Лагерные истории

Материал из Летний лагеря
Версия от 14:42, 10 июля 2018; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
BZKE50NaDu4.jpg

В любом отряде есть очень умные хулиганы, которые на попытки перевоспитать выдают все больше жести. И именно они шикарно справляются с дисциплиной в отряде, серьёзно! Стоит им дать немного свободы и ответственности, как они из головной боли превращаются в ваших помощников, на которых можно рассчитывать. Остальные ребята их слушают, ибо те успели заработать авторитет, а они сами начинают вас уважать, ведь вы первый, кто доверил им столь важное задание. Однако, это не значит, что пора расслабляться, за это можно поплатиться. Вы - главные, и это не обсуждается.

О возрасте. Самый интересный для меня - 10-12 лет. Они еще любят игры, но уже воспринимают серьёзные темы, при этом гормоны в голову еще не так сильно бьют. Обычно перед сном я им пела или читала стихи, а моя напарница рассказывала страшилки или сказки, в следующий вечер менялись с ней палатами. Но однажды я предложила ребятам лекции на выбор: секс, наркотики, алкоголь или курение. В итоге рассказала про все за несколько раз, и это были самые благодарные слушатели в моей жизни. Тут фишка в хорошей теоретической подготовке, умении не смеяться самому при словах "клитор" или "камень", и, конечно, в правильном настрое аудитории. Я предлагала на это время перейти на "ты" и не стесняться задавать вопросы. Если я не знала ответ на что-то, то обещала уточнить к утру и держала слово. Это очень важно. Сама я во всех сферах весьма начитана (да и практика была), поэтому выдать инфу минут на 40-50 о физиологических, психологических и социальных аспектах не составляло труда. От родителей за это получала только благодарность, ни разу не было негатива. Еще хорошо вставлять шутки, чтобы удержать внимание и показать свою человечность. Но не стоит рассказывать, как вы бухущие и под ЛСД устраивали оргии, облико морале еще никто не отменял.

Дети. Нет у вас детей в отряде! Есть ребята, зайчики, солнышки и прочее, но детей нет. Не нравится им это наименование, поверьте. Даже самые младшие не хотят слышать "дети, идите ко мне".

Честность. О, здесь очень тонкая грань. Если вы будете откровенно врать, вас спалят, и о доверии можно забыть. Но и помним, что не стоит упоминать об оргиях. Если ребенок задает вопрос о вашей жизни, а вы не можете сказать правду по каким-то причинам, так и ответьте. Мол, прости, дорогой, но это очень личное. Они поймут.

Обратная связь. Она необходима, и точка. Я ставила ящик для записок, делала книгу отзывов и предложений и вешала рулон обоев "ask.ru". Все это работало безотказно. Очень помогает понять настроения в отряде и скорректировать свои действия.

Мат. Некоторые дети ругаются похлеще взрослых, и это выводит из себя. Сначала я пыталась наказывать приседаниями или отжиманиями, но это слабо работало. Эффективней было сказать "круто, какие слова знаешь! А слабо назвать еще 10 приличных на первую букву?". На "х" возникали проблемы. Потом я усложняла правила, и в следующий раз нужно было назвать 15, 20 слов. Если одновременно палились несколько человек, то повторяться нельзя. Работало. Позже я предлагала ребятам заменять матерные слова на вполне безобидные, например, ежик. Первые пару дней мы слушали, как "ежикастый ежик ежанулся об ежанутого ежа", потом речь возвращалась в привычное русло, но без мата. Но эти правила касаются и вас тоже, если случайно ругнулись при детях.

Внутренняя агрессия. Напоминаю, что в основном я работала с социальными детьми, где это явление имело место быть. Однажды я все лето провела в лагере, как и многие дети. К 4й смене все безумно устали и начали драться друг с другом без явных на то причин. Мы с коллегой вытащили из корпуса по две подушки и максимально плотно их закрутили. Закинули на плечи и предложили ребятам вообразить себя боксерами. В начале все стеснялись, но по итогу наши руки были полностью в синяках (дети сильнее, чем кажется), а ребятам полегчало. Мы ловили их болевые точки, типа "бесят одноклассники/родители/учителя/сестры/братья" и выжимали их до конца. Кто-то в исступлении колотил подушку с криками "я тебя ненавижу" и, обессиленный, садился в слезах, кто-то просто орал на импровизированную грушу и пару раз стукнул. Но всех до единого нужно потом выводить из этого состояния психологической разгрузкой и позитивными выводами. Иначе проблем не оберешься.

Педсостав. Наедине с коллегой вы можете крыть друг друга матом и орать сколько угодно, но дети об этом знать не должны. Также и любые наказания, назначенные напарником, вы не имеете права отменять. Даже если они несправедливы, да. Обсуждаете между собой, приходите к соглашению (вы же взрослые, правда?), и он (она) принимает решение. Иначе уважение вас обоих окажется на дне, что скажется на дисциплине. У меня было только одно исключение: когда воспитатель бил детей. Я сначала все сама ему высказала, потом вызвала руководство, и он к ним больше не приближался. Не уволили из-за специфики лагеря.

Королевская ночь. Думаю, у многих вожатых сейчас пробежала нервная дрожь. Эта зубная паста повсюду, бессонная ночь и утренние детские слезы. Фигня! Не надо детям ничего запрещать, не поможет. Достаточно их выжать в течение дня: "ребята, опаздываем в столовую/на мероприятие, бежим!". Сегодня вообще ходить не стоит, мы же хотим ночью бухнуть и поспать! Но не забываем и про умственную нагрузку, она тоже хорошо выматывает. В тихий час не даем отдохнуть, ведь "сон для слабаков, крошки мои! Хотите загадку? А пресс покачать?". В общем, вы поняли. Вечером собираете телефоны в вожатскую (не забудьте отключить на них будильники) и через 10 минут после отбоя наслаждаетесь видом спящих ангелков. Как они прекрасны.

О наказаниях. Руководство нам запретило лишать детей за проступки дискотек, вкусняшек (сладкая комната под замком) и использовать физнагрузку для исправления дисциплины. Но ведь можно же все это подать под другим соусом! Если в тихий час кто-то нарушает тишину, значит у него дофига сил для улучшения своей физической формы. Но для этого лучше выводить из палаты, а то остальные будут слишком активно обсуждать. Шикарно работают планка и стойка у стены (будто на невидимом стуле сидит). Если к стойке добавить подушку на вытянутые руки, то можно и время существенно сократить. Смотришь по состоянию ребенка, называешь время и считаешь вслух. Для постоянных нарушителей порядка у меня был особый счет: 48, 49, 49, 49, 50.. Дальше нужно помочь ребенку добраться до кровати, у него уже нет сил на это. Не забудьте похвалить выносливость и обозначившиеся мышцы. Если кто-то весь день дерется с другими детьми, то ради его же безопасности на дискач ему идти нельзя. А вдруг кто из старших сдачи даст? А еще моя любимая схема "косяк-отработка". Пацаны в пылу игры разнесли холл? Значит, сами приводят его в порядок, а следом и собирают фантики на ближайшей территории. И упавшие шишки тоже, да-да.

Еще о честности. Вожатый - тоже человек. Вы имеете право на плохое настроение (не похмелье!) и обиды на детей (очень серьезный косяк всего отряда). Важно донести им свои чувства максимально искренне: "ребят, у меня сегодня рыбка дома умерла, мне очень грустно и нужна ваша поддержка". Они вам ее окажут, но не забывайте, ради кого вы здесь. Погрустили - и дальше работать. Это лучшее лекарство. Если дети накосячили, также максимально подробно рассказываете, что вас конкретно обидело именно сейчас (прежние косяки уже не упоминаются, поздно). Вместе обсуждаете ситуацию и идете дальше. Если вы сами перегнули палку, имейте силы признать свою неправоту и извиниться. Причем если это произошло перед всем отрядом, то и приносить извинения нужно тоже перед всеми.

Детей можно троллить. В меру, конечно. А точнее, учить смеяться над собой, многие этого не умеют. Ребенок споткнулся и упал? Быстро оцениваете состояние, и, если нет серьезных повреждений (если есть, то тоже действуете без паники), предупреждаете слезы: "вааау, да у тебя почти сальто получилось! Пойдем обработаю царапины, акробат!". Сами только от вида крови в обморок не упадите, лучше это с доброй улыбкой говорить. Вам, кстати, это качество тоже не повредит, все-таки пример подаете.

О внимании. Вам нравится, когда вас слушают? Детям тоже. Все их проблемы крайне важны, и отмахиваться от них недопустимо, раз они вам доверились. Нет на это времени сейчас - так и скажите, что в данный вы безумно заняты и готовы поговорить через час. И обязательно сдержите слово, не разрушайте веру во взрослых.

О вере в детей. Именно вам повезло больше всех, что достался такой замечательный отряд! С упорством фанатика напоминайте об этом другим вожатым и своим детям. Только не говорите, что остальные говно. Они хорошие, но ваши-то лучшие! При всех - только хвалить, ругать можно исключительно наедине. Это касается и всего отряда, и отдельно взятых ребят. Дети поверят в то, какими вы их представляете, и будут тянуться к этой планке. Но это не значит, что можно закрывать глаза на их косяки и оправдывать. Это лишь дополнительный инструмент, а не основной.

О дистанции. У меня несколько раз были дети, которые пытались называть меня мамой. И как бы сердце кровью не обливалось, но этого допускать нельзя. Сначала мягко напоминала, что я вожатая, если не помогало - уже жестко. Также вы и не лучший друг до гроба, не стоит обнадеживать. Лучше сразу обозначить позиции, потом больнее будет. Обоим. Я также не люблю раздавать свои контакты, но если находят и добавляют в друзья, то принимаю заявку и честно предупреждаю, что мы вряд ли будем общаться там, поэтому через N-е время буду удалять, без обид. За все время у меня было пара ребят, с которыми продолжала общаться дольше. Но любила я всех до единого.

О доверии. Я всегда старалась решать проблемы в отряде, не вынося сор из избы. Только в крайних случаях обращалась к родителям/опекунам или к заму по воспитательной работе. Ко мне как-то прибежали два брата каяться, мол, курить попробовали, понравилось.

- Молодцы, - говорю, - значит, с футболом решили завязать? (оба в секцию давно ходят)
- Почему?!
- ну как же, теперь отдышка замучает, бегать нормально не сможете, легкие плохо работать будут, да и какой команде нужны такие спортсмены?

Давненько я не видела в глазах такого ужаса! На следующий день рассказали, что уже бросили эту пагубную привычку. Родителям их я не стала ничего говорить, дети имеют право на свои секреты.

Родители. Больная тема для многих. Тут нет однозначных мнений и универсального решения. Но для себя я обозначила несколько вещей:

  • Заслужить их уважение можно через работу с детьми. Если по телефону ребенок захлебывается в позитивных эмоциях не от игрулек, а от крутой тематической "свечки" (вечерний разговор), то все правильно сделано.
  • С родителями тоже важно себя поставить. Да, вы младше, но это не означает, что вы ничего не стоите. Вам уже оказано доверие, ведь, увидев вас перед автобусом, никто не утащил детей в ужасе. Не бойтесь высказывать свое мнение о ребенке, но не забывайте о предыдущем пункте: "да, шалит, но кто из нас в детстве был святым? Все у нас хорошо, справляемся".
  • Если приехал неадекват и наезжает не по делу, лучше максимально сократить с ним общение: "извините, что не могу больше уделить Вам внимание, очень много дел".
  • Вежливость. Терпение. Непробиваемость. Ночью можешь как хочешь злиться, а сейчас веди себя прилично, будь добр. На крайняк глотни заранее успокоительного.
  • А еще у ВСЕХ родителей был именно мой номер телефона (как и у меня их), но я еще перед сменой уточняла, что он только на крайний случай, для остального есть телефоны детей. Спросить, покакал ли сегодня 10-летний мальчик - не крайний случай. Ребенок 10 минут не берет трубку - тоже. Будет что-то серьезное, я сама позвоню. Дайте детям немного самостоятельности, они могут с ней распорядиться правильно.

Но лично мне чаще везло, со многими мамами мы были годами в прекрасных отношениях, они часто подгоняли презенты и благодарили за заботу и воспитание.

О запретах. Все мы пытаемся защитить своих подопечных, это нормально. Но чем больше детям запрещать что-либо делать, тем сильнее зудит у них шило в пятой точке. У нас была огромнейшая территория с кучей заколоченных домов, к которым ребятам категорически нельзя приближаться. Но это же так манит! Не дожидаясь травм, мы с коллегой повели ребят небольшими группами (5-6 человек) на мистическую экскурсию. Рассказав, где какие приведения живут, и чем они опасны, включали негатив на камере телефона и показывали ребятам. Там сразу появляются страшные тени. После мероприятия вели группу в спокойное место (у нас за забором было видно речку) и успокаивали, что призраки из домов не выходят, а мы своих защитим. Коллективно делался вывод об опасности данных мест, и проблема с побегами была решена, а любопытство удовлетворено безопасным способом.

Накопительная система. Довольно популярная штука, которая действительно работает, но мне было неудобно ее вести. За хорошие дела (уборка территории, помощь вожатым и прочее) начисляются баллы, за плохие - снимаются. У нас можно было копить индивидуально и всей палатой. В общем доступе висел прейскурант с разными ништяками, на которые можно обменивать баллы, и ежедневно обновляемая таблица с результатами. В принципе, вещь интересная, но требует очень много сил и внимательности. Не мое.

О справедливости. Не зацикливайтесь на репутации детей. Если у вас есть ребенок, который постоянно хулиганит, то это не означает, что именно он сейчас разбил окно в туалете (если вы это сами не видели, конечно). Проверяйте каждый случай. Если заядлый нарушитель сделал доброе дело (к примеру помог упавшему малышу), то отметьте это перед всем отрядом. Так же и наоборот: девочка с идеальным поведением может психануть и разнести к чертям корпус. Спускать на тормозах, типа "ну она же первый раз так сделала", нельзя. Правила для всех. Но и хорошее поведение - заслуга, а не привычное явление, цените это. Неплохо каждый вечер делать небольшие собрания и отмечать успехи в отряде. Избегайте ярлыков, чтобы самим не заработать звание несправедливого вожатого.

Интерес. Любое муторное занятие можно преврать в увлекательную игру. У нас за каждым отрядом была закреплена территория, которую нужно убирать дважды в день. Мы устраивали соревнование: собрал больше всех мусора - молодец, держи конфетку. Читерство пресекалось на корню.

Потому что я так сказал! Забудьте эту фразу. Все ваши действия и слова должны быть логически обоснованы и донесены до сознания детей доступным языком. Требование тишины после отбоя не просто ваша прихоть, а потому что "другие ребята хотят спать, а ты им мешаешь. Нужно уважать чужие желания, если хочешь такого же отношения к себе. К тому же соблюдение режима сна обеспечит и тебе хорошее самочувствие на завтра". Запаситесь терпением, вопросов будет много. Но и сами прислушивайтесь к детям. Не может уснуть - предложите монотонное занятие в холле (поплести фенечки, раскраску и т.д.), обычно это помогает успокоиться при перевозбуждении.

Не нагнетайте. Сломанный стол или фингал у ребенка - неприятность, но не конец света. Все это можно объяснить (руководству или родителям) и найти разумное решение в сложившейся ситуации, есть вещи и пострашнее. А ваш настрой окружающие чувствуют и могут им воспользоваться, обвинив вас во всех смертных грехах, если вы в любых мелочах будете корить себя. Да и ваша постоянная паника скажется на настроении всего отряда, а вам это надо? Берегите нервы и свои, и чужие.

О занудстве. То, что вы все из себя взрослые и умные не должно мешать быть с ребятами на одной волне. Бегайте с ними на квестах, восхищайтесь их идеями и помогайте воплощать их в жизнь, орите кричалки в группе поддержки на футболе и болейте за своих на сцене. Вот вроде это очевидно, но я реально насмотрелась на унылые лица вожатых, которым была важна только железная дисциплина на таких мероприятиях. Вы же не тюремный надзиратель, ну.

В начале смены нужно быть особо внимательным и более строгим. Вас будут проверять на прочность и прощупывать границы дозволенного. Если в первые дня три вы не заработали авторитет и не установили правила, то исправить это уже вряд ли удастся, поэтому сначала сделайте упор на дисциплину, а потом включайте друга. Я обычно начинала смену с вопроса "кто приехал сюда отдохнуть?" и вместе с детьми поднимала руку (да, для меня это тоже был отдых от городских проблем). Затем, представив себя и коллег, предлагала ребятам помочь в этом друг другу и объясняла правила поведения в режиме диалога. После этого уже можно и познакомиться со всеми.

О расчетах. Я как-то совершила большую ошибку: начала проводить "черный и белый стул" и не рассчитала время. Мы его проводили за несколько раз и просидели больше 8 часов в общей сложности, дети восприняли идею на ура, но до нескольких ребят очередь не успела дойти. Мы долго и упорно извинялись за это, нас поняли и простили, но осадочек остался. Не повторяйте моих ошибок, проверяйте все по 10 раз.

Благодарность. Если вам ребенок что-то дарит, цените это. У меня обычно обе руки были по локоть в фенечках (я была самой крутой чикой!), а с собой я увозила еще одну сумку с рисунками, поделками и записками. Холл же был похож на картинную галерею. Детям очень нужна поддержка их творчества, ведь дома зачастую считают, что это пустая трата времени.

О жалости. Я ее терпеть не могу по отношению к себе и не приветствую вечно ноющих. С детьми у меня был тот же принцип: спровоцировал драку и получил - сам виноват, нефиг теперь реветь. Гнобят другие ребята? Не ной, давай разбираться в причинах и искать решение. Поцарапал пальчик? Ничего страшного, еще 9 целых осталось. У некоторых ребят происходил разрыв шаблона: "как же так? Взрослый мне в попу не дует?!". Потом перестраивались и с гордостью демонстрировали свою стойкость. Хвалила. Редкие состояния "хочу на ручки поплакаться", желание высказаться, обратиться за поддержкой или проявление сочувствия в серьезных ситуациях - все это другое и к жалости (в моем представлении) отношения не имеет.

Нет. Научите ребят отказывать и сами умейте это делать. Человек, который всегда соглашается всем помочь, очень удобен, не спорю, но каково ему быть вечно на побегушках? Если ребенок предпочел игру с ребятами, а не помочь вам донести мячи, то страшного в этом ничего нет, он имеет на это право.

Воровство. У меня не было серьезных ситуаций, только мелочные. Один пацан стащил у другого неполную упаковку сахара кубиками и съел. Пострадавший очень расстроился, у него это была последняя вкусняшка с собой, а новую порцию сладкого только через пару дней привезут. Обвиняемый после разговора со мной принес ему свои извинения и попросил родителей привезти ему такой сахар. Те очень удивились, но просьбу выполнили. В родительский день я с ними познакомилась, оставили впечатление очень адекватных людей. Отдают мне сладкий пакет на хранение и отдельно протягивают сахар:

- Вот, Саня попросил купить, странно. Он же не ест его почти. Это на общий стол, наверно?
- Сааань, иди сюда. Рассказывай, зачем заказал.

Саня мнется, боится.

- Со мной мальчик поделииился, я обещал вернуууть..
- А теперь честно.
- Я одолжил..
- Честно, Саня!
- Украл. Простите.

Отец лишь сказал, что извиняться нужно не перед ними, а перед тем мальчиком. Уточнил, осознал ли вину и знает ли возможные последствия. В конце смены мне вручили коробку вкуснейших конфет с благодарностью за воспитание отпрыска. А пострадавший в те пару дней ожидания получал свою дозу сладкого из наших запасов.

Лидер, это ребенок с шилом в жопе и мозгами, но при этом позитивно влияющий на организованность отряда в условиях лагеря. Именно это те самые ребята которые говорят "А давайте все вместе возьмем и отрядный уголок забахаем", "Народ, чем быстрее построимся и посчитаемся, тем быстрее поедим, вернемся в корпус и будем дальше играть/читать книги/ничегоНеДелать". В общем классные ребята, опора вожатого.

Антилидер, это ребенок, который, как и лидер, оснащен шилом в заднице и работающим котелком, но вот вектор его усилий направлен на "Как бы сделать так, чтоб писец". Обычно из-за скуки или нежелания быть в лагере в принципе такие ребята ради опыта сознательно вносят деструктив в работу отряда. На самом деле очень умные дети, которые при правильном подходе могут стать незаменимыми помощниками вожатого.

Что самое занятное, как правило в возрасте 10-11 лет у детей еще нет задатков того или иного типа лидера, что дает вожатому не напрягаясь поддерживать в отряде дисциплину и любую движуху.


Нижеприведенные советы больше применимы к детям старше 10-ти лет. Но на ребятках младше некоторые из советов тоже могут сработать.

НЕ:

  1. Не верь на слово. Вот вообще не верь. Всегда все проверяй: уборку, как сложены вещи, как оделись, как спать легли. Выговор за то, что поверил на слово, а дети ничего не сделали получишь именно ты и никто другой.
  2. Не давай обещаний, которые не можешь выполнить. Дети не такие уж и глупые и брошенных на ветер слов не простят. Они с этим бывают даже более злопамятными и жестокими чем многие взрослые.
  3. Не верь слезам. Под милой грустной мордашкой вполне может скрываться умелый малолетний манипулятор. Дважды подумай перед тем как сжалиться и отменить наказание или просто понять и простить.
  4. Не бойся быть кнутом, но и не забывай про пряник. Белые и пушистые вожатые, которые всех любят, не пользуются у детей авторитетом. Но и не стоит вечно поддерживать в отряде армейскую дисциплину, если добряков просто могут не слушать, то тиранам еще и будут гадить.

Будь:

  1. Будь примером для детей в своей повседневности: требуя чистоты в палатах не забывай наводить порядок в вожатской. Недостаточно просто говорить "делайте это или то", делай сам.
  2. Будь с ними старшим братом/сестрой, а не надсмотрщиком. Не бойся принимать участие в их жизни: падай вместе с ними в землю, получай по лицу подушкой, терпи подколки и подкалывай в ответ. Не строй из себя "Крутого вожатого". Но и не забывай про ответственность, всегда будь готов проявить характер.
  3. Будь их защитой от внешнего мира. Не позволяй кому-либо вредить твоим детям, если они косячат, то детей должны просто передать тебе для разбора полетов, а не устраивать головомойку самостоятельно. И не позволяй себе такого в отношении других детей. Можешь пожурить, подстебать, но наказывать и отчитывать детей должен их вожатый.

Советы не про детей:

  1. Заранее планируй следующий день, если не уверен что запомнил все мероприятия и требования - записывай в блокнот и носи с собой.
  2. Не сплетничай, ни с кем, никогда, даже с напарниками. "Все что вы скажете, может и будет использовано против вас."
  3. Забей на сплетни о тебе. Кто бы и что не говорил -ты сам лучше знаешь себя.
  4. Не бойся обращаться к опытным вожатым за советом, в этом нет ничего постыдного.
  5. Еще про сплетни: информация среди вожатых распространяется молниеносно, принцип сломанного телефона прилагается. Лучший способ узнать как и что происходит - обратиться к первоисточнику. Выводы делай сам(а).
  6. Рассчитывай всегда только на себя. Если то кому-то с чем-то помог - не факт что помогут тебе.
  7. Не бойся поднимать на планерке щекотливые темы и открыто обсуждать свои разногласия с кем-то, даже с администрацией. Лучше разобраться с проблемой сразу и при всех. Во-первых меньше потратишь нервов, во-вторых смотри пункты 2,3,5.
  8. Не старайся понравиться всем - ты не доллар.


Бонус. Маленькие лайфхаки.

  • Если есть возможность раздобыть рации на свой педсостав - это очень круто и дико удобно.
  • Всегда носите с собой большую теплую кофту, которая расстегивается. Не для себя, для детей.
  • Возьмите на смену рулон белых обоев (самых дешевых), из них можно много чего сделать.
  • Акриловая пряжа ярких цветов - вещь незаменимая для меня. Дети с удовольствием плетут фенечки, а мы ее и для украшения корпуса использовали.
  • Заведите с коллегами свой шифр и бегайте не курить, а "в администрацию". Не сижку стрельнуть, а одолжить "инвентарь". Лучше менять в течение смены.
  • В дорожную аптечку стоит положить успокоительное. На всякий случай.
  • Подготовьте игры-минутки, чтобы развлечь отряд во время ожидания чего-либо. А то разбегутся же.
  • Хорошо при себе иметь запас карамелек, чтобы при внезапном соревновании сразу раздавать призы.
  • Небольшая сумка на плече или поясе поможет освободить руки, дети постоянно дают что-то подержать на время игры.