Навыки общения

Материал из Летний лагеря
Версия от 15:16, 9 января 2011; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 380321fcm.jpg

Позиция заинтересованного слушателя

Общаясь с подопечным, вожатому необходимо поставить перед собой цель: попытаться понять, что действительно происходит с ребенком и как он воспринимает данную ситуацию. Следует попросить воспитанника рассказать о своем взгляде на текущее состояние вещей, о своих убеждениях и ощущениях. Внимательно слушая рассказ подростка, вожатый старается уяснить, что и для него важно: люди, взаимоотношения или события.

Каждое слово и действие вожатого должно демонстрировать его искреннюю заинтересованность, желание лучше понять переживания ребенка и то, что он попытается выразить словами.


Использование невербальных методов коммуникации.

Человек сообщает посредством слов менее 20% информации, предназначенной для слушателя. Более 80% информации передается невербально. Большинство детей очень хорошо чувствуют, важно ли для взрослого то, что они хотят рассказать, и готов ли он внимательно и уважительно их выслушать. Чтобы узнать, искренне ли вожатый заинтересован в них, подопечные наблюдают за его языком жестов и мимикой, обращая при этом внимание на следующие особенности его поведения:

  • Использует визуальный контакт, не отвлекается и не смотрит по сторонам
  • Сидит близко, но не в плотную к ребенку
  • Слегка наклоняется вперед, чтобы показать свою заинтересованность и сосредоточенность
  • Реагирует на услышанное выражением лица
  • Время от времени кивает головой в знак подтверждения услышанного
  • Улыбается, демонстрируя доброжелательность и заинтересованность
  • Говорит спокойным тоном и не быстро


Подтверждение ощущений ребенка

Вожатый может раскрыть ощущения ребенка, предложив ему описать словами свои мысли, чувства и убеждения. Такое устное описание имеет особую важность, потому что состоит из слов, которые ребенок подбирает для формулировки событий и переживаний своей жизни в понятной для слушателя форме.

Для того чтобы ребенок увидел понимание со стороны наставника, последнему необходимо расспросить о его ощущениях, а после заверить, что ему понятны эти чувства.

Выразить понимание и поддержку можно кивком головы или короткой фразой (“да так”, “конечно”). Более конкретно подтвердить ощущения ребенка можно таким высказыванием: “Выслушав тебя, я понимаю, почему музыка играет такую важную роль в твоей жизни”.


Выявление ключевых слов

Решающим моментом в процессе общения является тщательное осмысление вожатым отдельных слов, которые дети используют для описания своих ощущений. Как правило, чтобы рассказать о происходящих событиях и переживаниях, а также об их значении в своей жизни, ребенок применяет определенные ключевые слова. И даже если другим детям его язык прекрасно понятен, возможно, для взрослого – это темный лес. Вожатый может уточнить неясные части рассказа, повторив ключевое слово подопечного в форме вопроса. Повторяя ключевые слова, он стимулирует ребенка к более подробному рассказу о происходящем. Уточнение помогает получить наиболее ясное представление о системе взглядов подопечного. Стремление понять отдельные слова – возможность проявить уважение к каждому из подопечных и искреннее желание до конца вникнуть в их мотивы.


Использование открытых вопросов

Избегая вопросов, требующих односложного ответа вожатый предоставляет ребенку больше выбора в том, что и как рассказать о себе. Открытые вопросы с ключевыми словами ребенка помогают получить информацию о том, кто и что для него важно. Например:

- Какие изменения должна увидеть в тебе подруга, чтобы у вас улучшились отношения? А еще какие? Какую пользу это принесет тебе?


Суммирование услышанного

После того как вожатый выслушал часть подробного рассказа ребенка, внимательно определяя ключевые слова и продуманно используя открытые вопросы, он может прервать разговор, суммируя понятые им на данный момент мысли, чувства и ощущения ребенка.

При суммировании услышанного вожатому необходимо использовать некоторые ключевые слова и фразы ребенка, тем самым, проявляя уважение к тому, как последний описывает свои переживания, а также для того, чтобы получить более ясное представление о системе взглядов подопечных.

Суммирование преследует две цели. Обычно оно порождает у ребенка желание рассказать о себе больше: исправить, изменить и что-то добавить к сказанному взрослым. Оно также дает вожатому уверенность в том, что он правильно понимает подопечного.


Перефразирование

Во время разговора вожатый пересказывает ребенку суть только что сказанного им, сокращая и уточняя его рассказ, и при этом аккуратно использует некоторые ключевые слова ребенка. Кратко перефразируя сказанное подопечным, вожатый помогает ребенку лучше объяснить свои мысли и сделать рассказ более подробным.


Использование пауз

Во время разговора важно уважать паузы собеседника. Зачастую детям требуется время, чтобы переварить заданные вопросы. Если вожатый проявляет терпение и дает ребенку несколько секунд на обдумывание, то нередко после некоторых раздумий последний находит такой ответ, которому удивляется сам.


Похвала

Основная цель употребления похвалы во время разговора с подростком состоит в том, чтобы последний осознал свои сильные стороны и внутренние возможности, а также увидел в себе положительные изменения. Обратив внимание на личные качества и прошлый опыт подопечного, можно помочь ему в разрешении трудностей и в том, чтобы он научился вести упорядоченную и насыщенную жизнь. В число таких сильных качеств входят: чувство юмора, трудолюбие, интерес к познанию жизни, доброжелательность и забота о ближних, способность видеть вещи с разных точек зрения.

Прошлые успехи – это либо то, о чем ребенок размышлял и что собирался сделать, либо то, что он некогда совершил. Эти факты можно использовать при разрешении существующей проблемы. Цел похвалы заключается в том, чтобы выяснить, что важно и полезно для подопечного, и закрепить это в его сознании. Эта информация способствует росту оптимизма и уверенности в себе. Если подопечный согласен, что похвала заслуженна, перед вожатым открывается возможность спросить о том, какие случаи еще в жизни подростка подтверждают наличие у него черт характера или способностей, за которые он только что принял похвалу.

Особенно эффективными являются два типа похвалы. Причем предпочтительна косвенная похвала, т.к. вопросительная форма подводит подростков к раскрытию своих сильных качеств и внутренних возможностей и к выраженирю их в словесной форме.

Прямая похвала. Умеренно используйте позитивную оценку и чаще прибегайте к позитивной реакции. Оба приема должны указывать на ценные качества подопечного

Позитивная оценка. Пример:

- У тебя сложилось меня впечатление, что ты заботливый парень, который сильно беспокоится о своих друзьях.

Позитивная реакция. Пример:

- Здорово! Вот это да! Ну, ты даешь! Хорошая мысль!

Косвенная похвала. Это вопросы, несущие положительную информацию о подростке. Примеры:

- Как тебе удалось с держаться и не затеять драку?
- Ты удивился, что сумел сам решить эту проблему? Может быть, попробуешь что-нибудь покруче?



Если кому-то категорически лень читать предыдущий текст, вот более простая схема: семь раз погладь, один поругай.
Это нехитрое правило здорово повысит ваши навыки коммуникации и работает в общении со всеми детьми.