Игры общения

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Evroklub-75-22m.jpg

1. “Знакомство”

В зависимости от того, насколько знакомы друг с другом собравшиеся дети, предлагается два варианта игры-знакомства:

  • Для менее знакомых друг с другом детей.

Ход игры. Нужно выбрать лидера игры. Все становятся лицом друг к другу. Одна минута дается каждому, чтобы узнать имя соседа справа и слева. Затем лидер начинает ходить по кругу за спинами играющих. Тому человеку, которого он выбирает, он кладет руку на плечо и говорит: “право” или “лево”, или “право - лево”, или “лево -право”. Выбранный ребенок должен назвать имена своих соседей в правильной последовательности. Если указанный ребенок не может этого сделать, то его соседи сами говорят свои имена в нужной последовательности, и проигравший становится лидером. Прежний лидер садится на его место. Можно каждый раз меняться местами в кругу (в этом случае игра усложняется).

Вариант игры. Делается круг или несколько кругов, в зависимости от количества детей. Первый ребенок говорит группе свое имя: “Я - Катя”. Следующий говорит: “Катя, а я - Вася”. Следующий говорит: “Катя, Вася, а я - Лариса”. И так продолжается до последнего ребенка в кругу, который пытается назвать имена всех играющих. Если ребенок не может повторить, тогда другие дети в кругу помогают ему.

  • Для более знакомых друг с другом детей.

Необходимо: заранее изготовленное пособие “Знакомство”.

Ход игры: выбрать лидера игры. Все дети делятся на 2 команды. Каждый член одной команды находит себе пару из другой команды. По сигналу в течение 2-3-х минут пары узнают друг у друга ответы на те вопросы, которые написаны на специальном пособии “Знакомство” (возраст, имя, есть ли домашнее животное, увлечение, есть ли близкий друг). По истечении 3-х минут все очень быстро возвращаются в свои команды. Затем ведущий выбирает любого из какой-нибудь команды. Выбранный игрок находит свою пару в соседней команде и рассказывает о нем по предложенным на стенде вопросам, затем - наоборот. И так далее. Хорошо было бы занять всех участников игры. Если кто-нибудь не сумеет ответить на вопрос, то игрок, о котором идет речь, сам отвечает на этот вопрос.

Как разделить команды:

  1. встать в круг и по команде выставить одну ногу вперед. Те, кто выставить правую ногу, будут одной командой, а кто выставить левую ногу - другой;
  2. по команде нужно выбрасывать несколько пальцев на руке. Все, у кого большее число, - одно команда, меньшее - другая; или четное число - одна команда, нечетное - другая.


2. “Знакомство”

Необходимы: Мячик, изготовленный стенд “Знакомство”. Ход игры. Ведущий надевает анкету на грудь и бросает кому-либо мячик. Игрок ловит мячик, смотрит на анкету ведущего и отвечает на вопросы, рассказывая о себе. Затем ведущий надевает анкету на игрока с мячом и игра повторяется.


3. “Назови имя”

Ход игры. Играющие сидят (стоят) в кругу. Все делают по команде три хлопка: в ладоши, по коленям, в ладоши. Один игрок громко называет имя соседа справа и свое (“Лена - Слава”). Вновь хлопки, и следующий по часовой стрелке называет имена (“Слава - Таня”). Пока не пройдет полный круг.

Вариант. Можно ускорять, замедлять темп игры, менять движение по и против часовой стрелки, остановить игру и поменять игроков местами в произвольном порядке.


4. “Доверие”

Выбрать двух ребят по желанию. Предложить одному из них встать спиной к ведущему: “Ты можешь падать ко мне спиной, а я поймаю тебя”. Ребенок доверчиво падает в руки ведущего. Можно попросить детей разделиться на пары и попробовать сделать то же самое друг с другом. Задача каждого: быть верным в том, что он делает - ловит или падает. (Если время ограничено, сделайте этот вариант только с одним ребенком). После игры нужно спросить: “Как ты чувствовал себя? Ты был послушен и доверчив?” Мы доверяем очень многим людям в нашей жизни: водителям, когда едем в транспорте, докторам, которые обслуживают нас и т.д.


5. “Я хочу знать”

Необходим: мяч

Все становятся в круг. Начинает игру ведущий: “Я хочу знать, как тебя зовут?” и бросает мяч тому, у кого он спрашивает. Ребенок ловит мяч и говорит: “Саша” и возвращает мяч ведущему. Затем ребенок продолжает: “Я хочу знать, сколько тебе лет” и бросает мяч другому ребенку, который отвечает и возвращает мяч ведущему. После того, как дети хорошо поймут правила игры, они могут начать играть друг с другом, задавая подобные вопросы и отвечая на них. Дать каждому ребенку возможность поучаствовать в игре. Если дети теряются, какой вопрос задать друг другу, ведущий сам продолжает играть с детьми. Вопросы могут быть самыми разными, но направлены на то, чтобы поближе познакомиться, побольше узнать друг о друге. Нужно уделить больше внимания детям, которые пришли в первый раз.


6. “Найди сокровище”

Необходимы: бумажная коробочка или маленькая игрушка.

Из числа детей выбирается лидер игры. Он должен выйти из комнаты. Ведущий прячет у кого-либо их детей коробочку, после чего лидер игры возвращается. Ведущий делает следующее вступление: “Представь, что ты в чужой стране. Ты должен найти сокровище. Оно спрятано у человека, которого ты знаешь, но тебе дается одна подсказка: у этого человека... и ведущий говорит ему только одну подсказку. Это может быть какая-то отличительная особенность ребенка, у которого спрятана коробочка. Хорошо, если эта особенность не будет бросаться в глаза, и для его поиска потребуется какое-то время. Например, голубые глаза, родинка на правой щеке, родимое пятно на руке, светло-русые волосы, ботинки с черными шнурками и т.д. Игроку, который ищет можно дать 1 минуту (досчитайте до 60), чтобы отгадать. Если он успевает отгадать, то ребенок, у которого была коробочка, становится новым лидером игры и выходит из комнаты. А тот, кто был лидером до этого, прячет коробочку.


7. “Поделись своей радостью”

Дети садятся (встают) в круг. Задача каждого игрока - сделать два хлопка в ладоши и быстро, одним предложением, сказать о радостном моменте в своей жизни: “Я обрадовался, когда...” или “Я радуюсь, потому что...” После этого все сидящие в кругу одновременно хлопают в ладоши своих соседей справа и слева и говорят “Класс!” или “Клево!”


8. “Вопросы дружбы”

Дети берутся за руки, образуя круг; ведущий встает в центр круга. По сигналу дети начинают по цепочке сжимать руку своего соседа (передавать сигналы). Ведущий должен угадать, где, через какие руки проходит сигнал и успеть положить руку на того, кто принял этот сигнал. Если ведущий успевает сделать это до того, как сигнал пойдет дальше, то он имеет право задать вопрос этому ребенку. После этого игра продолжается. Для разнообразия можно сделать так, чтобы тот ребенок, которого остановил ведущий, сам задавал вопрос своему соседу (вместо того, чтобы передать своему соседу сигнал, он задает ему вопрос). После того, как сосед ответит на заданный вопрос, игра продолжается с этого соседа.


9. “Приветствие”

Обмен приветствиями - это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы, прежде всего, встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады тому, что он есть среди нас. Давайте попробуем разные формы приветствия и определим наиболее эффективные для вас.

Для этого делимся на две группы и становимся напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов в 2 шеренги. Пожалуйста (гонг). Теперь по сигналу ведущего партнеры приближаются друг к другу и обмениваются разнообразными приветствиями. Это могут быть рукопожатия, объятия, реверансы, похлопывания, восторженные восклицания и тихие многозначительные взгляды. Обмениваясь приветствиями, партнеры меняются - делают шал вправо. Пожалуйста, обменивайтесь приветствиями! (Гонг). А сейчас в каждой шеренге участники должны поменять партнеров. Пожалуйста! (Гонг) Ну а теперь продолжайте приветствие уже с новым партнером, в новой форме. Подумайте, как лучше приветствовать нового партнера, чтобы приветствие подходило именно для этого человека. Пожалуйста! (Гонг) Можно провести конкурс на самое длинное приветствие. Кто победит? Действуйте! (Гонг) Подведем итог и завершим игру.


10. “Улыбки”

Попросите каждого члена группы улыбнуться и измерьте его улыбку линейкой. Сложите все значения. Затем попросите каждого подумать, сколько раз в день он улыбается. Подсчитайте на калькуляторе, помножив значения. Какое расстояние получилось?


11. “Исключение”

(Открыть друг друга)

Попросите всех, находящихся в комнате, встать. Медленно прочитайте список и попросите людей садиться, если это утверждение относится к ним.

  • Выдавливаю зубную пасту с середины тюбика
  • Испугался большой собаки
  • Имею друзей в …
  • Попадался за нарушение правил дорожного движения
  • Разговаривал с деревьями
  • Читал газету за завтраком
  • Регулярно смотрю ТВ после 23 часов
  • Сижу на диете
  • Роняю полотенце на пол в ванной комнате
  • Был в других странах
  • Опоздал на завтрак на этой неделе

Если кто-то остался стоять после всего прочитанного, ему нужно дать приз за то, что он абсолютно ничего не сделал.


12. “Спиной к спине”

Попросите двух людей встать спиной к спине так, чтобы они не видели своего партнера. Спросите каждого:

  • какого цвета одежда твоего партнера?
  • какого цвета его волосы?
  • он одет в футболку?
  • он высокий?


13. “Рука”

Приготовьте бумагу и карандаши. Попросите каждого приложить руку на листок бумаги и обвести ее. Затем пусть пять человек напишут свои имена на каждом пальце. Во время молитвы каждый человек молится за тех людей, чьи имена написаны у него на “руке”.


14. “Как ты себя чувствуешь?”

Попросите каждого человека нарисовать лицо, которое отражает его чувства. Если человек не может нарисовать, он может написать слово. Сложите все листочки в корзину. Затем один человек вынимает листок и комментирует его или говорит слова ободрения.


15. “Воспоминание”

Расскажите или напишите о самом ярком воспоминании своего детства. Вы были участником? Свидетелем? Вам о чем-то рассказывали? Какие чувства, связанные с этим, вы пережили? Радость, удивление, страх, обида и т.д.? Назовите вашу любимую игрушку. Кто вам ее подарил? Есть ли у вас сегодня любимые игрушки? Это память или предмет сегодняшней жизни?


16. “Эстафета жанров”

Каждый из участников делает то, что ему больше всего нравится, что лучше всего получается - читает стихи, стоит на одной ноге, показывает пантомиму и т.д. Очередность устанавливается по желанию ведущего или самими играющими.


17. “Мое кино о себе”

Какой эпизод своей жизни Вы хотели бы экранизировать? Это будет научно-популярный или художественный фильм? Каких актеров и режиссеров Вы пригласили бы для работы в этом фильме? Кому бы Вы поручили играть Вас?


18. “Письмо самому себе”

Напишите письмо, которое вы хотели бы получить. Подсказка вожатому: обратите внимание, что это за письмо - просьба, совет, излияние радости или грусти, согласие и т.д.


19. “Рисуем себя”

Ребенку предлагается нарисовать себя сейчас и в прошлом. Обсудите с ним детали рисунка, чем они отличаются? Спросите ребенка, что ему нравится и не нравится в самом себе.

Вожатому: это упражнение направлено на осознание себя как индивидуальности, осознание различных своих сторон. Это полезно для определения того, что изменилось в ребенке по сравнению с прошлым и что хотелось бы изменить.


20. “Кто я?”

Дети по очереди стараются назвать как можно больше отчетов на вопрос: “Кто я?” Для описания самого себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения “Я”. Например: “Я - девочка”, “Я - спортсмен”, “Я - хороший человек” и т.д. Ведущий следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, но описывали именно себя лично.

Вожатому: эта игра дает детям возможность взглянуть на себя с разных сторон, расширить представление о себе.


21. “Корзина грецких орехов”

Дети “бросают” в корзину (произносят один за другим, передавая корзину или подходя к ней) мучительные неразрешимые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них.


22. “Приглашение к чаю”

Чайная чашка передается из рук в руки.

  • Кого, из всех присутствующих здесь, ты хотел бы пригласить на чай?
  • О чем хотел бы поговорить?
  • Что ему расскажешь?
  • Что хотел бы услышать в ответ?


23. Четыре рисунка

Каждому ребенку понадобиться фломастер и лист бумаги. Попросите детей разделить лист на 4 части. Пусть дети пронумерую каждый угол и нарисуют:

1 квадрат: символ (эмблему) своей семьи;
2 квадрат: кем он хочет стать;
3 квадрат: картинку любимого праздника;
4 квадрат: то, что тебе и твоим друзьям нравится больше всего.

Пусть дети обменяются своими рисунками.


24. Друг - акростих

Для каждого ребенка потребуется лист бумаги и карандаш. Пусть дети разобьются на пары. Вертикально записывают имя. Горизонтально, начиная с каждой буквы записанного имени, записывают качества, увлечения, особенности этого человека.