Простые способы рефлексии

Материал из Летний лагеря
Версия от 12:45, 22 июля 2020; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая страница: «right Одним из самых важных видов аналитической работы с детьми является о…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
2cMLTf6lRjk.jpg

Одним из самых важных видов аналитической работы с детьми является организация опыта самоанализа. Под последним понимается не только рефлексия деятельности, поведения, понимание конкретных событий и ситуаций, в которых оказывается юный человек. Это еще и самопонимание, самопринятие и коррекция своего эмоционального состояния, учет эмоционального состояния других. Опять-таки, для организации такой работы и поддержки потребности ребенка в самопринятии и самопонимании, требуется учет психологической специфики возраста.

Условия, необходимые для проведения рефлексии: участники удобно устроены в кругу; по возможности — наличие живого центра (в центре круга – свеча, предмет, талисман группы и т.п.); важно создать необходимый эмоциональный настрой; поддержание доброй атмосферы; запрет на общение в повышенном тоне.


«Звездопад»

Заранее заготавливаются звездочки с вопросами. Педагог предлагает ребятам закрыть глаза и представить, что на небе — звездопад, в это время он раскладывает перед каждым ребенком по I звездочке. Дети открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мне-ние. Вопросы могут быть следующими:

  • Каким ты себя представляешь через двадцать лет?
  • Какую основную цель ты преследу-ешь в жизни?
  • Какой у тебя характер?
  • Какой твой любимый предмет в школе?
  • Много ли у тебя друзей?
  • Что для тебя означает слово «друг»?
  • и т.д.


«Незаконченное предложение»

Эту методику также называют «недописанным тезисом». Дописать тезис — это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Схема организации разговора мало чем отличается от предыдущей. Разница в том, что ребенку вместо ответа на вопрос предлагается продолжить незаконченное предложение. Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.

Примеры незаконченных предложений:

  • Я всегда хотел…
  • Если все против меня, то…
  • Будущее кажется мне…
  • Знаю, что глупо, но боюсь…
  • В хорошем отряде всегда…
  • и т.д.


Вариант, адаптированный к условиям лагерной смены:

  • Больше всего мне не нравится в лагере
  • По сравнению с другими наш отряд…
  • Иногда я боюсь…
  • Больше всего мне нравится…
  • По-моему, лучший вожатый тот…
  • и т.д.


«Любит, умеет, знает, надеется»

Ребята в течение пяти минут рассказывают о себе по следующим пунктам:

  • люблю...;
  • умею...;
  • знаю...;
  • надеюсь... и т.д.

Заканчивает беседу педагог, говорит о своих надеждах — смена / программа пройдет отлично, ребята еще узнают друг о друге массу интересного, у всех появятся новые друзья и т.д.


«Кто я?»

Каждый ребенок в отряде получает карточку, на которой писано имя одного из членов отряда, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы) с вопросом: «Кто я?» Задача ребят — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя указано в карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладывают текстом вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано о нем. В процессе поиска своего портрета, детям приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении вожатый предлагает ответить на несколько вопросов:

  1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на листочке?
  2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?
  3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
  4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?


«Черно-белый и цветной кадр дня»

Участникам дается возможность сфотографировать два события, произошедшие за день. Один кадр должен быть черно-белым (события с эмоционально отрицательной окраской), а другой — цветным (события с эмоционально положительной окраской). При этом, каждый участник должен описать, что изображено на кадре и почему это вызывает у него данные эмоции.


«Китайская стена»

Педагоги заранее заготавливают «кирпичи» (цветные прямоугольники из бумаги) для того, чтоб отряд / группа смог «построить» свою «стену». Цвет «кирпичей» должен обозначать отношение ребенка к прожитому дню, например, красный «кирпич» — день прошел замечательно, серый — день прошел без особых эмоций и т. д. Дети должны знать обозначение каждого цвета. В процессе каждый ребенок выбирает себе кирпич того цвета, который считает нужным и приклеивает его на общую «стену». Цвет стены, которую возведут ребята, покажет вожатым — каким был прошедший день. К концу смены может получиться целая «Китайская стена».


«Шляпа»

Педагоги заранее заготавливают карточки, на которых написаны вопросы, которые могут касаться любой области жизнедеятельности ребят в лагере / в программе. Эти карточки складываются в шляпу. Дети по очереди достают вопросы из шляпы и высказывают свое мнение по сформулированному на карточке вопросу, начиная со слов «Я считаю / думаю...»


«Ниточка»

Перед началом огонька педагог предлагает ребятам взять кусочек нитки. Разноцветные нитки длиной от 10 до 30 см. – рядом с вожатыми. Во время обсуждения дня по схеме «Что получилось? Что не получилось? Что надо сделать, чтобы было лучше?» каждый ребенок высказывает свою точку зрения. Он берет из общей массы одну ниточку и, начиная рассказ, наматывает ниточку на палец. Как только ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нитку той или иной длины, ребенок «заявляет» о своем желании выступать и настраивается на развернутую оценку дня или на короткую реплику.


«Пять пальцев»

Этот способ подведения итогов и самоанализа очень удобен, легко запоми-нается, занимает пять минут и может использоваться ребенком самостоятельно – при обдумывании итогов, завершения дня или по проживанию некоторого события. Важно обеспечить постоянство тренировки пальчиковому методу, мнемическая формула которого очень проста. Посмотри на ладонь и подумай, глядя на нее:

ПАЛЬЧИК РАСШИФРОВКА (МНЕМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА)

  • Мизинец (М) «Мысль»: какие знания, опыт я приобрел сегодня?
  • Безымянный (Б) «Близка ли цель?»: что я сегодня сделал для достиже-ния своей цели?
  • Средний (С) «Состояние души»: каким было мое настроение? От чего оно зависело?
  • Указательный (У) «Услуга»: чем я помог другим людям, чем порадовал их?
  • Большой (Б) «Бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?


«Если бы я был...»

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то в сего-дняшнем дне я бы...

  • исправил...
  • сделал...
  • добавил…