Дипломаты

Материал из Летний лагеря
Версия от 11:56, 8 августа 2009; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
197256911 1b33ff7164m.jpg

Цель. Для нас важно в общении, чтобы нас понимали, поддерживали, слушали. Нужно научиться отстаивать свою точку зрения, быть уверенным в своей позиции, знать и уметь выражать свои эмоции.

Задачи. Актуализировать особенности коммуникаций в группе, посмотреть, как группа принимает решение, какие навыки общения необходимы в жизни. Формирование навыков уверенного поведения в общении. Выработка умений выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Материалы. Игрушечное солнышко, маркеры, листочки для участников, ручки, музыка, ватман, листы А3, мелки, фломастеры, символы: «Остров», «Корабль пиратов», «Пещера», «Катер», песочные часы, веревка, карточки «Уверенный ответ», «Неуверенный ответ», «Агрессивный ответ», карточки с утверждениями для «холодного супа», карточки с вопросами для интервью; по количеству участников — список чувств, карточки с названием чувств, ладошки; нарисованное большое солнце, ватман с написанными во время открытия мастерской вопросами.

Информация для ведущих. «Мастерская дипломата» была посвящена рассмотрению различных сторон общения между людьми и выработке навыков, помогающих эффективно взаимодействовать, принимать совместные решения, уверенно отстаивать свое мнение, узнавать и адекватно реагировать на различные эмоции, возникающие в общении.

Первая половина была направлена на актуализацию темы общения, ответу на вопросы: что для нас общение? Какие навыки общения для нас важны? Какие навыки общения у нас есть и какие мы хотели бы развить? Затем прошла игра «Необитаемый остров», основная задача которой проиграть ситуации принятия решения, общения в группе. Во второй половине дня работа велась в двух группах. Было проведено два тренинга — «Тренинг уверенного поведения в общении» и «Тренинг умений выражать свои чувства и понимать чувства других людей». Данные темы были выбраны как актуальные для подростков.

Конец дня планировался спонтанно, исходя из запроса группы на неформальное общение между собой, на которое не хватает времени в течение дня, поэтому было решено сделать вечер общения.

Тема этого дня очень значима для подростков, которые, находясь в постоянной ситуации общения с разными людьми, порой не знают, как сделать общение более эффективным, или испытывают сложности в отстаивании своего мнения.


Разминка «Ассоциации». Ведущий предлагает участникам, передавая по кругу игрушечное солнышко, придумать ассоциацию к слову общение.

Интеллектуальная разминка. «Вопрос по цепочке»: общение — оно какое? Общение — что это такое? Упражнение «Прием на работу»

Работа в 2–3 мини-группах.

1. Инструкция: «Представьте себе, что вы — группа психологов, разрабатывающая текст интервью для людей, которые устраиваются на работу в качестве специалистов по общению. Предположим, что все они будут отвечать очень честно (такова их профессиональная этика). Вам нужно составить вопросы, из ответов на которые можно было бы судить, умеет ли претендент хорошо общаться. Итак, вы должны для себя определить, из каких навыков и умений состоит «эффективное общение», и представить их в виде вопросов претенденту. Вопросов должно быть минимум 5, максимум — 15. Времени у вас — 15 минут».

2. Обсуждение. Группы составляют списки вопросов, затем зачитывают их вслух. На основе отдельных списков ведущий составляет общий список.

3. Этап самоанализа. Ведущий предлагает участникам переписать на свой листок список вопросов (или просто поставить номера вопросов) и ответить на них за себя самого (сформированность того или иного навыка оценивается по 7-балльной шкале). К своим ответам ведущий предлагает вернуться через некоторое время.

Как понять, умеешь ты общаться или нет? Лучше всего наблюдать за собой в разных ситуациях, желательно необычных (или попросить других понаблюдать и потом сказать). Ведущий предлагает участникам погрузиться на несколько часов в экстремальную ситуацию, чтобы понять, как же мы действительно общаемся, что мы умеем и чему нам нужно учиться. Игровая разминка

Упражнения «Молекулы», «Ладушки».

Игра «Необитаемый остров»2

Участники рассаживаются как им удобно. Звучит музыка. Все закрывают глаза и представляют себя в роли путешественников, оказавшихся на корабле. Корабль попадает в шторм, но есть три шлюпки для эвакуации.

1. Ведущий определяет трех лидеров (кто быстрее встанет). Их задача — разбить участников на три группы, назвав имена тех, кого он хотел бы взять в свою шлюпку. Группа разделена на три экипажа, которые «уносит» в разные стороны.

2. Группы оказываются на островах. У них есть только то, что в карманах. Дается 15 минут на то, чтобы нарисовать карту острова, обозначить наиболее важные его точки и место своей ночевки. Один участник представляет карту.

3. Ведущий говорит о том, что группы оказались отрезанными на островах, их пребывание там затягивается. Дается 15 минут на обсуждение того, что они предпримут. Дополнительные вопросы: как вы выстроите отношения друг с другом? Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он? Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни? Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает? На карте обозначьте место своего лагеря и место каждого в нем. Есть ли теперь у вашего острова название? Группы представляют результаты обсуждения.

4. На островах наладился быт. Волны вынесли на берег пустую бутылку — можно отправить письмо. Участники получают настоящие бутылки, пишут письма, зачитывают их и запечатывают в бутылку.

5. К острову прибило одноместный катер с полным баком бензина. Появился шанс. Воспользуетесь ли вы им? Участники делают свой выбор. Тот, кто отправляется в плаванье, делится своими чувствами и временно выходит из игры.

6. К острову подошло судно. Ура! Спасение! Но оказывается, что это судно пиратов. Существует угроза стать рабами, но есть шанс спастись, если отдать двоих по выбору команды. Есть три варианта: найдены добровольцы, они говорят о своих чувствах и выходят на время из игры; все идут в рабство; группа решает защищаться и остается «на острове». Участники принимают решение.

7. Разыгрывание ситуации: надо выбраться по очереди из горящего трюма, при этом первые выберутся точно, а последние — вопрос. Группы решают, как будут действовать.

8. Возвращение домой. Найти способ вернуть домой вышедших из игры участников.

Общее обсуждение

Довольны ли вы приключениями? В каких ситуациях вам было труднее принять решение? Как вы чувствовали себя в ситуациях выбора добровольцев? Кто был лидером? Было ли ему дано это право группой, или он сам взял инициативу в свои руки? Высказывались ли вы во время групповых обсуждений? Легко ли было это делать? Слушали ли члены группы друг друга? Поддерживали ли друг друга? Какие навыки общения могли пригодиться в этой игре? Удалось ли продемонстрировать их каждому из вас? Что мешало и что помогало в поведении других членов группы?


Тренинг уверенного поведения в общении

Разминка «Поздороваться как...»

Организуется «карусель». В паре выполняется задание, затем по команде ведущего внешний круг сдвигается на одного участника вправо. Задания: здороваться, как хорошие знакомые; большие начальники; люди, которые сердятся друг на друга; очень стеснительные люди; при первой встрече — очень уверенные в себе люди; хорошие друзья.

Упражнение-дискуссия «Холодный суп»

Это упражнение проводится после краткой теоретической части, во время которой тренер объясняет значение терминов «уверенный ответ», «неуверенный ответ», «агрессивный ответ». Участники располагаются в виде подковы. На полу треугольником растягивается шнур, по его углам раскладываются карточки со словами «уверенный», «неуверенный», «агрессивный». Линии, соединяющие различные типы поведения, являются континуумом, на котором располагаются переходные формы поведения.

Тренер предлагает для обсуждения следующую ситуацию: «Вы пригласили хорошего человека, который вам дорог и перед которым вы бы не хотели ударить в грязь лицом, в кафе. И вы, и ваш друг заказали первое блюдо. Вскоре вам его приносит. Вы пробуете и убеждаетесь, что суп совершенно холодный — и у вас, и у вашего гостя. Вы — хозяин ситуации. Как вы поступите?»

Каждый участник получает карточку, на которой написана возможная реакция на создавшееся положение. Участникам предлагается расположить доставшиеся им карточки в пространстве треугольника (на линиях или на самих карточках) и обосновать свое решение. Группа может задавать вопросы каждому участнику и обсуждать его выбор. Если участник хочет, он может передвинуть свою карточку.


Содержание карточек

Спросите официанта: «Этот суп подается холодным?» Отставьте тарелку в сторону Встаньте и покиньте заведение Громко, так, чтобы это услышали и официант, и другие посетители, произнесите: «Это последний раз, когда я сюда кого-то привожу!» Скажите официанту: «Суп отвратителен. Унесите его и немедленно подайте нам что-нибудь более съедобное» Сделайте вид, что все в порядке, и ешьте суп Скажите официанту: «Этот суп холодный. Пожалуйста, замените его» Скажите официанту, что вы хотели бы вычесть стоимость супа из счета


Во время общего обсуждения анализируются варианты уверенного поведения и примеры из собственной жизни, когда участники смогли использовать данный вариант.

Упражнение «Интервью»

Каждый участник получает карточку с вопросом, который он должен задать минимум четырем участникам и запомнить их ответ. При этом необходимо поздороваться с человеком, установить с ним доброжелательные отношения, получить ответ на вопрос, содержащийся на карточке, и поблагодарить человека.

Некоторое время ведущий обсуждает с участниками в кругу варианты: как лучше поздороваться, какие слова помогут установить контакт, как задавать вопрос, как расставаться. Затем участники выполняют упражнение. При обсуждении участники говорят о том, какие результаты опроса они получили и, главное, чей вариант интервью им понравился больше всего.


Возможные вопросы

Твоим собеседникам снились когда-нибудь дикие животные? Какие? Твои собеседники видели когда-нибудь радугу зимой? Где? Твои собеседники любили в детстве купаться в ванной с игрушками? С какими? Твои собеседники когда-нибудь хотели забраться на Спасскую башню Кремля? Зачем?


Памятки: «Черты поведения уверенного человека», «Черты поведения неуверенного человека». Тренинг умений выражать свои чувства и понимать чувства других людей

Разминка. Упражнение «Цвет моего настроения»

Каждый по кругу называет цвет, которому соответствует его актуальное настроение. Знакомство со списком чувств (без обозначения, какие они — позитивные, негативные или нейтральные). Маркировка тех чувств, которые знакомы по личному опыту.

Упражнение «Чувство на спине»

Упражнение выполняется молча. Тренер прикрепляет к спине каждого участника карточку с названием чувства (из списка). С помощью мимики и жестов, без слов, участники должны помочь друг другу понять, какое чувство написано у них на карточке. Если участник решил, что он знает название своего чувства, он садится на стул или помогает другим понять, что написано у них. Затем каждый по кругу называет предполагаемое чувство, говорит, чья пантомима помогла ему больше всего. Можно попросить этого человека показать это чувство еще раз, всему кругу. Обсуждение. Легко ли понять, какое чувство выражает другой человек? Что при этом в его поведении помогает, что мешает? Легко ли самому выражать чувство? Есть ли разница в выражении позитивных и негативных чувств?

Упражнения на выражение позитивных и негативных чувств: «Шурум-бурум» и «Мур-мур» Участники передают друг другу по кругу мячик, а вместе с ним — заданное в настоящий момент чувство. Выражать его надо с помощью мимики, жестов, интонации и специальных междометий. Например, ведущий передает по кругу чувство удивления с помощью слова «О-го-го!». Участникам дается несколько попыток. После того как круг пройден, ведущий задает другие чувства (начинает кто-то их участников) с помощью слов: «шурум-бурум» (злость), «мур-мур» (нежность), «э-э-эх» (разочарование), «ну-ну» (недовольство) и т.д.

Работа в двух группах. Первая группа готовит ответы на вопросы: что такое позитивные чувства, почему они так называются? Какие чувства относятся к позитивным? Зачем нужно в общении выражать позитивные чувства? Вторая группа отвечает на вопросы: что такое негативные чувства, почему они так называются? Какие чувства относятся к негативным? Зачем нужно в общении выражать негативные чувства?

Подведение итогов. Возвращение к списку чувств. Распределение чувств на позитивные, нейтральные и негативные.


Напоминание содержания дня. Общая оценка дня: ведущий просит каждого участника оценить день одним из способов: понравилось — поднять руку вверх; понравилось средне — вытянуть руку вперед; не понравилось — опустить руку вниз. Возвращение к списку утренних вопросов: как бы сейчас участники ответили на них?

Упражнение «Ладошки»

Каждый участник получает «ладошку» из белой бумаги. Ведущий просит взять ручку и на самой ладони написать те качества человека, умеющего общаться, которые уже есть, а на пальцах — те качества, которые нужно в себе развивать. Если есть качества, от которых хотелось бы избавиться, то написать их на пальцах с обратной стороны. Ладони приклеиваются на два скрепленных вместе листа ватмана, на которых нарисовано солнышко.