Cоциально-психологический тренинг для педагогов

2845m.jpg

Составной частью профессиональной роли вожатого является функция фасилитатора конструктивного общения. Выступая в этой роли, педагог способствует повышению продуктивности деятельности путем активизации процесса восприятия, представления, коммуникации. В этой роли чрезвычайно важна способность вожатого к самовыражению, а также его собственная активность.

Фасилитируя процесс, вожатый, вольно или невольно оценивает свою активность, воздействие на подопечных педагогических форм, приемов и методов, активность подопечных. В случаях, когда при оценивании психологической реальности руководитель группы (а в нашем случае это и педагог, ведущий мероприятие) будет прибегать к прямым оценочным суждениям, то есть говорить „хорошо" — „плохо" или „правильно" — „неправильно" ребенок чувствует, думает или делает (пусть даже апеллируя к авторитетным лицам или теоретическим схемам), он в ряде случаев выступает в дисфункциональной роли судьи.

При психологизированном подходе важна не передача знания сама по себе, а влияние вожатого посредством знаний (информации) на всестороннее развитие личности ребенка. Результативность при этом возможна лишь тогда, когда налажен контакт с теми, кому хочешь эти знания передать, когда осознанно и ответственно используются приемы и методы психологического воздействия, когда есть навыки психолого-педагогической рефлексии, развитию которых способствуют тренинги профессионального психолого-педагогического мастерства.

Психологические приемы, используемые педагогами можно условно разделить на следующие категории:

  • непосредственно коммуникативные навыки: способность ведения дискуссии или ее регуляции; навык резюмирования, обобщения, постепенного подведения к ответу – создание условий для совершения «открытия» детьми;
  • паралингвистические категории (темп, тембр, интонации, паузы, нарочитость, громкость);
  • особенности поддержки подопечных и похвалы;
  • особенности организации рефлексии;
  • анализ психологического состояния подопечных на мероприятии;
  • инструктирование подопечных;
  • создание мотивации, организация работы в группах;
  • соблюдение принципов возрастной психологии – соответствие форм работы возрасту подопечных и др.


Ниже приводится модель тренинга эффективного педагогического общения, в которой учитывается ряд этих категорий.

Для кого предназначен тренинг

Для вожатых с интересом к психологическому взгляду на свою работу.

Требования к ведущему

Ведущий должен обладать навыками ведения тренинговых программ.


Идея тренинга

Безусловно, большая часть педагогов обладает навыками эффективной коммуникации и использует их в воспитательном процессе. Тем не менее, в профессиональной деятельности некоторые элементы взаимодействия либо не востребованы, либо не используются педагогами в силу ежедневных обстоятельств. В тренинговой программе создаются условия, при которых актуализируются имеющиеся навыки, либо создаются новые как путем самостоятельной отработки, так и путем наблюдения за другими участниками.


Цель тренинга

Апробирование и анализ участниками психологических и педагогических действий в модельно организуемых ситуациях.

Результаты для участников тренинга отрабатываются коммуникативные навыки педагога: психологические приемы, повышающие эффективность деятельности подопечных.

Состав группы и режим работы

Состав группы от 10 до 20 человек. Профессиональная принадлежность участников: вожатые, заинтересованные в психологическом анализе своей деятельности.


Этапы тренинга

  1. Введение в тренинговую программу.
  2. Работа с психологическими приемами, используемыми на практике в деятельности вожатых:
    • эмоциональная подготовка группы подопечных;
    • особенности инструктирования группы подопечных;
    • поддержка подопечных;
    • самооценка эффективности совместной работы;
    • организация рефлексии.
  3. Обобщение результатов тренинга. Итоговая рефлексия.

Примечание для ведущего: в тексте встречаются разделы под названием «Информация». Их содержание можно использовать как для сообщения участникам группы, так и для подготовительной работы ведущего.


Введение в тренинговую программу

Вступительное слово ведущего должно содержать сообщение о цели тренинга; определение понятий; информирование о режиме работы (перерывы, дополнительная информация); о тренинговых правилах.

Тренинг начинается традиционно с представления ведущего и участников (по кругу).

Схема представления. Участники называют имя для обращения на тренинге (имени или имени-отчества «по жизни» - на выбор участников работы); краткое представление своего педагогического опыта. Ведущий также говорит о своём опыте.

Продолжение знакомства. В этом блоке целесообразно использовать несколько психологических упражнений на углубление знакомства участников группы.

Примечание для ведущего: целесообразно в процессе всего тренинга использовать также упражнения для создания и поддержания работоспособности, для сплочения группы, перемежая ими смысловые упражнения. Идеальный вариант – когда разминочные упражнения по содержанию близки к теме тренингового блока.


2.Работа с психологическими приемами

Эмоциональная подготовка группы подопечных

Информация: для того, чтобы начать мероприятие, педагогу необходимо совершить некие действия, которые в планах часто попадают в категорию: «организационно-установочный этап», или «ориентировочно-мотивационный этап», или «подготовка подопечных к деятельности», или «создание благоприятной атмосферы на мероприятии и оперативное включение подопечных в деятельность». В последнем примере уже отражается цель этапа. А какие действия целесообразны на этом этапе?

Что происходит с подопечными, когда они слышат следующее?

  • Я сегодня волнуюсь, волнуетесь и вы …
  • Не бойтесь, эти люди здесь не для того, чтобы …
  • На мероприятии не будет ничего страшного …

(Эти высказывания можно обсудить с группой). А как лучше сказать?

Избежать применения выражений, содержащих отрицание, может оказаться весьма трудным. Настолько трудным, насколько вообще трудно говорить фразами, в которых словам тесно, а мыслям просторно.

Упражнение. Участники группы объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Дается задание в подгруппы: переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего). По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, какое отношение вызывают слова «безопасный», «стресс», «неудовлетворенность», к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.

Негатив

Позитив

Не наваливайтесь на стол

Отойдите от стола

Не хочу есть

Я сыт

Здесь Вы находитесь в безопасности

Это надежное, укромное место

Не путайся под ногами

Посиди спокойно

Не хочу пить

Я уже пил.

Безопасный.

Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный

Не выходите из комнаты

Оставайтесь в комнате

Я хочу бросить курить

Я начинаю здоровый образ жизни

Вода не выходит из ванны

Вода остается в ванне

Неудовлетворенность

Желание.

Мне чай без сахара.

Мне только заварку и кипяток


Особенности инструктирования учащихся

Известно, что большая часть детей и подростков разного возраста неуверенно чувствует себя в ситуациях неопределенности. Такие ситуации создают недостаточная компетентность, личностные особенности, предлагаемые обстоятельства, а также нечеткие инструкции, после получения которых ребенок (группа детей) может быть поставлен в тупик. Результативность их деятельности может быть существенно повышена в том числе за счет способности педагога формулировать четкие инструкции по организации деятельности подопечных, умения проверять получение подопечными инструкции, а также способностей подопечных эти инструкции воспринимать. Чтение инструкции, истолкование ее содержания, «примеривание» ее на себя, планирование и распределение работы обра­зуют важную составную часть активности ребенка.


Упражнение. Предложить разделиться на подгруппы по 3-4 человека и подготовить за 5 минут участника, который проведет упражнение. (Одно для всех задание лучше на листках раздать прямо в образованные подгруппы).

  • Задание: в этом упражнении все участники группы, построившись в одну шеренгу, должны прыжком поворачиваться на 90 градусов до тех пор, пока все не окажутся лицом в одну сторону

После подготовки кто-то из добровольцев проводит упражнение; затем группа обсуждает – получилось ли одно и то же действие у ведущих из разных групп. От чего зависело качество выполнения задания; что было хорошо в инструкции, а что можно было сделать еще лучше.

Информация. Эффективность действия во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Может произойти так, что часть инструкции опередит основное содержание и тогда получится следующее: «Наденьте наушники. Надели? А теперь послушайте, что нужно будет сделать…». С другой стороны - не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями. Неудачным можно считать такой вариант, когда инструкция длится дольше, чем выполнение самого действия.

Иногда целесообразно в процессе проговаривания инструкции привести пример, иллюстрирующий процесс выполнения действия, или показать, продемонстрировать, как оно должно выполняться.

Приступать к действию следует только тогда, когда инструктор убедился в том, что все поняли инструкцию и знают, что надо делать. Однако даже в том случае, когда потрачено достаточно времени на то, чтобы проверить все ли поняли инструкцию, в процессе выполнения упражнения может обнаружиться недопонимание или неоднозначность ее понимания разными участниками, в этом случае стоит остановить выполнение и внести коррективы.

Лучший прием подготовки инструкции - вообразить себя на месте ребенка, которому надо выполнить все этапы работы. Хороший способ проверить качество составленной инструкции - показать ее кол­леге-вожатому.


Последовательность построения инструкции:

  • Сначала говорится о цели действия, начиная со слов «Наша задача…»
  • Затем описывается процедура выполнения: «Для этого мы делаем…»
  • На третьем шаге описываются ограничения: «В упражнении нельзя…»

Если можно что-то демонстрировать, то ведущий максимально демонстрирует это во время инструктажа.

Действительно ли наши инструкции воспринимаются получателями именно так, как мы говорим, поможет проверить следующее упражнение.


Упражнение. Прием-передача информации.

  • Цель: осознание участниками эффективности приемов инструктирования и запоминания информации.
  • Общая инструкция: сейчас 6-7 добровольцев смогут проверить свои способности в приеме-передаче информации (нужно подождать появления добровольцев).

Остальные участники будут наблюдателями.

Инструкция добровольцам (после этого они могут выйти за дверь): сейчас вы будете передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому текст скажу я, он скажет второму, второй третьему и т.д. Ваша задача – передать информацию следующему как можно ближе к тексту, желательно слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Делать можно все, что угодно, записывать нельзя. Понятно? (важно произнести именно эту инструкцию).

Инструкция наблюдателям: сейчас участники будут входить по одному и передавать друг другу по очереди информацию. Ваша задача – фиксировать, кто и как точно будет передавать текст. Можно закрепить наблюдателей за участниками.

Текст сообщения: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября». Возможная последовательность обсуждения:

  • Вопрос добровольцам: «Кто помнит инструкцию, которую вы получили за дверью?»
  • Вопрос для всех: «Что значит: «делать можно все, что угодно, записывать нельзя. Понятно?»
  • Обсуждение значимости слова «понятно» для отправителя и получателя информации.
  • Вопрос добровольцам: «Когда передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?».
  • Вывод: необходимо ориентироваться на собеседника – слышит – не слышит, понимает - не понимает.

Анализ утрат и дополнений информации, несоответствий и «шумов» в тексте.

В обсуждении важно подвести группу к осознанию того, насколько важно давать время для формулирования вопросов в процессе дачи инструкции или просто в процессе передачи информации, а также проверять – каким образом участник взаимодействия собирается ее выполнять.


Упражнение. Каждой подгруппе выдается на листках задание - подготовить инструкцию к одному упражнению из следующих:

  • участники группы должны, не договариваясь, «выбросить» одинаковое количество пальцев;
  • счет всей группой с заменой чисел содержащих 6 или делящихся на 6 хлопком;
  • в круге на счет молча найти себе пару, вместе начать оди­наковое движение. Повторить три раза.

После проведения каждого упражнения обсуждаются компоненты, содержащиеся в инструкции, и их влияние на участников группы.

Упражнение. В подгруппах сформулировать задание подопечным не в виде инструкции, передать в другую подгруппу для того, чтобы в ней была сформулирована инструкция. (Можно проиграть несколько инструкций в ролевых играх с усложняющими поведенческими задачами).


Поддержка подопечным

Цель тренингового блока: научиться отличать стратегию отношения к ребенку по типу поддержки от стратегии «красного карандаша» - замечания. Научиться рационально использовать разнообразные виды поддержки, понять сильные стороны отношения по типу поддержки и ограничения такого отношения.

Информация. В ряде экспериментов было проведено исследование, выявляющее суть посланий, которые получает «проблемный ребенок» от окружающих. Почти в 100% обращений взрослых к «проблемному» ребенку содержались негатив­ные оценки в его адрес. Взрослые по отношению к нему занимали позицию «обвинителей», прямо или косвенно давая понять, что он «хуже всех» и только этим отличается от других. Стоит особо подчеркнуть, что перечисление негативных фактов встречается в педагогической практике гораздо чаще, чем диагностика порождающих их причин.

Упражнение для разминки. Участники становятся в два круга лицом друг к другу в парах (по типу карусели). Один из партнеров говорит другому комплимент. Другой же отвечает: «Да, конечно, а еще я…(говорит о себе что-то хорошее)». Затем они меняются ролями и повторяют упражнение. После этого все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо и продолжают упражнение.

Информация. Существуют разные способы поддержать другого человека. К поддерживающим приемам обычно относятся:

  • знак внимания - высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость;
  • комплимент - знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент;
  • похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу;
  • поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.


Вопросы к дискуссии:

  • Чем поддержка отличается от положительной оценки?
  • Чем поддержка отличается от похвалы-сравнения?
  • Почему поддержка повышает самоуважение и является единственным средством вернуть мотивацию?
  • Почему так трудно правильно выполнять приемы поддержки?
  • В чем секрет воспитывающего эффекта поддержки как положительной обратной связи? Что именно следует поддерживать?
  • Почему положительная оценка может обидеть, а поддержка – нет?
  • Почему поддержка – это принципиально иной подход к ребенку, а не один из приемов?
  • Назовите составляющие поддержки. Чем одобрение отличается от уважения и признания?

Желательно, чтобы в дискуссии были прояснены следующие моменты:

  • «хорошее отношение» - это отношение к личности ребенка, оно не обязывает хорошо относиться к тому, что он делает;
  • поддержка не работает без «твердости» - разумного отношения к выборам, поступкам, деятельности ребенка – «твердость» предполагает умение сопротивляться манипулированию и устанавливать справедливые санкции;
  • если педагог правильно выполняет приемы поддержки и умеет сопротивляться, то он может держать дистанцию, не становясь «приятелем» или «подружкой» ребенка.


Упражнение «Сильные стороны»

  • Цель: помочь участникам понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.

Участники объединяются в пары. Первый в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются местами. Обсуждение.

Все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Было ли кому-то трудно это сделать? Трудно ли удержаться от осуждения?


Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»

  • Цель: дать участникам возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается и в затруднительном для него положении.

Упражнение начинается в парах (это другие пары, нежели в предыдущем упражнении). Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что…».Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…».Затем участники меняются ролями.

Обсуждение.

Все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом? Было ли трудно и в связи с чем? Что чувствовали, когда получали поддержку?


Упражнение «Красный карандаш»

  • Цель: дать участникам группы возможность почувствовать на себе эффект оценочного отношения со стороны партнеров.

Упражнение выполняется в круге. Один из участников рассказывает сидящему слева от него о какой-то своей проблеме или затруднении. В ответ тот должен отреагировать с позиции «красного карандаша», затем рассказать о своей проблеме следующему участнику. Каждый последующий делает то же самое.

Второй круг дает возможность участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера.

Участник группы рассказывает сидящему слева от него о своей проблеме или затруднении, можно о том же, что и в предыдущем упражнении, его партнер говорит что-то, что считает нужным, чтобы оказать поддержку говорящему, затем рассказывает о своей проблеме следующему участнику, далее все повторяется до тех пор, пока все участники группы не побывают в роли оказывающего поддержку и принимающего ее.

После выполнения этих упражнений участники обсуждают в группе чувства, возникшие при их выполнении:

  • В каком случае легче отреагировать, в каком – труднее?
  • Какими словами Вы оказывали поддержку, какие чувства испытывали при этом?


Информация. Вот список слов русского языка, описывающих положительные черты характера:

Честолюбие справедливость
Смелость дружелюбие
Бодрость нежность
Чистоплотность благие намерения
Ум доброта
Склонность к рассуждению полезность
Храбрость честность
Творчество верность
Любознательность опрятность
Энергичность организованность
Энтузиазм оригинальность
Настойчивость спокойствие
Дипломатичность упорство
Общительность правдолюбие
Пунктуальность заботливость
Склонность к риску понимание
Чувствительность остроумие
Сила талант


Умение слушать другого альтруизм

Можно составить простые предложения: «Мне нравится твоя доброта…», «О, какой творческий подход!» Они поначалу могут казаться странными и непонятными. Но однажды можно увидеть удивительный эффект этих простых фраз. Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Они транслируются на учеников как модель приемлемого поведения так же легко, как модели неконструктивного поведения.

Воодушевляющие и поддерживающие высказывания используются на всех стадиях общения с детьми. Внимание в воодушевляющих высказываниях сконцентрировано на личностной, субъективной стороне действий ребенка. Мы описываем действие, но говорим не только о том, что делает ребенок, а о том, как он это делает – с какими усилиями, энергией, с какими чувствами.

Пример:

Ты выглядишь таким гордым, после того, как забил гвоздь в доску по самую шляпку.

Или

Я уверена, что ты в этом разберешься.
Ты действительно напряженно работаешь над этим рисунком.

(Примеры могут вызвать удивление у участников группы: зачем говорить так и об этом детям? Почему не сказать ему просто, что он молодец? В этот момент может возникнуть дискуссия об отличиях воодушевляющих, описательных и оценочных высказываниях). Вот некоторые выводы, сформулированные участниками групп:

Хвалит обычно тот, кто психологически выше и значительнее. Когда ребенка хвалят, то попутно сообщают ему: «Я имею право оценивать, потому что я более опытен, важен и значителен, чем ты». Сущность воодушевления состоит в том, чтобы подчеркнуть важность и значительность ребенка, его усилий, его устремленности вперед. В этот момент он самый важный и воодушевляющее высказывание должно это передать.

Положительная оценка предполагает и отрицательную. Дети могут настороженно относиться к похвале, потому что они привыкли, что от похвалы до ругани – один шаг. Сейчас меня похвалят, а через минуту я сделаю что-нибудь не так и меня будут ругать.

Хвалить могут не за что-то, а зачем-то. Дети часто чувствуют, что похвала бывает неискренней, что взрослые их хвалят потому, что преследуют какие-то свои цели – хотят отделаться, унять чрезмерную активность ребенка, отвлечь его от чего-то.

Упражнение. Группе можно разделиться на подгруппы по 5 человек. Первая подгруппа формулирует воодушевляющие высказывания для второй, вторая – для третьей, а третья – для четвертой, а четвертая – для первой. Затем презентация высказываний, а группа, к которой это высказывание обращено – анализирует. Разбору подвергаются все высказывания, проверяются на восприятие интонации, мимики.

Если анализировать высказывания, звучавшие на тренингах, то:

  1. В высказываниях типа «Я уверена, что ты сам…» или «Ты сам решишь…» - взрослые улавливают элемент принижения, а дети привычное для них требование быть самостоятельными.
  2. Высказывания типа: «Ты действительно напряженно работаешь…» и «Ты выглядишь таким гордым…» действительно оказывает воодушевляющее воздействие и на взрослых, и на детей, хотя чаще всего они выражаются в форме похвалы, содержащей описание усилий «Ты напряженно работаешь, и поэтому ты добился…»
  3. Высказывания типа «Тебе нравится…» и «Ты нашел способ…» взрослыми воспринимаются с благодарностью как признак неравнодушия к ним. Дети отвечают на такое высказывание большой готовностью к самораскрытию.


Информация. Педагогическая эффективность кооперации в обучении давно доказана. За последние десятилетия проведены сотни экспериментальных педагогических и психологических исследований. Их результаты свидетельствуют о высокой педагогической эффективности надлежащим образом организованной групповой рабо­ты, убедительно показывают, что деятельность в условиях кооперации (в отличие от конкуренции или независимости подопечных) обеспечивает:

  • более высокий уровень результативности и продуктивности деятельности;
  • формирование более дружественной, доброжелательной обстановки в группе подопечных;
  • повышение самооценки и коммуникативной компетентности подопечных и, в конечном итоге, большее психическое здоровье подопечных. Чтобы спровоцировать общение, подопечных объединяют в группы. Чтобы группа работала как целое, в ней должна сложиться позитивная взаимозависимость. Чтобы каждый член группы достиг желаемых результатов деятельности, эти результаты надо оценивать. При этом важно учитывать, каким образом может формироваться самооценка работы в группе, оценка эффективности собственной работы в группе, и для выяснения уровня овладения навыками групповой работы, и для формирования этих навыков, и для улучшения работы в целом.

Для разминки и подведения к теме влияния форм организации деятельности подопечных на эффективность работы целесообразно провести следующее упражнение.

Упражнение «Бодрячок». Участники выстраиваются двумя рядами в затылок друг другу. Назначается «физорг». Физорг проводит простую зарядку, без взаимодействия «физкультурников».

Затем ведущий делит участников на микрогруппы способом простого расчёта на первый – пятый. Предлагает микрогруппам выбрать своих физоргов, расположиться полукругом и продолжить зарядку с примерно такими же упражнениями.

После окончания зарядки участники делятся впечатлениями. Ведущий поддерживает высказывания, не акцентируя какие-либо идеи, а дожидается, когда возникнет тема влияния взаиморасположения на процесс деятельности.


Итак, любая групповая работа должна включать в себя индивидуальную оценку. Если принцип индивидуальной оценки работы подопечных в группах не выполняется, такие группы нельзя назвать эффективными группами.


Организация рефлексии

Информация. Педагогами используется широкий спектр рефлексивных приемов, содействующих выявлению состояния группы подопечных, отношения к деятельности, собственно деятельности подопечных и т.п. Эффективность использования таких приемов зависит от цели, поставленной педагогом и последующей аналитической работы с полученным материалом. Выбирая рефлексивный прием, педагогу важно ориентироваться как на возрастные особенности подопечных, так и на возможности использования полученного материала в организации своей работы.

Упражнение. Для какого возраста учащихся и с какой целью целесообразно применить следующие рефлексивные приемы?

ПРИМЕР:

«Мы уже можем….»
«Мы еще должны…»
«Мы уже умеем…»
«Мы еще должны научиться…»

ПРИМЕР:

«Я теперь могу…»
«Я чувствую себя…»

ПРИМЕР:

Скучно
Трудно
Радостно

Обобщение результатов тренинга. Итоговая рефлексия.


Финальное упражнение

  • Цель: обобщить полученный в ходе тренинга материал.

Участникам предлагается объединиться в тройки и составить небольшую (5-6 пунктов) памятку коллегам, которые не присутствовали на тренинге. Можно использовать собственный опыт, который не проговаривался в процессе тренинга, а также приобретенные в процессе тренинга знания, которые они посчитали наиболее полезными.

Когда памятка составлена, подгруппа передает ее по часовой стрелке в другую подгруппу, которая отмечает галочкой наиболее важный, по мнению всех участников подгруппы пункт. Таким образом, каждая памятка обходит весь круг участников и возвращается к авторам, которые выделяют свою самую ценную рекомендацию и сообщают ее группе. При желании группа может составить одну общую памятку, которую педагоги могут использовать в своей работе. В заключение ведущий предлагает участникам сообщить группе – что лично для каждого было важным в общей работе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Передающий информацию должен следить за тем, чтобы:

  • Говорить однозначно;
  • Использовать простые слова;
  • Важное проговаривать несколько раз;
  • Структурировать сообщение, разбивать его на пункты;
  • Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию;
  • «Вам все понятно? Не спрашивать, все обычно отвечают : «Да». Надо задать вопрос на уточнение, например. «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь? – может быть, важные моменты проговорить еще раз;
  • Если произошла помеха, проговорить еще раз предыдущее предложение;
  • Учитывать темповые характеристики слушающего;
  • Создать позитивную или негативную мотивацию «Если все сделаете по инструкции, то…» «Если не сделаете, то произойдет…»;
  • Использовать техники типа «забор» - специальные фразы («Я специально обращаю ваше внимание…». «Я хочу, чтобы вы это запомнили…»).


Слушатель, получающий информацию:

  • Пропускает ее через личностный фильтр;
  • Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает;
  • Непривычные слова заменяет на привычные;
  • Обрабатывает информацию сообразно своей логике;
  • Напоминает необычные «жареные» факты, но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное;
  • То, что можно истолковать, истолкует.