Магия прикосновения

Материал из Летний лагеря
Версия от 13:52, 22 января 2011; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
1-webm.jpg

Тонкое искусство общения с ребенком... Оно начинается с вопроса «Как тебя зовут?» и не заканчивается даже после прощания. А между встречей и расставанием — вопросы, ответы, просьбы, предложения, запреты, слова утешения и ободрения, понимающий взгляд. Простые правила, незаметные нюансы, прописные истины, понимание которых ведет к мастерству. Сколько открытий надо совершить и сколько осознать ошибок, чтобы найти ответ на вопрос: «Как правильно общаться с ребенком»?

Проходит время, годы поисков, проб, промахов. Но вот найдены нужные фразы, выверены интонации и взгляды. Одновременно приходит понимание того, что все это — слова, фразы, взгляды, интонации — не только и не столько технология, сколько наиболее удачные формы выражения внутренней позиции взрослого, его истинного отношения к ребенку. И только это личностное наполнение придает отработанным приемам эффективность и силу.

Есть два соображения на эту тему...

  • Во-первых, общение не исчерпывается использованием правильно построенных фраз. Для большинства взрослых не секрет, что язык слов адекватно воспринимают не все. Мы и наши дети каждый день слышим так много слов, что очень скоро они теряют смысл. «Доброе утро», «как дела?», «послушай-ка», «а ну, успокойся!», «сядь нормально и веди себя хорошо» — все это неплохие формулировки, но они звучат так часто, что почти полностью утратили значение и поэтому адекватно почти не воспринимаются.
  • Во-вторых, наряду с визуальным и аудиальным каналами восприятия существует еще и канал осязательный. Прикосновения — это полноценное средство общения, способ передачи важнейшей (иногда — жизненно важной) информации, и при этом — именно то средство, которое чаще всего не принимается в расчет.

Как общаться с ребенком? Будущих вожатых обучают тому, как говорить и что говорить и как это важно — говорить вообще. Невербальным средствам — взгляду, мимике, позе — придается меньше значения, но и этому уделяет внимание педагогическая технология. А вот наука тактильного языка для молодого вожатого так и остается тайной за семью печатями. Такое отношение к проблеме общения с ребенком представляется как минимум неполным и односторонним.


СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

О тактильном контакте написано и сказано немало.

  • Во-первых, это необходимое условие благополучного психологического и эмоционального развития ребенка в раннем возрасте. Физический контакт матери и ребенка, правильное «держание» малыша — факторы, закладывающие основы его психического здоровья.
  • Во-вторых, жесты нередко рассматриваются как способ передачи важной информации, в частности, о психологической открытости или закрытости собеседника, его напряженном или расслабленном состоянии, а также о возможном притязании с его стороны на чужое психологическое пространство и сокращение дистанции.

Следовательно, можно с полным правом говорить о тактильном языке, «языке прикосновений» — доречевом, бессловесном, но оттого — не менее значимом и информативном.

После материнских объятий ребенок на протяжении всей своей жизни получает обширный опыт всевозможных тактильных сообщений и «фраз». Каждый человек, вступая с ребенком в контакт, так или иначе, вступает и в телесное взаимодействие. Причем это взаимодействие может быть конструктивным (принимающим, поддерживающим, ласковым, теплым), деструктивным (грубым, холодным, агрессивным, жестким) и может отсутствовать вовсе.

Взрослый говорит с ребенком, видит и слышит, но не дотрагивается до него, не касается. Так ли редко в своей практике мы встречаем подобное «тактильное молчание»? Тем не менее обозначим тактильными отношениями и этот вариант, поскольку отсутствие тактильного контакта лучше признать и рассмотреть, нежели проигнорировать.

Согласимся и с тем, что «тактильно немой» педагог может быть при этом вполне профессиональным, понимающим и искренним. Можно прекрасно работать и без объятий малышей, без уважительных рукопожатий старших подростков, без дружеских похлопываний по плечу и превосходно обходиться речью.


БУДНИЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Кто-то скажет: «У меня и без того прекрасный контакт с детьми». Кто-то возразит: «Всех не переобнимаешь». Кто-то вполне справедливо напомнит о свободе выбора, как своего, так и ребенка, и будет прав.

Натужные прикосновения — то же, что неискренние фразы: слишком тяжело для говорящего и нечестно по отношению к собеседнику. Вожатому необходимо помнить о своем постоянном клиенте — себе самом — и не игнорировать собственные чувства, а ориентироваться с их помощью. Если тема вызывает сопротивление, раздражение или скуку, разумнее сосредоточиться не на содержании темы, а на вызванных ею чувствах и всегда оставлять за собой право выбора.

Вот только некоторые вопросы, требующие, на наш взгляд, внимания и ответа.

  • Как определить оптимальную дистанцию в начале общения с конкретным ребенком?
  • Какие тактильные «фразы» наиболее уместны в ситуации конфликта с ребенком?
  • Можно ли наказывать тактильной «молчанкой»?
  • Как выстраивать тактильное общение с застенчивым, замкнутым малышом?
  • Как реагировать на тактильно «разговорчивого» и даже «шумного» ребенка, не слезающего с колен и не выпускающего вашу руку?
  • В каких тактильных посланиях нуждается малыш со сжатыми кулачками, владеющий только тактильными «угрозами» и «бранью»?

Подобных вопросов возникает масса, как только мы, рассматривая процесс взаимодействия с ребенком, придаем ему еще одно измерение, дополнительный объем.

Как видите, вопросы эти не праздные, а повседневные и будничные. Но, вычеркивая из своей картины происходящего телесность, мы склонны эти вопросы игнорировать или попросту не ставить. И такое взаимодействие имеет право на существование. Выбор — за вами.


БЕССЛОВЕСНОЕ ПОСЛАНИЕ

Магия парикосновения формируется еще задолго до попадания ребенка в детский лагерь. Тот, кто работал в детском саду, имеет представление об интенсивности телесного взаимодействия, происходящего между дошкольниками. Малыши используют всю палитру общения, и слова в ней — лишь одна из красок.

Здесь любовь и ненависть, раздражение и обида, одобрение и нежность часто находят выражение в соответствующих прикосновениях — от нежных объятий до отчаянных ударов.

Выражая доверие и симпатию, они прислоняются к вашему плечу, берут за руку, самые робкие — осторожно дотрагиваются, самые смелые — решительно карабкаются на колени (конечно, при условии, что вы допускаете такие формы выражения чувств по отношению к себе). Девочки и младшие дошкольники обычно стремятся к тактильному контакту больше, мальчики и дети постарше чаще держат некоторую дистанцию.

У взрослых, окружающих ребенка, отношение к телесному контакту с детьми также может быть различным. Разумеется, невозможно и не нужно находиться в непрерывном телесном общении, это неестественно так же, как несмолкающий речевой поток или постоянный взгляд в упор. Тем не менее одни взрослые по возможности избегают лишних прикосновений, предпочитая вербальное общение, а другие с удовольствием обнимут расстроенного малыша или возьмут за руку испуганного.

Таким образом, в обычной группе детского сада можно наблюдать самые разные способы телесного взаимодействия и огромное количество бессловесных, но очень выразительных посланий, и наблюдение это само по себе может представлять немалый интерес.

Но, возможно, особенно важно обратить внимание на особенности телесного взаимодействия с детьми «трудными», поскольку именно эта проблема является одной из наиболее актуальных в работе воспитателя. И позднее, у вожатого в лагере.


В ТАКТИЛЬНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Ориентируясь в системе отношений, симпатий и статусов в данной группе, вы без труда найдете такого ребенка. Он не хочет нас слушать и не хочет с нами говорить. Он упрямо молчит, насупясь, или кричит так громко, что заглушает всякое желание с ним общаться. Он «не понимает нормального человеческого языка», даже если этот язык педагогически грамотен и психологически верен, а может — просто не верит тому, что взрослые ему говорят, не видит смысла в наших словосплетениях.

«Трудный» малыш может быть мальчиком или девочкой, агрессивным или пугливым, рассеянным и неловким или замкнутым и диковатым. В любом случае он — не такой, как все, и труден для педагогического воздействия.

В каждом младшем отряде есть такой «ужасный ребенок», которого чаще других одергивают, который чаще других слышит в свой адрес окрики. Его недолюбливают вожатые, часто избегают сверстники, вслед за вожатой называя только по фамилии.

О нем говорят с пренебрежением или с раздражением. На него избегают смотреть или смотрят неодобрительно. «Мы не хотим с тобой играть», «Ты плохой!», «Мы тебя не любим» — вот какие послания косвенно, а иногда и прямо получает «ужасный ребенок» в течение дня от взрослых и детей.

Что же происходит на уровне прикосновений, что сообщается ребенку на языке тактильном?

До него не дотрагиваются, его не обнимают и не гладят (за что?!), его прикосновений также избегают. Содержание таких посланий — то же. О неприятии, об избегании контакта, о нелюбви.

Эта невербальная информация не осознается, но ее суть воспринимается всегда. Отверженный своим микросоциумом, «трудный» ребенок зачастую существует будто под тактильным колпаком.

Конечно, он как умеет старается выйти из этой тактильной изоляции. Но правилами игры он еще не владеет, а из телесного языка знает всего несколько незатейливых «слов», после которых сверстники ревут, а драчун снова отправляется в свой угол, так ничего и не поняв, кроме того что он все-таки очень плохой и его определенно никто не любит.

Можно предположить, какие вербальные и невербальные послания трудный ребенок получает дома, однако справедливости ради отметим, что в каждом конкретном случае на этот вопрос могут быть разные ответы.

Маленький задира, возможно, и дома постоянно слышал ранее в свой адрес замечания и получал шлепки в раннем детстве, а маленький недотепа становится отверженным, только попадая в свою референтную группу детского отряда, где он все делает очень медленно и задерживает ребят. Поэтому сейчас мы не будем строить предположений относительно семейной ситуации до, а обратим внимание на «трудного ребенка» и те послания, которые он получает.


ЗНАЧИМЫЕ ЛЮДИ

Если описанная ситуация вам знакома, а ответ на вопрос «Что же делать?» еще не найден, попробуем найти его вместе. Мы не всегда можем инициировать радикальные изменения в ситуации. Как ни странно, влияние воспитателя (вожатого) в вопросе тактильного контакта тоже весьма ограничено — у каждого педагога существует своя более или менее твердая профессиональная позиция, и он, как правило, знает, как надо общаться с этим ребенком.

Может ли что-то в данной ситуации сделать вожатый? Может, и немало. Ведь в жизни трудного ребенка есть и другие значимые для него люди.


Во-первых, группа сверстников. Насколько хорошо ребята будут владеть тактильными средствами взаимодействия, во многом зависит от вожатого. Именно вожатый на занятиях с группой может привить детям культуру невербального общения. Также очень эффективно использование игр и упражнений, формирующих и развивающих внимательное, бережное отношение к другому человеку и его телу.

Например, занятия в группе могут начинаться и заканчиваться «ладошками»: ваши ладони касаются всех ладошек участников. Это происходит по-разному — ладони могут касаться осторожно, могут лихо хлопать, могут упираться друг в друга и начать внезапное соперничество — кто кого перетолкает.

Задача вожатого — обратить внимание детей на то, как по-разному могут общаться наши руки, и на то, какие эмоции они при этом могут вызывать у других. Игры, предусматривающие вступление участников в телесный контакт, позволяют детям получить и расширить опыт такого взаимодействия, а главное — обнаружить его особенности и обозначить его правила и запреты.


Во-вторых, сам вожатый. Наличие в окружении «трудного» ребенка, лишенного позитивных тактильных посланий, хотя бы одного принимающего, тактильно «теплого» взрослого может оказать значительное влияние как на характер их взаимоотношений, так и на психологическое самочувствие ребенка в целом.

Но обозначим еще раз: вступление в телесное взаимодействие с ребенком невозможно при отчуждении вожатого от собственных эмоций. Ведь «трудный» ребенок оказался в тактильной изоляции по причине его «неправильного» поведения — повышенной агрессивности, несформированности коммуникативных навыков, высокого уровня тревожности и т.д. Возможно, и у вас он часто вызывает раздражение, растерянность или неприязнь.

Многие в его окружении испытывают подобные эмоции и избегают его, что, в свою очередь, закрепляет или усугубляет эмоциональные и поведенческие проблемы ребенка.

Замкнутый круг не может разорвать сам ребенок, но это можете сделать вы.


НЕ БУДЬТЕ БОЛТЛИВЫ

С чего начать?

X 9c001e37m.jpg

Во-первых: отследите свои ощущения при телесном контакте с данным ребенком. Есть ли у вас желание вступать с ним в тактильное взаимодействие? Если нет, то почему? Такая рефлексия поможет вам сориентироваться в своих чувствах, обозначить их, а следовательно — понять возможные причины, по которым этот ребенок лишен позитивного опыта тактильных прикосновений со стороны окружающих.

Во-вторых: обратите внимание на реакцию ребенка. Что происходит между вами в момент телесного контакта? Как он воспринимает ваши прикосновения? Как реагирует на них? Может, ребенок при приближении взрослого сразу съеживается и сжимается в комочек? Или, может, робко к вам прижимается и не хочет отходить?

На этом этапе особенно важно внимательно присматриваться и прислушиваться к ребенку и его реакциям. Если малыш вырывается из ваших объятий — это не то, что ему нужно в данный момент.

В процессе установления контакта неизбежен этап экспериментирования, попыток освоить язык прикосновений, понять, что и как «говорят» этому ребенку наши руки и что «сообщает» нам он сам.

Не сердитесь, не обижайтесь и не расстраивайтесь. Просто фиксируйте в сознании свои ощущения и его реакции. Таким образом в вашем взаимодействии появится еще одна грань, еще один цвет — телесный контакт в том или ином объеме.

Когда этап первичной ориентации пройден и вы отследили особенности вашего взаимодействия, логично задать себе вопрос: «Что я хочу сказать этому ребенку? И как я могу выразить это тактильно?»

Понимание и принятие, поддержка, участие, эмоциональное тепло — переведите эти психолого-педагогические ценности на язык прикосновений, и вы получите ласковые поглаживания, рукопожатия, легкие касания руки, похлопывания по плечу, объятия и еще множество тактильных «слов», которые расскажут о вашем отношении лучше привычных словесных формул.

Не будьте тактильно «многословны» и «болтливы». Не будьте навязчивы. Будьте наблюдательны и чутки. Это поможет вам найти «слова», нужные именно этому ребенку в данный период его жизни.


РУКИ НЕ УМЕЮТ ЛГАТЬ

«Язык прикосновений» не терпит фальши, как, впрочем, и остальные средства общения с детьми. Но руки не умеют лгать и мгновенно передают информацию о нашем раздражении, нетерпении, волнении или гневе, так же как о нежности, сочувствии, поддержке. Обратите внимание на этот аспект взаимодействия, и вы обнаружите настоящее волшебство — редко осознаваемое, но оттого не менее действенное и ценное как для детей, так и для взрослых.