Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
Строка 34: Строка 34:        +
Мир Эмоционального интеллекта!
 +
 +
Выбирайте по удобству: поверхностное знакомство через видео ( https://youtu.be/PxijPWi8HkA ) или обстоятельное - через книгу. И то, и другое будет полезно.
 +
* [https://vk.com/doc95922904_631135815?hash=VlEPfBTX6o5p46ZAZZQdTZW9BjrTjCbWKUyWreVibHz&dl=Jwi8nVXczaTCrqyVpQx0F5uGcWdIWnDpiqRG5DL6S1T Эмоциональный интеллект - 2017]
 +
* [https://vk.com/doc95922904_631135856?hash=IVQMIbI8C1STQgXl2ICrCUqtVhPIiSWpmPK2DtX1PIX&dl=rJKzWMNZFZcL5z72qQ9q1Y93YNZRxc2AA2UfvzWQZZw Эмоциональный интеллект ребенка - 2018]
 +
 +
 +
А вот вам еще хорошая практика: берете колесо эмоций, ставите себе на заставку и каждый раз при разблокировке телефона отвечаете себе на вопрос "Что я сейчас ощущаю?".
 +
 +
А для детей можно повесить распечатку на отрядном месте и анализировать состояние в течение дня или поставить будильники, после которых нужно записать ответ на вопрос выше. А итогами делиться на огоньке!
 +
Осознание своих эмоций - это первый шаг в развитию ЭИ.
 +
 +
 +
Как детей учат эмоциональному интеллекту
 +
 +
Можно сказать, что это специализированный курс «как не быть козлом». Основа выглядит следующим образом:
 +
Научиться декомпозировать своё состояние и впадать в режим отладки (то есть создавать второй поток мышления параллельно основному).
 +
Понимать, в каком состоянии и что можно делать, и как менять состояния.
 +
Научиться управлять своим состоянием.
 +
И, наконец, научиться манипуляции, управляющей состоянием собеседника.
 +
 +
То есть если после курса ребёнок вдруг предложит поменять повестку следующей ссоры — кое-что получается.
 +
 +
 +
Что такое EQ из зачем это вообще детям
 +
 +
Практическое применение — ну, или по крайней мере, как это продают взрослым подопечного — «будет уверенно чувствовать себя в стрессовой ситувации» и «сможет нормально общаться с ровесниками». На самом же деле ребёнка учат разбираться в том, что он чувствует. А если что-то можно осознать и измерить, этим можно управлять. По крайней мере, это первый шаг. На расширенном курсе ещё учат строить сложные комбинации с участием второго человека, то есть менять уже его состояние осознанно.
 +
 +
Начнем не с детского EQ, а с финансовой грамотности. Я сейчас не буду высказывать своё мнение по поводу ситуации с курсами финансовой грамотности в стране, но важно то, что после разговоров с родителями выяснилось, что им ещё очень актуально как-то сделать так, чтобы ребёнок учился презентации. Кстати, презентация — это не *.ppt на проекторе, а термин для объяснения своей позиции. Когда вы даёте кому-то задачу как руководитель — это презентация. Когда вы отвечаете на уроке — это презентация. Умение доносить свою точку зрения преподаётся в разных школах по миру в разном виде. Это умение понятно изложить позицию. Чаще всего на практике оно нужно или для публичных выступлений, или для объяснения какой-то идеи коллегам. Если этот чудо-навык получить в детстве, то можно сэкономить пару лет попыток понять, почему же команда не делает то, что вы хотели — и почему вашу гениальную мысль никто не воспринял. Ну или почему споры заканчиваются тем, что вы олень, а не конструктивом.
 +
 +
Как это ни странно, сводится всё к трём вопросам: «что я сейчас чувствую», «что я хочу чувствовать» и «какая оптимальная стратегия поведения».
 +
 +
 +
Декомпозиция чувств
 +
 +
Вот в видео ( https://youtu.be/AAFBIcpzD-0 ) ребёнок пришёл на детскую площадку и матерится. Как можно заметить по этому короткому материалу, он удивлён и раздосадован, но ещё об этом не знает. И в какой-то момент ему хватает мата аргументировать позицию, а дальше он уже осознаёт слабость аргументов.
 +
 +
Задача шага 1 — дать ребёнку понять, что же именно он чувствует. Учить этому имеет смысл лет так с 9, когда ребёнок уже готов воспринимать идею, что его личные ощущения — это не ощущения всего мира сразу. Но ещё не пришёл к выводам, следующим из этого революционно утверждения. Итак, сначала — понять, что за букет чувств к вам приехал в моменте. Например, дети не отличают гнев от агрессии или раздражения. Или не всегда разделяют удивление и радость.
 +
 +
Как только ребёнок научится понимать, что с ним, он получит ценный навык: создавать второй поток сознания, который независимо оценивает поведение и может как-то им управлять. Если вы осознаёте своё состояние, то можно из этой позиции как-то им пробовать управлять. Это похоже на запуск своего сознания в гипервизоре.
 +
 +
Чтобы научить детей контролировать состояние, используются обучающие ситуации с персонажем по имени Персонаж. Это характерно нарисованный человек, который попадает в разные жизненные ситуации. В этих ситуациях детям нужно пытаться понять, что он ощущает. Например, когда ему дарят щенка, это, наверное, радость. Но если это пятый щенок за день рождения, то дети, у которых нет даже одного щенка, должны попробовать догадаться, что он ощущает что-то ещё. Например, некоторое недоумение.
 +
 +
Как правило, чтобы дойти до комиксов с персонажем Персонажем (он безымянный, чтобы дети быстрее ассоциировали себя с ним), нужно пройти ещё пару предварительных этапов. Например, упражнение может выглядеть так: детям раздают карточки эмоций, предположим. Дети берут свою эмоцию и описывают свою жизненную ситуацию, в которой они это чувствуют. Другие должны догадаться, что это за ощущение. В этот момент они с удивлением понимают, что ситуация «я еду в аэропорт» для кого-то означает радость и подъём, а для кого-то уже двадцатая в этом году. Задача ведущего объяснить, что одну и ту же ситуацию мы все воспринимаем с разных точек зрения. Естественно, дети тут готовы спорить и утверждать, что только их точка правильная и истинная, а все неверные… Простите, в общем, фокусируются только на одной гипотезе и считают её за аксиому. В возрасте 9 лет проблема решается диалогом и авторитетным словом взрослого, выступающего судьёй в ситуации.
 +
 +
Дальше идут фрагменты из фильмов. Дети смотрят обучающий фрагмент с мимикой, жестами, часто есть разговор. Дальше группа обсуждает, что испытывает герой этого отрезка. Ведущий может доуточнять, почему это именно та или иная эмоция.
 +
 +
И вот уже, наконец, можно переходить к комиксам.
 +
 +
За это время ребёнок учится разделять сознание на потоки и понимать, что происходит в соседнем.
 +
 +
 +
Утилизация состояний
 +
 +
Если понимание чувств, данное в упражнениях, развивает эмпатию и самоконтроль (то есть ребёнок более-менее точно понимает, что с ним и менее точно — что с другими людьми), то всё ещё остаётся непонятно, что с этим делать.
 +
 +
Без этих навыков максимально точного чувствования собеседника и предсказания его состояния, мы не можем строить коммуникацию. Как только эти навыки появляются, дальше уже поверх них строятся те самые софт-скиллы, то есть инструменты работы.
 +
 +
Комиксы усложняются. Персонаж Персонаж ставится в разные жизненные ситуации, а детям нужно сделать выбор за него, как поступить дальше. Например, если его бесит маленький братик, то можно наорать на него. И тогда, как в ролевой игре, будет следующая страница комикса, где есть следствие. На базе сотен примеров развития ситуаций дети учатся понимать, какое поведение к чему будет приводить. И внезапно открывают, что сами действуют не очень-то рационально.
 +
 +
В этот момент ведущий учит утилизировать ненужные состояния. Например, если вы вдруг понимаете, что находитесь в гневе — нужно прервать текущую коммуникацию, отойти в сторону и что-то сделать. В 9 лет прекрасно подходит вариант «поорать в своей комнате во всё горло» или «побегать». В 25 классно бить посуду. В 12 дети рвут тетради по нелюбимому предмету и тестируют другие варианты замещающих действий.
 +
 +
Главная суть этого этапа — чтобы ребёнок не копил в себе напряжение и не перенапрягал силу воли, а мог быстро выбрать замещающее поведение. Позже и оно не понадобится, но пока важно, чтобы его пластичная психика не поехала к чертям. Без сброса состояний такие шансы есть. То есть если вы заставляете ребёнка собраться и терпеть — вполне возможно, что лет так в 18 он вас очень удивит.
 +
 +
 +
Управление состояниями
 +
 +
Большая часть взрослых людей не умеет общаться и коммуницировать друг с другом в нормальных форматах, и это переносится на детей. В конце базового курса ребёнок в целом становится более наблюдательным и спокойным. В киберспорте я наблюдал, как дети проходят похожие вещи на тренировках в командных играх. Там они быстро понимают, например, что если ты обиделся — то это только твоя проблема. Обида – это наша реакция на события и слова. Логика такая: если Пете сказать, что он дурак, он начнёт обижаться. А если Маше сказать – она рассмеётся и не обратит внимания. Ведущий объясняет, что это самооценка. Мы обижаемся на то, в чём сами в себе не уверены. И на последних занятиях ещё этим тоже учат управлять. А ещё дети понимают, что любая реакция на любое событие – это личная ответственность того, кто думает эти самые мысли про обиду. В итоге дети не то чтобы понимают это на таком уровне, но получают набор ситуаций и ролевых моделей в них. А на последних занятиях проживают эти ситуации сами и копируют поведение друг друга. В удалённой группе 5 детей. Первые несколько уроков более закрытее дети меньше отвечают, дальше они начинают копировать поведение «классных». К слову, если «классного» в группе нет, подозреваю, что его туда подсадят, чтобы другие дети увидели, как можно решать ситуации.
 +
 +
Обучение состоит из постоянных диалогов вокруг моделируемых ситуаций и домашних заданий.
 +
 +
С точки зрения ведущего всё чуть сложнее. Строится модель (психологическая оценка), какие эмапатические навыки есть, в каком они состоянии, что развивать, насколько развито самосознание и так далее. Насколько уже есть софт-скиллы, какие лидерские качества и так далее. Это собеседование, экспертная оценка. Плюс есть стандартное тестирование с численной оценкой, там тест с ролевыми моделями, что-то типа Войта-Кампфа.
 +
 +
Вы в пустыне и бредете по песку. Вы смотрите под ноги и видите черепаху. Она перевернута на спину, и её брюшко жарится на палящем солнце. Она шевелит лапками и пытается перевернуться, но не может без вашей помощи. Но вы не помогаете. Почему?
 +
 +
Только этот тест адаптирован под детей: «Мама забрала телефон, потому что считает, что мешает учиться…»
 +
 +
Благодаря сквозному персонажу, всё это соединяется в одну длинную игру. А благодаря тому, что играют не дети, а персонаж, то есть есть такая деперсонификация, они спокойно перекладывают на него свои состояния. «Мне кажется, ему грустно в этой ситуации». Ну, знаете, почти как «У меня есть вопрос про друга» в чате с психологом.
 +
 +
Между занятиями ведущий общается и с родителями тоже. Во-первых, ради обратной связи, во-вторых, ради того, чтобы помогать и им правильно строить диалог с ребёнком. В том, что это нужно, ясное дело, мало кто признается. Но часто бывает нужно.
 +
 +
Где-то после 3-4 занятия обычно становится заметно, что ребёнок всё же умеет управлять своим состоянием. В околокритической ситуации он останавливается и думает. Начинает вспоминать примеры из уроков. А там всё не очень хорошо закончилось, если дать волю гневу или агрессии. Мелькает мысль, что, наверное, в реальной жизни надо чуть иначе. И делает как получается. Меняются стратегии поведения: например, если на экзамене ребёнок раньше волновался и старался себя пересилить, то теперь понимает состояние, знает, как про него сказать, прожить его и дальше перейти в более-менее продуктивную фазу. Зачастую родители затыкают детей и требуют от них лютейшего самоконтроля. Кто плачет — слабый, кто орёт — агрессор. На том же экзамене нормально взять «таймаут на поплакать» — например, выйти в туалет. Главное понять, что это можно сделать, к чему это приведёт и как. К слову, дети, играющие в командные игры, очень быстро понимают, что если орать на членов команды, они играют хуже, и проигрывают все. Так что если проигрывать тренировочные ситуации, оптимальное поведение находится даже без помощи ведущего взрослого.
 +
 +
 +
Как это организовано
 +
 +
На расширенном курсе EQ к самим занятиям добавляется приложение, где можно фиксировать эмоции в разные моменты. Оказалось, что детям нравится почти всё, где можно использовать маленький экран. Если оно в телефоне – это игра. Приложений такого плана много, они есть в сторах. Работают примерно одинаково: сначала в случайное время приходит пуш, надо его открыть. Там вопрос: ты как? Надо ткнуть в эмоджи. Дальше включается режим дознавателя: что случилось? Что сделал другой человек? Что сделал ты? Иногда можно читать чужие истории радости, иногда есть игрофикация, но основа движка такая.
 +
 +
Ведущие видят, когда ребёнку плохо, и могут направленно прорабатывать такие ситуации. А ещё благодаря этим записям можно вернуть ребёнка в ту эмоцию, которую записал — лучше в положительную.
 +
 +
Параллельно занятиям идёт рассылка для родителей. Там есть книги, которые надо почитать, там всякие советы по тому, что сейчас делать с ребёнком и вот такие вещи: смотрим таблицу ниже...
 +
 +
Там же те же ролевые модели, только уже для родителей. Например, может быть сюжет уровня: «Жила была Маша, конфликтовала с родителями, мама сказала, что то, что она выиграла олимпиаду – это так, фигня какая-то. Маша выросла с низкой самооценкой и хмурой, стала брачным неликвидом». Конечно, там всё чуть завуалированнее и вежливее, но причинно-следственная связь прослеживается.
 +
 +
Ну а я могу посоветовать посмотреть прекрасный футбольный сериал «Тед Лассо», который вообще не про футбол, а про EQ исключительно. Или почитать ту главу из «Гарри Поттера и Принципов рационального мышления», где Квиринус Квиррел учит Гарри проигрывать. Очень впечатляет.
 +
 +
Относительно того, что происходит на занятиях — это КПТ (когнитивно-поведенческая терапия). Её реализация очень сильно зависит от уровня ведущего.
 +
      Строка 47: Строка 145:  
* [https://vk.com/video-117239939_456239024 Дэвид Карузо - Для чего нужно развивать эмоциональный интеллект]
 
* [https://vk.com/video-117239939_456239024 Дэвид Карузо - Для чего нужно развивать эмоциональный интеллект]
 
* [https://eikids.ru/dlya-roditelej/chto-pochitat.html Что почитать]
 
* [https://eikids.ru/dlya-roditelej/chto-pochitat.html Что почитать]
 +
 +
 +
[[Image:yX0sf9V2GHPo.jpg‎|center]]
     

Навигация