Детские страхи. Конфликты в группе
Именно ребенок внутри нас помогает работать нам вожатыми. Поэтому одновременно будет идти рассказ и о взрослых людях, и о детях.
Представляем пирамиду. В вершине - мы. В основании - предки. Мы все - родственники (ММИ )
Мы все очень успешные люди, неважно, получается или нет у нас что-то. Потому что мы все - пирамиды ВЫЖИВШИХ успешных предков. В каждом человеке заложена огромная способность к выживанию. Если становится сложно - вспоминайте предков. Они смогли справиться со всеми проблемами! Потому что выжили и дали потомство.
Представьте себе, сколько лет был эффективен нецивилизованный способ решения конфликтов.
Что диктует нам решение " поступать так или нет?"
Для педагогов профессионально - думать, что будет после действия. Мы достаточно важное звено в эволюции, потому что на каждом ребенке из отряда будет отпечаток личности вожатого. Отсюда - мы отвечаем за то, чтобы отпечатки были качественны. Мы должны хорошо понимать, что наша личность - это инструмент. Все остальное - технологии. ( На примере одной и той же игры, проводимой разными людьми )
Схема личности. * похожа на яйцо *
Мы воспринимает лишь то, что осознаем. Есть огромная сфера личности, которую мы не осознаем. Когда мы что-то делаем работает и сознательная часть, и бессознательная. Снаружи - сознание. Внутри - бессознательное. Личное и общественное.
Внутри нас нет схем " как себя вести ". Но... Р-р-раз и мы знаем, как поступить - это называется интуиция.
Внутри личного бессознательного - от зачатия до нынешней жизни. Весь опыт основания пирамиды. Внутри коллективного бессознательного - то, что объединяет людей в течении периода существования человека как личности.
У предков - сильно бить, быстро бежать, спрятаться. Три стратегии. У нас тоже самое. Сознательное медленнее, чем бессознательное. Если сознательное - клуб, то бессознательное - вся Ленинградская область. Бессознательное раньше реагирует на происходящее. Но там похоронена ЭМОЦИЯ. Сами знаете, как поднять "тухлый" отряд. Энергия есть, просто она хранится в бессознательном.
Система психологической защиты. Если нас кто-то обижает, скорее всего, мы выместим злобу на другом человеке. Построив психологическую защиту, ты сам ограничиваешь свою жизнь. Это защита и от положительных эмоций тоже. Единственный способ - перестать нападать на ребенка. Перестать пытаться разрушить защиту. Если мы преодолеваем сопротивление ребенка - мы способствуем построению защиты.
Если ребенку что-то говорить, а он под нос себе бормочет:" Сам дурак!", значит, все бесполезно.
1. Мы потопали, похлопали в ритм. Зачем? Мы подстроились друг к другу по ритму. Значит, мы будем лучше друг друга чувствовать. Сознательно - дурью маялись. Бессознательно - общее дело. Это ритмический диктант для того, кто выбирает ритм. Он ведет толпу. Он задает ритм. Если ты можешь это сделать - ты можешь вести отряд, ты можешь решать конфликт. Это делают обезьяны. Бьют палкой по дереву. Тот, чей ритм выбирают, - становится вожаком стаи. Любая подобная игра имеет эффект становления вас как лидера.
Содержимое бессознательного - все, что поглощено человеком за всю жизнь.
Нельзя жестко давить страхи. Есть дети, постоянно испытывающие тревогу. Они постоянно не уверены в себе. Опыт успешности. Мы можем его дать ему этот опыт.И нужно решать проблемы человека раньше, потом будет поздно. Внутри человека есть сознание. И у каждого бессознательного есть монстр. У меня за спиной 1000 лет жизни моих предков. Нельзя загонять страхи. Надо. Сказать, что вы его поняли. Понять его. "Знаешь, когда я был маленьким, я тоже всего боялся."
Когда мы говорим:" Этого нет" - мы оставляем ребенка в одиночестве. Нужно помочь создать ощущение, что мы предприняли что-то, чтобы справиться с монстром ребенка.
Самый неудачный способ подтянуть человека:" Смотри, а Вася не боится! Делай как он!" Не сравнивайте этого ребенка с другими. Это лишь убедит его, что он хуже всех.
Если ребенок жалуется на страхи - надо поднять его самооценку. Надо сравнивать ребенка с самим собой. "Вчера ты еще не умел, а сегодня ты это можешь!" Если ребенок конкретно говорит о своих страхах, то нужно выслушать. Не давить, не вытаскивать. Взять за руку, положить руку на плечо, кивать, подстроится под ритмические движения, если ребенок, например, стучит костяшками. Очень хороший метод - "давайте бояться вместе". Отсюда - страшилки по ночам.
Для успешности по жизни - нужно соревноваться с самим собой.
Групповая вербализация страхов. Страхи нужно переживать вместе. Любой страх, после того, как он был пережит, страх должен быть закончен катарсисом. Для детей - громко хохотать. Всякие страшилки про "черный гроб". Есть эффект заражения. Надо дать им эту возможность. Вы отработали кусочек детских страхов.
Как вариант - "побить" это. Если мы вступаем в драку, откуда он не выйдет победителем, - это плохо. Потому что подушка не уничтожена.
Надо дать листок. Чтобы ребенок нарисовал свои страхи. А потом порвать бумажку, сжечь. Надо, чтобы человек это прожил по-настоящему.