Игра-диагностика «Квилты»
Игра-диагностика на определение ценностных ориентаций детей и подростков «Квилты»
- Количество участников: от 12 до 120 человек.
- Место проведения: актовый зал, открытая площадка.
- Время проведения:1-2 часа.
Для участия каждому ребенку необходимо иметь с собой ручку и тетрадь. Музыка, темнота, свечи. Следующий текст могут читать «тревожными» голосами веду-щие или использовать эффект «голоса из ниоткуда». Текстовая часть может сопровождаться музыкальным фоном, соответствующим ТВ материалом.
Вед.1: Ныне никто не может отрицать, что человечество отягощено такими пробле-мами глобального масштаба, которые, если не решить их усилиями всех народов и стран в ближайшее время, могут грозить гибелью земной цивилизации.
Вед.2: Сюда следует отнести и загрязнение окружающей среды, и энергетический и продовольственный кризисы, и сохраняющуюся угрозы термоядерной войны, и сниже-ние уровня морали, и ослабление родственных и социальных связей.
Вед.1: Многие воспринимают все, чем страдает человечество, как предвестие надви-гающегося конца света, предсказанного в древности пророками, как «божьи знаки» не-минуемо надвигающейся катастрофы.
Вед.2: Среди таких «знаков», как правило, называют засухи, землетрясения, ураганы, затмения Солнца и луны и распространение различных страшных болезней, в частности, конечно, СПИДа.
Вед.1: Поэтому ради сохранения жизни на Земле сейчас чрезвычайно важно понять, что наша планета—это наш общий дом, защитить благополучие которого—дело всех лю-дей, независимо от их политических, идеологических и мировоззренческих позиций.
Вед.2:Сейчас каждый напишет себе в тетрадь 10, на ваш взгляд, наиболее важных ценностей в своей жизни. Это те идеалы, вещи или люди, которые для вас очень дороги и вы бы хотели, чтобы вы этим обладали. Также напишите 10 самых страшных опасностей или несчастий, от которых никто не застрахован, но которых вы хотели бы избежать. Проранжируйте их. На выполнение этого задания дается 11 мин.
Вед.1: После этого из зала вызывается доброволец, который хотел бы озвучить свои записи. С ним ведущий проводит следующее упражнение. Доброволец присваивает любым людям из аудитории свои ценности (и несчастья), кто ему больше нравиться или ассоциируется с ними (по 1 пункту на 1 человека). Потом он должен расставить их вокруг себя в том порядке, который на его взгляд соответствует действитель-ному положению вещей, по степени важности. (Т.е. наиболее важная для него ценность должна быть ближе всего к нему. Располагаться они могут произвольно, но наиболее оптимальной счи-тается структура Солнечной системы, по орбитам.)
Теперь ведущий предлагает добровольцу отказаться от последней ценности, той которая для него значит менее всего. Потом от 9 и т.д. во время этого процесса игроку предлагает-ся подумать и задаются вопросы: не хочет ли он поменять какие-либо ценности местам? Какие и почему? От чего бы сейчас игрок смог бы отказаться в первую очередь? Что он сейчас чувствует? и т.п.
В процессе этого упражнения должно произойти переосмысление важности для себя кон-кретных вещей. В зависимости от количества времени можно провести такое же упражнение с несчастьями на другом добровольце.
Упражнение проводиться в течении 15-30 мин.
Вед.2: После выполнения этого упражнения ведущий разбивает аудиторию на микрогруппы (5-8 чел). Им дается следующие задание: прийти к общим для них важным ценностям и несча-стьям (по 5 штук). Каждая группа озвучивает свой свои общие ценности и неприятности. Они выписываются на общий лист и по количеству повторений определяются по 5 наиболее важных ценностей и наиболее страшных опасностей.
Вед.1: Что такое Квилт?! Квилт в Америке – это символ традиционных ценностей, символ семейной любви. Квилты одеяла есть во многих американских семьях, они пере-даются из поколения в поколение. Теплый Квилт даёт ощущение безопасности, он сим-вол семейных ценностей. Так возникла идея взять Квилт как символ, утверждающий традиционные ценности семейной любви и солидарности, и связать его с болезнью, поражающей нетрадицион-ные группы: гомосексуалистов и других, отвергаемых нашим обществом.
Вед.2: В 1987 году житель города Сан-Франциско Клив Джонс сшил полотно в па-мять об умершем от СПИДа друге, выражая этим горечь утраты и возмущение бездейст-вием американского правительства. Вскоре в Сан-Франциско был создан первый швей-ный центр, где люди шили памятные полотна своим близким, умершим от СПИДа. Гото-вые полотна соединяли в большие квадраты – секции, предназначенные для публичных показов. Эта инициатива была подхвачена во всей Америке, а вскоре и во всем мире. Так возник Международный СПИД-мемориал «КВИЛТ».
Вед.1: первая экспозиция КВИЛТа прошла в 1987 году в Вашингтоне перед Капито-лием, где памятные полотна из разных стран заняли площадь, равную двум футбольным полям. Она коренным образом изменила отношение американского общества и прави-тельства к проблеме СПИДа. Многие впервые поняли, что СПИД не имеет границ, не различает людей по возрасту, национальности или по сексуальным предпочтениям, а значит, может коснуться каждого.
Вед.2: Сегодня международный СПИД-мемориал «КВИЛТ» насчитывает уже более 45 тысяч памятных полотен и существует в 40 странах мира. В России первые памятные полотна были созданы в 1993 году. Со временем все большее число россиян, родные и близкие которых умерли от СПИДа, всё большее число россиян, родные и близкие стали шить полотна в память о них.
Вед.1: Квилты заставляют задуматься об огромных масштабах эпидемии. Читая име-на на памятных полотнах и представляя себе человеческие судьбы, которые стоят за эти-ми именами, мало кто способен остаться равнодушным. Многоцветная мозаика Квилта лучше всяких слов доказывает, что СПИД может затронуть каждого, независимо от воз-раста, национальности или образа жизни.
Вед.2: Площадь Квилта: более 16 футбольных полей. Общий вес: более53 тонн. По-лотна Квилта сшиты менее, чем одному проценту всех людей, умерших от СПИДа.
Вед.1: Как изготовить памятное полотно. Люди всего мира шьют такие памятные полотна. Вы тоже можете изготовить Квилт, чтобы выразить свои чувства. Для того, что-бы изготовить Квилт, не обязательно быть художником: доверьтесь своей памяти и чувст-вам – они помогут вам создать трогательное и незабываемое полотно.
Вед.2: необходимо решить, что будет изображено или нашито на полотне: имена, посвящение, стихи или письмо. На полотно можно пришить всё, что связано с жизнью человека, все, что ему или ей было дорого – личные вещи, фотографии, игрушки.
Вед.1: Изготавливая полотно, можно использовать различные технические приемы. Аппликация. Все детали из ткани или других материалов необходимо пришивать к ос-новному полотну. Если будет использован только клей, аппликация со временем может отклеиться. Роспись красками. Используйте специальные фломастеры или быстросохнущие краски для ткани.
Вед.2: Коллаж. Можно использовать различные предметы и делать композиции из разных материалов, нашивая их на основное полотно, но нельзя используйте при изго-товлении памятного полотна материалы, которые могут повредить Квилт (такие, как стекло, острые предметы). Лучше не нашивать на полотно объемные и хрупкие предме-ты. Фотографии. Можно использовать фотоколлажи.
Группам в этом же составе предлагается сделать Квилт на одну из тем: что бы я хотел уберечь или от чего бы я хотел уберечься. Группа имеет право произвольно выбрать тему и один из пунктов общих ценностей и несчастий. На это дается 35 - 40 мин.
Итоги подводятся таким образом. Делается стена из Квилтов, предварительно их можно сшить. Дается 5-10 минут на осмотр. После этого заключительное слово ведущего и песня.
Вед.1: Мы должны помнить о миллионах людей, которых мы потеряли из-за многих опасностей, о тех, кто вынужден бороться не только с неизлечимыми болезнями, но также с одиночеством, невежеством, дискриминацией
Вед.2: чтобы не отворачиваться от проблем, которые могут коснуться каждого, научиться ценить и беречь каждую жизнь, помочь себе, своим друзьям и близким.