприятие» с необходимостью спрашивать, можно ли отлучиться.

2. На первых порах выбирайте простые песни с ярким сюжетом и нефилософским содержанием. Это могут быть песни-повторялки («Алые паруса», «Землю обмотали тоненькие нити», «Дождь» и т.п.), песни-истории («Я так хочу иметь собачку», «Глория – по-русски значит «слава», «Монолог сына»), отрядные песни, которые придумали сами ребята. «Свои песни» и «рассказанные истории», «песни-игры» намного занимательнее, чем «воспевание высоких чувств», пока ваши детки еще не привыкли петь вообще. Потом они войдут во вкус, и репертуар можно будет усложнять.

3. Не диктуйте песни младшим школьникам под запись! До 11 лет процесс письма для них – весьма сложный и длительный. Учите песни повторением, сначала слов, потом песенных фраз, куплетов, эпизодов. Чтобы ребята не скучали, придумывайте мини-конкурсы:

девочки-мальчики,
громко-тихо,
поем-молчим,
говорим-вступаем,
аккомпанируем хлопками, щелчками, движениями.

Такое разучивание песен превратится в игру и надолго увлечет ваших непосед.

4. Если в песне есть слова, которые могут быть непонятны ребятам, убедитесь, что они знают их значение, объясните его еще раз, похвалите эрудитов.

5. В тот день, когда песня прозвучала, ее слова должны быть вывешены в отрядном уголке – включите это поручение в систему чередования творческих поручений микро-групп вашего отряда.

6. Даже если вы не владеете музыкальным инструментом, не забывайте про песни, повторяйте! Пойте с детьми внезапно, вместе, дружно и часто.

Удачи и поющих отрядов вам!