Что вожатому нужно знать о детях

16558-4-fm.jpg

Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие - устранить.

Как изучать детей в условиях детского лагеря? В связи со спецификой детского лагеря (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др.) рассмотрим некоторые направления в изучении ребенка, которые реально использовать в таких условиях.

1. Первичная диагностика (источником информации служат родители или лица их заменяющие) проводится вожатым на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства вожатого с детьми.

2. Медицинская информация. Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями.

3. Первичное анкетирование детей (проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); первый или второй раз в лагере; о чем мечтает и другие.

Составьте анкету, которую вы предложили бы детям в день заезда. Какую информацию, полезную для работы, вы можете получить, анализируя ее?

4. Выявление лидеров. Игры на выявление лидера. (Построится по росту, цвету, размеру; в круг, ромб, квадрат и т.д.).

5. Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.

Примерные вопросы для наблюдения

  1. Есть ли в отряде агрессивные дети? В чём проявляется агрессия и какого она вида?
    • Вербальная (выражается словами), физическая (выражается в действиях) или смешанная.
    • Открытая или скрытая.
  2. Есть ли замкнутые и необщительные дети?
    • Первыми не идут на контакт, но в разговоре по инициативе другого участвуют.
    • Не идут на контакт и не поддерживают разговор.
  3. Есть ли властные дети, то есть такие, которые стремятся командовать другими?
  4. Демонстрирует ли кто - либо неуважение к старшим: игнорируют советы и просьбы, "огрызаются" и др.?
  5. Есть ли дети с авторитетом, заработанным благодаря личным качествам?
  6. Есть ли конфликтующие пары?
  7. Есть ли симпатии и дружеские отношения?
  8. Наблюдаются ли микрогруппы более сплоченные?

6. Изучение развития ребенка. Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий; ролей, которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы "Я", "Я и мои друзья "Что я больше всего люблю", "Моя семья" и другие, иллюстрации сказкам могут рассказать вожатым о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Тест "несуществующее животное" позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка.

В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов, целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включить вопросы типа:

  • если бы я был руководителем отряда, то ...
  • чтобы в лагере было интересно, нужно ...
  • если бы я был ..., то ...

7. Изучение настроения ребенка после проведенного дня. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражения собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния.


Girlcamp2m.jpg

Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:

  • красный - восторженное настроение;
  • оранжевый - радостное;
  • желтый - спокойное;
  • зеленый - уравновешенное;
  • синий - грустное;
  • фиолетовый - тревожное;
  • черный - уныние.

Цветопись - это материал к размышлению, осмыслению. Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о пере возбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончиться слезами, расстройством и может спроецировать конфликт.

Появление синефиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны помощи детям, выбирающим эти "цвета".

Диагностика - это не только оценка изучения качеств личности, но и направленность движения педагога и ребенка от одной цели к другой.