Чередования творческих поручений

Материал из Летний лагеря
Версия от 12:53, 26 декабря 2018; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
E2 20070910 1291466088.jpg

ЧТП (Чередования творческих поручений)

Ребятам любого возраста очень нравится, если их отряд отличается отдругих. Какие-то отличительные знаки, атрибуты,свои кричалки,свой собственный, ни на кого не похожий способшагать - все это ребята придумывают с удовольствием, нужно только помочь им начать. Хорошобы впервый же день придумать интересное название отряда. Исходите из известной строчки"как вы яхту назовете, так она ипоплывет". Имя у отряда должно быть красивым, говорящим само за себя.Исходя из названия, можно оформить отрядное место.

Существует много формработы с отрядом. Одна из них - чередование творческих поручений (ЧТП).С ее помощью можно разнообразить ежедневную отрядную жизнь, организовать отряд и быстрее сдружить ребят.

Вначале смены отряд делится на постоянные группы. Это можно сделатьс помощью жеребьевки или игры. Например, с помощью социометрии или игры "лидер". У вас есть пять лидеров. Вы объявляете, что сейчас вы разделитесь на 5 экипажей кораблей. Называете пятерых капитанов. Капитаны встают в ряд и поочереди набирают себе команду. Сначала лоцманов,затем боцманов, радистов, коков, матросов. Последние - юнги. Лучше, если не один человек набирает группу,а первый - второго,второй - третьего и т.д. В этом случае вы учтете желание детей быть вместе, и группы, скорей всего, получатся равноценными. После деления на группы лучше провести сними маленькое КТД или просто дать небольшое задание. И уже потом объявить, что в этом составе группа будет работать всю смену. Пусть ребята выберут название группы, исходя из названия отряда, и командира, который будет следить за тем, чтобы никто в группе не был обижен, чтобы каждый был включен в работу. Также командир отвечает за выполнение поручения.

Поручения должны быть постоянными, в течение смены, но если кто-то из них не срабатывает, его стоит заменить. Меняются поручения по кругу через день или каждый день, на ваше усмотрение.

Группы через 2-3 дня меняют в результате свое назначение, т.е. завтра вы УЮт, послезавтра ЧП. Для того, чтобы все работало можно, например, соорудить барабан ЧТП, повернув который, группы меняют название. Так каждое дитё может посмотреть, кем ему сегодня быть :) Это дает возможность ребенку попробовать себя в разные роли, проделать разную работу и определиться, где ему уютнее всего, где он может проявить себя.

Предлагаем вам следующие поручения для ЧТП:

  • Группа "Хозяева". Эта группа в течение дня следят за чистотой в корпусе и вокруг него, приносит питьевую воду, разливает суп на обеде,принимает гостей если таковые есть.
  • Группа "Уют". За период своей работы группа "Уют" должна внести какой-либо свой вклад в оформление отрядного места, сделать ее чуть-чуть уютнее, домашнее, красивее.
  • Группа "Сюрприз". Уже исходя из названия ясно, что отряд не должен догадываться о том, нто задумала эта группа. В течение дня, или навечернем"огоньке" ребята этой группы должны удивить отряд каким-то приятным сюрпризом. Маленькое творческое выступление или подарки всем - все, что угодна. Может быть, у кого-то день рождeния - группа "Сюрприз" должна позаботиться о поздравлении.
  • Группа "Мастер". Это ребята должны пополнить отрядный запас сувениров, которыми вы награждаете ребят входе отрядных дел. Пусть это будут 3-4 поделки, но они должны быть хорошо сделаны.
  • Группа "Летопись". Чтобы о смене осталось долгаяпамять, можно вести летопись отряда. Группа, которая сегодня выполняет это поручение, должна описать вчерашний день, красочно оформить страничку летописи........
  • Группа"ЧП". Всех поручений не предугадать. Эта группа выполняет любое возникшее в ходе дня поручение. Готовит дрова для вечернего костра или рисует приветственный плакат к родительскому дню - это должен придумать вожатый...


ЧТП- это система работы. Если выберите эту форму, не забывайте каждый день час-полтора выделять на работу по группам и на каждой утренней планерке напоминайте группам, какое поручение они сегодня выполняют. На вечернем "огоньке" обязательно обсуждается работа каждой группы. Работа не должна остаться без внимания. Если вы решите ввести соревнование в отряде, то работу по ЧТП можно оценивать. Но соревноваться стоит, если вы можете в итоге что-то предложить победителям, как-то наградить их в конце смены. Лучше, если ребята будут работать не за баллы, а из интереса.

ЧТП – чередование творческих поручений – является действующей частью механизмов художественно – инструментированной деятельности. ЧТП – это система творческих поручений, которая является средством обеспечения повседневной жизни детского коллектива. Каждой микрогруппе предлагается коллективное выполнение определенного поручения.

Поручения должны:

• соответствовать возрасту;
• быть интересными, разнообразными;
• сочетать общественную значимость деятельности и лично ориентированный характер;
• быть кратковременными, реально выполнимыми.


Например еще вариант:

  • «Дежурные» - дежурят по коллективу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах. Готовят регулярные встречи (сборы, советы) коллектива.
  • «Мудрейшие, любознательные» - проводят викторины, придумывают загадки, работают с газетами и журналами, ведут стенд «Это интересно».
  • «Друзья природы» - Заботятся о растениях в помещении коллектива, ведут календарь природы, участвуют в операциях по заботе о природе.
  • «Затейники» - находят, придумывают, проводят познавательные и подвижные игры, хранят и пополняют игротеку коллектива.
  • «Спортсмены» - подготавливают серию упражнений и проводят физкультминутки, отвечают за подготовку команды для участия в спортивных мероприятиях…
  • «Журналисты» - пишут статьи, ведут рубрики в газете выпускают стенную газету, «молнии».
  • «Оформители» - вместе с журналистами выпускают стенную газету, «молнии». Отвечают за оформление коллективного уголка, помогают другим группам в оформлении.
  • «Сюрприз» - группа готовит творческие поздравления именинников, небольшие сюрпризы коллективу, шуточные конкурсы и т.д.


Вышеизложенные поручения можно использовать и в младших, и в средних возрастных группах. В коллективах старших ребят содержание возможных поручений усложняется, изменяется позиция микрогруппы (из исполнителя она превращается в организатора определенного вида деятельности), увеличивается насыщенность и динамика поручения.

Одним из непременных условий эффективности ЧТП является очередность их выполнения: четкая последовательность, отражающаяся в схеме, вывешенной для обозрения на месте коллектива.

Вопрос об изменениях в поручениях обычно обсуждает общий сбор в начале учебного года. Как показывает опыт, целесообразно менять поручения каждые две - три недели. При смене поручений важно обсудить, как группы справились с поручениями, что они сделали хорошо, что интересного предложили. Не следует выставлять оценки выполнению поручений, что невольно возбуждает обиды, разжигает ненужное соперничество.

Руководитель коллектива во время работы групп заботится о каждой группе: делится советами, помогает, подсказывает.

ЧТП представляет собой кладезь разнообразных возможностей – это регламентация и стимулирование жизнедеятельности детей; потенциальный рост и развитие способностей ребенка, развитие чувства ответственности за свое дело. При этом ребята делятся впечатлениями, знаниями друг с другом и воспринимают опыт других. Периодическое возвращение к каждому поручению формирует необходимые привычки и навыки.


Формировании и работе Творческих Групп для подготовки и проведения общелагерных дел.

1. Формирование ТГ и подготовка к работе.

  1. Творческая группа создается для проведения общелагерных или рассчитанных на количество более 50-ти чел. дел, мероприятий, шоу программ и т.п. (далее: мероприятий) проводимых в смене. ТГ (творческая группа) формируется из состава вожатых (воспитателей) и специалистов лагеря с учетом профессиональных качеств и интересов ее участников. Возможна корректирование состава ТГ Зам. по ОР или старшим воспитателем (старшим вожатым).
  2. Рекомендуемое количество участников ТГ от 4-х до 8-ми чел., в зависимости от масштабности разрабатываемого дела, мероприятия.
  3. Рекомендуемое время подготовки (от начала работы ТГ до проведения мероприятия) не менее 5-х дней.
  4. После завершения формирования ТГ, участники распределяются по видам деятельности, назначаются ответственные:
    а) Сценарная группа;
    б) Режиссерская группа;
    в) Оформительская группа;
    г) Организационная группа.
  5. Данное распределение обязанностей письменно фиксируется пофамильно и передается ответственному за работу ТГ в данной смене или заместителю начальника лагере по ОР.
  6. Зам. по ОР подает сводную ответственных по ТГ начальнику лагеря.

Функции участников ТГ.

  1. Сценарная группа – разрабатывает полный сценарий предполагаемого дела, руководствуясь поставленными ТГ целями и задачами, предоставляет сценарий не позднее 3-х дней до проведения мероприятия ответственному за работу ТГ в данной смене или заму по ОР. Корректирует сценарий в случае его недостаточной проработки. Занимается подбором со специалистами лагеря необходимых фонограмм или видеофрагментов. Сценарный лист с точными указаниями по: основному ходу дела, порядком и временем применения аудиофонограмм, световой партитурой, предоставляется не позднее 2-х дней до проведения мероприятия.
  2. Режиссерская группа – на основании разработанного сценария, выстраивает ход сценария, работает с непосредственными исполнителями, ведущими и т.п. Проводит необходимое (возможное) количество репетиций.
  3. Оформительская группа – на основании разработанного сценария, разрабатывает эскиз оформления и предоставляет его ответственному за работу ТГ в данной смене или заму по ОР не позднее 2-х дней до проведения мероприятия. После утверждения эскиза, с помощью специалистов лагеря или самостоятельно подготавливает и производит художественное оформление места проведения мероприятия. Материалы для оформления получают у зам. начальника лагеря по ОР, завхоза.
  4. Организационная группа – обеспечивает координацию и взаимосвязь предыдущих групп, четкую организацию необходимого количества репетиций (обговаривается с режиссерской группой), при необходимости разрабатывает рассадку зрителей в зрительных залах, руководит размещением или построением отрядов на площадках. Осуществляет приглашение администрации, специалистов и гостей ВДЦ «Орленок», оповещая их персональным приглашением не позднее 3-х дней до проведения мероприятия. Приглашение может осуществляться через администрацию лагеря в те же сроки.
  5. За день до проведения мероприятия ответственный за работу каждой ТГ распределяет обязанности ее участников для обеспечения четкой организации во время проведения мероприятия: 1 чел. - работа со звукооператором, 1 чел. - работа со светооператором, 1чел. - работа за кулисами, 1 чел. - обеспечение рассадки в зале согласно составленной ранее сетки.
  6. По окончанию проведения мероприятия ответственный за работу ТГ, не позже 1-2 дней, проводит анализ прошедшего мероприятия с ТГ. Целью анализа является: оценка проведенного мероприятия по критериям, определенным в данной смене, слаженность, организация работы и качество выполнения функций участников ТГ.

ПРИМЕЧАНИЕ. Возможные критерии оценки мероприятия:

  • соответствие общей тематике смены;
  • художественная ценность (оригинальность, новизна формы);
  • логика построения общего хода, сюжета;
  • эмоциональный настрой зрителей во время проведения и по окончанию мероприятия.

Ответственный каждой ТГ, не позднее 1-2 дня после проведения мероприятия, передает полный сценарий (написанный или отпечатанный) методисту лагеря, ответственному за работу ТГ в данной смене или заместителю начальника лагере по ОР.



Дополнительно