Харизматическое лидерство вожатого

Материал из Летний лагеря
Версия от 22:03, 7 января 2013; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
HuPWsN0cXfwm.jpg

«Харизма — это влияние, основанное на свойствах личности человека, и его способность привлекать к себе сторонников»


Харизматическое лидерство вожатого: еще один шаг к пониманию. Часто говорят о харизме как важном факторе успешности вожатого.

Обсуждение сути харизмы имеет три основных этапа:

  1. признание необходимости наличия харизмы у вожатых;
  2. выделение фактора харизматичности как одного из условий эффективного управления подопечными ребятами;
  3. определение харизмы как одного из профессиональных требований для вожатого, деятельность которого связана с воздействием на детскую группу.


В числе характеристик харизматической личности называются такие:

  • личное обаяние;
  • способность к трансляции энергии, заражению энергией других, воодушевлению их на выполнение определенных действий и поступков;
  • уверенная манера, способность владеть собой и ситуацией;
  • независимость и самостоятельность в решениях и поступках;
  • позитивное восприятие восхищения других;
  • хорошие риторические способности, умение говорить точно и лаконично по типу всем понятных лозунгов;
  • запоминающаяся внешность или отдельная черта внешности.


Вряд ли можно сомневаться в том, что у любого человека существует особая предрасположенность и одаренность к проявлению харизмы, хотя бы на том основании, что ее проявление предполагает наличие у него незаурядной энергии и выносливости. Но имеет место и тот факт, что харизма вожатого реально проявляется в определенных условиях, и при исчезновении этих условий она снижается и пропадает.

Другими словами, чтобы феномен харизмы проявлялся, она должна быть востребована ситуацией, подпитываться энергией вожатого и восприниматься окружающими его детьми, на которых направлено ее «излучение».


Способы усиления («разогревания» или стимулирования) харизматичности вожатого:

  • вожатый должен безоговорочно верить в себя; чувствовать свое предназначение, свою миссию;
  • вожатый должен быть готов к интенсивной деятельности, у него должна проявляться склонность к трудоголизму, профессиональной и управленческой самоотдаче; он должен идти на самопожертвование и сознательно платить определенными лишениями или утратами за свою преданность идее, ценности, делу;
  • у вожатого должна проявляться экстремальная мотивация, предельная «упертость», преданность цели или идее по типу «дойти до конца», «добиться успеха во что бы то ни стало»;
  • харизматичный вожатый должен иметь стабильный, устойчивый управленческий стиль;
  • для подчеркивания харизматического воздействия используются средства театрализации (корпоративная символика детского лагеря или вожатского отряда, традиции, ритуалы, эмблемы, корпоративный имидж);
  • наконец, вожатый должен осознанно, специально подчеркивать что-то особенное и внушительное в своей внешности и манере поведения.


В частности, можно говорить о том, что харизма имеет положительное значение в следующих ситуациях:

  • когда необходимо за короткое время эмоционально, по внутреннему состоянию объединить определенную группу и направить их усилия на достижение единой цели;
  • когда необходимо провести в жизнь полезную идею, ценность, информацию и добиться ее однозначного понимания у разных ребят;
  • когда необходимо эффективно преодолеть проблемную ситуацию и получить высокий результат на «рывке», вдохновении, азарте и энтузиазме.


Харизма вожатого может иметь отрицательное значение в таких случаях:

  • если каждый член детской команды должен проявлять в работе самостоятельность, способность к критике и самокритике, а также личную инициативу;
  • если требуется получить общий интеллектуальный результат, собранный из результатов мыслительной работы членов детской группы, а также при решении новых, нестандартных проблем, не имеющих готовых аналогов решения;
  • если каждый член детской группы в одиночку, без поддержки вожатого и сверстников должен проявлять креативность, уверенность в себе, способность управлять ситуацией


Вот шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру-вожатому:

  1. обмен энергией, или суггестивные способности;
  2. умение воздействовать на подопечных ребят;
  3. дар «излучать» энергию и «заряжать» ею окружающих;
  4. завораживающая внешность;
  5. независимость характера;
  6. хорошие риторические способности и некоторый артистизм.

Подростки чаще поддаются влиянию тех, кто обладает восхищающими их чертами характера, кто является их идеалом и кому они хотели бы подражать.

Попробуем сформулировать те лидерские качества вожатых, которые позволяют увлекать за собой ребят:

  • практически полная уверенность в своих суждениях и способностях;
  • умение видеть перспективу лучше, чем остальные;
  • способность увлечь своей идеей остальных, умело разъясняя и убеждая (таким образом, многие начинают относиться к новой идее как к собственной);
  • преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность;
  • нетрадиционное поведение, иногда идущее вразрез с общепринятыми нормами (если такое поведение позволяет добиваться результата, то оно может вызывать восхищение остальных);
  • умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы, необходимые для достижения цели.

Как видно, перечисленные характеристики позволяют личности вожатого быстро адаптироваться в изменяющихся условиях, что отличает данный тип лидерства от структурного, когда лидерские качества проявляются независимо от условий внешней среды.

Ребята, идущие за такими вожатыми, обладающими харизматическими качествами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать высоких результатов.

Как уже сказано выше, у харизмы есть негативная и позитивная стороны. Негативная харизма связана с узурпацией личной власти, позитивная — с удовлетворением общественных интересов. Проявления этической направленности харизматического лидера представлены в табл. 1.


Таблица 1. Этическая направленность харизматического лидера

Неэтический харизматический лидер Этический харизматический лидер
Использует власть только в личных целях Использует власть в интересах других
Продвигает только свое личное видение Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями следующих за ним ребят
Пресекает критику в свой адрес Считается с критикой и извлекает из нее уроки
Требует беспрекословного выполнения своих приказаний Стимулирует у подопечных ребят творческий подход к делу и своим взглядам
Коммуницирует только в одном направлении — от себя вниз Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию
Нечувствителен к потребностям и нуждам подопечных ребят Учит, развивает и поддерживает подопечных ребят, делит свою славу с ними
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения общественных интересов


Вожатых можно научить демонстрировать харизматические формы поведения (например, умение стратегически мыслить, убеждать других, владеть искусством публичных выступлений, «языком» жестов и др.) Для этого существуют определенные рекомендации по развитию лидерства, приведенные в табл. 2.


Таблица 2. Рекомендации по развитию лидерства

Навык Значение для лидерства
Активное внимание Позволяет наблюдать или присоединяться к вербальному (словесному) и невербальному (жесты и прочее) поведению партнера
Постановка вопроса Облегчает понимание чужой точки зрения, а также дает возможность контролировать направление и продолжительность беседы
Отражение чужих мыслей и чувств Особенно полезно для понимания и присоединения к иной точке зрения
Структурирование Показывает, как планировать предстоящий сбор детской группы для достижения результата, подходит и для короткого контакта с одним подопечным, и для группового собрания
Фокусирование Ведет подростка или детскую группу к глубокому пониманию проблемы, обеспечивая наилучшее решение
Обострение (конфронтация) Это умение позволяет оптимально соединить приемы присоединения и лидерства для сознательного обострения процесса обсуждения текущих задач, проверки исполнения, поиска творческого решения
Влияние Лидерство выражается в умении четко и эффективно влиять на личность подопечных ребят


Модели харизматического лидерства различаются числом стадий развития самой харизмы и отношений с подопечными ребятами, для чего необходимо:

  • развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой;
  • развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы;
  • передать значение своего видения путем межличностной коммуникации (эмоции, речь, жесты, поза и т.п.) подопечных ребят таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям;
  • развить отношения доверия с подопечными ребятами, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков;
  • продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий подопечным ребятам. Это возможно сделать, ставя ребятам напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении детской группой, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.


Для организации детского коллектива важность харизматического лидерства вожатых возрастает по мере необходимости проведения в ней радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах развивается и другая концепция лидерства: концепция лидера-реформатора.

Преобразующее, или реформаторское, лидерство имеет много общего с харизматическим лидерством вожатого, но трактуется иначе.

Вожатый-реформатор мотивирует подопечных ребят путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения подопечных ребят в необходимости саморазвития.

Вожатый-реформатор — это преобразователь, он проявляет творчество, его цель не изменить мир, а измениться самому в мире через развитие. Модель имеет ряд отличительных моментов:

  • признается необходимым для вожатого влиять на подопечных ребят через привлечение их к участию в управлении детской группой или решения стоящих перед ней задач, быть самому частью группы, детского отряда, а не «стоять над ней»;
  • от подопечным ребятам требуются не слепое следование за таким вожатым, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении.


Модель преобразующего, или реформаторского, лидерства предполагает:

  • совершение важных социальных и организационных изменений,
  • приложение подопечными ребятами больших усилий,
  • появление у этих подростков большей удовлетворенности,
  • усиление групповой и организационной сплоченности. Настоящие вожатые не нуждаются в использовании власти, так как окружающие их дети с готовностью сами следуют за ними. Кроме того, власть не требует совпадения целей вожатого и подопечных ребят, а основана лишь на зависимости. Лидерство же, наоборот, требует соответствия между целями вожатого и его подопечной детской группы.