Эффект договора в полевых условиях

Z 95513366m.jpg

"Вчера попробовал на своих подопечных метод кнута и пряника. Пряник неудобен — крошится при ударе. Надо опробовать метод кнута и кнута".

"Дети - цветы жизни. Но к поганкам и поганцам из первого отряда это не относится".


Вы себе представляете, как работать ребятками от 6 до 12-13 лет. Так называемый младший и средний возраст.

А что же такое дети старшего возраста? Во-первых, они уже не дети, а во-вторых все еще дети. Всё по максимуму - и проблемы, и радости. Они готовы сами сделать театральную постановку, а потом жалко попытаться сбежать в магазин за пивом. Влюбляться и говорить высокие слова про дружбу на свечках и при этом все так же не уметь заправлять одеяло в пододеяльник.

Некоторые вожатые предпочитают работать исключительно на старшем возрасте - так интереснее. А некоторые их побаиваются и не представляют, как можно с ними вообще работать.

Ох, как часто всем на вожатских школах это говорят, что вот если отряд хороший и застроенный, то все будет отлично. Или вот, часто говорят, что в оргпериод невероятно важно поставить дисциплину на отряде. Или вот некоторые считают, что дисциплина вообще не нужна на отряде. Считают, что мы не воспитываем детей, а прививаем им условные рефлексы (БДСМ - безоговорочно, дети, слушаться меня!).


Речь идет о границах допустимого.

Вот те из них, которые необходимо озвучить на первом сборе:

  • закон территории (только с ведома вожатого, и вместе с ним, родительский день оговаривается отдельно, перед родительским днем)
  • закон воды (только в присутствии и с разрешения вожатого)
  • секс, наркотики, спиртное - нет, нельзя. (этот пункт на разных возрастах оговаривается по-разному)
  • курение - этот вопрос необходимо с начальством однозначно обсудить. Официально курение запрещено. Те, кто курят, говорят об этом сразу и пишут расписки в том, что они курили до смены. Кто не сказал, что курит, признается некурящим. Курящим объясняется, что их ответственность - не допустить, чтобы закурил кто-нибудь кроме них. некурящих курить не берут. Мелкие их видеть не должны (чтобы не хотелось брать пример). Курение - не время для бесед, поэтому на него отводится минуты по три на один раз, количество раз в день минимальное из возможных и договаривается с курящими. оно разрешается только потому, что бросить курить сложно, и это может быть только решением лично курящего. Желающие бросить могут попробовать это сделать, они могут заявить о своем желании и заручиться поддержкой вожатых.
  • С отбоя и до подъема все должны быть по своим палатам и должно быть настолько тихо. чтобы желающий спать мог спокойно спать. Тихого часа касается то же самое. Потому что народу много и нагрузка на психику большая, организму нужно дать отдохнуть.
  • ну и там всякие мелкие технические правила про уборку и тапочки.
  • ну и про сладкий шкаф: все съестное по нормам сэс хранится там, в юные желудки скармливается только в течение получаса после еды, скажем.


Все это дело проговаривается на первом сборе. Где-нибудь посередине можно хорошо бы встряхнуться. маленькой игрушкой, когда почувствуется. что все подустали. По каждому пункту, если есть вопросы (все вопросы, даже шуточные, серьезно принимать и приветствовать), внимательно обсудить, объяснить. Про каждый пункт понимать (обсудить до смены), что зачем нужно. Курению уделяется отдельный кусок, если это не младший возраст.

Очень важно выйти с курильщиками на уважительный доброжелательный диалог, чтобы ваши отношения были предельно прозрачны. Необходимо избежать так любимой зачастую игры в прятки и слежку. А впрочем, это касается всех норм.

Уследить за всеми невозможно физически, да и время свое на игру в полицейских тратить жалко. Есть много более душевных и интересных занятий. Поэтому правила должны быть ясны и просты, и последствия их нарушений должны наступать с уважением к решению их преступить, безо всякой мести, однозначно и незамедлительно. (Для этого последствия стоит до смены продумать, на первом сборе оговорить.) Посередине смены тоже можно договариваться о правилах, если чувствуете, что нужно. Если будут уважение и незамедлительность (например, дети зашумели во время отбоя, а вы договаривались, что играете на гитаре только в тишине), игра мгновенно прекращается. Мгновенно и спокойно.

Если вы договорились, что говорить будете только в тишине, то начинаете говорить только когда услышите тишину, и если кто-то перебивает, мгновенно останавливаетесь. Пары таких остановок бывает достаточно.

Все границы прописать и продумать невозможно. Главные нужно обсудить с ребятами на первом сборе, об остальных - договариваться по мере необходимости.

От чего хочется предостеречь, так это от выслеживания. Дети должны чувствовать, что им доверяют, тогда им будет приятно соблюдать договоренности, если они будут прозрачными и обоюдными. Только если в глубине души Вы дадите им право на нарушение границ приемлемого, и будете следить не за соблюдением правил, а за тем, чтобы вовремя наступали оговоренные последствия (как в случае с гитарой выше), они смогут взять на себя ответственность самостоятельно следить за собой. Перед ними каждый раз будет стоять конкретный выбор. Только реально наступившие обещанные последствия дают детям почувствовать реальную ответственность за свои решения.

И еще, есть одно правило для первого сбора:

Каждый ребенок каждую секунду знает, где хоть один из вожатых. И про каждого ребенка каждую секунду кто-то из вожатых должен знать, где он (ребенок).

Все описанные правила имеют некоторые основания. какие-то относятся к СЭС, какие-то - к возможности вожатого отвечать за жизнь и здоровье, какие-то - к взаимному уважению и доверию. Все это важно про каждое правило для себя вместе с напарником перед сменой проговорить.

Дисциплина будет стоять на ясности границ, принятия их всеми сторонами, незамедлительности адекватных последствий, на доверии и уважении права выбора.

Границы нарушаться будут. Это нормально. Это нужно детям, чтобы почувствовать их на себе. Чтобы убедиться в вашей последовательности и в серьезности вашего отношения к договоренностям.

Дети при этом бывают разные. Бывают такие дети, которые привыкли играть в прятки с "надсмотрщиками". И бывает требуется время, чтобы они стали вам доверять и увидели, что вы не собираетесь играть с ними в эту игру, и что вам можно по-человечески доверять. Тогда возможно они начнут соблюдать правила, когда почувствуют ваше доверие и уважение, и не захотят их терять гораздо больше, чем просто быть наказанными. Они же могут быть очень принципиальными. Они могут воевать с наказаниями тыщу лет, и вы у них не выиграете, разве что всех выгоните из лагеря, только вот зачем.. Для них соблюдение договоренности в вами - во многом, особенно очень во многом - проявление уважения и симпатии к Вам. Бывают дети, у которых сперва надо завоевать доверие и уважение. Чтобы рядом с Вами они чувствовали, что ими искренне интересуются, и только тогда они перед тем, как залезть в воду, станут спрашивать у вас разрешения, и не полезут, пока не получат его. А если до того с ними заговаривать об обоснованности необходимости спрашивать разрешения купаться, они могут просто послать вас, как очередного взрослого с его тупыми правилами, не разглядев вашего уважения с непривычки. И ваш отряд может закончиться, даже не начавшись. А начинать когда-то надо.

Это сказано про сложных детей. Примерно так бывает с парой-тройкой детей в каждом из детских отрядов с которыми вам придется работать. Ну примерно.


Чего делать категорически не стоит:

  • Использовать наказание для мести.
  • Унижать
  • наказывать помощью (ведь помощь это здорово, просьбой о помощи можно оказывать великое доверие)
  • наказывать работой (превращать работу в наказание - не самый позитивный задел на взрослую жизнь, исключение - прибрать за собой - но то и не наказание)


Что возможно имеет смысл делать:

  • спокойно и уважительно разобраться в причинах нарушения договоренности
  • убедиться, что ребенок осознал, что именно он нарушил
  • если нарушение не требует выгона, то осуществить обещанные последствия в любом случае
  • если нарушение требует выгона, то:
    • либо повторить договоренность, если тот просто был дурак, или причины были вескими, договориться как поступать в случае, если возникнет "неразрешимая ситуация" (типа поговорить с вожатым прежде чем отчаиваться и нарушать)
    • либо, если поделать ничего не получается (ребенок неадекватен, всех бьет, в адекват не приводится; ребенок дик и недоверчив, тупо сбегает, на контакт не идет), отказываться от ответственности за него в письменном виде и отправлять домой, или как-то типа того. Потому как вы и правда за него не можете отвечать при всем желании, это выше вашей компетенции, да и не привязывать же на 21 день.
  • если нарушение небольшое типа мелкого неуважения, то имеет смысл отказывать в дополнительной вечерней песне, или книжке, или в чем-то еще небольшом и приятном, что вы собирались сделать, но расхотелось от такого отношения. Впрочем, здесь "дисциплина" плавно перетекает в вопрос самоуважения.


Описанное используется, возможно, вот, зачем:

  • соответствовать нормам СЭС, чтобы лагерь мог законно функционировать
  • чтобы возможно было друг друга спокойно слушать
  • чтобы было реально отвечать за жизнь и здоровье детей в условиях лагеря
  • для удобства организации совместной жизни и кормежки большого количества народу в условиях лагеря


Бывает все и совсем по-другому устроено и организовано…


И последнее, и очень, Очень важное: БЛАГОДАРИТЕ за соблюдение обоюдных договоренностей!

Благодарность во сто крат лучше, чем медаль и диплом.

Говорите детям, как здорово чувствовать доверие к ним (хоть к кому-то), когда вы чувствуете его про то, например, что ночью никто никуда не сбежит, или что в воду без разрешения не полезут. Только не специально. Только когда искренне чувствуете доверие. Личное отношение очень ценно. Делитесь им! И тогда, может быть, им захочется оправдывать ваше доверие и дальше. Но вы вот прямо сейчас как прочли, так и забудте. Этим нельзя манипулировать. Они почувствут, да и вам будет неприятно. Просто говорите спасибо, когда чувствуете, что они своей ответственностью делают вклад в команду. Это такой подарок от них вам.