Драматургия досугового мероприятия

Материал из Летний лагеря
Версия от 05:01, 6 июня 2011; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Orl21m.jpg

1. Мероприятие – действие, направленное на осуществление чего-либо, для осуществления какой-либо цели.

Досуговое мероприятие – организованная обобществленная форма досуга, имеющая целью удовлетворение ряда физиологических (потребности в отдыхе, движении, чистом воздухе), социальных (потребности в общении, причастности, сопереживании и др.) и культурных потребности (в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.) индивида и содействующая его рекреации.

В зависимости от содержания различают спортивно-досуговые и культурно-досуговые мероприятия.


2. Чем отличается хорошее досуговое мероприятие от плохого?

Как правило, плохое мероприятие изобилует задержками, нет выраженного финала, «точки». В результате зрители и участники уходят с чувством неудовлетворенности. Между тем, известно изречение одного старого эстрадного режиссера: «Люди отдают нам самое дорогое – свое время. Мы не должны разочаровать их».

Секрет успеха дела – по крайней мере в соблюдении законов драматургии. Причем, это касается любого досугового мероприятия – от концерта художественной самодеятельности до легкоатлетического кросса.


3. Драматургия

  1. теория, искусство построения драматических произведений;
  2. характерные, отличительные черты, приемы драматического творчества (какого-нибудь автора, направления или литературной школы);
  3. совокупность драматических произведений.


Драматургия бывает:

  • театральная (спектакли),
  • клубная и эстрадная (праздники и представления).

Хотя по форме виды драматургии отличаются, ее законы, суть и порядок работы над сценарием едины.


Этап 1. Перед началом работы определяем содержание основных компонентов сценарного замысла:

  • тема (что?),
  • идея (о чем?),
  • сверхзадача (что я хочу донести до зрителя?); в отличие от театра, в праздниках и представлениях главная сверхзадача – развлечь зрителя, и для ее решения зрители непосредственно вовлекаются в действие;
  • жанр (форма подачи – комедия, драма, трагедия и т.п., в том числе и для конкурсных программ; сравните, например, комедийные "Интуиция" или «Сто к одному» и драматическую "Своя игра").

Жанр (фр. genre – вид) – совокупность произведений, объединяемых:

  • общим кругом тем или предметов изображения; или
  • авторским отношением к предмету, лицу или явлению: карикатура, шарж; или
  • способом понимания и истолкования: аллегория, фантастика.

Принципы разделения на жанры специфичны для каждой области художественного творчества. Каждому жанру присущи определенные, характерные только для него средства художественной выразительности.

Этап 2. Независимо от того, какого типа сценарий создается, действие должно развиваться по законам композиции:

экспозиция (представление) – развитие действия – кульминация действия – спад действия – развязка (финал)

Композиция (лат. compositio – составляю) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и цельность.

Композиционное построение включает:

  • выяснение центра композиции и подчинение ему других частей произведения;
  • объединение отдельных частей произведения в гармоническом единстве;
  • соподчинение и группировка с целью достичь выразительности и пластической целостности произведения.

Кульминация (от лат. culmen – высшая точка) – эпизод, в котором достигается наивысшее напряжение. Кульминация – наиболее эмоционально воздействующий момент, к которому подводит логика построения произведения.

Далее определяем:

– действующие лица (кто действует: персонажи, команды, игроки из зала?),

Персонаж (фр. personage от лат. persona - маска, лицо) - художественный образ человека, совершающего поступки в определенной ситуации.

– основной внутренний конфликт (кто или что вступает в конфликт?),

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) — здесь: тематическое напряжение, возникающее между персонажами или их поступками, на котором основывается сюжет.

Есть четыре основных вида конфликта:

  1. природный или физический конфликт, когда герой вступает в борьбу с природой;
  2. социальный конфликт, когда человек бросает вызов другому человеку или обществу;
  3. внутренний или психологический конфликт, когда желания человека вступают в конфликт с его совестью;
  4. провиденциальный конфликт, когда человек противостоит законам судьбы или какого-то божества.

– фабула действия (суть истории);

Фабула (лат. fabula – басня, рассказ) – хронологическая основа литературного произведения, также любого художественного произведения на основе текста. Фабула является основой сюжета.

– эпизоды действия (каково их содержание и функции?).

Эпизод (греч. epeisodion, букв. привходящее, постороннее) – здесь: самостоятельная, законченная сцена драматического произведения, связанная с его основной темой.

В результате у нас должна получиться примерно такая структура:

DramMer.jpg

Отступление 1. Об управлении эмоциями зрителя. «Зритель любит, чтобы им руководили, его «вели»».


Этап 3. Приступая к письменному оформлению текста, сначала следует составить сценарный план – последовательность эпизодов с их описанием.

Этап 4. Затем, если это необходимо, на план «нанизываются» реплики ведущих (актеров). Бывает, опытные ведущие удачно импровизируют, но и в этом случае не следует забывать, что всякая импровизация должна быть хорошо подготовлена.

Этап 5. Далее желательно расписать ремарки – примечания, в которых указывается движение по сцене, использование реквизита, световое и звуковое оформление.

Этап 6. На этом этапе наш текст может принять вид литературного сценария.