Большая психологическая игра "Новоселье"
1. Название: “Новоселье”.
2. Задачи игры: создать условия для взаимодействия ребят друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии.
4. Предполагаемый психологический результат: данная игра должна способствовать формированию понятия сотрудничества, дать возможность детям увидеть друг друга и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры в повседневную жизнь.
5. Описание сюжетной канвы, тип сюжета. Данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Сюжет. Все ребята получают квартиры в только что построенном доме. Естественно, всё создано по последним тенденциям архитектурного дизайна. Участники игры одновременно заселяются в дом и обживаются в квартирах. (В холле каждый сам себе создаёт “жилое” пространство: некоторые стараются украсить “квартиру” реальными вещами, находящимися под рукой в классе, некоторые – воображаемыми изысками).
Даётся некоторое время, чтобы дети смогли сходить друг к другу в гости, познакомиться с соседями. Далее начинается “жизнь”. Ребятам предлагаются разные ситуации, в которых надо принимать решение и осуществлять выбор (похоже на социометрию). Вот какие ситуации возникают:
- 1. Уже поздно, закрыты магазины, очень нужен хлеб. К кому из соседей пойдёшь с просьбой угостить тебя хлебом?
- 2. Ты уезжаешь в командировку на несколько дней. Кому из соседей доверишь котёнка?
- 3. Хочется устроить вечеринку. Кого пригласишь?
- 4. Сосед с верхнего этажа залил потолок в большой комнате. Выясни ситуацию.
Ситуаций может быть много, всё зависит от времени на игру и текущей межличностной обстановки в отряде. Хочется отметить, что ребята играют по-настоящему. Задания раздаются по ходу игры персонально, а я фиксирую, как удалось разрешить проблему, кого из участников игры включили в процесс.
6. Время на игру и на обсуждение: 60 минут игра, не менее 10 минут обсуждение.
7. Участники: 7 детей. Ведущим может быть один взрослый. Хотелось бы обойтись без наблюдателей. Если взрослый не включён в игровой процесс, он не может присутствовать на игре.
8. Возможное продолжение игры в деятельности вожатого: естественно, в качестве игры на улице во время прогулки, групповой формы работы на уроке можно повторить идею. Но, как мне кажется, необходимо по-другому расставлять акценты в игре, не провоцировать, уходить от конфликтных ситуаций, если взрослый не уверен, что сумеет их разрешить. В качестве психологической игры, или, как я представляю эти игры ребятам, “игры с двойным дном”, проведение эффективно только на соответствующих уроках с тренером.
9. Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.
№ этапа
- Время на проведение
- Содержание каждого этапа
- Задачи, решаемые на каждом этапе
- Материалы, необходимые для проведения каждого этапа
- 1. 10 минут Начало игры. Ведущий рассказывает о правилах, вводит детей в ситуацию новоселья Способствовать созданию игровой атмосферы, отслеживать принцип равноправия во время “благоустройства квартир” Холл, стулья – всё, что находится в помещении и в портфелях учеников (по их желанию)
- 2. 7 минут Создание проблемной ситуации 1 Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации
- 3. 7 минут Создание проблемной ситуации 2 Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации
- 4. 7 минут Создание проблемной ситуации 3 Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации
- 5. 7 минут Создание проблемной ситуации 4 Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации
- 6. 10 минут Завершение игры. Наводим порядок в холле Переключение с игровой атмосферы на реальность. Перенос навыков взаимодействия
- 7. 10–15 минут Обсуждение Формирование навыков рефлексии
10. Формы обсуждения игры: В заключение мы переносимся из игровой ситуации в реальность. Процесс наведения порядка очень важен. Он даёт возможность постепенно переключиться на работу “здесь и сейчас” и перенести создавшиеся формы взаимодействия во время игры на реальную ситуацию. Затем я предлагаю ребятам обсудить то, что мы делали, как играли. Конечно же это вопросы плана “понравилось – не понравилось”, “какие чувства вызывало то или иное действие?” и т.д. Затем вопросы посложнее: чему научился во время игры? Что нового узнал о ком-то из класса? Чему был приятно удивлён в процессе игры, а что тебя огорчило? Что нужно сделать, чтобы играть стало интереснее? Можно ли какие-то элементы взаимодействия во время игры использовать в повседневной жизни? Что это нам даёт?
Под конец высказываю своё мнение о игре, говорю по несколько слов поддержки о каждом участнике.
Материалом, собранным в процессе игры, обязательно делюсь с коллегами. Знание межличностной ситуации в коллективе детей и перспективы развития даёт возможность более эффективно строить воспитательный процесс, учить детей сотрудничеству.