Выбери свой день для младших
Технология системы личностно-ориентированного образования предполагает развитие активности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, поэтому ребенок сам принимает решения, выбирает, чем ему заниматься. Воспитатель не навязывает ребенку свое мнение. Его задача состоит в том, чтобы организовать групповые пространства, т.е. зоны по интересам детей, и обеспечить эти зоны необходимым материалом для самостоятельного развития ребенка; формировать у детей умения выбирать вид занятий, планировать свою деятельность и самим анализировать ее.
Что такое «Доска выбора»
Один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей — «Доска выбора». Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают пиктограммы для обозначения уголков в группе, где малышам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Затем педагог выясняет возможное количество детей, которые могут одновременно посещать каждую зону. Это количество может быть отражено на «Доске выбора» с помощью кармашков. В таком случае под пиктограммой одной зоны будут находиться три кармана, под другой — пять и т. п. Общее же число кармашков соответствует количеству детей в группе. Затем воспитатель совместно с детьми (и по их желанию) изготавливает для каждого ребенка особый значок. Выбрав вид деятельности, дети помещают значки в соответствующие кармашки.
Как работать с «Доской выбора».
Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» (обычно это бывает утром, после завтрака), дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»
Если дети уже были знакомы с «Доской выбора» ранее, то им уже не нужны детальные обсуждения, они просто выбирают то, чем хотят заниматься. А вот в самом начале работы с «Доской выбора» воспитатель может задавать разные вопросы, которые помогут детям определить свой выбор, например: «Какой мяч тебе нужен для игры — синий или красный?»; «Ты хочешь рисовать красками или карандашами?» После беседы педагог определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут), и договаривается с детьми о том, что они заканчивают игру (конструирование и т. п.) сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). Для этой цели можно использовать также песочные часы.
Как оценить себя
По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?» Для ответа у каждого ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает:
- Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!
- Палец вниз — я старался, но не получилось.
- Изображение солнышка — я старался, и все получилось!
- Изображение солнышка, частично закрытого тучкой — я старался, но не все получилось.
- Изображение солнышка, почти полностью закрытого тучкой — я старался, но не получилось.
- Изображение зайца — я старался, но очень торопился, и не все получилось хорошо.
- Изображение черепашки — я старался, но делал медленно, и поэтому не успел.
Опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской выбора», надо учитывать ряд моментов. Если, например, дитё прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя, который наблюдает за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.
После оценки результатов своей работы дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Доске выбора».
Когда и для чего используется «Доска выбора»
«Доска выбора» эффективно работает только тогда, когда развивающая среда в группе будет насыщенной, а в зонах будет находиться заранее определенное количество детей. Использование «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.
«ЖИВЕМ ПО ПРАВИЛАМ»
Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе. При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дети осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:
- коммуникативные — регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;
- организационные — нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;
- коммуникативно-организационные — «я здесь играю, не убирайте» — ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.
Эти правила изображаются графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл — убери» и т. п.
Существуют определенные требования к правилу:
- правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы);
- при формулировании правил следует избегать частицы «не»;
- правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила;
- не должно быть много правил одновременно (не больше 3 — 5);
- правила вырабатываются взрослым совместно с детьми.
Технология введения и соблюдения правил:
- правила вводятся постепенно, поэтапно;
- предпочтительно их введение в начале детской лагерной смены;
- правила вводятся в специально отведенное для этого время;
- правила должны быть четкими, объяснять, почему нужно делать именно так;
- правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
- правила периодически повторяются;
- для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, составляющиеся вместе с детьми;
- если правила выполняются, плакаты убираются.
Зачем нужны правила:
- помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
- помогают воспитателю экономить время, обеспечивают безопасность ребенка, помогают предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей;
- регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.
Что делать, если правила нарушаются?
- Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
- Похвалить тех, кто выполнил правило.
- Оценивать поведение, а не личность.
- Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
- Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.
- Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?