Основные элементы работы в группе

Материал из Летний лагеря
Версия от 23:39, 29 января 2012; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
25533495hqxm.jpg
25533496Xshm.jpg
25533505Mfym.jpg

Деятельность детского коллектива в-первую очередь позволяет выявить социально активных подростков. Но выявление лидеров это не основная деятельность вожатого. Важно каким образом ребята будут добиваться поставленных целей. Поэтому необходимо предложить подросткам инструменты лидерства: методы и технология организационной работы, навыки эффективного общения, умение решения конфликта, умение противостояния манипуляции.

Перед планированием и выполнением любого задания необходимо ответить на следующие вопросы.

  1. Цель (В чем состоит цель работы? Для чего она выполняется?)
  2. Задачи (Какие надо решить задачи, чтобы достигнуть цели?).
  3. Структура (Как надо организовать группу, отряд, лагерь? Какие надо установить между ними связи для выполнения намеченной работы?)
  4. Методы и технологии (Какими организационными методами можно будет добиться намеченной цели? Какими технологиями работы следует воспользоваться?
  5. Люди (При помощи каких лиц и при использовании какой людской силы будет проводиться работа?).
  6. Время (В течение какого времени работа может и должна быть выполнена?).
  7. Контроль (Каким образом вести учет работы и организовать действительный контроль над ее выполнением?).

Лидер должен понять, что одно дело – создавать план работы, другое – выполнять его. Он должен ясно представить себе, как должна быть разделена работа между всеми членами группы.

Плох тот лидер, который все делает или пытается делать своими собственными руками. Очень важно – уметь делегировать полномочия при выполнении задания. Это означает, что лидер не только дает поручение, но и дает право принимать решение самому выполняющему в определенном объеме.

Величайшее искусство лидера состоит в том, чтобы ребята, выполняя его задания, делали это как бы по своей инициативе, и, может быть, даже в убеждении, что они сами, а не лидер, нашли выход из положения.

Всякая, даже элементарно краткая инструкция лидера должна содержать три основных момента:

  1. Что именно должно быть выполнено.
  2. В какой срок.
  3. На ком лежит ответственность за выполнение задания.


«Управляющая пятерня»

Можно рекомендовать использовать прием, который в практике управления называется «управляющая пятерня». Этот прием помогает разобраться, кто виноват в том, что дело не сделано или получен плохой результат. Как это делается?

Указательный палец показывает на того, кого вы в чем-то хотите обвинить, три пальца указывают назад на себя. Они спрашивают:

  1. Кто выбрал этого человека для выполнения задачи, которая не решена и дело не сделано?
  2. Кто его инструктировал?
  3. Кто его контролировал?

Как может получиться плохой результат при хорошем руководстве? Только убедившись, что по всем трем пунктам получены хорошие убедительные ответы, можно разогнуть «обвиняющий палец». При этом большой палец напоминает, что излишний нажим делает успех невозможным.

Этот прием позволяет легко и просто запомнить основные задачи управленческой ответственности и снимает многие конфликты во взаимо-отношениях как по вертикали (руководитель-подчиненный), так и по горизонтали.


Метод взаимодействия

Метод взаимодействия представляет собой набор приемов и средств для более успешной деятельности коллектива.

Особенно важна при реализации этого метода позиция взрослого в программе:

  • координатор программы, который создает условия для деятельности коллектива;
  • наблюдатель;
  • консультант-специалист (для ведущих малых групп).

Тип взаимодействия - горизонтальный: взрослый - подросток.

В основе методов взаимодействия следующие положения:

  • люди поддерживают то, что создают сами;
  • качество принимаемых решений повышается, если они основаны на общем согласии (консенсусе);
  • равенство вклада и участие каждого члена группы повышает производительность группы в целом.

Причины эффективности использования метода взаимодействия:

  • совместная работа - прекрасный способ начала перемен к лучшему;
  • совместная работа участников в небольших группах - ключ к общему успеху;
  • эффективный способ проведения собрания дает практичные результаты;
  • в малой группе имеется редкая возможность создать атмосферу безопасности и сотрудничества, позволяющую участникам реализовать свои лучшие способности;
  • большинство людей обладает большим творческим потенциалом, который, как правило, не полностью используется.

Метод взаимодействия основан на четырех четко обозначенных ролях, каждая со своими полномочиями, которые вместе составляют целостную систему. Все четыре роли одинаково важны.

Ведущий: помогает группе достичь намеченных результатов. Всегда остается нейтральным (делает замечания или предложения по содержанию встречи только после разрешения группы).

Предотвращает забивание идей критикой. Создает безопасную и спокойную атмосферу для открытой дискуссии. Поддерживает максимальное участие всех участников группы. Направляет группы на путь к намеченной цели. Помогает писарю. Находит человека, следящего за временем.

Контракт ведущего: Я обязуюсь вести вашу встречу нейтрально, добавляя свои идеи только с вашего разрешения. Моя задача состоит в том, держать вас в русле пути к намеченной цели. Это ваша встреча. Я здесь лишь для того, чтобы помочь вам.

Писарь: записывает все происходящее. Остается нейтральным (высказывает свои идеи только с разрешения группы). Использует сокращения и символы вместо целых слов. Использует разные цвета и не использует номера при записи идей.

Контракт писаря: Я здесь для того, чтобы записать ход нашей встречи. Я обязуюсь быть нейтральным, добавляя свои идеи только с вашего разрешения. Если я ошибусь или что-либо пропущу, прошу вас сказать мне об этом.

Член группы: Высказывает идеи. Следит за правильностью записей писаря. Следует соглашениям. Остается открытым и не замыкается в себе. Способствует активному участию других членов группы. Придерживается поставленной задачи и не уходит в сторону. Берет на себя часть ответственности за принятие решений.

Лидер группы (председатель): организует собрание. Находит ведущего. Вносит идеи. Ведет себя как член группы. Позволяет ведущему следить за ходом собрания.

Инструменты ведущего для достижения согласия:


Открытие

Мозговой штурм

Цели:

  • открыть творческую энергию группы;
  • сбор идей и информации;

Содержание:

  • Летописцы вешают плакатную бумагу;
  • Группа договаривается о времени штурма (не более 10 мин., потом можно добавить);
  • Собирается и записывается максимум идей;
  • Идеи не обсуждаются;
  • Начать можно со слов: «Сначала мы должны получить все наши идеи, не оценивая их и не обсуждая».


Прояснение

Цель:

Убедиться, что все участники понимают значение каждой идеи, перед тем, как просить группу принять решение и дать оценку идеям.

Содержание: «В течение 5 минут посмотрите список идей. Какие из них нуждаются в прояснении? Теперь все понимают эти идеи?»


Сужение

Объединение

Цель: Устранить повторения.

Содержание: С одобрения всей группы объединяются похожие идеи. «Можем ли мы объединить эти похожие по смыслу идеи? Согласны ли с этим авторы этих идей?»


Установка приоритетов

Цель: Выбрать наиболее важные по мнению группы идеи

Содержание: Общее число идей делится на 3, чтобы получить число голосов на каждого члена группы. Например, если после объединения получился список из 18 идей, каждый член группы будет иметь при голосовании 6 голосов. Затем участники голосуют за наиболее понравившиеся им идеи, число голосов проставляется рядом с ними. Если идея не находит сторонников, она не вычеркивается, а отмечается нулем или оставляется без рейтинга.

«Давайте попробуем классифицировать эти идеи. Перед нами 12 идей, значит каждый из нас проголосует за 4 наиболее понравившиеся идеи».


Закрытие

Отбор идей

Цель: Отбросить при всеобщем согласии альтернативы с меньшим приоритетом для упрощения выбора.

Содержание: Группе предлагается определить «точку среза»: расположив идеи по количеству полученных голосов, ищут такую, на которой можно остановиться и все следующие за ней исключить из рассмотрения. Имеет смысл ориентироваться на разницу между соседними идеями: например, если голоса распределились как 10,10,9,8,4,4,3, то точкой среза может стать идея с восемью голосами.


Выявление непринятия отобранных идей кем-либо из участников.

Цель: Достичь абсолютного согласия всех участников группы по данным идеям.

Содержание: «Есть ли у кого-то объективные причины не согласиться с отобранными идеями?»


Дополни/отбрось

Цель: Уменьшить число отобранных идей, дополнив основные более мелкими подробностями.