Игра «Мы-команда»

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1747253494m.jpg

Предварительная подготовка.

Принятие правил, установка на работу.

- участники принимают правила, по которым будет проходить игра, настраиваются на совместную работу. Принятие правил является важным элементом дальнейшей работы команды и после игры.

Основной свод правил: 1. Персонификация высказываний (отказываемся от безличной речи: Я считаю, по-моему, Саша меня не понял). 2. Недопустимость непосредственных оценок личности (при обсуждении происходящего мы оцениваем не человека, в только его действия и поведение). 3. Активное участие в происходящем. 4. Конфиденциальность 5. Уважение к говорящему, взаимоуважение 6. Правило поднятой руки.


1 блок. «Давайте познакомимся»

"Приветствие на сегодняшний день"

- Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.


"Социометрия"

Цель упражнения: позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу. Участники свободно разбредаются по комнате. Ведущий дает задание: "Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз" (варианты: "Те у кого день рождения летом", "Те, в чьем имени 5 букв" и т.д.) Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п.


"Мы похожи?"

Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу. Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:

- Ты похож на меня тем, что...

- Я отличаюсь от тебя тем, что...

Другой вариант: в парах 1 минуту вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 1 минуту - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.


2 блок «Групповое взаимодействие».

"Моя минута"

Цель упражнения: диагностика работоспособности группы Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека. Участников просят приготовиться, сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По его сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до 60. Дается команда "Закончили!" Каждый запоминает число. Если счет закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности в данный момент.


"Посылка"

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников <отправляет посылку>, легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернется по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).


"Ревущий мотор"

- Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы организуем нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля - <Рррмм!> Один из вас начинает, произнося <Рррмм!> и быстро поворачивает голову налево или направо. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же <вступает в гонку> и быстро произносит свое <Рррмм!>, повернувшись к следующему соседу. Таким образом, <рев мотора> быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать


"Шурум-бурум"

Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова <шурум-бурум>, показать задуманное им чувство.


"Молекулы" (смотрим на поведение)

Цель упражнения: раскрепощение участников - Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать). После выполнения упражнения спросить:

- Как вы себя чувствуете?

- Все ли соединились с теми, с кем хотели?


"Прорвись в круг"

Цель упражнения: - стимуляция групповой сплоченности; - снятие эмоционального напряжения. Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник.


"Найди пару"

Цель упражнения: - развитие прогностических возможностей и интуиции; - формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.


3 блок «Пообщаемся»

"Всеобщее внимание"

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали!


"Побег из тюрьмы"

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений. Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.


"Бумажные мячики (Снежки)"

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды. - Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду <Стоп!>, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.


«ДОМ»

В течение 15 минут членам команды предлагается построить дом из того, что есть под рукой, то есть находится в зале для занятий (стулья, столы, вешалки, бумага и пр.). Также можно использовать и самих себя: изображать отдельные части дома. - Мудрая поговорка гласит: «Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три главных дела: построить дом, посадить дерево, вырастить сына», - говорит ведущий. –Сейчас мы займемся первым делом. У команды есть 15 минут для того, что согласованно и слаженно построить дом из подручных материалов, в том числе из самих себя. Дом должен быть удобным, просторным, функциональным. В нем должно найтись место для каждого из вас. В состав дома входят:

  • Фундамент;
  • Стены;
  • Крыша;
  • Дверь;
  • Окна;
  • Внутреннее пространство: комнаты, мебель, интерьер;
  • Небольшой садик около дома.


4 блок «Учимся доверять».

"Cлепой-поводырь"

Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение. Участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли они своему партнеру. Цель упражнения. Оно рождает много ассоциаций. Оно позволяетс на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение помогает подростку более отчетливо осознать свои жизненные роли и свою позицию.


"Меняющаяся комната"

- Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате: А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее: А теперь комната стала оранжевой - оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в <Фанте>: А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. После игры проводится обсуждение.


«Пропустите»

Игра направлена на развитие умения договариваться. Несколько человек выводятся за дверь. Задачей для них будет: дойти до указанной цели с закрытыми глазами. Остальные же, помимо того, что страхуют человека, не дают ему пройти к цели до тех пор, пока не услышат от него «Пропустите пожалуйста!».


«Переправа»

Все участники встают на скамейку и делятся на две команды. Задача команд: поменяться местами, не потеряв ни одного из игроков. !!!Внимание: необходимо подстраховывать участников!


«Доверчивое падение»

Для выполнения этого упражнения требуется устойчивое возвышение (стол, подоконник, сцена), находящееся на уровне локтей участников. В этом упражнении особенно важны правила безопасности: ноги участников на упоре, так чтобы они могли пружинить; согнутые в локтях руки поставлены перед собой ладонями вверх, пальцы вместе, руки не напряжены. Можно попросить всех участников перед выполнением упражнения встать в это положение. Если на руках есть кольца, браслеты, часы, желательно на время выполнения «доверчивого падения» их снять. Вся группа должна встать возле возвышения в две шеренги лицом друг к другу так, чтобы вытянутые руки чередовались: рука одного участника — рука другого и т.д.

Один участник (в его роли также побывают все) встает на возвышение спиной к группе, ноги вместе, руки скрещены на груди. После того как группа утвердительно ответит на вопрос «Готовы?», этот участник должен упасть на руки. Важно, чтобы те, кто стоит внизу, перед падением немного отклонили корпус назад, чтобы не мешали головы. Эта «конструкция» может выдержать очень большой вес, так как он распределен между всеми участниками, но она совершенно не приспособлена для «усаживания». Поэтому очень важно, чтобы падающий именно падал, а не садился. Можно предложить ему представить, что от его затылка до пяток натянута струна, и он не может согнуться.

Узнать что-то о человеке – значит проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими – значит задуматься о разнообразии людей, попробовать принять чужие, пусть даже странные интересы – значит проявить терпимость. Эти игры можно использовать на первых уроках правового курса. С их помощью начинает создаваться атмосфера доверия и уважения.


Корабли и скалы”

Половина играющих – “корабли”, половина – “скалы”. “Скалы” рассаживаются на полу, “корабли” закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении “корабля” “скала” издает шипящий звук, с которым “волны накатываются на камень”. Цель “скал” – не допустить “кораблекрушение”. Потом играющие меняются ролями.


5 блок «Сближение»

Я люблю соседку

Участники становятся в круг. Первый участник признается в любви к своему соседу, называя имя этого соседа, характерное качество и предмет, который он хотел бы подарить этому соседу. При этом качество и предмет начинаются на первую имени соседки. Например: «Я люблю соседку Иру за то, что она Интересная, и хочу подарить ей Ириску»


Ваши девизы

Каждый участник пишет на визитке то имя, как бы он хотел, чтобы его называли. Например: меня зовут Женя, и я хотела бы, чтобы меня называли Жека. И под именем нужно написать девиз, с которым ребенок идет по жизни.

Например: Я люблю детей.

1. Дается определенное время, за которое участники, должны познакомится, и запомнить как можно больше девизов у участников

2. Я говорю: «Привет меня зовут Женя, и я хочу передать привет человеку девиз, которого «Мне повезло, я командор!» Тот человек, чей девиз был озвучен, встает и говорит: «Меня зовут Паша, и я передаю привет человеку, чей девиз «С песней по жизни!»


Любимое занятие

Все играющие сидят в кругу на стульях (свободных стульев нет). Командор стоит в центре круга и спрашивает, например: кто любит танцевать? Кто любит мороженое и т.д. Те игроки, которые любят этим заниматься, должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок, оставшийся без стула, становится ведущим.


Считалочка..

Нужно сосчитать всем составом до 30, но если цифру говорит не один человек, а все одновременно, то считать начинаем заново, до тех пор, пока не сосчитают до 30. Произнося цифру, участник встает с места.


6 блок. «Подводим итоги»

"Эмоциональная диагностика"

Цель: диагностика состояния членов группы. Проследить динамику изменений эмоционального состояния членов группы.

Инструкция: Мы знаем, что каждый цвет несет в себе какое-то состояние, настроение, закройте глаза, почувствуйте свои цвета, какого цвета сейчас ваша голова, тело, руки , ноги, запомните эти цвета. Сейчас я раздам вам нарисованных челоеч к ов и набор карандашей, а вы раскрасите этого человечка, в соответствии с теми цветами, которые вы почувствовали в себе. Возможны и другие варианты: Назовите цвет вашего настроения. Попробуйте им порисовать.


"Спасибо за приятное занятие"

- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук


Копилка упражнений

“Гомеостат”

Гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Мы для этих же целей вместо прибора воспользуемся игрой. Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз. Понаблюдав за играющими, вожатый может выявить лидеров, под которых подстраиваются большинство ребят. Возможно, себя проявят стойкие “одиночки”, которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.


“Шеренга”

Усложним предыдущую игру, сделав ее подвижной. Играющие становятся в шеренгу на расстоянии шага друг от друга. По сигналу ведущего они подпрыгивают на месте, поворачиваясь в прыжке вправо или влево, на девяносто, сто восемьдесят, двести семьдесят или триста шестьдесят градусов. Более сложная задача – совершать синхронные прыжки, поворачиваясь в одну и ту же сторону на одинаковое число градусов. Более простая задача – после прыжка оказаться стоящими лицом в одну сторону. Как-либо договариваться нельзя.


“Встреча взглядами” (“Выбор”)

Для игры нужно четное число участников. Они садятся в круг, закрывают глаза и опускают головы вниз. По сигналу ведущего каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретиться, “сцепиться” взглядами (вариант – указать пальцами друг на друга). Число сложившихся пар подсчитывается в конце каждого раунда. Цель игры – разбиться на пары всем сразу, с одной попытки.