Актеры и кинорежиссеры
Игра «Актеры и кинорежиссеры» имеет смысл только в группе ранее незнакомых между собой людей, в противном случае будут наблюдаться лишь проекции прошлого опыта взаимоотношений, в определенной мере «засоряющие» атмосферу ситуации «здесь и теперь». Эта игра проводится в самом начале тренинга, лучше всего еще до момента самопрезентации, во время которой участники рассказывают о себе (если вообще такая самопрезентация проводится, что, на мой взгляд, не является обязательным). В этой игре члены группы впервые получают обратную связь друг от друга на основе пока еще минимальной информации. При этом обратная связь метафорическими способами во многих случаях бывает очень эмоционально насыщенной, содержательной и точной.
1 ЭТАП. РАЗМИНКА
Упражнение «Сбор на вечеринку»
Ведущий. Представим себе, что мы находимся у себя дома и собираемся отправиться на какую-нибудь вечеринку. Итак, надо подумать, что бы такое надеть, чтобы выглядеть замечательно и чувствовать себя удобно?
Протяните руку, откройте дверцу шкафа, переберите одежду, висящую на полках. Возьмите то, что вам приглянулось сегодня... Так, приложите к себе, посмотрите в зеркало. Годится? Очень хорошо! Пока отложите в сторонку.
Недурно было бы подобрать еще подходящий головной убор. Что там у нас на верхних полках? Вот беда — замечательной кепки, которую хотелось надеть, никак не удается найти! А может быть, в прошлый раз вы закинули ее на шкаф? Вытяните руку вверх, пошарьте на шкафу... А теперь другой рукой, с другой стороны шкафа...
Нет, кепки там нет. Наверное, она завалилась за шкаф! Чтобы ее достать, надо хотя бы немного сдвинуть шкаф в сторону. Давайте попробуем все-таки отодвинуть этот тяжеленный шкаф. Еще немного напряжения и — ура! — шкаф сдвинут и кепка найдена. Стряхните с нее пыль... Можно даже почистить щеточкой.
Вот мы и облачились в очень удобную и красивую одежду, на голове — замечательная кепка. Можно отправляться на вечеринку!
Упражнение «Превращение в предмет»
Ведущий. А теперь я предлагаю вам представить, что вы превратились в... Оглянитесь вокруг. Выберите любой предмет, какой попадется вам на глаза. Это может быть стул, стол, лампочка, дверь, книжка. Может статься, в нашей комнате нет предмета, который вам бы приглянулся. Что же — задумайте любой другой предмет. Вам предстоит превратиться в него. Тридцать секунд на внутреннюю настройку... А теперь по кругу представим невербально, во что превратился каждый из нас.
Игроки поочередно либо замирают в определенной позе, либо демонстрируют в движении задуманный предмет, а остальные угадывают его.
2 ЭТАП. ВЫБОР РОЛИ
Ведущий. Не только психологам, но и всем другим хорошо известно, какое воздействие оказывает первое впечатление, производимое на нас новым знакомым, на стиль и уровень нашего дальнейшего общения.
Напомним, что есть так называемое «правило пятнадцати секунд», согласно которому основы отношения к партнеру закладываются в первые пятнадцать секунд общения с ним. Существует «эффект ореола», связанный с возникновением у нас устойчивых установок по отношению к человеку на основе полученной до контакта информации о нем, и так далее.
Первое впечатление может оказаться как абсолютно точным (ведь свежему глазу виднее мелочи и детали, которые мешает заметить привычка), так и стопроцентно ошибочным. Вы еще совсем мало знаете друг друга, поскольку встретились здесь совсем недавно. Однако пятнадцать секунд уже давно миновали, и какое-то мнение друг о друге по первому впечатлению у вас уже сложилось. Поэтому я предлагаю вам обменяться этими самыми первыми впечатлениями, но в рамках определенной тренинговой процедуры.
Желающие из группы будут садиться на этот стул (назовем его «стулом презентации»), а остальные попробуют ответить на несколько вопросов относительно этого человека.
Стул не следует ставить в центр круга. Поскольку напряженность участников в начале работы группы еще велика, не нужно создавать для игрока на стуле излишне дискомфортную обстановку, тем более что он может оказаться очень тревожным и застенчивым. Достаточно чуть-чуть выдвинуть стул из круга.
Ведущий. Вопросы эти не имеют цели заставить вас проявлять недюжинные способности к проницательности и угадывать реальные характеристики человека, его личностные качества или профессию.
Я предлагаю вам представить себя кинорежиссером, которому предстоит снимать некий фильм. Для фильма, разумеется, нужно подобрать актеров, пригодных для исполнения той или иной роли. Один человек, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения и речи, другим особенностям неплохо сыграл бы графа Калиостро, но зато ни в коей мере не годится на роль Чичикова. Другая замечательно сыграла бы, скажем, Офелию, но ей совершенно чужда роль Красной Шапочки. Таким образом, вам нужно просто определить, какая роль по внешним признакам человека и особенностям поведения, которые вы успели заметить, в большей степени ему соответствует. Ведь в предыдущих упражнениях каждый из вас демонстрировал свое актерское мастерство.
Можно выбрать известное произведение, а можно написать собственный сценарий. Тогда опишите, пожалуйста, что у вас за герой, на роль которого способен претендовать человек на «стуле презентации», его возраст, социальный статус, профессию, другие характеристики, время действия фильма и тому подобное. Пожалуйста, кто первый?
На начальной стадии групповой работы далеко не всегда мгновенно находятся добровольцы. Существует довольно много приемов, провоцирующих выход первого участника.
Можно, например, скомандовать: «Лидеры, встаньте!». И вполне вероятно, что поднимутся несколько человек. Ведущему останется только выбрать. Следующим участником окажется тот, кто сидит от первого, допустим, справа, и далее по кругу. В крайнем случае ведущий может предложить стать первым участнику, сидящему рядом с ним.
Ведущий. Итак, первый из участников сидит на стуле презентации. Поаплодируем ему за смелость... Уважаемые кинорежиссеры! Внимательно посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в вашем фильме?
При необходимости ведущий задает участникам уточняющие вопросы. Это особенно важно, когда роль дается только описательно или знакома не всем членам группы.
Участнику, сидящему на «стуле презентации», ничего говорить не приходится. Он только слушает мнения других. Не является обязательным высказываться всем. Пусть говорят те, у кого уже появилось четкое представление о возможной роли кандидата.
Упражнение следует проводить в достаточно быстром темпе, чтобы избежать утомления. Вместе с тем нужно обеспечить тем членам группы, которые выразили желание сесть на «стул презентации», четкую обратную связь через конкретное определение соответствующей роли, и лучше всего — не одной. Рефлексия мыслей и переживаний проводится только после того, как все члены группы побывали на «стуле презентации». Важно, чтобы каждый высказался, насколько предложенные ему роли совпадают с собственным представлением о себе и своих «жизненных ролях».
Каждому «актеру» на «стуле презентации» ведущий задает следующие вопросы:
- Были ли, на их взгляд, точные попадания?
- Какие роли, «увиденные» в их исполнении кинорежиссерами, вызвали недоумение или даже протест?
- Какая из предложенных кинорежиссерами ролей им пришлась наиболее по душе? Почему?
- Кто из присутствующих здесь людей также мог бы сыграть в этом фильме?
- Какие роли могли бы исполнить эти люди?
3 ЭТАП.
СОЗДАНИЕ ПЛАКАТА К ФИЛЬМУ
1 вариант. Если группа велика, то после прохождения через «стул презентации» трех-четырех игроков, процедуру выбора ролей можно прекратить (в небольшой группе желательно пропустить через этот своеобразный кастинг всех участников).
Ведущий по своему усмотрению предлагает двоим из прошедших через «стул презентации» игроков продолжить работу над фильмом, роль в котором их особенно привлекла. Выбор таких игроков может быть продиктован целями ведущего. Например, необходимостью эмоциональной поддержки застенчивого участника или желанием «подтолкнуть» участника к взятию на себя лидерских функций.
Ведущий. А теперь, дорогие актеры, поскольку вы исполняете главную роль в этом фильме, у вас есть возможность вместе с режиссером сформировать из отобранных вами исполнителей других ролей свою команду для фильма.
Если случилось так, что обоими ведущими актерами были отобраны одни и те же люди, то можно предложить им договориться между собой, кого из исполнителей они непременно хотят видеть в своем фильме, а кого могут заменить.
Ведущий. Вы полагаете, что сейчас вам предстоит подготовить постановку фильма? Нет, на этот раз вы ошиблись. Перед вами другая задача. Нужно создать живой рекламный плакат будущего фильма. Это значит, что через пятнадцать минут каждая команда представит на нашей импровизированной сцене скульптурный коллаж, в котором будут участвовать все актеры в своих ролях. Для того чтобы этот коллаж содержал в себе важнейшие сцены фильма, вам необходимо договориться о некоторых идеях сюжета и взаимоотношениях между героями. Сам режиссер также имеет право исполнить одну из ролей. Пожалуйста, приступайте к созданию рекламного плаката к вашему фильму.
2 вариант. Этот этап можно провести иначе. Выбирается только один из главных исполнителей. Вместе с режиссером, пригласившим его на главную роль, он определяет остальных актеров и их роли (хорошо, если будет привлечена примерно половина группы).
Все вместе они обсуждают содержание будущего фильма и определяют особенности взаимоотношений героев. Даже если это фильм по известному сюжету, никто не мешает подойти к работе творчески. Ведь и «Гамлета» можно поставить по-разному. И только после такого обсуждения ведущий объявляет о необходимости подготовить рекламный плакат к фильму. При этом указанная задача ставится и перед той половиной группы, которая оказалась пассивно слушающей.
Таким образом, при первом варианте готовятся рекламные плакаты к двум разным фильмам, а при втором — к одному.
Второй вариант предполагает более сложную ситуацию, в которую попадает одна подгруппа: ведь для ее членов этот фильм «чужой», подготовить плакат для него труднее. В конце игры надо обязательно обсудить переживания членов этой подгруппы и способы, с помощью которых они справились с трудностями.
И тот и другой варианты этого этапа завершаются демонстрацией скульптурных коллажей, сопровождаемой необходимыми комментариями со стороны режиссеров.
4 ЭТАП.
ПОИСК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ ФИЛЬМА
Ведущий. Плакаты подготовлены и продемонстрированы. Фильмы уже в прокате и, будем надеяться, пользуются заслуженным успехом. Актеры стали популярными в народе, а режиссеры уже подумывают о том, чтобы снять продолжение этих замечательных фильмов.
Пока новые сценарии еще не готовы, но задумка такова: в продолжении на первый план должны выйти герои, которые не являлись главными. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на команду своих соперников. Среди них есть актеры, чей творческий потенциал достаточно велик, но использовался пока явно недостаточно. Им достались только второстепенные роли.
Выберите одного из членов команды соперников. Посовещайтесь и решите, какую роль вы могли бы предложить ему сыграть в продолжении вашего фильма. Подробно, во всех деталях подготовьте описание этой роли.
Время на подготовку— не более пяти-семи минут. Фактически на этом этапе ведущий через самих участников тренинга проявляет заботу о тех людях, которым на предыдущих этапах уделялось недостаточно внимания, которым, возможно, не предлагали ролей. А свою порцию «эмоционального поглаживания» они ведь тоже должны получить!
Ведущий. Представьте описания ролей, которые вы могли бы предложить. Но при этом не называйте имя того участника из команды ваших соперников, который, по вашему мнению, эту роль мог бы исполнить. Пусть члены соперничающей съемочной группы попробуют сами догадаться, кто из них удостоился чести быть приглашенным в ваш фильм.
Иногда некоторые из игроков сами высказывают предположения о том, кому эту роль могли бы предложить. После трех попыток угадывания имя задуманного участника раскрывается.
5 ЭТАП.
СОЗДАНИЕ КАДРА ИЗ ОБЩЕГО ФИЛЬМА
Ведущий. В конце концов, сколько можно кинокомпаниям вести конкурентную борьбу? Почему бы им не объединить творческие усилия для совместного проекта?
Давайте создадим самый важный кадр из нашего общего будущего фильма. Прошу выйти в центр нашего круга по одному представителю от каждой съемочной группы...
Вы станете главными героями нашего совместного фильма. О чем он будет — мы пока еще не знаем. Посмотрите друг на друга. Не договариваясь, замрите в выразительных позах, как будто вы находитесь в кадре из центральной сцены этого фильма...
Очень хорошо! А теперь — участник из первой команды, присоединитесь к этой живой скульптуре... Теперь то же самое должен сделать участник второй команды.
Таким образом, все участники обеих команд поочередно пристраиваются к уже стоящим. Скульптура все разрастается, пока не приобретет завершенный вид. При выполнении этого задания участникам тренинга приходится проявлять немалое воображение и способности к пониманию замыслов своих товарищей. Такая процедура способствует сплочению группы, развитию чувства общности и навыков невербального взаимодействия.
По завершении этапа следует обсудить, что же все-таки было изображено на созданном кадре, какие персонажи играли в воспроизведенной сцене из общего фильма, удалось ли участникам понять друг друга.
6 ЭТАП.
ОБСУЖДЕНИЕ ИГРЫ
При подведении итогов и рефлексии игры полезно обсудить следующие вопросы:
- Какие этапы и моменты игры вызвали наибольшие затруднения? Почему?
- Что удалось сделать достаточно легко?
- Какие чувства испытывают участники сейчас?
- Какие чувства возникали на разных этапах игры?
- Какие из предлагаемых в разных ситуациях ролей в наибольшей степени оказались подходящими для каждого из участников?
- Встречались ли такие роли, предложение которых участникам вызвало удивление?
- С какими сложностями столкнулась та подгруппа, которой пришлось создавать рекламный плакат к фильму, задуманному другой подгруппой?
- Довольны ли участники своей работой?
- Что помогло угадать члена группы, задуманного командой соперников на четвертом этапе — этапе поиска исполнителей для продолжения фильма?
- Какие роли участники сами считают близкими себе, но они не были предложены во время игры?