10 уроков для не умеющих плавать

06-803m.jpg
07-1265m.jpg
06-833m.jpg

Урок №1

На первом уроке плаврук знакомится с подготовкой отряда, выясняет, кто умет и кто не умеет плавать. Однако к устным ответам не следует относиться слишком доверчиво. Проверяя подготовку отряда, нужно пускать в воду одновременно не более двух человек, и входить в воду по лестнице спиной вперед.

На первом занятии необходимо рассказать детям о технике безопасности и правилах поведения в бассейне. После поверки умения плавать проводится занятие в воде, куда включаются простейшие упражнения для освоения с водой, не требующие предварительного выполнения на суше.


В воде:

Упражнения выполняются на глубине бассейна по грудь.

  1. Держаться за руки в парах перейти бассейн туда и обратно, сначала шагом, потом бегом.
  2. “Кто выше выпрыгнет из воды”. Присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть вверх.
  3. Сделать вдох и погрузиться с головой под воду.
  4. Стоя на месте, ноги на ширине плеч, выполнять движения руками в различных направлениях (напряженными и расслабленными).
  5. “Кто больше проплывет”. Дать детям несколько попыток проплыть по-своему небольшие расстояния (кто сколько сможет).
  6. “Кто быстрее”. Поставить группу ребят на одну линию и по команде начать бег в воде к намеченному финишу. Объявить победителей и призеров.


Урок №2

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15раз).
  2. Движения ног кролем под счет учителя. Упражнение выполняется в быстром темпе, с небольшим размахом между стопами. Ноги высоко не поднимать.

В воде:

  1. Ходьба и бег по дну, держась за руки, в парах и по одиночке. Выпрыгивание из воды.
  2. Погружение в воду с головой.
  3. Выдох в воду: а) дуть в воду, как на горячий чай; б)то же опустив рот в воду; в) “умывание”-побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
  4. Взяться за бортик, поднять к поверхности воды таз и пятки, носки оттянуть. По сигналу учителя выполнять движения ногами кролем. Обязательно дать указание брызгаться. Движения выполняются в быстром темпе, чтобы ребята не успевали широко работать ногами и сгибать колени.
  5. То же, но в положении на спине. Выше поднять живот, не сидеть, а лежать на воде. Дать указание брызгаться. При правильном выполнении упражнения должен быть фонтанчик от стопы. Колени не сгибать и не высовывать из воды.
  6. Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз; то же с выдохом в воду.
  7. “Кто быстрее спрячется”. По команде сделать вдох и присесть под воду.
  8. “Кто быстрее”. По сигналу ребята бегут по дну, помогая себе гребками рук, до условной финишной черты.
  9. “У кого больше пузырей”. Погрузиться под воду и сделать продолжительный выдох (10-15 раз).

Домашнее задание: движения ног кролем.


Урок №3

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15раз).
  2. Ознакомиться с упражнением “поплавок”.


В воде:

  1. Сесть на бортик бассейна и опустить ноги в воду. По сигналу учителя выполнять движения ногами кролем.
  2. Ходьба и бег по дну, помогая себе гребковыми движениями рук. Прыжки из воды и погружения в воду.
  3. Выдохи в воду (5-15раз).
  4. Движения ног кролем на груди.
  5. Движения ног кролем на спине.
  6. “ Полоскание белья”. Принять устойчивое положение на дне и делать движения обеими руками вправо-влево, вперед-назад, напряженными и расслабленными. Сказать ребятам, что только напряженная кисть руки позволяет опереться о воду.
  7. Погрузиться в воду и просчитать до 10-15.
  8. Выполнить упражнение “поплавок”.
  9. Открывание глаз в воде. Встать в пары, поочередно погружаться в воду с открытыми глазами и считать пальцы партнера.
  10. Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Сосчитать до 5, 10, 15. То же с выдохом в воду.
  11. Игры “Хоровод” и “У кого больше пузырей”.
  12. “Кто больше проплывет”. Дать детям несколько попыток проплыть по-своему небольшие расстояния (кто сколько сможет).


Урок №4

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15раз).
  2. Упражнение движение ног кролем.
  3. “Скольжение” выполнить у стены.
  4. Наклоны вперед (ноги на ширине плеч, руки упираются в колени, голова в положении вдоха; сделать вдох, повернуть лицо вниз-выдох).

В воде:

  1. Ходьба, бег, прыжки, погружения и другие активные движения в воде, помогающие проявлению самостоятельности детей и играющие роль разминки.
  2. “Поплавок”.
  3. Движения ног кролем на груди и на спине.
  4. Выдохи в воду. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, руки на коленях, лицо щекой лежит на воде. Открыть рот сделать вдох, опустить лицо в воду- выдох. Повторить 10 раз.
  5. Скольжение на груди. Встать спиной к бортику, одной ногой упереться о бортик, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на воду. Повторить несколько раз.
  6. Скольжение на спине. Встать лицом к бортику, руками взяться за бортик, колени подтянуть к груди, сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, оттолкнувшись ногами от бортика, лечь на спину. Сразу поднять выше живот и прижать подбородок к груди. Не садиться.
  7. Скольжение на груди и на спине с движением ног кролем.
  8. Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию учителя.
  9. Игра “Мяч по кругу”.


Урок №5

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15 раз).
  2. Движения рук, как при плавании кролем. Ноги на ширине плеч.

В воде:

  1. Ходьба, бег, прыжки, погружения, выдохи в воду.
  2. Скольжение на груди и на спине (до10 раз).
  3. Движения ног кролем на груди и на спине.
  4. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (до 10-15 раз).
  5. Движения рук кролем. Ноги на ширине плеч, плечи на воду, подбородок на воду. Не торопиться.
  6. Скольжение на груди и на спине с движения рук кролем. Повторить4-6 раз.
  7. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (до 10-15 раз).
  8. Скольжение с движением ног кролем на груди и на спине (10 раз).
  9. Плавание кролем на груди с доской с помощью одних ног.
  10. Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию учителя.
  11. Войти в воду по грудь. Согнутыми в локтях руками (поочередно левой и правой) делать частые гребки перед грудью сверху вниз, опираясь ладонями о воду. Одновременно согнуть ноги и подтянуть колени к груди. Повторить3-5 раз.
  12. Игра “Плавучие стрелы”.


Урок №6

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания (по 10-15 раз).
  2. Выполнить движения рук кролем.
  3. Согласование дыхания с движением одной рукой кролем.
  4. Согласование движений рук кролем с дыханием.

В воде:

  1. Скольжение с движением ног кролем на груди и на спине (10 раз).
  2. Движения ног кролем на груди и на спине, упираясь руками в бортик.
  3. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем.
  4. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха.
  5. Согласование движений рук кролем с дыханием, стоя в воде. Выполнять 2-3 мин.
  6. Плавание кролем на груди с доской с помощью одних ног.
  7. Движения рук кролем, стоя и передвигаясь по дну. Смотреть вперед, плечи и подбородок опустить на воду.
  8. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем. Повторить не менее10-12 раз.
  9. Плавание кролем на спине с помощью одних ног (кто больше проплывет).
  10. . Дать несколько попыток проплыть самостоятельно возможно большее расстояние. Не настаивать на выборе способа – каждый плавает как хочет.

Домашнее задание: выполнять упражнения на согласование движений одной и двух рук кролем с дыханием.


Урок №7

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания ( по 10-15 раз).
  2. Движения рук кролем на груди.
  3. Движение одной руки кролем с дыханием.
  4. Движения рук кролем с дыханием.

На воде:

  1. Скольжение на груди и на спине с движения ног кролем. Повторить до 15 раз.
  2. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (не менее 20 раз)
  3. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем. Повторить каждой рукой до 1-2 мин.
  4. Движения рук кролем на груди, стоя и передвигаясь по дну с дыханием (до 2 мин).
  5. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем (до10 раз) с попыткой повернуть голову и сделать вдох.
  6. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до10 раз).
  7. Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 2х25м.
  8. Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 2х25м.


Урок №8

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания ( по 10-15 раз).
  2. Упражнения для согласования движения рук кролем с дыханием.
  3. Упражнения для согласования движений при плавании кролем.

В воде:

  1. Скольжение на груди и на спине с движения ног кролем (до10 раз).
  2. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем (до 20 раз каждой рукой).
  3. Движения рук кролем на груди, стоя и передвигаясь по дну с дыханием.
  4. Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову и сделать вдох сначала один раз на несколько гребков, затем чаще (до 6 раз).
  5. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до10 раз).
  6. Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 2х25м.
  7. Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 2х25м.
  8. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
  9. Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
  10. Игры “Рыбы и сети”.

Домашнее задание: выполнять упражнения на согласование движений рук и дыхания, а также упражнения на согласование движений рук и ног.


Урок №9

На суше:

  1. Выполнить разогревающие упражнения: махи руками, наклоны, приседания ( по 10-15 раз).
  2. Упражнения для согласования движения рук кролем с дыханием.
  3. Упражнения на согласование движений рук и ног под счет “раз, два, три” и т. д. добавить поворот головы и вдох.

В воде:

  1. Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
  2. Проплыть кролем на спине с задержкой дыхания(до10 раз), добиваясь непрерывных круговых движений плечами и руками.
  3. Движения рук кролем на груди с дыханием на месте и в передвижении по дну (до 20 раз).
  4. Плавание кролем на груди с дыханием через несколько гребков (до 5 раз); то же на спине.
  5. Проплыть кролем на спине с помощью одних ног 25м.
  6. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
  7. Проплыть кролем на груди с доской с помощью одних ног 25м.
  8. Проплыть возможно большее расстояние кролем на груди.
  9. Спад в воду из положения сидя на бортике.
  10. Соскок в воду вниз ногами.


Урок №10

Проводиться текущий зачет по пройденному учебному материалу. Учитель оценивает выполнение следующих упражнений.

На суше:

  1. Комплекс ОРУ, СРУ.

В воде:

  1. Упражнение “поплавок”.
  2. Скольжение на груди.
  3. Скольжение на спине.
  4. Скольжение на груди с движениями ног кролем.
  5. Скольжение на спине с движениями ног кролем.
  6. Проплыть кролем с доской с помощью одних ног.
  7. Плавание кролем на груди.
  8. Плавание кролем на спине.

Все упражнения оцениваются с учетом техники выполнения и проплываемого при этом расстояния. После занятия обязательно объяснить ребятам полученные ими оценки за выполнение каждого упражнения и вывести общий суммарный балл за 10 уроков в целом.

Отдельные упражнения и технику плавания лучших пловцов показать всему отряду.


Общеразвивающие, специальные и имитационные плавательные упражнения

Общеразвивающие и специальные имитационные плавательные упражнения, выполняемые в спортивном зале или на спортивной площадке, содействуют общему физическому развитию детей, развитию основных физических качеств, ускоренному освоению техники способов плавания.

Упражнения для совершенствования в плавании кролем на груди.

  1. Сесть, согнув одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево.
  2. Сесть, упереться руками сзади, ноги выпрямить, носки оттянуть. Сначала выполнять ногами скрестные движения, затем, как при плавании кролем (ноги высоко не поднимать, выполнять движения от бедра, в быстром темпе).
  3. Встать, согнуть руки в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно.
  4. «Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя, с притоптыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд.
  5. То же упражнение, в положении наклонившись вперёд.


Упражнения для совершенствования в плавании кролем на спине.

Можно выполнять все перечисленные упражнения для кроля на груди, а также:

  1. Вращение прямыми руками назад («мельница») с постепенным увеличением темпа
  2. В упоре лёжа сзади на предплечьях имитация движений ног при плавании кролем на спине.


Упражнения для совершенствования в плавании дельфином.

  1. Движения руками как при плавании дельфином.
  2. Упражнения для согласования движений: руки вверху, одновременные движения тазом и животом, как при плавании дельфином.
  3. Повторить то же движение с опущенными руками вниз.
  4. Наклониться вперёд, руки в упоре о стенку на уровне плеч; таз поднять, плечи опустить, ноги прямые. И, наоборот, гребок руками, плечи поднять, таз опустить.

Упражнения для совершенствования в плавании брассом.

  1. В положении, наклонившись вперёд - движения руками как при плавании брассом.
  2. В положении сидя, руки в упоре сзади, делать движения ногами как при плавании брассом.


Рекомендации по обучению плаванию.

  1. При обучении следует руководствоваться общепринятыми педагогическими принципами.
  2. При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования и правила безопасности на воде.
  3. В бассейнах с мелкой и глубокой частью группы неумеющих плавать должны заниматься у бортика бассейна или на мелкой части, которая отделяется от глубокой разделительной дорожкой. Занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 30-40 минут. Степень освоения учебного материала оценивается по результатам выполнения требований и стандартов, установленных для каждого года обучения.
  4. При обучении плаванию должны соблюдаться правила по предупреждению травм и несчастных случаев на воде.