Планирование деятельности в детском лагере методом взаимодействия

Материал из Летний лагеря
Версия от 08:01, 2 октября 2013; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right Технология, которая предлагается ниже, относится к тем методам которые позво...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
45lc oon minsafina-05m.jpg

Технология, которая предлагается ниже, относится к тем методам которые позволяют демократично с взаимным интересом и ответственностью спланировать ту деятельность, которая наиболее актуальна для большинства подростков. Эта технология была неоднократно апробирована, как во время тренингов с подростками и педагогами, так и при планировании конкретных досуговых и социально-ориентированных акций и мероприятий. Данный метод дает хорошие результаты и, поэтому предлагаем его технологию вам для её самостоятельного освоения с помощью следующего методического описания.


Философия метода взаимодействия.

Философия метода проста и технологична. Она покоится на четырёх китах:

  1. Поделённая ответственность за успех. ( Основа.) Для того, чтобы встреча прошла успешно, каждый должен принимать в ней активное участие и брать на себя ответственность за совместно принимаемые решения.
  2. Настрой на сотрудничество. ( Настрой.) Каждый должен относиться к работе таким образом, чтобы создавалась атмосфера сотрудничества и взаимопонимания. Необходимо понять, что лучше сначала потратить время, чтобы вовлечь всех в работу, так как это позволит сэкономить время по ходу встречи, а также заложит основу для дальнейшего взаимопонимания и эффективной совместной работы.
  3. Стратегическое мышление. ( Процесс.) Для достижения поставленной цели важно выбрать наиболее приемлемый метод работы. В каждой встрече есть ряд моментов, когда участникам необходимо решить: где мы сейчас находимся, чего мы хотим достичь, как нам туда попасть? Отвечая на эти вопросы и заключая небольшие соглашения, когда в этом возникает необходимость, участники прокладывают оптимальный путь для успешного выполнения поставленной задачи.
  4. Навыки ведения. (Практическое применение различных приёмов.) Эффективная совместная работа требует практических навыков и действий, направленных на достижение понимания, согласия и поддержки. В процессе работы группы участники пользуются общими способами управления встречей. Каждый может гибко использовать одни и те же инструменты, и не существует единственно верного пути для достижения понимания и согласия.


Роли и полномочия участников.

Метод взаимодействия основан на четырёх чётко обозначенных ролях, каждая из которых обладает своими полномочиями. Все вместе они составляют целостную систему, способную к саморазвитию. Все четыре роли одинаково важны. Они - залог здоровой атмосферы в группе и успешной работы. Здесь нет начальника, который традиционно спасает собрание, если оно зашло в тупик. Наоборот, все заинтересованы в положительном результате, и каждый несёт не только одинаковую ответственность за неудачу в работе, но и вправе гордиться за общий успех. Вот эти роли:

  • Ведущий служит группе, он нейтрален, не оценивает чужие идеи и не высказывает своих. Ведущий должен помогать группе сосредоточить все силы на обсуждении конкретной проблемы, а также вовлекать каждого в работу и защищать участников от возможных выпадов в их адрес. Он подсказывает наиболее эффективные приёмы работы, регулирует накал страстей, направляя эту энергию в конструктивное русло и ведёт собрание к достижению цели. Кроме этого, он находит человека, который будет следить за временем и даёт возможность летописцу успевать записывать всё важное.
  • Летописец тоже нейтрален и не даёт никаких оценок. Он должен записывать основные мысли собравшихся на больших листах бумаги, которые висят перед ними. Он не редактирует и не перефразирует высказывания, а, напротив, использует лексику говорящего. Его цель - запись не всего, что произносится, а лишь сути выступлений. При записи он отдаёт предпочтение ключевым словам и сочетаниям, а не целым предложениям, при этом самостоятельные идеи он разделяет, используя различные цвета. Участники собрания могут расслабиться и не держать свои предложения всё время в голове, так как их мысли не только услышаны, но и записаны, и теперь вся группа видит их прямо перед собой.
  • Член группы - это активный участник обсуждения. Он должен контролировать нейтральность ведущего и летописца, а также правильность записи в летописи. Пока собрание ведётся методом взаимодействия, контроль за тем, что происходит, осуществляют сами члены группы. Они могут предлагать поправки по ведению собрания, отклонять предложения ведущего и, в целом, определять направление работы собрания. Кроме этого, они вносят идеи, помогают создать соглашения группы и придерживаться их, берут на себя часть ответственности за принятие решений. Обычно же член группы всю свою энергию отдаёт решению конкретной задачи, зная, что ведущий защищает всех от возможных личных нападок, не позволяет кому-либо давить на собрание, думает, какие методы следует применять для наиболее успешного решения вопросов повестки дня.
  • Лидер группы (начальник), следуя правилам метода взаимодействия, не ведет собрание, но является его активным участником, хотя при этом отнюдь не лишается власти и всех своих полномочий. Лидер группы организует собрание, находит ведущего, принимает все окончательные решения. Он может накладывать какие-либо ограничения на работу, берёт дело в свои руки, если не доволен ходом собрания, определяет повестку дня, активно отстаивает свою позицию, поручает членам группы выполнение заданий и определяет сроки исполнения.


Упр: «Прощальный вечер в конце смены».

Прежде чем начать собрание позаботьтесь о том, чтобы у вас были: плакатная бумага, плоская стена, скотч, толстые яркие фломастеры, роли участников, кратко изложенные на листе ватмана.

Второе, что нужно сделать - это рассадить участников таким образом, чтобы они хорошо могли видеть друг друга и стену или свободный угол, где будут расположены листы с летописью и ролями участников.

Организовав пространство таким образом, начинайте собрание с того, что:

  1. познакомьте подростков (педагогов) с философией метода взаимодействия и основными ролями участников собрания;
  2. выберите ведущего или, в случае затруднения, возьмите на себя эту роль, а когда почувствуете во время процесса, что кто-то "созрел", передайте ему полномочия. Попросите кого-нибудь из участников побыть летописцем;
  3. предложите членам группы для создания спокойной и рабочей обстановки прийти к некоторым соглашениям. Например, подумать о том, что могло бы помешать работе, как они хотят, чтобы к ним относились во время собрания и т.п. Для этого можно выработать и принять дополнительные пункты к правилам групповой работы;
  4. скажите участникам собрания, что результатом их сегодняшней совместной работы должен стать проект организации интересного, творческого дела в детском лагере. Такого дела, которое пришлось бы всем по душе и оставило бы глубокий след в летописи лагерной смены;
  5. задайте членам творческой группы вопрос: "Какие коллективные творческие дела они могли бы проводить в лагере, если бы для этого у них были все возможности?" Для выбора оптимальной идеи проведите с участниками мозговой штурм.


X 1a41463em.jpg

«Мозговой штурм»

Очень эффективный метод сбора идей участников группы, способствующий максимальному вовлечению группы в процесс коллективного творчества. Он проводится в три этапа:

1. Открытие. На этом этапе действуют следующие правила:

  • количество важнее качества;
  • все идеи равны, все идеи принимаются без обсуждения и критики.

Процесс мозгового штурма:

  • группа договаривается о времени штурма (не более 10 минут, потом можно добавить);
  • собирается и записывается, примерно 12 - 16 идей;
  • если идея непонятна кому-либо в группе, то она помечается звёздочкой;
  • все настроены на успех и творческую работу.

2. Прояснение. Добейтесь того, чтобы все члены группы понимали смысл каждого предложения, уделив особое внимание тем, которые помечены звёздочками: тот, кому непонятна идея, должен задать вопрос её автору.

3. Сужение (объединение). Для исключения повторений можно объединить похожие идеи, но только с согласия авторов (обычно оставляют более общую идею, а ту, которая является её частным вариантом, летописец зачёркивает).

4. Приоритеты. Общее число идей делится на 3, чтобы получить количество голосов на каждого члена группы. Например, если после объединения получился список из 15 идей, каждый член группы сможет отдать свои голоса не более чем за 5 идей. Затем участники голосуют за наиболее понравившиеся им идеи, число голосов проставляется рядом с их номерами на листе. Если идея не находит сторонников, она не вычёркивается, а отмечается нулём или остаётся без рейтинга.

5. Заключение. “Точка среза”. - Группе предлагается определить "точку среза": расположив идеи по количеству полученных голосов, нужно найти две, между которыми разрыв наиболее очевиден. Например, если голоса распределились 10,10,9,8,4,4,3, то "точкой среза" может стать идея с восемью голосами. Все идеи, оставшиеся за "точкой среза" из рассмотрения исключаются.

"Дополни/отбрось"- Попытайтесь дополнить главные идеи подробностями и, таким образом, отказаться от менее важных предложений.


Матрица критериев.

Возьмите 2-3 идеи, занимающие первые места в вашем рейтинге и, чтобы выявить лучшую, пропустите их через матрицу критериев. Для этого составьте небольшой список - список критериев, т.е. характеристик или свойств, которые помогут понять, насколько одна идея удачнее другой. Мы как бы предъявляем ранее написанным идеям требования, которым они должны соответствовать. Допустим, составлен список следующих критериев.

Мы хотим, чтобы наше дело:

  • дало возможность большинству участников проявить свои способности;
  • получило одобрение остальных участников лагерной смены;
  • реально осуществимо в условиях детского лагеря.

Естественно, в каждом конкретном случае необходимо будет составить свой список критериев, подключив для этой работы всю группу. После этого каждое из оставшихся предложений сопоставите с каждым из критериев и, исходя из этой оценки, выберите лучшее.


Стрелка планирования.

Сколько раз вы ловили себя на мысли, что всё перевернулось с ног на голову из-за недостаточно продуманного плана действий? А сколько раз опускались руки от глобальности и неприступности возникающих при организации проблем? С помощью данной схемы организации и планирования вы сможете спроектировать и осуществить сколь угодно большое и сложное мероприятие.

  1. Начинать надо с названия проекта. Таким образом, мы поставим себе цель, которая в дальнейшем будет ориентировать и направлять нас в групповой работе.
  2. Находясь на следующей ступени, важно определить, каким мы хотим видеть результат исполнения проекта - то есть сформулировать видение. Для этого надо во всех деталях описать, каким станет предмет планирования, после того, как план будет приведён в исполнение. Самая подходящая формулировка - это описание ситуации после осуществления проекта, скажем: "Выпускной стал запоминающимся событием, настоящим праздником. Все прекрасно провели время и отдохнули".
  3. Теперь, имея чёткое видение проекта можно приступить к расписыванию целей предстоящей работы. На этом этапе важно определить общие направления планируемого мероприятия. Цели не должны быть очень конкретными, их задача - описывать "конечные точки" общего плана. Их можно представить как бы в виде оглавления книги:
    • организовать хорошее шоу;
    • обеспечить безопасность;
    • решить вопросы с музыкой;
    • хорошо поесть и т.п.
  4. Теперь, определив общие цели, самое время начать их конкретизировать. Поле "задачи" и предназначено для того, чтобы в нём конкретно расписать все составляющие каждого из пунктов предыдущего поля. Разница будет в том, что теперь потребуется определить действия, необходимые для выполнения поставленных целей. К примеру, для организации шоу необходимо:
    • составить подробный сценарий;
    • найти ведущих;
    • пригласить какую-нибудь знаменитость;
    • прикинуть необходимые ресурсы.
  5. А теперь самое время подумать о ресурсах группы, т.е. о том, что уже есть в распоряжении участников. Это могут быть полезные знакомства, организаторские способности и умения участников, время, помещение, оборудование, добровольные помощники и п.п. Выявленные возможности помогут более рационально использовать совместные усилия группы. Зачастую одно хорошее знакомство может дать большой выигрыш группе при экономии временных, материальных и энергетических затрат.
  6. Пока не возвращаясь в центр стрелки, заметим, что некоторые аспекты проекта просто обязательно должны быть обеспечены. Выпишем их в поля "критические факторы успеха", чтобы потом всегда держать их на виду. Это веши, без которых проект не сработает. Среди критических факторов успеха могут быть согласие властей, наличие некоторого минимума людей, денег и т.д. Вернувшись к задачам, мы должны будем учесть всё упомянутое в этих полях. Например:
    • возможности детского лагеря;
    • координаторы - ответственные по основным направлениям;
    • рассчитать время на подготовку;
  7. Рядом есть и поле "препятствия". Запишем в него то, что может стать препятствием для всего проекта в том виде, в каком вы его видите. Это позволит сэкономить время и быстрее переформулировать постановку задачи так, чтобы проблема, о которой идёт речь, перестала бы иметь отношение к делу или нашла бы решение. Скажем, против стихийного бедствия уж точно ничего не поделаешь, но его вероятность крайне мала. А вот нежелание директора разрешить проведение дискотеки или запрет на спиртное - это уже реальные вещи, с которыми можно работать.
  8. Теперь, если необходимо, дополним задачи и, наконец, учитывая ресурсы, факторы успеха, препятствия и всю остальную информацию, перейдём к последнему полю "задания". Оно является самым главным. В нём по очереди берётся каждый пункт задач, и рассматриваются все необходимые шаги для их выполнения. Здесь же на выполнение каждого шага назначается время и человек, за него отвечающий.


Стрелка заполнена! А теперь оглянемся назад и посмотрим на полную картину. Что же получается? Во-первых, мы имеем набор элементарных заданий, которые по силам выполнить одному человеку из нашей команды. Каждый набор заданий ведёт к выполнению какой-то задачи, потому что просто был из неё выведен. Дальше реализация всех задач (уже обеспеченная ресурсами) ведёт к выполнению поставленных целей. И, наконец, эти цели, набранные по сути дела из нашей мечты, записанной как "видение", просто автоматически гарантируют её исполнение, причём к указанному времени в заданиях.

Представленный здесь пример планирования является учебно-показательным, вам же, усвоив этот алгоритм, необходимо провести данную процедуру с участниками собрания актива (детского отряда) и, разрабатывать нужно ту идею, которая в результате мозгового штурма станет победительницей.