Функционирование группы

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Версия для печати больше не поддерживается и может содержать ошибки обработки. Обновите закладки браузера и используйте вместо этого функцию печати браузера по умолчанию.
X 7c2380aam.jpg

Задачи подростковой группы, требования к ее формальной структуре и функциям определяются целями деятельности группы, в то же время процессы и феномены группообразования имеют собственные закономерности, которые во многом влияют на эффективность группы. Становление и развитие подростковой группы - это динамический процесс, проходящий по определенным этапам, или стадиям. Условно они называются «формирование» (Forming), «брожение» (Storming), «нормирование» (Norming) и «деятельность» (Performing) (рис. 1).

Стадия I - формирование группы - характеризуется высокой степенью неопределенности целей, структуры и лидерства. Члены группы ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом новых партнеров, присматриваются друг к другу, формулируют свои позиции, пробуют разные модели поведения. Преобладает индивидуальное исполнение деятельности, при этом подростки ориентируются на формальные нормы и требования (дисциплинарные); межличностные отношения только начинают формироваться.

Стадия II - брожение - отмечается проявлениями внутригруппового конфликта. Происходит столкновение позиций, вскрываются проблемы, открывается несовпадение основных индивидуальных ценностей. Члены группы сопротивляются групповому контролю, но в результате такой борьбы происходит распределение зон ответственности. Решения, как правило, принимаются на основе мнения большинства. Через серию конфликтов в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства. Основная часть энергии расходуется на установление и развитие коммуникаций и решение межличностных проблем.

Стадия III - нормирование - выработка и согласование внутригрупповых правил деятельности, норм «правильного» поведения, общих ценностных ориентаций и дружеских отношений. Роли, функции и ответственность каждого четко определены, проявляются взаимопомощь, взаимоподдержка и взаимозаменяемость. На этом этапе группа выступает как целостное образование, внутренняя атмосфера в ней значительно улучшается, формируется внутригрупповая идентификация и «чувство локтя». Группа самостоятельно ищет пути разрешения внутренних конфликтов.

Стадия IV - деятельность - то, ради чего, собственно, и создается группа. На этой стадии завершается ее становление: структура предельно функциональна и принята всеми; члены группы ориентированы на достижение общегрупповых целей (принимают их как собственные), сама совместная работа становится основой существования группы. Ее члены признают индивидуальные различия как ценность; атмосфера становится теплой, каждый человек чувствует поддержку всей группы и гордится тем, что является ее частью. Необходимость в строгом контроле действий со стороны вожатого уменьшается, он заменяется коллективным контролем самой группы, при этом сочетаются высокая личная ответственность за конечный результат деятельности и коллективная ответственность за каждого члена группы. Внутреннее взаимодействие в группе характеризуется открытостью, постоянной обратной связью, совместным учетом результатов и стремлением к улучшению общей деятельности, соперничество уступает место кооперации. На этом этапе развития можно говорить о превращении группы в команду, которая не только эффективно работает, но и удовлетворяет потребности в самоуважении и саморазвитии каждого своего члена.

1022 pic1m.jpg

Рис. 1. Стадии становления группы


Признаками высокого уровня организации группы (кроме общих, таких как качество, скорость и характер выполнения работ) являются:

  • возникновение в процессе деятельности «органа самоуправления» (соуправления), координирующего работу всех членов группы и определенной структуры их соподчинения;
  • четкое распределение обязанностей между членами группы;
  • выработка плана совместных действий и выполнение его в процессе деятельности;
  • отсутствие конкуренции между лидерами, конфликтов и противоречий в системе межличностных отношений;
  • строгая (и добровольно поддерживаемая) дисциплина;
  • высокая согласованность действий, взаимозаменяемость членов группы;
  • демонстрация единства мнений по существенным вопросам на всех этапах деятельности;
  • высокая активность всех участников;
  • проявление инициативы и творчества в процессе работы.

Эффективно управлять подростковой группой можно в том случае, если вожатый и члены группы понимают, на какой стадии развития она находится и учитывают особенности этого этапа. В реальной жизни выделить описанные стадии в «чистом виде» удается редко (чаще в критических случаях). Как правило, несколько процессов происходят параллельно или даже разнонаправлено. В то же время стадиальный подход позволяет увидеть общую схему и динамику развития группы, помогает лучше понять возникающие в ней проблемы. Этапы группообразования могут быть выделены лишь условно - в реальной жизни они тесно переплетены с другими групповыми феноменами, такими как лидерство, групповая сплоченность, групповое давление на индивида, принятие групповых решений и т. д.

С «самозарождающимися» группами вожатые сталкиваются редко, чаше им приходится решать проблемы, связанные с обновлением состава давно существующих групп и изменением их задач. Нередко уход неформального лидера провоцирует серьезные конфликты, отбрасывает группу далеко назад. Появление новичка в сформированной группе тоже зачастую осложняется, поскольку связано с принятием/ непринятием им сложившихся групповых норм, сопротивлением коллективному давлению и т. д. Часто новый член не соглашается с отведенной ему ролью; даже внешне смирившись и следуя требованиям группы, он прибегает к «защитным» формам поведения:

  • замыкается в себе, демонстрирует безразличие к целям группы, отсутствие вовлеченности, углубленность в собственные проблемы;
  • проявляет повышенный критицизм по отношению к деятельности вожатого, отдельных членов группы или группы в целом;
  • проявляет формализм: ведет себя подчеркнуто вежливо, строго следует инструкциям и запретам;
  • пытается выказывать подобострастие или панибратство, вести себя инфантильно, капризничать;
  • пытается продемонстрировать несерьезное отношение к деятельности;
  • навязчиво форсирует «установление отношений»: излишне словоохотлив, вызывает членов группы на разговоры, настойчиво выпытывает «секреты», рассказывает о собственных переживаниях и т. д.

Подобные формы поведения новичка можно отнести к «патологическому» протеканию процесса адаптации, но они могут проявиться и у других членов группы (на разных стадиях), поэтому вожатый должен уметь вовремя замечать отклонения и правильно на них реагировать. (Выжидательная позиция - все само уладится - как правило, оказывается неэффективной.)

Прогрессивное развитие группы не означает, что параллельно по нарастающей повышается ее эффективность. Группы могут регрессировать относительно предыдущей стадии, дробиться; при этом сотрудничество в группе резко уменьшается, появляются клики - объединения индивидов, лишь формально связанные с целями группы. Между кликами возникает конкуренция, начинается борьба за власть, в результате резко снижается эффективность общей работы. Такие формы «организационной патологии», приносящие проблемы, на практике встречаются довольно часто. Если группе не удается преодолеть дезинтеграционные процессы, она распадается, но если группа находит в себе силы преодолеть кризис (как правило, необходима помощь мудрого взрослого), развитие возобновляется.

Общие взгляды членов группы, их позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам и по отношению к событиям окружающего мира, а также сам процесс их формирования называют коллективным мнением. Выделяют официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего от вожатых) коллективное мнение. Зачастую именно неофициальное мнение коллектива в наибольшей степени влияет на другие социально-психологические процессы в данной группе.

Как отдельный феномен обычно выделяют коллективное настроение - обобщенные эмоциональные реакции членов группы на конкретную ситуацию, внутригрупповые взаимоотношения, события «внешнего» (по отношению к группе) мира. Это эмоционально окрашенные реакции и переживания определенной интенсивности и напряженности, от которых зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям. Коллективное настроение отличается большой силой, импульсивностью, динамичностью и «заразительностью». Оно существенно влияет на эффективность деятельности группы (плохое настроение снижает эффективность деятельности в группе в полтора раза) и во многом определяет удовлетворенность «качеством» групповой жизни, хотя не всегда поддается рациональному управлению.

Не менее важное влияние на успешность работы группы оказывают традиции. Они представляют собой относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью для каждого или большинства членов группы. Выделяют формальные, социальные, спортивные и прочие традиции. Эмоционально привлекательные традиции становятся устойчивыми формами группового поведения, своего рода «групповой памятью», основой для формирования групповой идентичности; они поддерживаются и развиваются самими членами группы. Для вожатого важно, чтобы традиции стимулировали развитие группы, способствовали повышению ответственности и дисциплины ее членов. Разрушение или утрата значимых традиций существенно затрудняют развитие группы - так же как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.

Возможность влиять на коллективное мнение, настроение и традиции группы является действенным инструментом управления. Поскольку любая группа - это сложно устроенный и во многом самоорганизующийся объект управления, то эффективнее оказывать влияние на группу в целом - через неформальных лидеров и «лидеров мнения» (самых информированных и авторитетных членов группы).

В отличие от формального командира, лидер не назначается, он занимает руководящую позицию с открытого или скрытого согласия группы. Лидером выбирают человека, который обладает опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересован в делах группы, общителен и привлекателен. Выделяют несколько типов лидеров:

  • лидер-организатор может принимать на себя ответственность, быстро и четко распределять задания, оперативно принимать решения, обеспечивать контроль; он ведет группу к цели, активно взаимодействует со всеми ее членами, пользуется влиянием и авторитетом;
  • лидер-инициатор способен выдвигать новые идеи и предложения, проявлять инициативу, увлекать собственным примером;
  • для эмоционального лидера характерны жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора; он приятен в общении, обаятелен, с ним можно поделиться радостью и горем, получить от него эмоциональную поддержку и совет; такой человек умеет формировать в группе чувство «мы», поддерживать «мажорное» настроение.

Высокий интеллект, подготовка или опыт являются лишь предпосылкой для лидерства, но решающее значение имеют личностные качества, такие как склонность к доминированию, умение проявлять инициативу в межличностных отношениях, предлагать решения, способность разговаривать на языке, понятном всем членам группы. Очень часто выбор группой лидера и степень его «влиятельности» определяется ситуацией.

Особенно важно выявлять «скрытых», «теневых» лидеров. Недооценка их потенциала, отсутствие возможности использовать энергию и неформальную (но очень реальную) власть над сверсниками в «мирных» целях, на благо группы чреваты неприятностями. Это может привести к тому, что они станут «антилидерами», деструкторами, начнут реализовывать свои личные цели в ущерб как групповым, так и целям лагеря в целом. Вожатый должен стремиться к конструктивному сотрудничеству с неформальными лидерами, предоставлять им дополнительные полномочия, повышать авторитет, опираясь при этом на их сильные стороны - организаторские качества, инновационный потенциал, коммуникативную компетентность.

В психологии выделяется понятие референтной группы - круга значимых людей, мнения которых являются определяющими для человека и с которыми он соотносит свои оценки, действия и поступки (контактируя и непосредственно, и мысленно). Определение «референтного круга» весьма важно в плане сбора информации о значимых для данного подопечного отношениях. Референтный статус (предпочтительность) человека для других членов группы устанавливается с помощью специальной методики - референтометрии, которую можно отнести к числу наиболее известных разновидностей социометрического метода.

Метод референтометрии позволяет выделить наиболее значимых для человека членов группы, на мнение которых он ориентируется при принятии важных решений. Мера референтности (предпочтительности) членов группы для подопечного определяется косвенно, через проявление интереса к их позиции по существенно важным вопросам.

Процедура референтометрии проводится в два этапа.

1. Сначала выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека.

2. Далее каждый подопечный выделяет несколько членов группы, мнения со «своими» оценками он хотел бы увидеть. Таким образом, определяются члены группы, позиция которых представляет наибольший интерес для остальных.

Практически границы выбора находятся в диапазоне от 0 до 3 (главное - не более трех). Встречаются варианты, когда кто-либо из членов группы не указывает никого - демонстративно игнорирует мнение сверстников. Такое поведение может объясняться разными причинами.

К примеру, если человек демонстрирует безразличие к мнению о нем других членов группы, это может свидетельствовать о противопоставлении им себя группе в конфликте (открытом или скрытом) или о его психологической несовместимости с группой. Проблемы могут быть связаны с возрастной (при большой разнице в возрасте между членами группы, если это разновозрастный отряд), с несовпадением уровней социализации (при наличии «новичков» и «стариков»), с неприятием отдельными членами группы общегрупповых ценностей, с личными особенностями людей (такими как замкнутость, обидчивость, повышенная конфликтность) и др.

Эффективность группы на практике, как правило, определяется двумя критериями: продуктивностью деятельности и удовлетворенностью членов группы. Продуктивность измеряется в количественных показателях, а вот измерить удовлетворенность удается пока только в качественных (согласие оставаться членом группы, эмоциональная включенность и пр.). На удовлетворенность человека пребыванием в группе влияет множество факторов: психологический климат, уровень развития личности, возможность реализовать притязания на лидерство, сплоченность группы, совпадение индивидуальных и групповых ценностей и др.

С практической точки зрения важно, что самой эффективной оказывается группа, достигшая в своем развитии наиболее высокого уровня, то есть - коллектив. Такая группа характеризуется высоким уровнем развития внутренних отношений. Выделяют семь ключевых видов этих отношений:

  1. Ответственность. Принятие членами группы личной ответственности за результаты совместной работы, достижение целей и решение задач, которые стоят перед группой.
  2. Коллективизм. Стремление членов группы сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.
  3. Сплоченность. Наличие единства мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единства действий в важных ситуациях.
  4. Контактность. Конструктивное взаимодействие членов группы, наличие эмоциональных, личных отношений между ними.
  5. Открытость. Готовность членов группы к контактам и установлению отношений с другими группами или с новыми участниками своей группы.
  6. Организованность. Способность членов группы быстро создавать и изменять организационную структуру, деловые отношения, необходимые для эффективной групповой работы.
  7. Информированность. Доступность информации, требуемой для деятельности, всем членам группы, а также информации о каждом члене группы и о состоянии дел в ней.

При высоком уровне развития этих отношений в группе мы можем считать, что перед нами - коллектив, или, пользуясь более современным термином, - команда.


Житейская же мудрость подсказывает: чтобы понять взаимоотношения подопечных, нужно просто понаблюдать, кто с кем обычно сидит за столом (стоит в кругу) …