Игровой психотерапевтический тренинг для малышей «Жители ладошек»
Про жителей ладошек, хвастливую чашку и трусливую карамельку
Коррекционная программа для младших школьников
Данная программа состоит из 15 занятий, предлагаем вашему вниманию 10 из них.
Задачи программы
1. Формирование коммуникативных и социальных навыков.
2. Развитие наблюдательности, как влияет собственное поведение на окружающих, развитие понимания.
3. Освоение новых ролей.
4. Повышение самооценки и укрепление личностной идентичности.
5. Развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое решение.
Возраст участников: средний и старший дошкольный, младший школьный.
Форма проведения: арт-студия.
Используемый материал: различные виды красок, цветные карандаши, фломастеры, различные кисти, детские музыкальные инструменты, инструментальные записи, цветная бумага, скотч.
Структура занятий
1. Настрой (разогрев).
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
3. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы).
4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).
5. Коллективная работа (сказкотерапия, самостоятельное сочинительство, театрализация).
6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1. «Кто Я?»
Задачи: сплочение группы, снятие тревожности, улучшение эмоционального фона.
Оборудование: альбомные листы, изобразительные средства: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры.
1. Разогрев
Ритуал начала занятия. Вместе с детьми зажигаем свечу.
Ведущий. Это волшебная свеча, она будет гореть на протяжении всего занятия.
(Дети становятся или садятся в круг.)
Давайте познакомимся с вами. Меня зовут... Я люблю.. Мой любимый цвет... Мой любимый кинофильм... (Затем о себе рассказывает ребенок.) Придумайте на вашего соседа ассоциацию, то есть на что или на кого он похож, и расскажите.
Упражнение «Бесилки»
Обговариваются правила игры и поведения во время занятия.
Ведущий. Сейчас я завяжу вам глаза и включу музыку. Музыка будет звучать совершенно разная. Вам необходимо двигаться под музыку так, как она звучит, то есть если музыка быстрая, то танцевать или двигаться мы будем как? Правильно, быстро. Все понятно? Можно делать все, что хочется, только обязательно будьте внимательны и осторожны. (Упражнение длится 5 минут.)
Упражнение «Паспорт эмоций»
Ведущий. Перед вами лежат маленькие цветочки, выберите себе тот цвет, который вам всего приятнее, и наклейте на свой «паспорт».
Детям можно предложить самим сделать свой «паспорт» с фотографией (автопортретом), той формы, которой хочется. Можно использовать, стандартные паспорта, которые изготовит для детей психолог.
2. Основная часть
Дети садятся в круг.
Ведущий. Каждого из вас домашние или, может быть, друзья как-то называют. Подумайте, какое имя вам больше всего нравится. Как вы думаете, могут ли имена что-то обозначать? А может быть, имена имеют цвет? Если да, то подумайте, какого цвета ваше имя?
Упражение «Цветок — имя»
Ведущий. Давайте закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуем запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например пение птиц или что-нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя, они все волшебные, на каждом из них живет чье-то имя. А теперь попробуем увидеть цветок, на котором живет ваше имя. Возьмите его в руки, понюхайте, как он пахнет, посмотрите, какого он цвета. Подержите его в руках, запомните, что чувствуют ваши руки. Сделайте глубокий вдох и откройте глаза. Вспомните, какого цвета был ваш цветок.
Сейчас, пожалуйста, нарисуйте этим цветом все, что захочется. Молодцы, а сейчас этим цветом нарисуйте свое имя. Нарисуйте, на что похоже ваше имя, и цветок, на котором оно живет.
Молодцы, вы справились с работой. Сейчас садитесь в круг и положите около себя свой рисунок.
Молча передавайте свои рисунки по кругу до тех пор, пока ваш не вернется опять к вам.
Вы, я думаю, увидели, что все ваши имена, все ваши рисунки совершенно непохожи, и они прекрасны.
Расскажите, трудно ли было изображать свое имя?
(Выставка рисунков имен.)
Понравилось вам это занятие?
3. Заключительная часть
Релаксация под спокойную музыку с дыхательными упражнениями.
«Паспорт эмоций».
Уборка кабинета.
Совместное задувание свечи с загадыванием желаний.
Занятие № 2 .«Я и мое имя»
Задачи: способствовать формированию позитивного образа «Я», развивать коммуникативные навыки, активизировать процесс самопознания.
Оборудование: листы для рисования А4, изобразительные средства, старые журналы.
1. Разогрев
Ритуал вхождения. Зажигаем свечу. Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».
2. Основная часть
Ведущий. Сегодня вы продолжите работу со своими рисунками. Подойдите к стенду и посмотрите на рисунки, вспомните, что вы рисовали на прошлом занятии. Каждый из вас берет свою работу и садится на коврик.
Нравится ли вам то, что вы нарисовали? Сегодня мы постараемся изобразить по-другому свое имя. Перед вами лежат листы бумаги. Нарисуйте или подберите из старых журналов картинки, которые, по вашему мнению, подходят для того, чтобы рассказать о вашем имени. Работаем молча. (Время работы — 30 минут.)
Справились, молодцы. Сейчас приложите свои имена к лицу и представьте, что они волшебные и могут говорить. Как вы думаете, что бы они сказали?
(Ответы детей.)
Чувствует ли имя, как вы к нему относитесь? Любите ли вы его? Что ему нравится в вас, а что нет?
Здесь можно предложить детям устроить волшебную поляну цветов своего имени и сочинить сказку, где участниками будут цветы и имена, и в дальнейшем проиграть эту сказку.
3. Заключительная часть
Ритуал выхода из занятия. «Задуваем свечу».
Занятие № 3. «Страна красок»
Задачи: развитие социальных и коммуникативных навыков; формирование чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение.
Оборудование: ширма, листы бумаги, краски.
1. Разогрев
Ритуал вхождения и начала занятия. Переход через волшебную дверь. Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».
2. Основная часть
Ведущий. Сегодня мы с вами попадем в волшебную Страну красок, карандашей, кисточек. Но злой волшебник Хук украл все цвета, остались только черные, холодные тона. Он уверен, что яркие цвета не вернутся в страну, ведь он не знает, что у меня есть такие славные помощники, как вы.
Сейчас, пожалуйста, займите свои места за столом и посмотрите: перед вами лежат два листа бумаги. Первый лист сомните изо всей силы, до тех пор пока он не превратится в шар. У всех получилось? Возьмите этот шар в руки, посмотрите на него, подуйте, скажите волшебные слова и подбросьте в воздух. Поймали? Молодцы.
А сейчас постарайтесь разгладить его так, чтобы он не порвался, и «проутюжьте» его ладошками. Вот здесь и начинается наше волшебство. Но сначала необходимо преодолеть одно препятствие — нарисовать на этом мятом листе бумаги. Скажите, пожалуйста, какой самый яркий, самый теплый цвет? (Ответы детей.) Правильно, желтый. А что у нас самого теплого цвета, что может растопить, обогреть? На что люди смотрят с радостью, особенно после долгой холодной зимы? (Ответы детей.) Конечно, солнышко. Давайте мы сейчас нарисуем большое, красивое солнышко, пусть наш злой волшебник испугается. Но проказы его на этом не закончились. Посмотрите, на столе лежат еще листы бумаги, Поменяйте, пожалуйста, воду в стаканчиках, только аккуратно. Возьмите большую кисть, окуните ее в воду и чистой водой намочите лист. А теперь нарисуйте то, для изображения чего необходимо семь цветов. Догадались? (Дети рисуют радугу.) Справились, молодцы.
А сейчас выйдите из-за стола, встаньте в круг и представьте, что вы злые волшебники. Покажите, какие вы злые, выражением лица, позой тела, без слов и звука. С каждой минутой, с каждой секундой вы становитесь все злей и злей, вы надуваетесь, как мыльный пузырь.
(Дети показывают руками, надувают щеки, психолог продолжает говорить очень медленно.) Злой волшебник надувается все больше и больше, пока от злости не лопнет. (Хлопок в ладоши.) Все, лопнул! Еще раз.
Понравилось ли вам это путешествие? Что больше всего понравилось, легко ли было, что вызывало затруднения?
Выставка детских работ. Подвести детей к работам, дать возможность их рассмотреть.
3. Заключительная часть
Релаксация под спокойную музыку, с дыхательными упражнениями.
Уборка кабинета.
Совместное задувание свечи с загадыванием желаний.
Занятие № 4. «Каракули тела»
Задачи: развитие социальных и коммуникативных навыков; формирование чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение.
Оборудование: ширма, листы бумаги, краски.
1. Разогрев
Ритуал вхождения и начала занятия. Переход через волшебную дверь.
Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».
2. Основная часть
Ведущий. Опять злой волшебник хочет нам насолить. Не угомонится, пока мы путешествуем по стране красок. Вы только посмотрите (обращает внимание детей на листы бумаги, где черной краской написаны задания) — здесь есть для вас задания, которые необходимо выполнять.
Задание № 1:
— Создайте рисунок, используя два-три цвета, но с одним условием: ваши глазки будут завязаны (используем карандаши). Движения рук должны соответствовать звучанию музыки. (Звучит классическая или популярная музыка.) Как только закончится музыка, откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось.
Задание № 2:
— Сейчас задание усложнится, вам необходимо взять карандаш в рот и таким способом постараться нарисовать что-нибудь.
Задание № 3:
— Перед вами на полу лежат большие фломастеры. Вам необходимо взять их в руки и постараться нарисовать любое изображение.
Задание № 4:
— Следующее задание: нарисовать дом, дерево и человека, но только левой рукой.
Ведущий. Справились, молодцы. Теперь возьмите свои четыре рисунка и внимательно посмотрите на них. Вспомните свои ощущения. Подумайте и скажите, какая работа вызвала у вас затруднения? Какой частью тела было легче всего рисовать? Передайте все свои рисунки по кругу до тех пор, пока ваши рисунки не вернутся к вам, и внимательно рассмотрите каждый из них.
Рассмотрели все рисунки? Вы заметили, что рисунки не имеют определенной и точной формы и напоминают каракули. Если посмотреть на них со всех сторон, то можно увидеть что-то необычное. На что похожи ваши рисунки? (Обсуждение.)
3. Заключительная часть
Релаксация под спокойную музыку с дыхательными упражнениями.
«Паспорт эмоций».
Уборка кабинета.
Совместное задувание свечи с загадыванием желаний.
Занятие № 5. «Рисуем вместе»
Задачи: развитие социальных и коммуникативных навыков, развитие чувства ответственности за свои поступки и умения принимать собственное решение.
Оборудование: ширма, изобразительные средства, два склеенных ватмана.
1. Разогрев
Ритуал вхождения и начала занятия, переход через волшебную дверь».
Упражнения «Бесилки», «Паспорт эмоций».
Упражнение «Человек и тень»
Ведущий. Я прошу выйти в круг одного желающего. Это будет водящий, «человек», остальные — «его тень». Водящий делает неожиданные движения, а остальным необходимо правильно их повторить. (Водящим должен побывать каждый ребенок.)
2. Основная часть
Дети занимают свои места.
Ведущий. Перед одним из вас лежит большой лист бумаги. Необходимо нарисовать один предмет. После того как участник нарисует предмет, он передаст лист соседу. Но главное, рисовать надо молча, не обсуждая и не подсказывая. Передаем лист до тех пор, пока все не нарисуют на нем свой предмет. Помните, что предметы должны быть разнообразными и не должны повторяться.
(По окончании работы дети смотрят на результат.)
Сейчас я предлагаю дорисовать этот рисунок так, чтобы получилась картина с сюжетом или пейзаж. Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получилась картина.
А можно придумать историю или сказку к этой картине?
Кто у нас на картине главный герой? Что с ним может произойти? Есть ли у него друзья, а может, враги? Кто ему поможет, а кто помешает?
(По окончании работы можно предложить детям проиграть сюжет сказки.)
Что вызывало затруднения? Что понравилось? Было ли тяжело рисовать один рисунок на всех?
3. Заключительная часть
Как на предыдущих занятиях.
Занятие № 6. «Волшебные краски»
Задачи: сенсорная стимуляция нервных окончаний, развитие мелкой моторики, развитие коммуникативных навыков, сплочение детского коллектива, обучение приемам релаксации.
1. Разогрев
Как на предыдущих занятиях.
2. Основная часть
Ведущий. Примите удобную позу. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Представьте себе, что вы попали в волшебный лес, где растут диковинные цветы, которых вы никогда раньше не видели. Рассмотрите повнимательнее: где они растут, какого они цвета, кто или что их окружает. Одни они там растут или их насколько, есть ли у них там друзья, а может, у них есть родители?
Откройте глаза, вспомните все то, что вы нарисовали в своем воображении.
Наше с вами волшебство на этом не заканчивается. Сейчас мы превратимся в волшебников и сделаем самые настоящие волшебные краски. С помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чем думаешь, к чему стремишься.
(Рецепт волшебных красок: 2 ст. л. муки перемешать с солью, растительным маслом, водой. Эту смесь разделить по количеству детей и добавить краски. При работе с подростками в смесь можно добавить клей ПВА, при работе с малышами этого делать не следует.)
А сейчас, когда наши волшебные краски готовы, давайте все вместе молча нарисуем волшебную поляну.
(Дети рисуют. По окончании изобразительной деятельности идет обсуждение.)
3. Заключительная часть.
Занятие № 7.
«Сказка про жителей ладошек, или Как стать настоящим микробом»
Задачи: развитие коммуникативных и социальных навыков, наблюдательности; освоение новых ролей.
Оборудование: альбомные листы, изобразительные средства: краски (акварель, гуашь), карандаши, маркеры.
1. Разогрев.
2. Основная часть
Ведущий. Сегодня я хочу вам рассказать одну историю. Сядьте поудобнее и слушайте.
Сказка
Учительница вошла в класс, и все дети поприветствовали ее.
— Здравствуйте, — сказала учительница. — Сегодня я хочу прочитать вам историю. Но сначала посмотрите внимательно на свои ладошки. Что вы видите? А жителей ладошек вы видите? Нет? А на самом деле на каждой ладошке, на столе, стуле, карандаше, ручке, на каждом вашем пальчике живет огромное количество мельчайших существ. Они такие маленькие, что их можно рассмотреть только в очень сильный микроскоп. А зовут их микробы. Среди них, как и среди людей, есть хорошие и есть плохие, есть взрослые и есть дети. Есть мальчишки и девчонки — почти такие же, как и вы.
Так вот, на одной ребячьей ладошке жил самый обычный микроб, и звали его Микрошка. У него были папа и мама — микробы, и учился он в микробной школе, чтобы стать настоящим микробом, как говорил папа.
Микрошка был веселым, но скромным и даже стеснительным. И ему иногда очень хотелось, чтобы на переменке другие микрошки обращали на него побольше внимания. Или чтобы учительница на занятиях почаще смотрела на него, побольше его хвалила. Но как добиться этого, он не знал. И придумал он тогда вот что.
Подкрадется на перемене к девчонке и за косичку ее как дернет. Или к товарищу подойдет сзади, толкнет и давай смеяться. Веселый был. Еще любил он подножки ставить, треснуть как следует, а еще лучше — как-нибудь обозвать. Из-за этого ребята старались с ним не водиться. А что же на уроках? А на уроках учительница стала на него больше внимания обращать, но не потому, что хотела похвалить, а потому, что ей приходилось делать ему замечания. Микрошка мог на уроке закричать во весь голос или весь урок машинки да самолетики рисовать. Мог и учительнице нагрубить.
Он, конечно, и сам понимал, что ведет себя как-то неправильно, что так нельзя и ничего хорошего из этого не выйдет, но ничего поделать с собой не мог. Как будто это был не он, а кто-то другой — наглый, противный, нехороший. Как будто в него вселился самый настоящий микрохулиганус и заставляет его делать противные вещи. И так Микрошка сильно об этом печалился, так много думал, что и заниматься стал хуже, и двойки хватать. Тут уж не до всеобщих похвал.
А мама у Микрошки была умная и несмотря на плохое поведение и двойки все равно его любила и знала, что ее сынок хороший, хотя ему сейчас очень трудно. И вот однажды ночью — то ли снится Микрошке, то ли правда — дверь в его комнату тихонько открывается и входит мама. Подходит к его рубашечке и что-то делает. А потом так же тихонько выходит.
Утром Микрошка встал в плохом настроении. Про сон он даже не вспомнил. Быстренько собрался и пошел в школу. У них как раз был урок про то, как чихунчики у детей устраивать. И вот наступает очередь Микрошки отвечать, а учительница вызывает другого. Микрошка стал возмущаться, а его как будто никто и не слышит. Тогда он вскочил, стал бегать, прыгать, кричать. А его никто не слышит. Он все продолжает бегать, прыгать, кричать. А его никто не видит и не слышит. Испугался Микрошка, стал себя осматривать: из-за чего он в невидимку превратился? Вроде бы шапки-невидимки на нем нет. Только на воротнике рубашки какая-то булавочка. Раньше ее там не было. Попытался снять, да куда там, только пальчик уколол.
«Что же мне теперь делать?» — задумался Микрошка. А микрохулиганус внутри вдруг как захохочет радостно: «Ведь я же теперь могу всех щипать, толкать и обижать, и все на меня будут обращать внимание, а ругать — нет!»
На переменке Микрошка совсем разошелся. Всех толкал, щипал, дергал за волосы. Дети, конечно, ойкали, но не знали, что это Микрошка, и поэтому никакого внимания на него не обращали. Надоело это ему. Опечалился Микрошка, сел на пол и горько заплакал: «И раньше-то на меня мало внимания обращали, а теперь и вовсе никто не замечает. Что же я такой невидимый делать буду? Как же мне теперь жить? А-а-а-а! Хочу с другими микробами играть! Хочу на уроках отвечать! Хочу настоящим микробом вырасти!» Поплакал он так, да, видимо, со слезами микрохулиганус весь и вышел. Сидит Микрошка и думает: «Раз раньше злым, да плохим не замечали, то попробую-ка я хорошими, добрыми делами обратить на себя внимание».
Тут как раз в классе у одной девчонки, Микронюшки, ластик красивый потерялся. Микрошка его нашел и на парту положил. А Микронюшка говорит: «Кто мой ластик нашел? Спасибо! А то я его обыскалась». Микрошке приятно стало. А тут у учительницы тетрадки рассыпались. Он их собрал. Учительница хвалит своего помощника. «Только, — говорит, — не знаю, кто мне помог, но все равно спасибо».
Много еще хороших дел за этот день он успел сделать, много похвал услышал. И очень ему это понравилось. Так хорошо и радостно на душе стало, что домой он веселый-превеселый прибежал. Начал маме рассказывать, как сегодня в школе здорово было, какие он хорошие дела совершил. И даже не заметил, что мама почему-то его видит. И лишь изредка посмеивается во время рассказа, как будто что-то знает. Потом Микрошка помог ей вымыть посуду и тщательно приготовил уроки на завтра.
А на следующий день, когда Микрошка пришел в школу, его уже почему-то все видели. И булавка куда-то делась, только пальчик болел как напоминание о вчерашнем дне. Он даже немного огорчился, что его видят: «Как же я теперь буду хорошие дела делать?» Но потом твердо решил, что будет оставаться добрым, хорошим, в общем — настоящим микробом. Даже если его и видно. А все микробчики из класса к нему кинулись, стали наперебой рассказывать, какие чудеса вчера творились и как жалко, что его не было. Ведь они все хорошо к нему относились и даже любили, потому что он был веселый. Микрошке было очень приятно. А когда он лучше всех рассказал урок и учительница похвалила его, Микрошка был на седьмом небе от счастья. Все с ним дружили и стали играть. А Микронюшка даже на день рождения пригласила.
В этот день Микрошка для себя решил стать настоящим микробом, а не каким-то микрохулиганусом. Ведь главное он уже понял — любят и уважают не за злые и плохие поступки, а за добрые, да и делать их, честно говоря, куда приятнее, чем плохие. Сегодня Микрошка был самым счастливым микробом на ладошке.
— Вот такая история про микробов, — сказала учительница, заканчивая читать. А все дети посмотрели на свои ладошки, пытаясь увидеть хотя бы одного микробчика. Но никто ничего так и не разглядел. И только один мальчик тихонько улыбнулся, когда увидел, как помахал ему ручкой, прячась в ладошке, Микрошка.
— Понравилась вам эта сказка? Кто из героев вам понравился больше всего?
А сейчас подойдите, пожалуйста, к своим рабочим местам. Возьмите листы бумаги и карандаши. Ваша задача — сложить лист бумаги пополам, на одной стороне нарисовать Микрошку, а на другой — микрохулигануса.
Ну а теперь подумайте и нарисуйте, что можно подарить микрохулиганусу, для того чтобы он стал послушным и добрым.
Обсуждение. После обсуждения, работы помещаются на стенд. Дается время, чтобы все дети рассмотрели работы.
— Понравилось ли вам занятие?
— Что вам понравилось больше всего?
3. Заключительная часть.
Занятие № 8. «Хвастливая чашка»
Задачи: развитие у детей способности к сочувствию и сопереживанию; повышение самооценки, уровня собственной компетентности; формирование чувства самоценности.
Оборудование: краски, листы формата А4.
1. Вводная часть
Как на предыдущих занятиях.
2. Основная часть
Ведущий. Сегодня я хочу вам рассказать правдивую историю, которая произошла в одной квартире — такой же, как у нас с вами. Примите удобную позу и слушайте внимательно.
Хвастливая чашка
Жила-была фарфоровая чашечка. Она была новенькая и красивая — белая, с голубыми цветочками. Когда она стояла на столе и на нее падали лучи солнца, она вся светилась и весело позвякивала.
— Звяк! — говорила она, подмигивая остальным чашкам, которые были не такими красивыми. — Звяк! Взгляните на меня! Я такая хорошенькая и белая, а цветочки на мне такие красивые.
Другие чашечки грустили и вздыхали, ведь они видели свое отражение в начищенном чайнике: цветочки на них потускнели, краешки были отколоты. Новая чашечка смеялась над ними и выставляла напоказ свои нарядные бочка. Чашечка знала, что хозяйка любит ее и всегда пьет из нее чай с лимоном. Когда ее проносили на нарядном подносе, который тоже был новым и красивым, она особенно гордилась и хвастливо звякала, и поднос задорно вторил ей.
— Цзынь! Мы лучше всех! Нет изящнее и нужнее нас.
Поднос и чашечка никогда не разговаривали с другими, они стояли на полке отдельно от всех.
— Какая ты хорошенькая! — говорил поднос.
— Ты самый красивый поднос! — отвечала чашечка.
Ложки, блюдца, другие чашечки и чайнички только вздыхали, глядя на них. Им было обидно, что поднос и чашечка смеются над ними, но они понимали, что нельзя хвастаться и заноситься.
— Мы тоже были молодыми, — говорила сахарница, — мы тоже красовались на праздничном столе, нас тоже любили, а теперь мы старая посуда, но ведь мы вместе, мы друзья, а значит, мы не бесполезны, мы тоже нужны!
На это чашечка звякнула: «Да ну вас!» А поднос только ухмыльнулся.
Время шло. Чашечка старилась...
Однажды утром на кухне вдруг все засуетилось. В воздухе стали витать ароматные запахи. Чашечка удивилась: «В чем дело?» И вдруг, взглянув на стол, она увидела... На нем красовалось множество чашечек, блюдец, чайничков, ложечек и прочих штучек. Все они весело перезвякивались и обсуждали предстоящий праздничный обед. оказалось, что принесли новый сервиз. Он был очень красив! Хозяйка то и дело забегала на кухню, хватала одну из чашек и восклицала: «Какая прелесть! Чудо!»
Чашечка и поднос посмотрели друг на друга и опустили глаза. Чашечка повернулась к сахарнице и спросила:
— Что же будет со мной?
Но старая сахарница отвернулась от нее. У чашечки потекли слезы. Тут пришла хозяйка и унесла поднос... Чашечка осталась совсем одна.
Вопрос к детям: Как вы думаете, что было дальше? (Ответы детей.)
Чашечка прошептала:
— Простите меня! Я не буду хвастаться, я хочу дружить с вами!
(Как вы думаете, что ответил старый сервиз?) Потом сахарница повернулась к чашечке, подмигнула ей и сказала:
— Не плачь! Мы научим тебя дружить и возьмем на свою полку. Ведь пока мы вместе, мы не старая рухлядь, а старинный бабушкин сервиз!
Обсуждение:
— Понравилась ли вам эта сказка?
— Что больше всего в ней понравилась?
— Кто из героев?
Ведущий. Сейчас я предлагаю вам проиграть эту сказку. Нам необходимы актеры на роли: хвастливой чашки, подноса, хозяйки, сахарницы, нового сервиза и старого сервиза.
(По окончании игры детям предлагается сесть за рабочие столы.)
Перед вами лежат листы бумаги. Я предлагаю их сложить так, чтобы получилось четыре квадрата. В каждом квадрате нарисуйте четыре самых запомнившихся сюжета сказки.
Работаем молча (индивидуальная деятельность).
По завершении рисования детям предлагается сесть на коврик. Обсуждение работы:
— Расскажи, что ты нарисовал?
— Почему именно этот сюжет?
— Какие чувства вызывают у вас герои этой истории?
— Кто вам понравился и почему?
3. Заключительная часть
Как на предыдущих занятиях
Занятие № 9.
«Как Карамелька боялась темных комнат»
Задачи: коррекция страха (страх темноты); развитие у детей способности к сочувствию и сопереживанию; повышение уровня самооценки.
Оборудование: краски, костюмы, цветная бумага, магнитофон.
1. Вводная часть
Как на предыдущих занятиях.
2. Основная часть
Сегодня я опять расскажу сказку.
Есть такая страна, которая называется Коротошляндия. Здесь живут маленькие веселые коротышки, рост которых примерно 7 сантиметров. Это очень маленькая страна, с крохотными разноцветными домиками, малюсенькими машинками, чистенькими дорожками и аккуратными садиками. И живет в этой стране маленькая девочка по имени Карамелька. Однажды с ней приключилась необыкновенная история.
У Карамельки есть свой маленький розовый домик. И вот как-то раз вернулась Карамелька домой, искупалась в малюсенькой ванне и направилась в свою уютненькую спаленку. Но на пороге она вдруг остановилась, почувствовав сильную тревогу. В спальне было темно и казалось, там кто-то есть. Карамелька прислушалась и различила какие-то странные звуки. Ей стало очень страшно, и она убежала в свою крошечную освещенную кухоньку с радостной разноцветной мебелью. Испуганная, села она за стол и стала думать, что же ей теперь делать. И решила позвонить своему лучшему другу Ирискину. Карамелька придвинула к себе салатовый телефончик, взяла трубку и набрала номер.
— Алло, — услышала Карамелька сонный голос своего друга.
— Ирискин, мне страшно! Мне кажется, что в спальне кто-то есть, и я боюсь туда войти. Пожалуйста, приходи ко мне.
— Хорошо, — сказала верный друг Ирискин, — я сейчас приду.
Поскольку Ирискин жил в соседнем зелененьком домике, то ждать Карамельке пришлось совсем недолго.
Ирискин прибежал прямо в пижамке и ночном колпачке, надев сверху пальтишко и прихватив на всякий случай лыжную палку — вдруг ему придется драться и спасать Карамельку от чего-то неизвестного из спальни.
— Как я рада, что ты пришел! — бросилась Карамелька к Ирискину.
На кухне Карамельке было гораздо спокойнее. Когда они разлили горячий чай по голубеньким чашечкам и уселись в мягкие креслица, Ирискин заговорил:
— Я все понял. Знаешь, Карамелька, я тоже когда-то думал, что в темных комнатах кто-то есть. Я не знал, кто этот «кто-то» — друг или враг. А когда мы чего-то не знаем, то боимся. Вот и я боялся.
— А если бы это был друг, то он бы тогда не прятался в темноте, а давно бы уже вышел на свет. Ведь так? — спросила Карамелька.
— Может, и вышел бы, если бы он действительно существовал.
— Но я же слышала какой-то шорох и постукивание. Значит, там кто-то есть. Если там никого нет, кто же тогда издает эти звуки?
— Нет, там никого нет. А шорохи, постукивания и поскрипывания ты можешь услышать когда угодно, если прислушаешься и если не будет других, громких звуков. Днем это сделать сложно, поскольку работает телевизор, гудят машины, шумят соседи. А ночью жизнь затихает, и мы можем слышать, как поскрипывает пол, как дует ветер за окном, как тикают часы. Дом, в котором ты живешь, начинает тебя убаюкивать, что-то тебе нашептывать, и все звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путешествиях. Появляются герои, страны, все раскрашивается разными цветами, и ты засыпаешь и начинаешь видеть волшебные сны.
— Значит, мой дом меня любит, если рассказывает мне разные сказочные истории?
— Конечно. И он вовсе не хотел бы, чтобы ты его боялась.
— А я и не боюсь уже! — весело откликнулась Карамелька.
— Вот и хорошо. Тогда я пойду домой. Слушать сказки своего дома.
— Большое тебе спасибо, Ирискин. Если бы не ты, то я никогда не узнала бы, что мой дом меня любит и рассказывает мне на ночь сказки.
И Карамелька благодарно чмокнула Ирискина в пухлую щечку. Ирискин немного покраснел и смущенно пробормотал:
– Да чего там!
И пошел домой. Карамелька провела рукой по стене и улыбнулась. Потом она легла в свою мягкую кроватку, выключила свет, полежала немного и сказала:
– Я тоже тебя очень люблю, домик. Извини меня, пожалуйста, что я тебя боялась.
Обсуждение:
— Как вы думаете, что потом произошло с Карамелькой?
— Как она чувствовала себя в своем домике?
Ведущий. Совершенно верно, с тех пор Карамелька перестала бояться темных комнат и даже, наоборот, стала их очень любить — ведь под звуки дома, под его сказки снятся такие замечательные сны!
3. Заключительная часть
Как на предыдущих занятиях.
Занятие № 10. «Восковая палочка»
Задачи: закрепление положительных эмоциональных переживаний; поиск внутренних ресурсов; снятие тревожности; развитие воображения.
Оборудование: пластилин.
1. Вводная часть
Как на предыдущих занятиях.
2. Основная часть
Ведущий. Сегодня у нас не совсем обычный урок, я предлагаю вам поиграть. Сядьте на корточки, закройте глаза и включите свое воображение. Слушайте внимательно.
В волшебном лесу, в заколдованном месте, там, куда не каждый может зайти, Добрая волшебница посадила волшебные цветы. Прошло время, и появились большие бутоны (дети складывают руки в виде бутона и медленно поднимаются). Их пригревало солнышко, а добрая волшебница поливала, и в один прекрасный день волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки над головой и чуть откидывают голову назад).
Все обитатели леса приходили посмотреть на волшебные цветы. Ведь Добрая волшебница наделила их удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто на них смотрел. Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу на волшебной поляне появились прекрасные волшебные цветы, которые радовали всех, дарили добро, радость тем, кто заходил в заповедные места.
Но узнала про их красоту злая волшебница. Она непременно захотела уничтожить цветы. Злая волшебница прилетела на эту поляну и подняла сильный ветер, чтобы тот сломал, уничтожил прекрасные цветы (дети сильно качают руками, кто-то может и «поломаться»).
Когда добрая волшебница, узнала об этом происшествии, она очень расстроилась. Но у нее была «мертвая» и «живая» вода. Полила она свои цветы сначала «мертвой» водой. Это позволило доброй волшебнице смыть и растворить всю пыль, которую принес ветер. Пыль мешала цветам поднять свои прекрасные головки, стать такими же красивыми, какими он были.
Потом волшебница полила их «живой» водой. «Живая» вода дала возможность расти дальше, дала еще больше сил. Цветы стали еще прекраснее, чем были раньше, они дарили людям еще больше добра и радости (можно имитировать воду, посыпая детей маленькими кусочками елочного «дождика»).
Затем детям предлагается сесть и занять удобную позу. Каждому раздаются кусочки пластилина.
Сядьте поудобнее, закройте глаза, сосредоточьте свое внимание на дыхании, сделайте пять вдохов животом.
• У каждого из вас в руках пластилин.
• Сожмите ладонями пластилин.
• Делайте круговые движения, превращая его в шар.
• Представьте, что у вас в руках вселенная.
• Почувствуйте ее энергию, силу.
• А теперь представьте, что у вас в руках волшебное семечко.
• Почувствуйте его, согрейте в своих руках, почувствуйте его волшебную силу.
• Оно начинает прорастать.
• Вылепите корни.
• Семечко прорастает дальше.
• Растет стебелек.
• Вылепите цветочек.
• Каким он получился?
• Откройте глаза, рассмотрите свой цветочек, передайте его по кругу. Аккуратно рассматривайте и передавайте цветы, пока ваш цветок к вам не вернется.
3. Заключительная часть
Как на предыдущих занятиях.
И еще...
Упражнение «Цветок»
Метод направленной фантазии является мощным инструментом, способным помочь детям безопасным образом выразить подавленные чувства, потребности, мысли. Так как ребенок гораздо легче реагирует на метафорическое отображение его жизни, нежели на грубые реалистические образы, фантазии являются мостиком к детскому внутреннему миру.
Предлагаете ребенку ряд цветных картинок с изображением разных цветов. Затем просите его закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, будто он превращается в один из понравившихся цветков. Говорите ему: «Ты можешь стать любым цветком». Затем спрашиваете: «В какой цветок ты превратился? Большой или маленький? Слабый или сильный? Как он выглядит? Где растет? Кто за ним ухаживает?» и пр.
Вопросы помогают вам стимулировать детское воображение. Замечено, что скованные дети, отличающиеся сильными защитными тенденциями, особенно нуждаются в помощи. Затем просите ребенка открыть глаза и нарисовать свой цветок на фоне окружающего пейзажа. Обычно используются краски, но часто мелки и другие материалы. Когда ребенок начинает комментировать изображение, я записываю его слова. Это помогает мне при повторении более точно отобразить то, что происходит с ребенком в реальной жизни.
Успешно пользовать это упражнение как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми (группы не более 3–4 человек). Подростки откликаются особо живо. Для них это упражнение является эффективным средством самоопределения.
Данное упражнение дает возможность не только быстро и эффективно установить контакт с ребенком, но и увидеть реальную картину его внутреннего эмоционального состояния. Рисование и обсуждение внутреннего мира позволяют снять эмоциональное напряжение, расслабиться и даже изменить рисунок (например, после беседы и спокойной релаксирующей музыки), сделать его более привлекательным, ярким, более счастливым. Как правило, это упражнение, используемое в работе с умственно отсталыми детьми, имеющими эмоциональные проблемы, дает незамедлительный положительный эффект. У ребенка меняется в лучшую сторону настроение, он охотнее идет на контакт, свободнее говорит о своих проблемах, повышается значимость его внутреннего мира и желание изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону.
Упражнение «Два рисунка»
Техника «Два рисунка» используется главным образом в работе с детьми, пережившими утрату, связанную с родительским разводом, потерей близких людей. Это упражнение заключается в использовании художественных или вербальных метафор, помогающих реализовать свои познавательные, эмоциональные и творческие возможности и выразить переживания, связанные с утратой или разводом родителей. Ребенку предлагается обсудить и то, как он жил после этих событий.
С помощью метафор дети быстрее начинают осознавать различия в своей жизни до и после переломных событий. Такого рода работа дает психотерапевтический эффект, поскольку заставляет детей разобраться в своих переживаниях и, используя рисунок, выразить и осознать свои чувства, а затем обсудить произошедшее. Нередко я прошу детей нарисовать, как они жили до родительского развода и как живут сейчас. Я полагаю, если психолог научит ребенка выражать и понимать свои чувства, он сможет в дальнейшей жизни воспользоваться полученным навыком независимо от своего возраста и характера ситуации.
Просите ребенка рассказать, как он жил и как себя чувствовал до произошедших в его семье событий. Он должен вспомнить, а затем описать свою жизнь и свои чувства, создавая краткую историю и рисунок. Затем предлагаю рассказать о том, что изменилось в его жизни и как он чувствует себя в настоящее время. Здесь очень важно, чтобы ребенок сочинил о себе небольшую историю. Это даст ему возможность лучше передать свои переживания. Повторяя вслух те или иные высказывания ребенка, акцентируете внимание на определенных сторонах его внутреннего мира. Иногда можно попросить ребенка подумать о каком-либо природном явлении или событии жизни, которое он хотел бы отразить на своем рисунке, чтобы лучше передать свой взгляд на собственную жизнь до и после случившегося.
Упражнение «Город»
Данную методику выгодно применять в группе детей с синдромом гиперактивного поведения и нарушениями внимания, а также в группе и в паре конфликтующих ребят.
Данная методика способствует быстрому урегулированию группового конфликта, способствует улаживанию межличностных отношений и позволяет определить лидеров.
Группе предлагается большой деревянный ящик с песком, набор мелких игрушек, кубики и дается задание «построить город». Продолжительность упражнения зависит от того, насколько группа велика. Детям дается установка помогать друг другу и построить один город. По окончании игры можно сделать фотографию этого города. По ходу упражнения целесообразно спрашивать детей, как они себя чувствуют, как воспринимают свою роль в группе, а в конце – как оценивают других участников до и после совместной работы.
Упражнение «Город» позволяет сплотить детей уже в начале занятия, сгладить конфликт. Благодаря этой методике дети начинают лучше понимать, что такое совместная деятельность, и устанавливают друг с другом более тесный контакт.