Развитие эмоционально-чувственной сферы

Материал из Летний лагеря
Версия от 18:54, 20 марта 2011; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
X ea2fd6e9m.jpg

Знакомство с деревом

Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20 - 30 метров не будут слишком большим расстоянием.

Помогите «слепому» ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку «почувствуй дерево», он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте «исследуй дерево», а спросите: «Это дерево живое? Ты можешь обнять его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?»

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.


Звуки природы

В лесу, на лужайке, около воды или в парке дети ложатся на спину и поднимают вверх руки, сжатые в кулаки. Как только кто-либо слышит птичью песню, он отгибает один палец. Это замечательный способ научить детей слышать звуки (и тишину) природы. Чтобы было еще интересней, попробуйте досчитать до десяти, когда не слышите ни одной птицы. Вариант игры: слушать звуки, издаваемые животными, а если их тоже нет, слушайте шуршание травы на ветру, шелест листьев, журчание воды.


Зумм (Приближение)

Отправляясь на прогулку, объясните детям, что это занятие потребует работы всех органов чувств. Придя на опушку леса, попросите учащихся оглядеться вокруг и выбрать какой-нибудь природный объект (например, интересное дерево) примерно в 100 метрах от них. Пусть дети занесут результаты своих наблюдений за объектом (размер, цвет, форма кроны и т.п.) в блокноты. Теперь попросите их преодолеть половину расстояния до объекта и снова записать свои наблюдения, а затем подойти к объекту вплотную и опять зафиксировать свои наблюдения.

Объясните, что восприятие играет важную роль в том, как мы выражаем свои ощущения. Взяв в качестве примера выбранные детьми объекты, обсудите то, как меняется их восприятие в зависимости от того, с какого расстояния рассматриваются эти объекты. Как именно дети описали свои объекты? Даже если два человека наблюдали за одним и тем же объектом, их восприятие этого объекта может быть различным, несмотря на то, что смотрели они с одного и того же расстояния. Попросите детей составить поэтические описания деревьев, используя кое-что из своих наблюдений, а затем зачитать эти описания остальным.

ПРИМЕР ОПИСАНИЯ: «Одинокая сосна на утесе. Силуэт - как на старинных японских акварелях – изящный и причудливый. Ветра изрядно поработали над ним… Перемещаюсь ближе – теперь все мое внимание приковано к кроне: кажется, что ветви с трудом удерживают пушистое облако иголок. Подойдя к дереву вплотную, я бережно касаюсь его мозаичной серо-розовой коры, провожу пальцем по глубоким черноватым бороздкам и вдыхаю ни с чем не сравнимый аромат сосновой смолы».


Схваченная тень

Выберите для проведения этого занятия солнечный день. Объясните детям, что вы познакомите их еще с одним способом самовыражения посредством «фиксации» теней.

Приведите детей на поляну и предложите им разбрестись по ней в поисках интересных теней, отбрасываемых природными объектами. Продемонстрируйте им, как следует зарисовывать тени: лист бумаги помещается так, чтобы на него падала тень объекта, а затем карандашом обводится силуэт этой тени. На обратной стороне листа можно написать, тень какого объекта изображена.

Пусть дети покажут друг другу зарисовки теней. Объясните, что каждая работа уникальна, поскольку дает представление не только о природном объекте, но и о человеке, наблюдавшем его. Примечание: Будет лучше, если вы поможете детям выбрать небольшие объекты (цветы, травы) или части крупных объектов (ветку дерева) так, чтобы объект уместился на листе бумаги.


Конкурс плакатов

Этот вид деятельности даст детям возможность проявить фантазию, овладеть некоторыми дизайнерскими приемами и навыками творческой работы в коллективе.

Поговорите с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов «Берегите лес от пожара!» на фоне изображений горящих деревьев и убегающих животных. Объясните, что если человек выбирает плакат как способ привлечения внимания других людей к какой-то проблеме, то он должен не только придумать для своего плаката оригинальный текст, но и предложить яркое и выразительное дизайнерское решение.

Разделите детей на несколько групп. Скажите, что каждая группа будет заниматься изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу. Предложите детям самим придумать какой-нибудь лозунг или, например, подобрать (сочинить) подходящее четверостишие на эту тему. Если же на этом этапе дети будут испытывать затруднение, то напишите на доске два утверждения и предложите использовать их при создании плаката:

  • ИЗ ОДНОГО ДЕРЕВА МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ 3 000 000 СПИЧЕК
  • ОДНОЙ СПИЧКОЙ МОЖНО СЖЕЧЬ 3 000 000 ДЕРЕВЬЕВ

Для работы детям понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага. Обязательно приготовьте кипу старых журналов – картинки из них могут пригодиться при создании коллажей. Не забудьте про природные материалы и, конечно, про пару коробков спичек!


Природные духи

Это занятие надо проводить на природе. Предложите детям создать свои собственные природные «духи», используя для этого только природные материалы и не тревожа живых существ. В качестве примера можете дать такой запах:

почва + сосновые иглы + солнечный свет = запах прогретых солнцем хвоинок и земли. Каждый ребенок должен придумать название для своих «духов» и объяснить, что этот запах собой представляет. Дайте детям пять минут для обследования территории и выбора своих запахов. Усадите детей в круг и предложите оценить все ароматы, передавая образцы от одного к другому. Поговорите о невероятном многообразии запахов природы, которое мы в спешке не всегда успеваем заметить и оценить.

Можно, конечно, «составлять» ароматы и в помещении, построив занятие таким образом, чтобы дети не столько тренировали свои носы, сколько развивали свою фантазию. В этом случае отпадает необходимость в сборе образцов и появляется возможность использовать для создания теперь уже «виртуальных духов», такого аромата, как, например, «запах листьев дуба, растущих на самой макушке». В этом случае придется поработать и над оригинальным названием для изобретенного запаха. Вот, к примеру, рецепт духов «Отрада крота»: корень + грибница + жирная личинка + рыхлая почва


Дерево - очевидец

Предложите детям сочинить историю жизни какого-то конкретного дерева и рассказать ее от лица этого дерева. Эта работа может быть коллективной, поскольку детям надо будет не только найти подходящее дерево, возраст которого был бы никак не меньше 100 – 150 лет (лучше – гораздо больше!), но и подобрать соответствующие материалы краеведческого характера. Дерево должно поведать о тех событиях на своей земле, свидетелем которых оно стало. Объясните детям, что их рассказ не должен быть простым перечислением крупных (и не очень крупных) исторических событий: отмена крепостного права - закладка нового города - война - строительство плотины на реке и т. д. Вся история должна быть пропущена через, если так можно выразиться, «призму сознания» дерева, для которого великая засуха или пожар куда более значимые события, чем, например, революция. Те дети, которые не захотят ограничиться описанием истории только небольшого участка земли, могут использовать следующий прием: регулярно прилетающая птица рассказывает о событиях в соседнем лесу; ветер, коснувшись ветвей, повествует о том, что происходит, например, в соседней стране; капля дождя рассказывает дереву о событиях на другом континенте.


Дерево слов

Предложите детям написать на небольших полосках бумаги слова, характеризующие дерево. Это могут быть как поэтические сравнения, так и вполне прозаические описания функций отдельных частей дерева: поощряйте детей давать самые разные определения. Можно предложить детям подобрать слова, относящиеся к отдельным частям дерева, и написать их на заранее подготовленных листках бумаги соответствующей формы и цвета: зеленые листочки - для кроны («величественная», «антенна для улавливания света», «могучая», «дающая приют птицам», «имеющая генетически определенное строение» и т.д.); имитация фрагментов коры - для ствола («шершавый», «несгибаемый»; «ежегодно добавляющий одно кольцо» и т.д.); узкие полоски причудливой формы - для корней («таинственные», «прячущиеся», «добывающие воду» и т. д.). Соберите листки и разместите их на силуэте дерева, нарисованном на ватмане, - у вас получится замечательный коллаж, который можно использовать в качестве элемента оформления учебного помещения.


Природа в моей жизни

Основные цели: формирование у участников представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего игрового процесса; создание единого группового эмоционального настроя. Ориентировочное время: 30-40 минут. Материалы и подготовка: листок бумаги, ручка.

Процедура. Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

Примечание. Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием. В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц: «Природа в моей жизни — это:

1) источник вдохновения;
2) способ наслаждения;
3) погружение в гармонию;
4) проведение досуга;
5) способ самореализации;
6) сфера моего познавательного интереса;
7) стимул для расширения моего кругозора;
8) возможность восстановления душевного равновесия;
9) предмет моей заботы;
10) осознание моей ответственности перед ней».


Тотем

Основные цели: идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы. Ориентировочное время: до 1,5 часа.

Материалы и подготовка: бумага, ручки, карандаши, краски, биологические и географические справочники (словари, энциклопедии). Процедура. Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах. Тотем — это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь.

Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нём в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.


Человечек из коры

Основные цели: расширение опыта восприятия мира природы, развитие воображения. Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: кусочки коры различных деревьев, бумага, карандаши, краски. Процедура. Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони и т.д. После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка.

Этих человечков, соответствующих «своему» кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек «родился». Примечание. Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое «неумение». Обычно уговорить их взяться за дело бывает не так уж трудно.


Мир кролика и мир муравья

Основные цели: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: пятирублёвые монеты, лупы и пинцеты (для каждого участника). Упражнение проводится на лугу или на поляне.

Процедура. Участникам предлагается разместиться широким кругом, встать на четвереньки и представить себя кроликами. Следует передвигаться кроличьими прыжками, нюхать землю, воздух.

  • Может быть, пахнет опасностью?
  • Где здесь можно спрятаться?

Надо внимательно рассмотреть почву и растения, возможно удастся заметить каких-нибудь насекомых, следы и т.д.

  • Что здесь может быть съедобным?

Затем участникам предлагается пригнуться ещё больше и представить себя муравьями. Как изменилось восприятие мира по сравнению с миром человека и миром кролика? Чтобы ещё лучше почувствовать мир муравья, надо воспользоваться лупой.

  • Откуда теперь можно ждать опасности?
  • Где спрятаться?
  • Что можно съесть?

Далее участникам предлагается за следующие пять минут собрать коллекцию предметов из мира муравья, разместив их на монетке. Следует воспользоваться лупой и пинцетом. Собравшись в круг, участники обмениваются впечатлениями о мире кролика и мире муравья, сравнивают эти миры с миром человека, показывают друг другу свои коллекции на монетках. Примечание. Необходимо позаботиться, чтобы почва не была слишком сырой.


Музыкальные картинки

Основные цели: развитие сопереживания по отношению к природным существам, расширение опыта восприятия живых существ, стимулирование воображения. Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: магнитофон, кассета с записью нескольких музыкальных отрывков. Процедура. Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Затем предлагается следующий отрывок.

Упражнение заканчивается обсуждением, в ходе которого участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранное ими существо, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.

Примечание. Не следует оценивать, насколько каждый выбор «соответствует» музыке. Оценка «успешности» или «неуспешности» того или иного результата, полученного кем-либо из участников в процессе упражнения, противоречит принципам организации игры.


Чистописание

Основные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, усиление значимости отношения к природе, стимулирование воображения. Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры. Процедура. Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — «мирный») и т.д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза». Упражнение заканчивается обсуждением.

Примечание. Выполнение этого упражнения «включает» работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.


Жизнь камней

Основные цели: развитие опыта ощущений, распростанение партнёрского отношения и на неживую природу, тренировка воображения. Ориентировочное время: 40 минут.

Материалы и подготовка: место, где есть различные камни. Процедура. Участникам предлагается внимательно посмотреть на окружающие камни, почувствовать, какой из них ждёт, чтобы его подняли и заговорили с ним. Выбрав и подняв такой камень, участники собираются в круг.

Ведущий предлагает каждому узнать о жизни своего камня:

  • рассмотрев его цвета и сосчитав их;
  • прощупав шероховатые и гладкие места, определив, тёплый камень или холодный, лёгкий или тяжёлый;
  • понюхав камень и определив его запах;
  • послушав камень, постучав по нему ногтем.
  • Что может рассказать этот камень?
  • Всегда ли он лежал на этом месте?

Далее участникам предлагается представить, что они уменьшились до очень маленьких размеров так, что камень стал для них целой планетой.

  • Где на камне-планете можно построить дом?
  • А где образуется озеро?
  • Где будет посажен сад?
  • Это грязная планета или чистая? и т.д.

Затем участникам предлагается сложить камни вместе и найти среди них свой камень с закрытыми глазами.

Наконец, предлагается найти «ухо» своего камня и, закрыв глаза, шёпотом рассказать ему о себе: о школе, об учителе, о своих друзьях, о любимых растениях и животных, о чём-то секретном. Теперь нужно закрыть пальцем «ухо» камня, и всё, что было ему рассказано, будет им надёжно сохранено. Уходя, камень следует осторожно положить на место, где он был найден, и в той же «позе».

Примечание. Если есть возможность вернуться на это место, то участникам предлагается найти свои камни, послушать их рассказы о событиях последнего времени и самим сообщить на «ухо» новую информацию.


Ателье мод

Основные цели: развитие способности тонко понимать, ощущать особенности разных живых существ, развитие воображения, повышение значимости отношения к природе, идентификация. Ориентировочное время: 30-40 минут. Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши.

Процедура. Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных (маленький — большой, пушистый — гладкий, летающий — ползающий и т.п.). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать комплекты) одежды. Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду животного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характеру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу. Примечание. В данное упражнение можно ввести «мозговой штурм» группы для выработки общих критериев, по которым следует вести разработку одежды.


Зоологический балет

Основные цели: идентификация с животными и растениями. Ориентировочное время: 30 минут. Процедура. Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, «переняв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», взаимодействуя при этом с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира» избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.

В заключение участникам целесообразно предоставить возможность поделиться с группой своими ощущениями от упражнения. Примечание. Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот: обсуждение получается более интересным.


Контакты с животными

Основные цели: закрепление положительного эмоционального отношения к природе. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: ручные животные — кролик или морская свинка, ручная крыса, кто-нибудь из бесхвостых земноводных (лучше — квакши, жабы), из змей — ужи или полозы. Процедура. Контакты участников с животными целесообразно организовывать на каждом занятии. Если игры проводятся на базе живого уголка, это происходит само собой. Участники перед началом занятий и во время перерывов сами стараются пообщаться с животными. Вначале следует предлагать группе контакты с теми животными, которые всеми воспринимаются однозначно положительно: кролик, морская свинка.

Животных можно гладить, брать на руки, прижимать к себе, кормить и т.п. Затем можно предложить ручную белую крысу, подчеркивая при этом, что крыса, в общем-то, ничем не отличается от кролика (тоже мягкая и теплая), но гораздо умнее и интереснее. Если кто-то из участников не хочет брать в руки крысу, лягушку или ящерицу, ему предлагается до него только «чуть-чуть, один раз» дотронуться, когда другой участник или ведущий держит ее в руках; то же самое в отношении змей: вначале ведущий держит ее сам и предлагает дотронуться, погладить хвост (это воспринимается как «менее опасное»). Таким образом, постепенно, от занятия к занятию, те из участников, которые вначале отказывались трогать «неприятных» животных, начинают к ним привыкать и даже получать удовольствие от этих контактов. Участники всегда с удовольствием наблюдают за кормлением животных.

Можно предложить им покормить с пинцета кого-нибудь из бесхвостых земноводных. Процесс заглатывания пищи всегда вызывает улыбку: когда лягушка проталкивает ее в глотку с помощью глазных мышц, она «смешно морщится». Впечатления от контактов с животными обсуждаются в кругу. Примечание. Тактильные контакты с животными очень ответственный этап занятий. Ни в коем случае нельзя торопиться, следует строго соблюдать индивидуальный подход: лучше пусть участник так совсем и не дотронется до какого-нибудь животного, чем останется неприятное воспоминание от того, что он взял его в руки вопреки собственному желанию.


Обними дерево

Основные цели: развитие способности сопереживать живому существу, развитие идентификации, стимулирование воображения. Ориентировочное время: 20 минут.

Процедура. Участники окружают дерево, держась за руки. Сжимают круг, прижимаются к дереву, крепко его обнимают, изо всех сил стараются поднять дерево.

  • У кого больше сил, у нас или у дерева?
  • Откуда оно берёт эти силы?

Теперь можно нежно обнять дерево и потереться о него щекой. У дерева есть мягкие участки? Закрыть глаза и погладить кору. Понюхать дерево. Можно ли различать деревья на ощупь с закрытыми глазами? Участникам предлагается изобразить разные деревья с помощью своего тела, показать, как они растут из маленького семени.

Дереву нужно дать описательное имя, как это было принято у индейцев (например, «добрая тётушка, спасающая нас от жары под своей кроной»). Прижавшись к дереву ухом, можно послушать его сокровенную тайну, а затем рассказать свою. В кругу можно обменяться сообщениями о том, что кому рассказало дерево. — Что можем сделать мы для этого дерева? Уходя — поблагодарить дерево и попрощаться с ним.


Экологические письма

Основные цели: развитие способности понимать живые существа, стимулирование идентификации. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: бумага, ручки.

Процедура. Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер. Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру и он становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.

Примечание. Выбор животного или растения для своего партнера сам по себе может выступать как игровая техника.


Предупредительные знаки

Основные цели: развитие понимания интересов и потребностей живых существ, самоанализ своего поведения по отношению к ним. Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: бумага, цветные карандаши, фломастеры. Процедура. Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.


Подарок на день рождения

Основные цели: развитие понимания интересов и потребностей живых существ, стимулирование воображения и идентификации. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: бумага, карандаши, ручки. Процедура. Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисунки, полезные предметы, пища и вообще все, что угодно. Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить и описать те эмоции, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок.


Детский писатель

Основные цели: коррекция целей и стратегий взаимодействия с миром природы, идентификация. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка. Бумага, ручка, начало рассказа, в котором какому-то объекту природы угрожает опасность.

Например: «Ночь была сырая и теплая. Асфальт шоссе, целый день усердно раскаляемый неутомимым солнцем, приятно согревал лягушонку Флиппу не только лапки, но и брюшко. Брюшко еще согревал и десяток проглоченных толстеньких ночных бабочек, которых на ночном шоссе можно было ловить без всякого труда. Они почему-то не улетали от Флиппа, как обычно. Одни пытались лишь неуклюже уползать, а другие и вовсе только чуть-чуть шевелились. Вот так удача! Вдруг сидящий на асфальте лягушонок услышал, да нет, не услышал, а почувствовал всем телом какой-то странный нарастающий гул. Повертев головой, он заметил сначала два каких-то желтых светящихся глаза, которые потом превратились в ослепляющую лавину света. Флипп съежился и замер от страха. В это время...»

Процедура. Участникам необходимо закончить рассказ, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны были бы испытывать их герои.

Рассказы зачитываются в группе без комментариев и обсуждения. Примечание. Упражнение можно закончить чтением ведущим одного или нескольких отрывков из рассказов о животных Сеттона-Томпсона с комментариями ведущего.


Географические названия

Основные цели: расширение зоны индивидуальной экологической ответственности, включённость в мир природы. Ориентировочное время: 1 час. Материалы и подготовка: контурная карта-схема местности, на которой проводятся занятия, карандаши. Знание местности участниками и опыт пребывания на этой местности.

Процедура. Участникам предлагается вспомнить свои впечатления от пребывания на тех или иных участках данной местности (на берегу озера, на поляне, на лесной тропинке и т.д.). На основе этих воспоминаний заполнить контурную карту, давая всем знакомым участкам и объектам собственные названия, связанные с какими-то событиями или впечатлениями. В местах интересных находок или встреч с животными можно сделать на карте соответствующие рисунки. В конце занятия участники рассказывают о своём опыте пребывания на территории, иллюстрируя свой рассказ демонстрацией карты.

Примечание. Важно, чтобы названия участков местности носили эмоционально окрашенный, личностно значимый, романтический, лирический характер. Например, «Берег ночных следов», «Овраг шуршащих ящериц», «Поляна сладкой земляники», «Тропинка барсучьей норы» и т.д.


Экологическая этика

Основные цели: формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с миром природы, усвоение способов взаимодействия с живыми существами. Ориентировочное время: 1 час. Материалы и подготовка: бумага, ручка, компетентность ведущего в области содержания животных и растений.

Процедура. Консультируясь с ведущим, участники выбирают растения или животных, которые они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются свои обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.


Благодарение

Основные цели: ощущение единства с миром природы и психологической включённости в этот мир. Ориентировочное время: 15 минут. Материалы и подготовка: упражнение проводится на местности, где растёт щавель, заячья капуста или другие съедобные растения; с собой нужно взять яблоки и хлеб.

Процедура. Ведущий собирает и съедает несколько листиков, затем благодарит растение, предлагает сделать это и участникам.

  • Что чувствует человек, когда благодарит растение?
  • За что ещё мы можем быть благодарны растениям? (жильё, книги, тепло в печи, кислород и т.д.).

Участникам предлагается откусить яблоко со словами благодарности: «Спасибо, Солнце, за то, что даёшь энергию яблоне, яблоку и мне! Спасибо и тебе, Яблоня, за этот замечательный плод!» Семечко от яблока можно посадить в землю. Откусив хлеба, оставить кусочек и для птиц там, где им будет удобно его найти.

Примечание. Если группа на экскурсии попала под дождь, то эту ситуацию также можно использовать для ритуала благодарения.

Встаньте в круг. Подставьте ладони дождю, почувствуйте его и поблагодарите за то хорошее, что он делает для нас: «Спасибо, Дождь, что ты напоил Землю и растения! Спасибо, Дождь, что ты заполняешь наши бочки для воды!» и т.п. Все соединяют руки и говорят: «Спасибо!»


Слепая гусеница

Цель: развитие чувственного восприятия природы. Участники: дети любых возрастов. Место проведения: лес.

Ход игры. Все участники становятся друг за другом. Руки кладут друг другу на плечи или на пояс. Участники без обуви. Ведущий просит всех закрыть глаза. Движение начинается. Ведущий старается выбрать дорогу с разным грунтом и разной растительностью. Участники «глазами» (роль которых играют ноги) ощущают эту разницу.

После игры обсуждаются ощущения всех участников. При проведении игры в городских условиях основная задача игры в сплочении коллектива, почувствовать плечо друга.


Ночной поход

Участники: дети не младше 12 лет. Место проведения: хорошо обследованная тропа в лесу или открытый участок леса. Оборудование: свечи. Цель: сплочение детей, самоутверждение каждого из участников игры, преодоление боязни ночного леса.

Ход игры. Группа детей в темное время суток под руководством взрослых идет в лес. Перед тропой или началом ночного путешествия детям говорят о том, что будет совершена ночная прогулка в лес. При вступлении в полную темноту дети сначала ничего не будут видеть, пока не произойдет перестройка органов зрения на ночное видение. Затем участникам предлагается пройти по пути, который размечен горящими сечами (свечи расставляют так, чтобы они были в поле зрения ребенка). Конечным пунктом станет точка с двумя горящими свечами. Дойдя до этого пункта, дети должны спрятаться. Первый дает негромкий позывной второму и он прячется с ним, второй – третьему и т. д. Последний идущий находит всех вместе. После этого участникам предлагается послушать тишину, определить природные и антропогенные звуки. Затем тихо дети возвращаются. По возвращении обсуждаются услышанные звуки, проводится аналогичное обсуждение перестройки слухового аппарата и ощущений участников от похода.


Дождь

Цель: развитие у детей слуховых ощущений. Ход игры. Группа ребят образует круг. Все закрывают глаза. Каждый соединяет свои ладоши и начинает ими потихоньку делать круговые движения. Потом круговые движения ладошками делаются все быстрее и быстрее (ощущение шума листвы). Затем начинают хлопать ладошками, сначала медленно, затем быстрее (шум дождя). Далее опять круговые движения ладошками: сначала быстро, потом медленнее и затихают. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают это с явлениями, происходящими в природе.


Путешествие по лугу

Цель: Знакомство с почвенными растениями, насекомыми и другими природными объектами, населяющими травяной ярус. Материалы: лупы. Ход игры. Играющие на время игры превращаются в жуков. И на коленях, глядя в лупу, исследуют местность. Затем все собираются вместе и рассказывают о том, что смогли увидеть.


Сосчитай звуки

Ход игры. Играющие расходятся в лесу, парке и т.д. Затем выбирают себе место и слушают звуки природы. Сначала слышат громкие звуки, после улавливают более отдаленные. Это объясняется особенностями строения слухового аппарата. В конце игры все собираются и говорят, сколько и какие звуки они слышали. Можно все услышанное нарисовать.


Ig10.jpg

Лесной ковер

Материалы: шнуры (от 5 до 10 шт.) длиной в 1 м, тяжелые предметы или камни по количеству шнуров, разнообразный природный материал. Ход игры. Одним концом шнуры закрепляют на ровной палочке. На другом конце закрепляют тяжелые предметы. Между шнурами вплетают природные объекты. Получается «лесной ковер».


Мир в зеркале

Материалы: зеркало. Цель: восприятие и наблюдение за миром «Земли» и миром «Неба». Ход игры. Играют парами. Один человек прикладывает зеркало «козырьком» на уровне бровей и направляет его вниз. Другой человек водит его по лесу. Затем зеркало направляют вверх. После этого игроки меняются местами. В конце игры дети рассказывают о своих чувствах и о том, что видели, чем отличаются земля и небо.


«Жалоба директору лагеря»

Основные цели: рефлексия своего поведения в природе, идентификация. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: бумага, ручка. Процедура. Участникам предлагается написать письмо директору лагеря от имени тех или иных лесных жителей. В этом письме животные или растения жалуются на недостойное поведение отдельных детей в лесу, рассказывают о том ущербе, который они несут в результате этого поведения, предлагают формы воспитательной работы со нарушителями.


Узнай свое дерево

Цель: включить тактильные, слуховые, обонятельные и другие анализаторы при выключенном зрительном; показать, что информация об окружающем мире может приходить не только визуально. Ход игры. Участники разбиваются на пары. Одному человеку из пары завязывают глаза. Второй человек берет его за руку и ведет к какому-нибудь дереву или другому природному объекту. Желательно вести не прямым путем, а запутать. По достижении искомого дерева участнику игры с завязанными глазами предлагается ощупать, обнюхать и т.д. дерево. После чего участника с завязанными глазами сложным путем уводят от дерева. Затем повязку снимают и предлагают уже с открытыми глазами найти свое дерево. Далеко от дерева желательно не уводить!


Отпечатки дерева

Цель: обратить внимание на разнообразие деревьев. Материалы: бумага, восковые мелки, уголь, мел. Ход игры. Участникам предлагается сравнить свои руки до локтя. Затем дети расходятся по лесу (в радиусе 10-15 м), находят свое дерево и делают отпечаток коры, приложив лист бумаги к коре дерева и восковым мелком заштриховывают его. Сравнивают полученные отпечатки.


Нить Ариадны

Материалы: веревка, повязки на глаза. Цель: восприятие окружающей природы через осязание, обоняние и слух. Подготовка:между деревьями натягивается веревка. Ход игры. Дети закрывают глаза и идут на расстояние 1-2 м друг от друга, держась за веревку и чувствуют природу.


Ig11.jpg

Природная палитра

Материалы: палитра из картона 20 х 15 см, клей. Ребятам предлагается найти для палитры природные краски в виде растений (их частей) и других природных материалов.


Созерцание природы

Цель (развивающая): научиться созерцать природу. Ход игры. В лесу выбирается красивое место. Участникам предлагается сесть (лечь, встать) там, где им удобно. В течение десяти минут дети созерцают природу в полной тишине. Через 10 минут участникам предлагается на небольших карточках изобразить свои ощущения и впечатления (лучше цветными карандашами). После чего участники игры раскладывают свои карточки в несколько рядов, обсуждают свои впечатления, пробуют отгадать, кто какую картинку нарисовал.


Фотоаппарат

Дети распределяются по парам. Один из двух – фотограф, другой – фотоаппарат. Фотоаппарат закрывает глаза и открывает их ненадолго, лишь когда командует фотограф. Каждому фотографу необходимо сделать по 5 (или меньше) фотографий (красивый пейзаж, цветочек, жучок и т.п.). Затем фотоаппарат должен рассказать, описать увиденные картинки, либо нарисовать одну из них, либо найти это место с этим видом.

С детьми старшего возраста можно обсудить впечатления и ощущения при коротком «фотовзгляде». Вывод: когда человек с закрытыми глазами ненадолго открывает их, он смотрит на представившейся ему вид более впечатлительно.


Видеосъемка

Ребенок сворачивает в трубочку бумагу. Это – видеокамера. Второй ребенок – оператор – говорит: «Снимай такой-то пейзаж» (или вид и т.п.). Затем снимавшая видеопара делится со всеми ребятами своими впечатлениями об увиденном (об обострившемся внимании).


Найди свой предмет

Цель: развитие у детей тактильных ощущений. Материалы: в зависимости от вариантов можно использовать различные предметы, собранные по дороге: кусочки коры, шишки, листики, веточки, орехи. Если это камушки, то они должны быть примерно одинаковые по размеру.

Ход игры. Дети становятся в круг. У каждого участника в руке свой предмет, который они должны хорошо изучить руками, закрыв глаза. Затем предмет передается по кругу до тех пор, пока не возвращается к своему владельцу. Передача предметов происходит с закрытыми глазами.


Спрятать и найти

Цель: развитие наблюдательности. Материалы: веревка 10 м, различные мелкие предметы, не свойственные природе. Ход игры. Вдоль веревки на расстоянии до 50 см по обеим сторонам раскладываются замаскированные предметы, не свойственные природе (до 7-8 шт.). Идущие вдоль веревки участники должны увидеть и посчитать эти предметы.


Семь тайн жизни

Много-много лет назад - так много, как песчинок в горстке песка, - жило одно племя. Однажды созван был Совет Старейших, потому что люди попали в беду. Там, где реки несли свои холодные, чистые и быстрые как олень воды, сегодня стояла грязная жижа, которую невозможно было пить. Там, где когда-то была богатая земля, сегодня простиралась бесплодная пустыня, а там, где когда-то люди наслаждались красотой, стало голо и пусто. Старейший из Старейших знал, что надо делать. «Приведите ко мне самых лучших, самых благородных юношей, - сказал он. - Мы забыли древние секреты жизни, и эти юноши найдут ответы и помогут людям».

И привели к нему юношей (были они такого же возраста, как и вы). Старейший отвел их в одно из немногих оставшихся мест, где еще зеленела трава и деревья, где вода еще была чистой, а птицы еще радовали слух своим пением. Здесь он показал им волшебную лодку и сказал, что на этой лодке они отправятся в путешествие вниз по реке, а по пути узнают семь тайн жизни. Возвращение тайн жизни поможет людям вернуть на землю красоту и гармонию. В поисках истины лодка будет плыть то медленно, то быстро, то устремляться в будущее, то возвращаться в прошлое.

Каждому юноше Старейший из Старейших дал по кожаному мешочку. В каждом мешочке лежало по семь бусинок каждого из цветов радуги, по семь белых бусинок, по кусочку крученого шнурка. «На вашем пути, - сказал Старейший, - с вами случится семь происшествий, в результате каждого из которых вы обретете по новому озарению. Очень внимательно наблюдайте за всем, что будет с вами происходить, потому что все эти приключения помогут вам понять, какие законы управляют миром. Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать очередную тайну жизни, нанижите одну белую бусинку - и тайна откроется вам. Для того чтобы крепче запомнить полученную мудрость, нанизывайте цветные бусинки поочередно, и когда ожерелье будет готово, вы поймете, как семь тайн связывают воедино всю жизнь. Закончив свой труд, вы познаете то, что поможет людям преодолеть беду».

Молодые путешественники сели в лодку, оттолкнули ее и начали грести, двигаясь вниз по реке. Вскоре они решили, что готовы к своему первому уроку, и нанизали на шнурок белую бусинку. Сразу же вода в реке стала кристально чистой, и юноши смогли разглядеть живых существ, обитающих в воде: рыб, моллюсков, выдр, бобров, множество странных насекомых и растений. В ту же секунду река стала как зеркало, ясно отражающее все деревья, кусты и травы, всех зверей, птиц и насекомых, живущих на берегу. Юноши очень быстро поняли значение увиденного. Что же это за тайна?

- Вода, суша и даже почва населены разными живыми существами – большими и маленькими, ползающими и летающими, с зубами и хвостами, покрытыми шерстью и чешуей. Для того чтобы помнить о том, что существуют самые разные МЕСТА ОБИТАНИЯ живых существ, а каждое существо живет там, где оно смогло ПРИСПОСОБИТЬСЯ, путешественники нанизали красную бусинку.

Юноши продолжали плыть вниз по реке. Как только они добавили вторую белую бусинку к предыдущим, окружающий их мир стал стремительно меняться: появлялись и исчезали земли, на которых было то жарко, то холодно, то влажно, то сухо. Юноши видели тех, кто населял эти земли. Жизнь была повсюду, и, хотя многие существа имели схожие формы, все же было заметно, что все они разные. И юноши познали второй секрет жизни. Что же это за секрет?

- Многообразие УСЛОВИЙ ЖИЗНИ поддерживает существующее на земле чудесное РАЗНООБРАЗИЕ живых существ. Юноши добавили оранжевую бусинку к своему ожерелью и отправились дальше, думая о чудесном разнообразии живых существ – птиц и трав, бабочек и водорослей, грибов и деревьев… Река сделала неожиданный поворот, и путешественники были ослеплены ярким светом: все живое, что окружало их, светилось изнутри. Казалось, у каждого существа внутри сияло свое собственное солнце, и это солнце было источником его жизни. Юноши поняли, что впереди у них новая тайна, и нанизали очередную белую бусинку. Они увидели кролика, который ел траву. Сияние травы соединялось с сиянием кролика, и свет становился сильнее. Неожиданно на кролика с небес бросился орел. Путешественники видели, что, по мере того, как орел поедал кролика, сияние зверька соединялось с сиянием птицы и усиливало его. И юноши познали третью тайну жизни. Может кто-нибудь из вас сказать, что это за тайна?

- ТЕПЛО и СВЕТ СОЛНЦА есть в каждом живом существе, энергия и сила солнца пронизывают всю жизнь. Юноши поняли, что без солнца не было бы еды, ведь многие растения нужны как корм животным, а многие мелкие животные нужны как корм для более крупных. Поэтому они нанизали третью, желтую, бусинку, символизирующую СОЛНЦЕ, чтобы запомнить все это.

Путешествие продолжалось, юноши добавили четвертую белую бусинку на шнурок и подготовились к следующему приключению. На берегу появилась старая женщина, сидящая под огромным платаном. Путешественники спросили ее, что она делает. Показав им семя, которое она держала в ладони, женщина ответила, что ждет, когда вырастет новое дерево. Они стали наблюдать за происходящим. Время летело очень быстро - женщина и дерево старели на глазах, они умерли, съежились и ушли в землю. А затем появился тонкий росток молодой зелени. И вот на месте старого дерева выросло новое - крепкое и высокое. Благодаря этой женщине-дереву, юноши познали еще одну тайну жизни. Что это за тайна?

- Смерть старого дает жизнь новому, жизнь и смерть связаны в единый большой КРУГОВОРОТ, подобный круговороту воды, в котором капельки дождя выпадают на землю, собираются в реки, затем попадают в океан, а потом назад, в небо. Юноши поняли, что все, что нужно живым существам, берется ими из воздуха, земли и воды, а затем возвращается назад. Тогда путешественники нанизали зеленую бусинку, чтобы она помогла им запомнить урок женщины-дерева.

После пятой белой бусинки река превратилась в огромное озеро. Проплывая мимо многочисленных островов, юноши заметили, что на каждом из них выжило только по одному растению и животному, эти существа выглядели больными и слабыми. Но в центре озера им встретился большой остров с различными видами растений и животных. Путешественники увидели, что, несмотря на то, что одни живые организмы помогали друг другу, а другие враждовали между собой, все они благополучно продолжали свое существование. И юноши познали пятую тайну жизни.

- Все в жизни ВЗАИМОСВЯЗАНО и ВЗАИМОЗАВИСИМО: каждое живое существо необходимо для существования других. На свете нет ни вредных, ни полезных существ – все живущие на земле для чего-то или для кого-то нужны. Для того чтобы запомнить это, молодые люди нанизали голубую бусинку и отправились дальше. Они попытались найти выход из озера, но напрасно - никакого продолжения реки не было. Поэтому они вернулись к тому месту, где река превратилась в озеро, и поплыли вверх по течению, в обратную сторону. На своем пути они добавили шестую белую бусинку. Тут юноши заметили, что хотя и плывут мимо тех же берегов по той же реке, но все изменилось. Там, где лежали огромные валуны, возникла отмель. Луг, на котором орел съел кролика, превратился в густой лес. Они задумались и вскоре постигли шестую тайну жизни. Кто-нибудь из вас может сказать, что это за тайна?

- Все в жизни МЕНЯЕТСЯ, ничто в мире не остается неизменным. Путешественники продолжали грести вверх по реке, и вот, наконец, на берегу они увидели Старейшего из Старейших. К их удивлению его окружали самые разные животные - обитатели лесов, рек и лугов. Вместе со Старейшим они спокойно и терпеливо ждали возвращения юношей. Молодые люди подплыли к ним и поведали Старейшему о своих приключениях и тайнах, которые они познали. А потом спросили: «Старейший, а как нам быть с седьмой бусинкой? Разве есть еще какая-то тайна, неведомая нам?» Старейший ответил: «Да, нанижите седьмую белую бусинку, и я дам вам последний урок». И Старейший объявил состязания между юношами и животными, окружавшими его. Самый быстрый из юношей пытался перегнать оленя; самый сильный - побороть медведя; самый лучший пловец состязался с выдрой; самый ловкий пытался поймать белку, скачущую по дереву. И, конечно же, каждый раз юноши проигрывали и жаловались: «О, Старейший, эти состязания несправедливы. У всех этих животных есть особый дар, помогающий им жить так, как они живут. Мы просто не в состоянии одержать победу.» Старейший улыбнулся и медленно кивнул. Он сказал: «Вы совершенно правы, но вы должны понимать, что и у вас есть свой дар. У вас есть способность осознать семь тайн. Ваша мудрость и есть ваш самый главный дар». Почему Старейший считал это самым главным даром? - Потому что человек - это единственное существо, наделенное РАЗУМОМ и способное изменить окружающий мир к лучшему или к худшему. ЧЕЛОВЕК ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ. Юноши нанизали последнюю «радужную» бусинку, фиолетовую, чтобы запомнить эту мудрость, и полюбовались получившимся ожерельем.

Старейший велел юношам связать ожерелья, надеть их и носить как напоминание о гармонии жизни и ее семи тайнах. Наконец он сказал: «Вы совершили великое путешествие и познали семь тайн, которые помогут вам стать ближе к природе. Но самая главная часть вашего путешествия еще впереди - возвращение домой. Настал час, когда вы должны вернуться к своему племени и рассказать людям об этих тайнах, чтобы они могли вернуть себе и оставить будущим поколениям чистые воды, поющих птиц и ясное небо. Возвращайтесь домой и скажите всем остальным, что они должны жить в мире и гармонии с природой - или же они не будут жить вообще.»


IMG 5537m.jpg

Детям Земли: Письмо из дома

Дорогие дети Земли! Я пишу вам это письмо, обращаясь за помощью. Знаете, кто я? Я – планета Земля. Но я больше, чем просто планета. Я – ваш дом. Я – ваша Мать-Земля. И так же, как каждый из вас уникален и неповторим, уникальна и неповторима я. Так же, как и вы, я нуждаюсь в любви, заботе и внимании. Позвольте мне рассказать о себе. Я - это скалы и деревья, на которые вы любите взбираться. Я – теплый песок на пляже, который поскрипывает под вашими босыми ногами. Я – мягкая трава, на которой вы лежите, рассматривая облака. Я – реки, озера, моря, в которых вы любите купаться. Я – прохладные зеленые леса, горячие красные пустыни и холодные белые ледники. Мне нравится обнимать вас теплым солнечным светом, щекотать ветром и целовать каплями дождя.

Скажите мне, что вы видите, глядя в зеркало? Конечно, свои глаза, волосы, нос и губы. А если вы улыбаетесь, то в зеркале отражаются ваши зубы.

Хотите знать, что вижу я, когда смотрю в зеркало? Я вижу всех зверей, населяющих просторы моих материков, всех птиц, парящих в бескрайнем небе. Я вижу рыб, китов и дельфинов, плывущих в моих океанах. И во всех этих животных я вижу своих детей.

Но я вижу в зеркале кого-то еще. Я вижу всех вас - людей! Потому что все вы - тоже мои дети. А все животные, которые живут на мне, - ваши братья и сестры. Все мы - одна большая семья! Но мне кажется, что многие люди до сих пор не знают, что они - мои дети, что все животные - их сестры и братья. Не знают, что все мы – одна семья!

Животные говорят мне: «Мы взволнованы, Мать-Земля. Мы встревожены тем, что люди разрушают наши дома. Эти люди не знают, что Земля - наш общий дом, и не заботятся о тебе, Мать-Земля. Они не знают, что мы - их братья и сестры. Они уничтожают леса и загрязняют воды рек и океанов, отравляют небеса.»

Скажите мне, где будут жить животные, когда все леса исчезнут? Где будут плавать рыбы, киты и дельфины, когда мои океаны станут слишком грязны и непригодны для жизни? Где будут летать птицы, когда небо будет отравлено? Представьте себе планету без живых существ... Что будет, если в Африке исчезнут слоны? В Индии - тигры? В Китае - панды? Что будет, если в Антарктике не станет пингвинов? В Австралии - кенгуру? В Соединенных Штатах - медведей гризли? Вообразите себе океаны без плавающих в них дельфинов и китов. Представьте побережья без морских львов и каланов. Каким пустым будет голубое небо без парящих в нем птиц! Подумайте, какими безмолвными станут леса без птичьего щебетания. Я буду так одинока... Будете ли вы так же одиноки? Дети мои, мне нужна ваша помощь. И всем живым существам тоже нужна ваша помощь. «Но, Мать-Земля, - спрашивает каждый из вас, - как могу я помочь тебе и всем моим братьям и сестрам животным, когда ты так велика, а я так мал?» Что ж, дети мои, дайте мне сказать еще кое-что. Я не такая уж большая. В сущности, я очень мала. Когда вы ночью выйдете из дома и увидите миллионы и миллионы звезд, вы поймете, как мала я на самом деле.

По сравнению с сияющими в ночном небе галактиками я не больше, чем вы! Но из-за того, что я кажусь такой большой, люди часто делают мне больно, они думают - я не узнаю об этом и не почувствую. Но я знаю. И я чувствую. Дети мои, когда вас так много и каждый из вас вносит свою, казалось бы, крошечную лепту, чаша моей боли переполняется. Поэтому очень важно, чтобы каждый перестал делать то, что вредит мне и вашим братьям и сестрам - животным. Помните, что я у вас - одна, а вас - миллиарды. Если каждый человек только чуть-чуть поможет мне, это приведет к большим переменам. Подумайте, что вы можете сделать для меня сейчас? Что в ваших силах? Я скажу вам, что является самым важным. Мне нужна ваша любовь. Это все, о чем я прошу. Просто любите меня так, как я люблю каждого из вас.

Потому что любовь означает заботу и защиту. А когда вы заботитесь обо мне и защищаете меня, вы тем самым спасаете ваш Дом и дома ваших братьев и сестер - животных. Дети мои, расскажите о моем письме вашим друзьям и родным. Объясните им, что планета Земля - ваш общий и единственный дом. Скажите им, что мне нужна их любовь и забота. Пусть они помнят, что все животные - их сестры и братья, что все мы - одна большая семья. Передайте всем, что я всегда чувствую, когда мне причиняют боль, и всегда с благодарностью откликаюсь на заботу. Дорогие мои дети, я заканчиваю свое письмо. Помните о нем. Любите и защищайте меня. Я всегда буду заботиться о вас, всегда буду вашим Домом. Люблю вас всем сердцем МАТЬ-ЗЕМЛЯ


Познакомься с деревом

Разделите воспитанников на пары. Одному из игроков завязывают глаза, а другой ведет его к стоящему неподалеку дереву. «Слепой» участник знакомится с деревом – исследует его, ощупывая руками. Затем «зрячий» ведет его обратно, другим путем. «Слепой» снимает с глаз повязку и пытается найти свое дерево. После этого воспитанники меняются ролями. Обсуждение: какой из наших органов чувств использовался в игре больше других? Чем вы заменили утраченную способность видеть? Что было способно заменить зрение лучше всего?


Найди свой листик (Игра для младших воспитанников)

Дайте воспитанникам задание найти и принести по одному листочку. Пусть они познакомятся со своей находкой с помощью органов осязания, обоняния и зрения, пусть внимательно рассмотрят ее. Сложите все листья в кучу и смешайте их. Теперь каждый должен найти свой лист. Спросите: как вы смогли найти его? Не потому ли, что он был неповторимо уникален?

Обсуждение. Каждый из вас является особенной личностью, и эта индивидуальность не утрачивается по мере взросления. Подобно листьям, вы многим отличаетесь друг от друга. Вот некоторые из этих отличий: цвет глаз, цвет волос, рост, количество членов семьи, симпатии и антипатии. В чем именно вы уникальны, единственны в своем роде?





Pic 0185m.jpg

Еще по ссылке