Групповые якоря: что удерживает и мотивирует подростка в группе

Материал из Летний лагеря
Версия от 20:37, 19 апреля 2014; Vvk (обсуждение | вклад) (Новая: right Группа ребят тем более мотивирована на деятельность, чем больше потребносте...)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
141450i8ghiwtmmhm8mmigm.jpg

Группа ребят тем более мотивирована на деятельность, чем больше потребностей она может удовлетворить. Найдите способы удовлетворения основных потребностей непосредственно в детской группе — и многие проблемы будут решены. Тем более что высшие потребности практически не требуют материальных затрат, а лишь психологической компетентности вожатого. Иными словами, существуют так называемые групповые якоря, которые удерживают ребенка в группе без всякого принуждения, по своей воле.

Прогнозируя и мотивируя поведение пионера в группе, следует рассмотреть три основные составляющие его мотивации:

  1. его ожидания в отношении удовлетворения основных потребностей;
  2. влияние на мотивацию закономерно идущих групповых процессов;
  3. целенаправленные мотивирующие влияния вожатого.


Богатство человеческих потребностей может быть представлено в виде пяти основных блоков, или уровней:

  • гомеостатические потребности;
  • потребности в безопасности (долговременное выживание и стабильность);
  • потребности в принятии, принадлежности, общении;
  • самоуважении (значимость, компетентность);
  • самоактуализации, творчестве, свободном и ответственном бытии (метапотребности).


В основе этой позиции лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу иерархической системы, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие потребностей, расположенных вверху, и быть мотивированным ими.

Метамотивация невозможна до тех пор, пока подросток адекватно не удовлетворил потребности низкого уровня. Редко, если это вообще возможно, метапотребности действительно становятся доминирующими силами в жизни ребят без того, чтобы их низкоуровневые потребности были удовлетворены хотя бы частично. Тем не менее депривация и фрустрация метапотребностей могут вызвать у ребенка метапатологии.

В число метапатологий входят, в частности:

  • недоверие, цинизм, скептицизм;
  • ненависть, антипатия, отвращение, расчет только на себя и для себя;
  • безнадежность, нежелание чего-либо добиваться;
  • гнев, цинизм, непризнание законов, тотальный эгоизм;
  • перекладывание ответственности на других;
  • отчаяние, утрата смысла жизни.


Эти положения помогают понять психологические основы мотивирования деятельности ребят и формирования корпоративного чувства в детской группе. Найдите способы удовлетворения основных потребностей непосредственно в детском отряде — и многие проблемы будут решены. Тем более что высшие потребности, начиная с уровня потребностей в принадлежности, практически не требуют материальных затрат, а требуют психологической компетентности вожатого.

Детские группы в целом также могут страдать метапатологиями. Отдельной задачей является анализ причин такого организационного развития (особенно на уровне управления) и его последствий в социальном плане и в плане влияния на и личностное развитие пионеров.

Возвращаясь к закономерностям, лежащим в основе объединения ребят в группы, их поведения в группе, и опираясь на представления о потребностях как главных регуляторах поведения, можно подчеркнуть следующее:

  1. Группа может образоваться, стабильно существовать и развиваться, если именно групповой характер взаимодействия обеспечивает удовлетворение потребностей ее членов лучше, чем если бы они удовлетворяли эти потребности вне группы, т.е. если центростремительные тенденции преобладают над центробежными. Иными словами, подросток может иметь групповые якоря, удерживающие его в группе.
  2. Мотивирование группового поведения (специфическая деятельность вожатых) может строиться на двух уровнях: обеспечения лояльности к дружине детского лагеря как к большой группе и обеспечения эффективной групповой работы на уровне малой группы — конкретного детского отряда или звена. В каждом конкретном случае построения системы мотивирования необходимо найти оптимальный баланс разделения ответственности в удовлетворении основных потребностей ребят между детским отрядом в целом и конкретным звеном.
  3. Мотивирование будет эффективным, если ребенок на уровне своих установок в форме знания, переживания и поведения будет воспринимать свою деятельность и её результаты, полученные в совместной деятельности с другими членами группы, как обязательное условие удовлетворения своих основных потребностей со стороны детского лагеря. Это самое важное в системе мотивирования — добиться отражения подростком устойчивой безальтернативной связи между своим качественным поведением и вознаграждением.
  4. Пребывание подростка в группе действительно может быть значимым условием удовлетворения следующих потребностей:
    • гомеостатических — через получение удовлетворения за свою долю деятельности;
    • безопасности — за счет включения в группу, способную отстаивать интересы своих членов, в том числе и во враждебной среде, в жестких условиях, создавая для своих членов определенные гарантии;
    • принятия, общения, аффилиации — эти потребности удовлетворяются наиболее прямым и естественным путем, а именно реальным членством и, следовательно, ощущением своей включенности, переживанием своего ролевого и статусного положения, общением как необходимым атрибутом группового взаимодействия, групповой эмоциональной поддержкой деятельности своих членов, причем в контексте более широком, чем просто деятельность;
    • самоуважения — за счет полученных от других членов группы, лиц с высоким статусом позитивных оценок деятельности и ее результатов, проявленных личностных качеств;
    • самоактуализации и творчества — при условии предоставления группой возможности своим членам актуализировать свой личностный потенциал в значимых для группы видах деятельностях.


Таким образом, можно выделить и обозначить следующие групповые якоря:

  • первый — чувство защищенности;
  • второй — чувство идентичности с группой;
  • третий — позитивная эмоциональная связь с группой;
  • четвертый — возможность дружеского общения;
  • пятый — уважение со стороны членов группы;
  • шестой — самоуважение;
  • седьмой — чувство востребованности личного потенциала;
  • восьмой — предоставляемые группой возможности реализации личностного потенциала.