Вожатый, нужна твоя помощь

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
12870013ndwm.jpg

Чего только не случается с детьми за те годы, пока они растут: и травмы, и обмороки, и носовые кровотечения... И произойти эти неприятности могут где угодно, в том числе и в лагере. Поэтому вожатому всегда надо быть готовым оказать ребенку первую помощь


Обморок – это кратковременная потеря сознания из-за недостаточного кровоснабжения мозга. Чаще наблюдается в период полового созревания, особенно у девочек. Может случаться на линейке во время длительного стояния в душный, жаркий день.

У ребенка появляются ощущение крайней слабости, тошнота, реже рвота, темнеет в глазах, слышится звон в ушах, он теряет равновесие. Ребенок в этот момент бледен, зрачки у него сужены, с лица льет пот.

Обморок обычно длится несколько секунд или минут и, как правило, заканчивается благополучно.

Ваши действия: надо вынести ребенка на свежий воздух или открыть окно, положить его, ослабить пояс. Опрыскать лицо и грудь холодной водой, похлопать по груди мокрым полотенцем или ладонью. Дать понюхать нашатырный спирт. Срочно вызвать медицинского работника.


Эпилептический припадок сопровождается судорожными сокращениями отдельных мышц или общими судорогами, может наблюдаться потеря сознания. В результате судорожного сокращения жевательных мышц происходит прикус языка или губ, изо рта выделяется пена, окрашенная кровью. Лицо, губы и кисти рук ребенка приобретают синюшную окраску. Часто приступ эпилепсии заканчивается непроизвольным мочеиспусканием и выделением кала. После окончания припадка, а он обычно длится не более трех минут, ребенок приходит в сознание или погружается в глубокий сон. В тяжелых случаях один припадок может следовать за другим. Это так называемый эпилептический статус, который может привести к летальному исходу.

Ваши действия: ребенка необходимо положить на спину, повернуть ему голову набок и подложить под нее подушку или что-нибудь мягкое, чтобы обезопасить голову от повреждений. Необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок во время припадка не прикусил себе язык. Для этого судорожно сжатые челюсти больного разжимают и вставляют между верхними и нижними зубами ложку или другой плоский металлический предмет (например, шпатель), предварительно обернутый марлей, бинтом или платком, чтобы не повредить зубы. В таком положении ложку или другой предмет следует держать до полного прекращения судорог. Не следует пытаться привести ребенка в сознание во время приступа судорог – наоборот, он нуждается в максимальном покое. Покой ему необходим и после того, как припадок закончился. Если ребенок заснул после припадка, не следует его будить.

Срочно вызывайте медицинского работника.


Носовое кровотечение у детей школьного возраста наблюдается довольно часто.

Ваши действия: посадите ребенка, запрокиньте ему голову, положите смоченный холодной водой платок на переносицу, крылья носа прижмите к перегородке.


Тепловой удар возникает при высокой температуре воздуха и значительной влажности. Однако он может наступить и когда закутанный ребенок много и активно двигается или при усиленной мышечной работе на уроке физкультуры в плохо проветривающемся помещении.

Тепловому удару нередко предшествуют: резкое покраснение кожи, усиленное потоотделение, сухость слизистых оболочек, сильная жажда, учащенное дыхание, учащенный пульс, головная боль, головокружение, сонливость. Иногда наступает внезапная потеря сознания.

Ваши действия: ребенка следует немедленно перенести в прохладное место с доступом свежего воздуха, расстегнуть воротник или раздеть до пояса, уложить, положить на голову смоченное в холодной воде полотенце. Для усиления теплоотдачи давать холодную воду. Срочно вызвать медицинского работника.


При поражении электрическим током человек сразу теряет сознание, падает, у него наблюдается судорожное сокращение мышц. Если сознание у пострадавшего сохранено, он производит впечатление оглушенного ударом.

Ваши действия: пока пострадавший находится под действием тока, к нему нельзя прикасаться голыми руками. Отбросьте провода, освободите ребенка от действия тока. Сразу приступайте к искусственному дыханию в сочетании с закрытым массажем сердца, которые делаются или до восстановления самостоятельного дыхания, или до появления бесспорных признаков смерти.

Искусственное дыхание производят рот в рот или рот в нос. Ребенок должен лежать на спине с резко запрокинутой назад головой так, чтобы подбородок находился на одной линии с шеей. Чтобы так запрокинуть ему голову, правую руку подложите ему под затылок, а левую поместите на область темени, тогда подбородок ребенка поднимется, а рот откроется. Нижняя челюсть должна быть слегка выдвинута вперед во избежание западания языка. Для закрепления этого положения подложите что-либо под плечи больного. Находитесь сбоку от больного и удерживайте его голову в этом положении. Сделайте глубокий вдох и быстро, прижав через платок свой рот ко рту больного, глубокий выдох.

Частота вдуваний должна примерно соответствовать частоте естественного дыхания, то есть 16–20 в минуту. Чтобы воздух не просачивался наружу, при каждом вдувании зажимайте ноздри больного или прижимайте их щекой.

Искусственное дыхание проводят до тех пор, пока ребенок не начнет дышать глубоко и ритмично.

Если челюсти ребенка плотно стиснуты, можно вдувать воздух в нос. Резко запрокиньте голову оживляемого и удерживайте ее в этом положении одной рукой, лежащей на темени. Другой рукой приподнимите нижнюю челюсть и закрывайте рот. Сделайте глубокий вдох и, обхватив нос пострадавшего, через платок вдувайте в него воздух. При расширении грудной клетки пострадавшего отнимайте свой рот от его носа.

Непрямой массаж сердца. Осуществляется ритмичным нажатием на нижнюю треть грудины. Больного укладывают на спину на жесткую поверхность. Вы встаете с левой стороны от него и кладете ладонь одной руки на нижнюю треть грудины, затем для усиления давления другой рукой надавливаете на тыльную поверхность первой. Давление осуществляется в виде быстрого толчка. Во время вдоха надавливание на грудину не производится. Число давлений в среднем должно быть 50–60 в минуту, после каждого надавливания руки быстро отнимают, чтобы дать возможность грудной клетке расправиться. Не следует нажимать на ребра во избежание перелома.

Детям непрямой массаж сердца можно проводить одной рукой. В связи с большой подвижностью и эластичностью грудной клетки у детей надавливать надо слегка.

Если вам приходится оказывать помощь в одиночку, делайте 5–6 надавливаний на нижнюю треть грудины, затем производите один глубокий выдох в рот или нос больного, после чего возобновляйте непрямой массаж, чередуя его с вдуваниями воздуха в легкие пострадавшего.

Воздействие тока опасно для центральной нервной системы. Поэтому даже при вполне удовлетворительном состоянии ребенка его следует направить в больницу.

Появление пульса на сонных, бедренных или лучевых артериях, порозовение слизистых и кожных покровов, сужение зрачков и, наконец, появление самостоятельного вдоха свидетельствуют о положительном результате.


Ушибы, растяжения характеризуются появлением боли, припухлости в месте повреждения.

Ваши действия: на ушибленное место надо положить резиновый пузырь со льдом или пластиковую бутылку с холодной водой на 10–20 минут, затем накладывают тугую повязку. Пузырь со льдом следует продержать на ушибленном месте поверх повязки еще час-полтора.


Закрытые повреждения черепа, груди, живота и заключенных в них органов представляют особую опасность для жизни ребенка. При повреждении головы отмечается головокружение, шум в ушах, тошнота, рвота, потеря сознания.

Ваши действия: положите ребенка, расстегните ему ворот, на голову поместите пузырь со льдом. При рвоте следует повернуть голову набок, открыть рот и освободить его от рвотных масс пальцем, обернутым в носовой платок или бинт. Обеспечьте приток свежего воздуха. Срочно вызывайте медицинского работника.


При переломах надо зафиксировать место перелома. Для этого существуют различные виды так называемых транспортных шин, которые используются для фиксации перелома на время транспортировки ребенка с места происшествия в больницу. При отсутствии специальных шин поврежденную руку можно туго прибинтовать к туловищу, ногу – к здоровой ноге или использовать в качестве шины подручные средства (палку, кусок фанеры, доску). Для обеспечения покоя поврежденной руки или ноги необходимо создать неподвижность в двух суставах, между которыми находится поврежденная кость, а при переломах плеча или бедра – в трех.

Срочно вызывайте медицинского работника.