Закономерности возрастного развития ребенка

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
ZgdxvvspXuY.jpg

Краткая характеристика детей младшего школьного возраста (7-10 лет)

Младший возраст называют вершиной детства

  1. Учение – ведущая деятельность Детская непосредственность утрачивается, появляется логика мышления.
  2. Высокий авторитет взрослого Дети охотно принимают руководство старших. К их предложениям относятся с доверием, готовностью откликаться на них. Суждения и оценки взрослого становятся суждениями и оценками детей. Резкие замечания «Ты подводишь отряд», «Ты мешаешь всем» могут стать ярлыком, характеризующим ребенка в коллективе. Лишняя похвала может также нанести вред. Дети начнут избегать этого ребенка, и относится с нескрываемой неприязнью. Возрастает роль оценок, мнения окружающих.
  3. Взрослый – защита и опора Оставшись вдалеке от родителей, дети видят в вожатых защиту
  4. Отсутствие или слабое развитие навыков самообслуживания Часто детям этого возраста требуется элементарная помощь в решении бытовых проблем, выполнении правил личной гигиены.
  5. Подвижность, эмоциональность, любознательность Интересы детей данного возраста постоянно меняются, так как пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг. Из личных качеств больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость и верность другу. Захватывают игры с тайнами, приключениями.
  6. Неумение концентрировать свое внимание на чем-то одном долгое время Осуществляйте систематический контроль за действиями ребенка и детского коллектива
  7. Первые признаки самостоятельности Дети хотят ощущать себя в положении людей, облеченных обязанностями и ответственностью.
  8. Сложности коммуникации в малознакомом коллективе Взаимодействовать между собой дети начинают посредством взрослого.
  9. Дифференциация поведения и предпочтений мальчиков и девочек Рост девочек опережает рост мальчиков. Мальчики шумят, девочки шепчутся. Для популярности мальчиков большое значение имеет сила и ловкость, девочек – привлекательная внешность и красивая одежда.
  10. Эмоциональность Отличаются большой жизнерадостностью.


Краткая характеристика детей подросткового возраста (11-14 лет)

Средний возраст (подростковый) сопровождается перестройкой организма – половым созреванием.

  1. Потребность в общении Присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Интимно-личностное общение, подростковая дружба. Пытаются заслужить уважение, требуют верности и меняют друзей.
  2. Подростковая субкультура Повышается роль субкультуры, т.е. некоторые нормы, стиль общения и одежды, интересы, взгляды, предпочтения характерные для молодежи. Желание быть взрослым.
  3. Требования к себе Возникновение собственных моральных требований и обращение их на себя. Может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фактически может соответствовать этим требованиям.
  4. Стремление к самостоятельности и независимости Тенденции проявления стремления к независимости усиливаются и связаны с началом интенсивного физиологического созревания. Отстаивает свои новые права и часто идет на конфликт. Если взрослые не учитывают положительного стремления быть взрослым, то это может перейти в упрямость, грубость и резкость.
  5. Вредные привычки и асоциальные поступки Нежелание отстать от группы и боязнь быть осмеянным. Желание испытать новые ощущения.
  6. Познавательная активность и любознательность вне рамок школьной программы Поверхность, разбросанность, хаотичность.
  7. Интерес к собственной личности. Самооценка Не могут достаточно полно проанализировать свои поступки. Склонны к заниженной или завышенной самооценке. Формирование своей точки зрения. Склонность к самоанализу.
  8. Тяга к романтике и значимой деятельности Способны к серьезным социально-трудовым усилиям.
  9. «Подростковая лень» и неуклюжесть Для девочек характерны обидчивость, частая и резкая смена настроения. У мальчиков возрастает двигательная активность, суетливость, неусидчивость. Снижение работоспособности.
  10. Способность к сложной и малоинтересной работе Способны сознательно добиваться поставленной цели
  11. Признание завоеванного авторитета взрослого Склонны признавать только настоящий авторитет, сопротивляются критике.
  12. Ценностный конфликт Отстаивание собственного понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности. Зачастую вожатые используют методику «Критикуешь – делай сам!» или «Критикуешь – предлагай, предлагаешь – защищай, защищаешь – делай!».


Краткая характеристика детей старшего возраста (15-17 лет)

Молодой человек разными способами пытается приобщиться к жизни взрослых

  1. Устремление в будущее Без достаточной уверенности в себе подростки не смогут сделать нужный шаг. Самооценка ранней юности выше подростковой.
  2. Формирование самосознания и собственного мировоззрения Период стабилизации личности. Формируется мировоззрение. #Стремление заново критически осмыслить все окружающее, создать теории любви и жизни.
  3. Профессиональное и личное самоопределение Выбирает будущую профессию. Мотивы осознанны.
  4. Доказательство своей независимости Независимость от семьи. Пренебрежительное отношение к советам старших. Повышенное влияние сверстников. Единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали.
  5. Различие в развитии между детьми, мальчиками и девочками Завершается рост скелета. Мальчики отстают в развитии от девочек на 2 года. Наблюдается беспокойство за своей внешностью, привыкание к своему телу. У девушек – потребность к ласке и нежности, у молодых людей – чувственно-сексуальное влечение к физической близости.
  6. Интерес к отдельным сверстникам, противоположному полу Появляется первая любовь. Девочки начинают интересоваться мальчиками раньше.




Дополнительно