Взаимодействие с детьми младшего отряда

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Cvbn4m.jpg

Только пряники? Да, где-то так…

Всякому сведущему (а вы-то, конечно, да!) человеку известно, что существует политика кнута и пряника.

В наши задачи входит не только дать детям умения, но и воспитать культурных, гармонично развитых людей. Поэтому, конечно, без «розог» не обойтись. И вот что интересно: вожатым не раз приходилось слышать от других участников различных детских летних программ: «Вы ругаете, а возникает такое ощущение, что хвалите». И это, безусловно, великое искусство, так поощрять или наказывать, особенно ребенка, чтобы не сломать его личности.

Важные моменты:

  • Не забывайте, что подчас для выражения своего одобрения или порицания не нужно ничего говорить. Ваши нахмуренные брови или ласковая улыбка порой бывают красноречивее всяких слов.
  • Старайтесь, чтобы весь ваш вид и выражение лица соответствовали вашим словам. Например, сказанное сквозь зубы "молодец, умница" вряд ли будет воспринято ребенком как искреннее одобрение.
  • Если в данный момент вы не настроены на положительные эмоции, объясните ребенку, что не можете в полной мере оценить его успех по каким-то своим причинам (торопитесь, чем-то огорчены и др.). Однако не забудьте сделать это позднее.
  • Желательно, чтобы проявления вашего одобрения были разнообразны. В качестве поощрения могут выступать не только слова, улыбка, но и разрешение подольше поучаствовать в чем-то желанном.
  • Хвалить ребенка можно наедине, и в присутствии других. А вот ругать, "выяснять отношения" лучше только с глазу на глаз.
  • Процесс высказывания неодобрения не должен быть длительным. Негативные эмоции переживать тяжелее, чем позитивные, поэтому в какой-то момент ребенок может просто отключиться и перестать вас слушать- подберите заранее слова, чтобы не растягивать неприятный разговор.


Как известно, в педагогике понятия «оценка» и «отметка» отличаются. Особенность деятельности детей в летнем лагере — отсутствие отметок, но не оценки. Деятельность и успехи детей на лагерных мероприятиях не оцениваются баллами. С одной стороны, это, вроде бы, лишает детей стимула. В человеческой, а особенно детской, психике заложено стремление выделиться, доказать всем свою талантливость и значимость. Но, кроме того, что подобные стремления не стоит культивировать (поскольку у этой медали имеется и другая сторона...), ребенок, которому не удается получать хорошие отметки, чувствует себя ущербно, занятия вызывают у него отрицательные эмоции, создается стрессовая обстановка. Деятельность для такого ребенка перестает быть радостью. Поэтому каждый малыш слышит о своей работе только положительные отзывы. Для каждого ребенка вожатый находит слова похвалы, поощрения и исподволь исправляет возникающие ошибки.

На одном из занятий живой и непоседливый мальчик раньше других закончил свою работу (дети раскрашивали трафареты). Он тут же встал в стремлении чем-то заняться. Какова должна быть реакция инструктора в такой ситуации? Сделать замечание, посадить и заставить ждать, когда другие закончат работу. Попробуйте сделать это с живым малышом, который уже привык видеть неудержимый восторг на лицах окружающих по поводу каждого своего деяния. И он, действительно, его заслуживает: он ярок, афористичен и непосредственен. Ну, так посадите его, усмирите, погасите. Опытный инструктор постарается предложить такому ребенку следующее задание. А если малыш уже устал, исчерпал запас прилежания?

В нашем конкретном примере инструктор предложил мальчику пройтись по помещению и посмотреть, как рисуют другие. Он тут же принялся за дело: «У тебя некрасиво, у тебя неинтересно».

Детский максимализм в действии. И инструктор исподволь приучает ребят к благожелательности и терпимости, он объясняет, что все рисуют просто замечательно, но здесь можно что-нибудь добавить, здесь закрасить пустое пространство.

Вот так любая сложная ситуация для талантливого инструктора становится лишь поводом для импровизации и достижения поставленных задач.

И все-таки, существуют неявные стимулы, заставляющие детей стремиться достичь успеха в своей деятельности. Этот стимул — выход на сцену, для участия в праздничных мероприятиях лагеря. Для того, чтобы выступать, необходимо иметь определенные навыки, преодолеть стеснение, проявить себя ярче. А уж участвовать в сценическом представлении будут все. Вот ребята и стараются изо всех сил.

Педагогическая вожатская традиция поощряет поиск ответов на возникающие вопросы. Процесс познания тесно связан с постановкой вопроса и получением на него исчерпывающего ответа. Вот еще один совет: «Не «говорите», а «спрашивайте». Конечно тогда, когда для этого есть такая возможность.

«Два шага налево, два шага направо...» Оговоримся сразу, особых чудес от детей в младшем отряде в танцах ожидать не приходится. За очень редкими исключениями, они еще плохо координируют свои движения, забывают танцевальные элементы и просто забывают их последовательность. Поэтому первоочередная задача, которая стоит перед педагогом, не создать красивый концертный номер, а дать детям элементарное умение двигаться под музыку, концентрировать внимание, слышать ритм и, конечно же, получать от всего этого удовольствие.

Музыка, осознание сюжета, которому посвящен танец. Выбор музыки, особенно для малышей, очень важен, она должна быть ритмичной, эмоциональной и легко запоминающейся.

Изначально малыши получают даже не навыки танцев, а уроки ритмики.

Со временем, когда они уже умеют двигаться под музыку, можно начать выстраивать рисунок танца. Как правило, это круговые движения и разводка. Причем, важно, на какой зал (или сцену) готовится танцевальный номер. Один из вариантов — встречное движение. Тут важно поставить первыми тех ребят, которые могут сконцентрировать внимание и повести за собой остальных. Но, все же, рядом должен быть педагог, который помогает вовремя вступить, подсказывает движения, отстукивает ритм, подбадривает мимикой.

Основные «па», которые доступны малышам — это различные движения руками. Но, поскольку ручки у них маленькие, то для усиления эффекта можно дать им какие-то соответствующие танцу предметы — цветы, ленты, шумовые инструменты и т. д. Ну и самая нелегкая задача — добиться того, чтобы «все это» двигалось одновременно. Дерзайте!