Цикл развития ВДК как времена года

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
HXUEIC-Whno.jpg

На протяжении всех смен ребята меняются, и воздействуя друг с другом, и общаясь с вожатыми! И в целом, среда Летнего лагеря - это особое, зажигательное и незабываемое пространство! Бесспорно вожатому или наставнику коллектив надо организовывать и вести за собой, но разве можно выработать какие-то шаблоны? Ведь все дети такие по-своему интересные, да и настроение ребят, как и вожатых может меняться и зависеть от большого количества причин! Как быть? Попробуем эмоционально подойти к описанию смены в Летнем лагере:


ВЕСНА (2-3 дня)- состояние приятной, зачастую необъяснимой радости, в приподнятом настроении и в беспричинной эйфории.

Если ребенок едет с желанием, то он приезжает на встречу с вожатым именно с таким эмоциональным настроем. То есть ребенок попадает к вожатым восторженным , нерациональным и скорым на выводы!


ЛЕТО (7 дней) -основной этап. В идеальном варианте лето жаркое, спокойное, благодушное.

Это этап, когда ребенок уже все знает и готов существовать по писаным и неписаным законам. Все уже налажено и идет своим чередом, и ребенку это нравится. Он усвоил правила, пока не устал и не успел соскучиться. 🏻Это спокойные дни отдыха, насыщенные интересными делами, общением, познавательными и спортивными играми, – это основное, ради чего ребенок едет в лагерь.


ОСЕНЬ (7 дней)- противоречивое время года! Когда с утра совсем по-летнему светит солнце, к обеду набегают тучи, а вечером может выпасть первый снежок.

В детском коллективе «осень» – это самое конфликтное время. Ребенку становится тесно в рамках своей социальной роли. Он не хочет больше с ней мириться, а может быть, она ему уже приелась.

В этот момент вдруг спокойные и тихие дети, проиграв в каком-то конкурсе, поднимают бучу и кричат: «Нас засудили! Мы вообще больше ни в чем участвовать не будем!». Любая искра, даже самая маленькая, может в этот период вызвать большой пожар. Дети агрессивны, «заведены», взвинчены и срываются по пустякам.


ЗИМА (2-3дня) все засыпает, и в отряде наступает затишье.

Но не то, которого мы ждем. Это не успокоение после перенесенных страданий, а скорее апатия, сон или дрема. До окончания смены 1-2 дня, ребенок устал, не хочет ни в чем участвовать и просит родителей забрать его пораньше.


Группа ОБЯЗАТЕЛЬНО пройдет все эти четыре этапа, это неизбежно. Она «родится», «повзрослеет» и «состарится»… Надо только постараться не дать ей впасть в апатию… Вопрос в том, как это сделать?

Секрет в том, чтобы вожатый или наставник действовал чуть чуть на опережение!

  • Если ребенок полон «весенних» эмоций – у вожатого спокойное «лето»
  • Если все «задремали» в «летнем» зное, то вожатый должен придумать что-то новое, чтобы не было скучно и предсказуемо
  • Начались «осенние» конфликты – вожатый должен гасить их «зимним» спокойствием
  • После всех этих бурных страстей наступит «зима», вожатый должен по своей воле впасть в «весеннюю» эйфорию. «Ах, что нас ждет вечером!.. Ах, что у нас будет! Нет-нет, не скажу, потерпите!» – тайна и ожидание сюрприза прекрасно повышают эмоции и пробуждают детей от «зимней спячки».


О свободе выбора!

Как же часто в течение жизни мы вынуждены подавлять себя, потому что:

  • родители так сказали
  • подружки или друзья считают, что так будет лучше
  • в умной книжке написано, значит это правильно
  • значимый блогер об этом говорит

Отказываясь от того, что сами чувствуем, мы загоняем себя в угол, и живем чужой жизнью, возможно с точки зрения других, более правильной и благополучной.