Четыре типа личности

Материал из Летний лагеря
Версия от 21:44, 21 сентября 2012; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
D13a5f0c9193.jpg

Один из ключей к пониманию поведения детей - это изучение их типа личности. Легче всего будет определить ребенка, который является ярко выраженным представителем какого-то одного типа. Большинство детей представляют собой смесь нескольких типов, поэтому их поведение будет более уравновешенным.

Нам свойственно полагать, что остальные думают и чувствуют так же, как и мы. Ознакомление с разными типами личности поможет вам увидеть, что каждый человек по своему уникальный и ни один из этих типов личности не лучше других. Используя эту схему, вы сможете лучше понять себя и детей в вашем отряде и научиться принимать других такими, какими они есть, научиться нейтрализовать их недостатки и наоборот использовать их сильные стороны.

4tips.jpg

10040928nim.jpg

На этой схеме вы сможете найти краткое и понятное описание 4 основных типов личности. С помощью этой схемы вы сможете определить, к какому типу относится ребенок.

Однако учтите, что чем младше ребенок, тем больше его поведение будет определяться возрастными, а не личностными характеристиками. Эта схема больше подходит для старших подростков и взрослых людей.

Если один из ваших детей или коллег в точности соответствует описанию одного из типов личности, вам легко будет его понимать, имея полное описание его характера. Когда вы обнаружите, что ваш тип личности абсолютно противоположен характеру вашего коллеги или подопечного, вы начнете понимать, что с этим человеком все в порядке, несмотря на то, что он совершенно не похож на вас.

32.jpg

Приведем еще методику Сьюзен Деллингер по быстрому классифицированию детей по внешнему виду, психологическим особенностям поведения (стремление к лидерству, общительность, дисциплинированность и т.д.), его речи и "языку тела" (характер позы, походки, жестов) и т.д.

На рисунке представлены четыре типа людей по системе С. Деллингер. Верхняя фигура - Квадрат, его мы условно называем "Исполнителем". Это человек с пропорциональным, квадратным телом; отличается безэмоциональностью (и даже немного нудностью), консервативностью, пунктуальностью, хорошей логикой. Среди развитых ощущений преобладает "аудиальная" модальность. Такой человек во время учебы, общения, отдыха ведет себя правильно, спокойно, солидно.

Внизу - Круг. Чрезмерно эмоциональный, доверчивый, нерешительный, подчеркнуто доброжелательный, получивший у психологов название "Артист". Его тело - округлой формы, как правило, полное, перезаряжено энергией; в ощущениях преобладает "кинестетика". Это уже другой человек, со своей логикой, взглядами на жизнь и, что интересно, своими подходами к решению важных жизненных ситуаций.

Третья фигура - Треугольник . Именно таких людей очень много встречается в спорте. "Управленец" с волевым, властным характером, непомерными амбициями; чрезвычайно напряженным, неспокойным, недовольным лицом. Тело треугольной формы, ноги короткие, голова большая. Стремится носить яркие, показные фенечки; среди развитых ощущений преобладает "визуальная" модальность.

И прямо противоположная фигура - Зигзаг - "Генератор идей", худой, некоординированный, непрактичный, "бунтующий ребенок", занятый какими-то своими проблемами и зачастую отсутствующий в настоящем времени.

Принадлежность человека к определенной психогеометрической фигуре можно, как правило, определить визуально уже в первые минуты контакта с ним, желательно в значимо конфликтной ситуации (важный разговор, спор, скандал), когда человек не скрывает своего истинного лица за маской приличий или навязанных стереотипов поведения.

И тогда, ориентируясь на признаки, приведенные на рисунке, можно отнести вашего собеседника к определенному типу. Фигура, по которой вы выделите для интересующего вас человека больше признаков - "ВЕДУЩАЯ ФУНКЦИЯ" (к примеру, треугольник). Человек уверен в себе именно в этой области, легко ориентируется и спокойно переносит шутки в свой адрес.

Вторая фигура, лежащая рядом (справа или слева по кругу) и набравшая вторую сумму признаков - уточняет тип личности человека (например, треугольник+круг или треугольник+квадрат). Психологи называют ее "Продуктивной", или "ТВОРЧЕСКОЙ ФУНКЦИЕЙ" . Это область активных действий, направленных в окружающий мир.

То, что находится у человека на третьем месте, - "ТРЕТЬЯ ФУНКЦИЯ" - всегда притягивает его внимание, иногда является стремлением, претензиями (чаще неосуществимыми), выбирается, к сожалению, направлением его деятельности. Но так же часто вызывает неудачи, смех и раздражение окружающих. Именно по этому каналу человек воспринимает давление весьма болезненно. Это "точка наименьшего сопротивления".

И всегда чрезмерно слабая "ЧЕТВЕРТАЯ ФУНКЦИЯ" вызывает страдания, боль. Это то, за что человек нещадно критикуем. И где он наиболее легко поддается внушению.

В первой и второй - ведущих - функциях человека скрывается то, что можно назвать его "душой" и призванием. Что приносит максимальный жизненный успех, радость, счастье… И чтобы понять ребенка, общаться с ним на "уровне души", помогать ему разобраться в самом себе, нужно очень точно научиться определять его тип. Легче всего сначала выявить самое слабое звено и затем, ориентируясь больше на телосложение, чем на амбиции, установить слева или справа по кругу сильнейшую функцию, далее вторую и уже точно определить типологию человека.

Радикально переделывая ребенка, мы можем потерять те его качества, которые способствовали бы его адаптации в группе. Задача умного вожатого совсем в другом: как для этой яркой личности подобрать социально приемлемую сферу деятельности ("экологическую нишу"), где она имела бы максимальный успех. И спроектировать прямой, ясный путь к этому успеху.


Children2m.jpg

Знать каждого ребенка в своей группе — для вожатого это закон. Ведь вожатый в лагере — это педагог. Только на отдыхе, а не в учебной аудитории в школе. Но отдых в лагере — это для детей, а для вожатых — это должна быть серьезная и ответственная работа.

Но, чтобы не натворить грубых ошибок, вожатый должен к каждому из детей в группе найти свой подход. Ведь,детей много и все они такие разные. Для этого надо выявить и определить роль каждого «пионера» в своем отряде, определить «чем он дышит» и на что способен. То есть определить ролевое положение ребенка в коллективе. Во-первых, что такое ролевое положение – это роль (уровень деятельности) ребенка как личности, в данном случае в коллективе пионерского лагеря. Для определения ролевого положения детей существуют специальные методы (правила) в помощь вожатым.


Сбор информации о ребенке

Для этого нужно поближе познакомится с его родителями на медкомисии и непосредственно на регистрации. Узнать в какой семье и с какими нравами воспитывается ребенок. Есть ли проблемы в его воспитании. Как он ведет себя дома с родителями, с друзьями, в школе.


Лично побеседовать (познакомиться) с ребенком

Беседа должна проводиться в дружеской обстановке, может быть в кругу коллектива. По очереди дети будут рассказывать о себе, о своих способностях, знакомиться с вожатым. Если какой-то ребенок заинтересует вожатого, он потом лично может с ним поговорить и расспросить его на интересующую тему.


Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

Каждый человек проявляется в своих делах. И только в ходе каких-то мероприятий, соревнований, праздников можно увидеть на что способен ребенок, какие его умственные и физические возможности. В ходе драки, споров и всего прочего можно понять какой у ребенка характер: целеустремленный, смелый или он тихоня.


Определить тип темперамента ребенка

Темперамент можно сразу определить, даже в ходе разговора. Если ребенок-холерик, экстраверт — он зачастую будет «выскочкой» в коллективе, не сможет больше 5 минут усидеть на одном месте, потому что его стихия это движение. Если сангвиник – то это уравновешенный ребенок. Он чаще помолчит, но, если увидит, что надо проявить свою силу, он ее проявит. Меланхолик — зачастую будет грустный, плачущий ребенок, которого постоянно одолевает желание уехать домой, к маме. Такой ребенок может быть одиночкой в коллективе. Флегматик — такому ребенку все все равно, проводятся ли соревнования или праздник. Эмоций от него трудно добиться. Он любитель рассуждать сам с собой или с узким кругом друзей.


Наблюдение

Наблюдать не только за порядком и дисциплиной, но и за детьми, как социальными личностями — это работа вожатого. Внимательно присматриваться к каждому ребенку, наблюдать за тем, как он общается со сверстниками, во что играет, чем интересуется. Ведь вожатые на время лагерного отдыха становится для каждого ребенка, своего рода второй мамой.


Узнайте мнение о каждом члене коллектива от самого коллектива

Лучший способ узнать о себе мнение — это спросить своего друга. Также и в лагере, коллектив лучше знает кто у них командир (лидер), а кто изгой. Можно проголосовать тайно, на листках бумаги, на тему: кого можно выбрать лидером в отряде и на другие темы.

Мы определили шесть правил, которые помогут вожатому определить ролевое положение ребенка в отряде. Но зачем это нужно вожатому?

  1. проще найти подход к каждому ребенку, выявить психологическую тактику в общении с ним, найти свой метод воспитания,
  2. для организации дисциплины в отряде,
  3. для выявления способностей детей (это нужно для участия в лагерных мероприятиях).


Такой подход к работе облегчает труд вожатого, его взаимопонимание с детьми и их родителями. Если вожатый умеет общаться с детьми, дети его обожают. К такому педагогу родители всегда стремятся определить ребенка.


Не бывает одинаковых детей, впрочем, как и взрослых, однако возможно условное разделение на группы. Ведь есть люди, которые реагируют на одни и те же обстоятельства и события похожим образом, им нравится одинаково проводить время, у них общие ценности и т.д. Разделение характеров детей на типы чисто условно. Следует знать, что чаще всего можно встретить смесь нескольких групп, аналогично тому, как практически не существует чистых сангвиников или меланхоликов.

8im.jpg

Существует несколько возможных вариантов классификации в зависимости от тех либо иных выбранных критериев оценки. Один из них предполагает разделение детей на четыре группы: впечатлительные, здравомыслящие, эмоционально авантюрные и стратегически планирующие.

  • Первая группа – это чувствительные дети. Они очень впечатлительны и остро реагируют на возникающие проблемы. В большинстве случаев у них достаточно сильно развито воображение, они предпочитают искусство, их интересуют люди вокруг. Ребенок, принадлежащий к данному типу, нуждается в поддержке. Основная проблема у таких детей – это то, что они олицетворяют себя с другими людьми. Благодаря своей эмоциональности и впечатлительности они могут подпадать под влияние своего идеала. Разочарования в жизни таких детей сопровождаются эмоциональными всплесками. Родителям следует обращать на это внимание и не критиковать ребенка, а дать ему простор для фантазии и реализации своих творческих способностей.
  • Здравомыслящие дети или иначе обязательные – это достаточно гибкий тип. Они легко приспосабливаются к различным ситуациям и правилам. Однако проблемы начинаются, когда необходимо проявить творческий подход, придумать что-либо. Такие дети достаточно долго остаются зависимы от родителей. Им нужен диалог и похвала. Для этих детей важно чтобы их оценили. При возникновении проблем они становятся еще более старательными, что может привести к негативным последствиям.
  • Эмоционально авантюрные дети всегда находятся в движении, им все интересно, они стремятся на встречу неизведанным мирам и приключениям. Дети такого типа очень быстро загораются новой идеей, но могут и погаснуть также внезапно. У них обычно все подчинено интересам, из-за чего рутинные занятия, такие как, например уборка или школа могут вызывать скуку, раздражение и даже ярость. Ограничивать таких детей не имеет никакого смысла. Лучше им помогать, показывать, как можно организовать свое время, однако устанавливать строгие рамки не стоит. Дети такого типа крайне общительны, поэтому обычно у них много друзей, однако некоторая поверхностность может стать проблемой в общении со сверстниками.
  • Последний тип личности ребенка – это стратегически планирующий. Еще таких детей можно назвать умниками. У них очень хорошо развито логическое мышление, они постоянно рассуждают, планируют, выясняют дополнительные обстоятельства. Командные виды спорта либо игры не особенно их интересуют, такие дети предпочитают одного или нескольких друзей большому коллективу. Часто эти дети взрослеют очень быстро. Проблемы у них могут возникать вследствие того, что они не дают выхода своим эмоциям и все держат в себе. Они подчиняют чувства разуму. Таким образом, их поведение может спровоцировать достаточно серьезные проблемы. Если вы видите, что ребенок не реагирует на ситуацию, то возможно он просто все держит в себе.


Выявление ролевого положения ребенка в отряде — очень важная задача вожатого в отряде. Так как это помогает взаимопониманию между вожатым и ребенком, это дает возможность педагогу выбрать правильную психологическую и воспитательную тактику по отношению к ребенку, также дает возможность узнать, открыть новые способности детей или наоборот понять его неадекватное поведение в коллективе, почему он нарушает дисциплину и самое главное это определяет умение находиться, общаться детей в коллективе, ролевое положение — рассказывает о ребенке, как о личности (кто он такой и что может). И, как мы видим, такое неявное тестирование не сложно провести, стоит только быть умелым организатором и инициатором всего этого, чтоб заинтересовать детей.


Ook7ll6QejI.jpg

Психические свойства, характеризующие темперамент

Сензитивность или чувствительность – возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы. Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания и т.п. Особое свойство – соотношение реактивности и активности. Одни люди действуют под влиянием случайных внешних или внутренних причин (захотелось!); другие сами сознательно определяют линию своего поведения. Эмоциональная возбудимость – о ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции; Темп психических реакций – скорость протекания психических процессов и реакций. Пластичность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям. Ригидность – инертность, косность, нечувствительность к изменению условий (с трудом меняются привычки, суждения). Экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события. Интровертированность – направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли. Ниже предлагается психологическая характеристика типов темпераментов.

Сангвиник: Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо с большим возбуждением откликается на все, привлекшее внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание. Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает. Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, может долго работать не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость. Чувства, настроение, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума. Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем.

Холерик: Как и у сангвиника есть отличия малой сензитивностью, повышенной реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность преобладает над активностью, по этому он несдержан и не обуздан и за частую вспыльчив. Холерик в отличии от сангвиника менее пластичен и более ригиден. Это и приводит к большой устойчивости и стремлению интересов, так же к большой настойчивости и затруднению с переключением внимания. Быстрый психический темп.

Флегматик: Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все смеются по какому-либо поводу, он остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения не выразительны. Отличается работоспособностью терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Высокая активность значительно преобладает над реактивностью. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредотачивает внимание. Ригиден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления.

Меланхолик: Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Не уверен в себе, робок.


DSC 2898-800x535m.jpg

Наблюдения по детским типам темперамента

  • Дети холерики – подвижные, активные и общительные дети. Прирожденные лидеры. Они с радостью приезжают в лагерь, но постоянные запреты и правила будут их раздражать. Поэтому лучше поручайте ребенку-холерику такие задания, где его неуемная энергия найдет выход. Или назначьте ребенка ответственным за что-либо.
  • Дети сангвиники – общительны, активны и уравновешенны, добродушны и оптимистичны, не участвуют в ссорах. Такие дети не выносят монотонности и скуки. Лучше ему подойдут задания, там где все делается командой.
  • Дети флегматики – желают скрыться от коллектива, ищут тайные убежища. В лагере часто находят друзей по интересам. Если ребенок заскучал, дайте ему любимую книгу и тетрис, тогда он не заскучает. Флегматику подойдут и спортивные состязания.
  • Дети меланхолики – им в коллективе сложнее всего. Они обычно сидят в углу и скучают по дому. Лучше такому ребенку подобрать друга, который будет его зажигать на деятельность. Спортивные мероприятия не для них, скорее им по душе будет кружок оригами.



Дополнительно