Застенчивый ребенок

Материал из Летний лагеря
Версия от 08:21, 13 июня 2011; TEP 60 (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Пай-мальчики» и «Гадкие утята» (застенчивый ребенок или ребенок, которого не слышно)

Olegslu121.jpg

Не все дети ведут себя так же раскованно как в присутствии своих родителей и близких. Порой, когда дело доходит до общения с незнакомыми им детьми примерно того же возраста либо командных мероприятий (танцев, пения, игр), дети вдруг начинают теряться и стесняться. Иными словами, дети бояться тех ситуаций, которые предполагают обращение внимания на них самих. Это совсем не означает, что ребенок отказывается от совместных игр и др. занятий, он попросту боится их.

Конечно же, в сравнительном аспекте с агрессивностью ребенка застенчивость покажется Вам благом. Застенчивый ребенок- идеал: он робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень, ни в чем Вам не перечит, похож на пластилин, который можно мять, как хочешь и когда захочешь, чтоб что-то вылепить или разрушить то, что было. Такой ребенок не устроит Вам истерику, не станет вождем краснокожих в тихий час, а просто будет правильным «пай-мальчиком», своей воспитанностью потрясая всех вокруг

Такой ребенок - часть комфорта для вожатых и удивительно удобен Вам: он есть... и в то же время его нет... вернее, нет тех атрибутов детства, которые лишают Вас покоя и создают Вам разные проблемы. Такой ребенок просто беспроблемен. И, наслаждаясь этим, Вы навряд ли хоть когда-нибудь задумались над тем, что если это так удобно Вам, удобно ль это для ребенка?

И только лишь в тех случаях, когда он сверх-застенчив: всего боится, избегает сверстников, ни с кем не дружит, «изолируется» и «дичает». Он оценил себя, сравнил с другими и выбрал средство обороны, чтобы выжить - замкнулся, как улитка, в раковину в пелену застенчивости, обуреваемый весь с головы до пят глобальным страхом: «Я не такой, как все. Я хуже всех...» Он видит в каждом встречном эмоциональную угрозу, блокирует контакты со многими людьми и... делает шаг к одиночеству... Ведь одиночество так безопасно, в нем нет риска, стать отвергнутым, отвергнутым как взрослыми, так и детьми.

И это все способно оправдать застенчивость, напоминающую зонт, который не дает «промокнуть» ребенку даже в сильнейший ливень, не то, что в летний слабый дождь. Поэтому, однажды, вдруг внезапно, выбранный ребенком полностью интуитивный «выход», невольно превращается в стереотип, и ореол застенчивости даже начинает привлекать всех своей поразительной загадочностью: а вдруг и в самом деле - это клад...

Застенчивый ребенок не шалун, не хулиган и не проказник... К тому же в играх - он не нападающая сторона. Пожалуй, он обычно вообще избегает игры, боясь, что что-то сделает не так. Оценки сверстников ему не безразличны. Они, скорее всего, для него важнее, чем оценки взрослых, поэтому он не может перед сверстниками упасть в грязь лицом, особенно тогда, когда он в чем-то уступает им. Но если даже и не уступает, а делает намного лучше, чем другие, и собирается все это показать, внезапно чей-то голос изнутри вдруг начинает вдалбливать ему: «Не смей, не надо, вдруг не получится, вдруг сделаешь не так, все будут над тобой смеяться и злословить, ты снова станешь хуже всех... Не смей, не надо...»

И вместо того чтобы сделать шаг вперед, ребенок просто отступает и отступает без предела. Поэтому, чтоб он сам оседлал свою застенчивость, учите его быть уверенным в себе и жить без комплекса неполноценности, который постоянно гложет его душу. Учите его социальным навыкам общения и социальным навыкам самообслуживания, необходимым в его годы. Учите, даже «дрессируйте»... Ребенок должен пользоваться популярностью среди детей.

Не путайте хрестоматийную застенчивость с сиюминутной или ситуационной. Такой застенчивости мы подвержены обычно все. И если ребенок смутился в адекватной ситуации, то это лишний раз указывает на его воспитанность. Когда же ребенок постоянно пуглив как лань, нем словно рыба и послушен, как слуга; когда он по любому поводу краснеет, смущенно отводя глаза и замирая; когда в присутствии других все почему-то вдруг внезапно валится из его рук, и он уже не может делать то, что делал; когда он заикается на людях... или несет сплошную чепуху без остановки, способный на любые непредвиденные глупости, - тогда все это уже можно будет отнести к симптомам прогрессирующей, нарастающей застенчивости. А это рано или поздно, но накапливает в нем критическую массу отрицательных эмоций, готовую в любой момент взорваться, став миною замедленного действия. И чтобы эта мина не взорвалась, ребенок одевается в броню и выставляет всем нам напоказ свой щит застенчивости как средство личной обороны, чтобы устоять.

Пожалуйста, раскрепостите ребенка, погладьте лишний раз или обнимите, в конце концов. Пусть Ваши ласка, нежность и забота сорвут броню и сделают ее ему совсем ненужной, чтоб гадкий утенок поскорее осознал себя прекрасным лебедем.


Как же помочь ребенку преодолеть свою робость?

Застенчивость детей в определенных ситуациях в раннем возрасте – это вполне нормальное явление, поэтому не стоит вожатому заранее волноваться. Самый простой способ помощи – это почаще говорить ребенку позитивные утверждения «Не волнуйся! У тебя все получится! Тебя все любят!»

Стеснительные дети предпочитают те мероприятия, где они могут работать самостоятельно (к примеру, рисование). Именно на этом мероприятии вожатый может в конце занятия при всех детях похвалить застенчивого ребенка за отличный рисунок (но именно к концу занятия, чтобы у детей было немного времени на то, чтобы обратить свое внимание на того, кого похвалили).

Не рекомендуется обращать внимание на ребенка, когда тот отказывается что-то делать, но чаще хвалить за то, что он делает с удовольствием.

Если речь идет о каких-либо совместных мероприятиях (пение, танцы, игры), вожатым рекомендуется находить такую роль замкнутому ребенку, которая не требовала бы большого внимания, но в то же время постепенно раскрепощала ребенка (роль помощника вожатого: подавать что-то, включать и выключать свет в комнате в начале и в конце и т.д.). В ходе совместных мероприятий вожатый может как бы ненамеренно просить о помощи ребенка, спрашивать его мнение.

Вожатому рекомендуется изредка дополнительно общаться один на один с ребенком и почаще его хвалить в ходе разговора.


Как надо вести вожатому с застенчивым ребенком

  • Быть очень деликатным с ним и не разочаровываться в нем.
  • Не отвергать его и не использовать авторитарный метод воспитания.
  • Не превращать ребенка в Золушку.
  • Все делать так, чтоб ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.
  • Гасить тревогу по любому поводу.
  • Повысить уровень его самооценки.
  • Учить, чтобы он уважал себя.
  • Хвалить и делать ему комплименты.
  • Формировать уверенность в себе.
  • Помочь ему найти все то, в чем он намного превосходит своих сверстников и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.
  • Учить ребенка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения.
  • Тренировать с ним навыки общения. Любыми способами поощрять все игры его со своими сверстниками.
  • Помочь найти такого друга, который защищал бы его в среде ровесников.
  • Не сравнивать его обычный внешний облик другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.
  • Не критиковать вслух ум этого ребенка.
  • Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.
  • Ребенок должен ощущать, что он неповторим.
  • Быть нежным с ним.
  • Сочувствовать ему.
  • Поддерживать его.
  • И сделать первым первый шаг ему навстречу, чтобы перекинуть мост доверия, который соединил бы еще крепче Вас и ребенка.


Как НЕ надо вести вожатому с застенчивым ребенком

  • Специально культивировать застенчивость и комплекс гадкого утенка у ребенка.
  • Все время подавлять и унижать его, снижая уровень самооценки.
  • Критиковать физические недостатки и ум ребенка.
  • Подчеркивать его неполноценность.
  • Высмеивать в присутствии других.
  • Любыми способами провоцировать тревожность.
  • Не разрешать играть с детьми и изолировать от сверстников.
  • Подчеркивать его незащищенность и зависимость от Вас.
  • Ругать за то, что он застенчив.


Причины возникновения застенчивости у детей

В вопросе о том, откуда же берётся застенчивость у детей, психологи, врачи и педагоги не имеют единого мнения. Не секрет, что личность ребёнка, его характер, модель поведения начинают формироваться ещё в дошкольном возрасте. Иногда психологи путают застенчивость с особенностью темперамента, при котором ребёнок не столько застенчив, сколько просто спокоен и невозмутим. Такие дети от рождения интересуются больше тем, что происходит внутри них, а не тем, что происходит вокруг. Они неохотно идут на контакт не потому, что боятся, а потому что не считают общение чем-то интересным. Такие дети не нуждаются в специальном наблюдении психолога и коррекции характера, так как с возрастом они адаптируются к социуму и настраиваются на общение без посторонней помощи.


Симптомы застенчивости

Часто застенчивость путают с другими особенностями характера ребёнка, а вожатый начинает бить тревогу там, где ситуацию просто нужно пустить на самотёк. Чтобы быть уверенным в том, действительно ли Вам дитё застенчив, обратите внимание на его поведение и самочувствие.


Ребёнок застенчив, если:

  • краснеет, когда его просят рассказать то, что он хорошо знает;
  • заметно потеет, если ему приходится общаться с незнакомыми людьми или отвечать на вопросы, даже если ответы прекрасно ему известны;
  • Вы замечаете дрожь в конечностях;
  • понижает голос почти до шёпота, хотя обычно говорит нормально или даже громко;
  • не поднимает взгляд от пола;
  • стоит без движения.


То есть, если ребёнок в обычной ситуации ведёт себя так, словно готов провалиться сквозь землю от страха, можно с уверенностью сказать — дитё застенчив.


Последствия застенчивости

Многие считают, что застенчивость не только не оказывает негативного влияния на развитие ребёнка, но и полезна, так как застенчивый ребёнок меньше склонен попадать в неприятные ситуации и более ответственно относится к поручениям вожатых. Это ошибочное и даже опасное мнение.

Во-первых, застенчивый ребёнок не учится устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками так, как положено детям его возраста. Более того, такой ребёнок избегает всяческих контактов, что мешает его развитию. Можно говорить, что ограниченный круг знакомств застрахует его от вероятности попасть в дурную компанию. Но при этом ребёнок не научится самостоятельно решать проблемы, находить компромиссы или находить выход из спорных ситуаций, которые неизбежны при нормальном общении.

Во-вторых, застенчивость провоцирует чувство вины. Ребёнок ощущает дискомфорт, но не понимает причин этого, поэтому считает виноватым себя всегда и во всём. В дальнейшем, такой ребёнок станет удобной мишенью для различных манипуляций более активными и социально адаптированными сверсниками.

В-третьих, застенчивость может породить массу других неприятных эмоций. Последствием обычной детской застенчивости могут стать беспочвенные страхи, постоянное внутреннее напряжение и, как следствие, стресс, неуверенность в себе, нарушения сна и развития и даже проблемы с мочеполовой системой, например, энурез.

Глобальным результатом банальной застенчивости может стать неумение выстраивать любые социальные отношения, а без этого очень сложно добиться успеха во взрослой жизни. Дети, чья застенчивость была чрезмерной, вырастают в одиноких людей, которых сложно назвать успешными. К тому же, любые психологические проблемы неизбежно провоцируют развитие проблем физических. Застенчивость способствует развитию различных неврозов, депрессий, может привести к суициду.


Как бороться с застенчивостью

Для начала вожатому необходимо принять ребёнка таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками. Не стоит пытаться изменить то, что не мешает самому ребёнку.

Разговаривайте с ребёнком. Он должен воспринимать вас не только, как просто взрослых, но и как старших друзей, которые всегда помогут разрешить сложную ситуацию и дадут хороший совет.

Не спешите ругать ребёнка за проступки, разберитесь в ситуации и постарайтесь найти в ней то, за что ребёнка можно похвалить. Застенчивый ребенок больше нуждается в поощрениях, нежели в порицаниях.

Если ребёнок склонен обвинять себя во всех неудачах, даже в тех, к которым он не имеет отношения, старайтесь мягко пресекать такие попытки. Не запрещайте ему говорить о себе плохо, просто объясняйте, почему это не так.

Не сравнивайте застенчивого ребенка с другими детьми. Пусть другие Маша или Серёжа прекрасно находят общий язык, Ваш застенчивый ребенок не обязан быть таким же.

Давайте ребёнку те задания, которые ему по силам. Таким образом, успешное завершение порученных ребёнку дел, будет формировать уверенность в себе.

Если у ребёнка есть какие-то проблемы, связанные с собственной внешностью, например, полнота или неровные зубы, не заостряйте на этом внимание. Найдите для него деятельность, где эти проблемы не имеют значения.

Развивайте ребёнка, старайтесь заинтересовать его чем-либо. Чем больше развит ребенок, чем большими знаниями и навыками он обладает, тем интереснее он становится для окружающих.

Исключите манеру иронии из общения с ребёнком. Дети не обладают таким чувством юмора, как взрослые, поэтому могут не правильно понять даже самые безобидные шутки.

Проговаривайте те ситуации, которые пугают ребёнка. Например, если Вы вводите ребёнка в новый коллектив, расскажите ему, что его ожидает, чем он будет заниматься, что от него будет требоваться. Пытайтесь вызвать интерес к новым ситуациям и людям, найдите и расскажите обо всех положительных моментах, которые его ждут. Таким образом, можно даже самого застенчивого ребёнка заинтересовать.

Поощряйте его желание общаться, и не препятствуйте ему, даже если Вам кажется, что ребёнок завёл не тех друзей. Просто контролируйте ситуацию, не вмешиваясь в неё.

Доверие, искренняя забота и любовь, личный пример позитивного отношения к жизни и общение помогут даже самому застенчивому ребёнку измениться и открыть для себя новый мир, в котором нет места страхам и неудачам.

В том случае, если самостоятельно Вы не справились, и Ваши усилия не привели к желаемому результату, следует обратиться к психологу, если таковой есть в лагере. Тогда усилия профессионала и Ваше желание помочь обязательно принесут плоды. Главное понимать, что с застенчивостью можно и нужно бороться, а способов преодолеть это препятствие – предостаточно.




Смотри также...


Дополнительно