Этическая беседа в младших отрядах

Материал из Летний лагеря
Версия от 14:41, 27 марта 2010; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

8sdfm.jpg 9sdsm.jpg


Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения, предполагающий участие обеих сторон; вожатого и детей. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.


Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

  1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Вожатому желательно стимулировать нестандартные вопросы, помогать детям самим находить на них ответы.
  2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
  3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: Вожатый говорит, дети слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют вожатому направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней дети свою душу.
  4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
  5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.
  6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь подопечным самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого вожатому нужно уметь смотреть на события или поступки глазами подопечного, понимать его позицию и связанные с ней чувства.


Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Конечно, опытные вожатые проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила; применение подопечными усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В младших отрядах детского лагеря этическая беседа имеет более простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. В средних и старших отрядах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.


Предлагаемые в этой статье методические рекомендации по проведению этических бесед, могут быть полезными для вожатых младших отрядов.

Проведение этических бесед включает в себя:

  • подготовительный этап;
  • проведение беседы;
  • организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.


Подготовительный этап включает в себя разнообразную деятельность вожатого. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, можно рекомендовать следующее:

  1. В зависимости от возраста подопечных, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.
  2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить дети; те практические выводы, которые будут сделаны.
  3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.
  4. Продумываются вопросы беседы.


Проведение беседы требует большого мастерства от вожатого. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает вожатый, который, проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.
  2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.
  3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.
  4. Вопрос должен привлечь внимание детей к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы детям связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими детьми должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки детей и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.


Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, можно порекомендовать следующие:

  1. Определение темы беседы и возбуждение у детей интереса к восприятию и усвоению материала.
  2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.
  3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.
  4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению подопечных.
  5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос подопечных по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность вожатого, а стимулируют ее.


При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес детей к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

  1. поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;
  2. прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;
  3. прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из отрядной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;
  4. объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания.


Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения подопечных по отдельным вопросам и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения детей лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что дети их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства детей. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.