Формы обучения детского актива

BpeSo1YGFMIm.jpg

Формы обучения актива: классификация, проблема выбора

Возможности для достижения необходимого уровня знаний, умений и навыков ребят в выполнении поручения, практической деятельности в коллективе во многом зависят от выбранных форм обучения, их определенной логики и последовательности, обоснованности (целесообразности) использования.

Всё многообразие организационных форм обучения детского актива можно условно разделить на три взаимосвязанные группы:

  1. Коллективные - общие для всех вариантов обучения, обеспечивающие непрерывность обучения, повышение уровня знаний и отработку умений: семинары, конференции, большие сборы, встречи за «круглым столом», фестивали, форумы, лагерные сборы и др.
  2. Групповые формы, способствующие приобретению и развитию организаторских умений, расширению практики общения, совершенствованию межличностных отношений: практикумы, деловые, учебные, ролевые и организационно-деятельностные игры, творческие лаборатории и мастерские, работа секций, тренинги, обмены опытом и т.д.
  3. Индивидуальные, которые обеспечивают индивидуальную самостоятельную работу ребят по приобретению необходимых знаний для выполнения поручения и организации конкретной практической деятельности: консультации, наставничество, подготовка рефератов, изучение литературы, работа с материалами методических выставок и информационных уголков в помощь детскому активу, подготовка к конкурсам и т.п.


Процесс обучения всегда связан с восприятием новой информации, которая лучше воспринимается, а тем более применяется в дальнейшем в различных видах деятельности, если с ней активно взаимодействовать. По данным современных исследований, от простого прочитанного в памяти человека остается только 10% информации, от услышанного - 20%, от увиденного - 30%, от того, что слышим и видим - 50%, от того, что говорим сами - 70%, а от того, что используем в практической деятельности или особенно в самостоятельном творчестве - 90%. С этих позиций в обучении детского актива необходимо использование форм, предполагающих речевые сообщения ребят и активную практическую деятельность.

В современное время нужны такие формы, которые позволят каждому ребенку участвовать в обучении, приобрести необходимые умения и навыки для практической деятельности в детском коллективе, развить организаторские и лидерские способности и качества. С этой целью в обучении детского актива необходимо использовать активные формы работы, позволяющие развивать социальное творчество, инициативу и самостоятельность ребят. К таким формам относятся, в первую очередь, деловые, продуктивные, сюжетно-ролевые, организационно-деятельностные игры, интерактивные игры, тренинговые занятия, моделирование и защита проектов, программ, пресс-конференции, аукционы форм работы (знаний, идей), панорамы опыта работы, творческих достижений, марафон игр, эстафета знаний и умений и т.д.

При выборе той или иной формы обучения необходимо учитывать следующие моменты:

  • поставленные цели и задачи в работе с детским активом в целом и в раскрытии конкретной темы в частности;
  • содержание и направленность определенного раздела программы (плана) обучения, деятельности детского коллектива;
  • уровень знаний и возможностей ребят, их умений и способностей в данном виде деятельности; специфику общественного поручения;
  • то, что каждая из форм обучения обладает специфическими возможностями в плане приобретения на их основе учащимися определенных знаний, умений и навыков.


Для повышения эффективности обучения особенно нужны активные формы собственной деятельности детей, которые вырабатывают важные для жизненного успеха умения. Анализ форм организации процесса обучения с позиции развития умений показывает, что наиболее содействуют целенаправленному развитию способностей такие, например, как:

  • лекционные занятия, сообщения, беседы более нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать;
  • диалог, дискуссия, обсуждение, конференция помогают развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить;
  • включение ребят в творческое проектирование, социальный поиск - самостоятельно действовать и создавать;
  • организация игровых ситуаций, состязаний – приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность;
  • различные конкурсы, смотры помогают доводить работу до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других.


Использование многообразия форм обучения создает ситуации, в которых дети могут освоить различные социальные роли и принять различные позиции в деятельности, что помогает решить комплекс не только дидактических, но и воспитательных задач, осознать социокультурный смысл обучения. Поэтому для любой программы обучения детского актива важно проектирование расширения спектра позиций ребенка за счет разнообразия организационных форм деятельности. В процессе обучения дети могут выступать в таких ролевых позициях, как организатор, исполнитель, рецензент, разработчик, исследователь, конструктор, изобретатель, эксперт, автор проекта, сотрудник совместной творческой работы, участник группового решения проблем и т.д.

Для определения возможности используемых организационных форм можно выяснить мнение ребят о том, насколько обучающие занятия позволяют им испытывать следующие чувства:

  • собственной значимости в коллективной работе;
  • уверенности в успехе и достижениях;
  • высокого статуса в группе и признания их достоинств;
  • принадлежности к совместному интересному делу;
  • возможности раскрыть свои способности;
  • возможности принимать решение в выборе собственной позиции в деятельности и в коллективном взаимодействии;
  • гордости за свои успехи;
  • удовлетворенности от помощи и поддержки своим товарищам.

И если результаты изучения мнений отразят недостаточное выражение чувственного восприятия обучения в каком либо из этих проявлений, необходимо продумать такие организационные формы, которые бы улучшили личную ориентацию обучения на занятиях в школе актива.


Формы обучения детского актива и развития социального творчества от А до Я

А акция, аукцион (форм работы, идей, знаний), академия необходимых наук, азбука знаний от А до Я.
Б брифинг, беседа, большой сбор, большой (малый) круг.
В выставка, вертушка общения, встречи с ведущими специалистами, активом других детских групп, профильных объединений, старого и нового актива.
Г гостиная (тематическая).
Д дискуссия, диспут, дискуссионные качели, дискуссионная трибуна, день активиста.
Ж журнал-эстафета (опыта работы, тематический)
З защита (идей, проектов, программ).
И игра (деловая, ролевая, ситуативная, учебная, ОДИ и др.), инструктаж, игра по станциям, игра-путешествие.
К конференция (научно-практическая, пресс-конференция), круглый стол, конкурс, клуб (интересных встреч, занятий по интересам, дискуссионный), консультация, корзина грецких орехов.
Л лекция, лагерь (инструктивный, лагерь актива), лекторий, лаборатория (творческая, проблемная).
М мастерская, мастер-класс, мозговой штурм, марафон (идей, дел и т.п.).
Н неделя (активиста, тематическая).
О открытый микрофон, открытая кафедра, открытый диалог, обмен опытом, обзор литературы (газет, журналов).
П практическое занятие, практикум, презентация (идей, форм работы и др.), панорама опыта, проблемы и аргументы.
Р реферат, разброс мнений, работа творческих групп, решение ситуативных задач, рейд дружбы.
С семинар, смотр, словарь активиста, слет, сбор, секции профильного актива, справочное бюро «Прямая линия».
Т тренинг, технологии проектирования и моделирования, ток-шоу.
У устный журнал, университет знаний.
Ф форум, фестиваль, философский стол.
Х хобби-центр.
Ц центр (дискуссионный, тематический, общественного мнения).
Ч час общения, час вопросов и ответов.
Ш школа детского актива, школа социального успеха.
Э эстафета (опыта, знаний и умений).
Я ярмарка (идей, форм работы, творческих достижений, организаторских умений).


Картотека форм, методов и приемов обучения

  • Алфавит. Участникам предлагается раскрыть смысл изучаемого понятия, заполнить технологическую карту (в каждую строку с соответствующей буквой алфавита записываются слова, начинающиеся с этой буквы и раскрывающие смысл изучаемого понятия). Работа осуществляется по микрогруппам. После представления каждой группой технологической карты из всех записанных слов выделяется несколько, которые наиболее полно отражают сущность изучаемого понятия (раскрытие темы).
  • Аквариум. Предназначен для изучения действий участников группы. Ребята делятся на две команды. Первая из них обсуждает пути решения какой-либо проблемы. Вторая команда в это время наблюдает и оценивает действия первой. По окончании выполнения задания проводится обсуждение результатов, а затем члены команды меняются ролями. Метод развивает навыки владения техникой обратной связи, даёт возможность по-иному взглянуть на проблему.
  • Алгоритм. Участники получают описание различных ситуаций, определяют варианты очерёдности и последовательности их развития, составляют алгоритм действий.
  • Альтернативный выбор. Приём, позволяющий диагностировать уровень культуры и социальной компетентности подростков с помощью создания воображаемых ситуаций нравственного выбора и анализа предполагаемых (предпринимаемых) действий (оценок).
  • Брифинг. Представление конкретных ярких фактов и краткого резюме по заданной теме с последующими ответами на вопросы.
  • Вертушка. Участники разбиваются на несколько малых групп (5-7 человек). Каждая из них получает лист с обозначенной проблемой (вопросом). В течение короткого времени (5-10 минут) в группах идёт обмен мнениями, затем принимается решение, которое записывается на листе бумаги. По общему сигналу группы обмениваются записями, знакомятся с ними, уточняют и дополняют выводы. В заключение работы анализируются результаты.
  • Дебаты. Обмен мнениями между группами, придерживающимися противоположных взглядов, с целью выработки общих положений.
  • Деловая игра «Круглый стол». Все участники выступают в роли экспертов по решению актуальной проблемы, поставленной педагогом, который участвует в игре в качестве члена команды. Стиль обсуждения должен быть максимально демократичным. Все участники размещаются по кругу, благодаря чему создаётся атмосфера доверия и доброжелательной соревновательности, исключается критика личностных особенностей авторов любых, даже самых фантастических проектов решения поставленной проблемы. Организуется обсуждение представляемых гипотез, подкрепление их авторской аргументацией, защита своих и оппонирование чужих идей.
  • Деловая игра «Мозговой штурм». Цель игры – генерация новых идей либо выработка наиболее эффективного, нестандартного, оригинального решения важной проблемы с использованием творческих возможностей «группового интеллекта» и конструктивного оппонирования. Участники игры делятся на три команды: управленцы, генераторы идей (ученый совет, академики, конструкторское бюро и т.п.) и аналитики. Задача первой группы состоит в организации игры, подведении итогов; задача второй группы – генерация и отбор наиболее эффективных идей и предложений. Задача группы аналитиков заключается в выявлении наиболее рациональных, весомых и значимых идей, представленных второй группой, их обсуждение, оценка с позиций эффективности, качества, реальности осуществления и полезности.
  • Деловая игра «Пресс-конференция». Участники делятся на две команды — экспертов и журналистов-скептиков. Журналисты должны сформулировать вопросы по определенной тематике, на которые экспертам необходимо ответить таким образом, чтобы найти оригинальное решение проблемы.
  • Деловая игра «Совещание». Здесь каждый из участников выступает в роли специалиста-консультанта. Ведущий координирует игровые действия. Его задача заключается в комплексном решении обсуждаемой проблемы с активным привлечением к этому всех присутствующих «специалистов».
  • Дискуссия в кругу. Обсуждение вопросов по правилам дискуссии. Поочерёдно каждый участник, высказав свою позицию по тому или иному вопросу, передаёт символический знак (талисман) следующему участнику. На завершающем этапе проводятся уточнения, краткие комментарии, подводятся итоги. Метод активизирует всех участников дискуссии, в том числе пассивных, позволяет принимать и учитывать различные точки зрения, коллективно продвигаться к истине, компромиссу, общему решению.
  • Индивидуальный маршрут (траектория). Определение направлений, этапов и способов самосовершенствования личности и лидерского роста на основе диагностических показаний и потенциальных возможностей.
  • Маршрутная игра. Поочерёдное или одновременное (после общего старта и получения инструктажа) продвижение команд по установленному или выбранному маршруту (расписанию), на котором коллективно выполняются разнообразные задания. Правилами игры устанавливаются временные ограничения. Используется единая система оценки выполнения заданий. Оценки фиксируются в заранее выданных командам маршрутных листах и в общей таблице у диспетчера после прохождения каждого этапа. По окончании игры подводятся её итоги.
  • Мастерская будущего. Каждому участнику предлагается зафиксировать на отдельных листках бумаги «плюсы» и «минусы» (положительные и отрицательные) аспекты обсуждаемой проблемы. После представления результатов работы, формируется несколько микрогрупп, которые разрабатывают и защищают идеальную модель решения обсуждаемой проблемы. На следующем этапе творческие группы определяют конкретные шаги в решении обсуждаемой проблемы, которые можно сделать уже сегодня (реальные действия).
  • Метаплан. Участникам предлагается сформулировать несколько проблем по заданной теме. Все неповторяющиеся проблемы (вопросы) фиксируются и из них определяются три ведущие. Каждый участник записывает проблемы (вопросы) на отдельных листках бумаги и письменно отвечает на них (на этих же листках). Все листки классифицируются в три раздела (по номерам вопросов). Формируются три микрогруппы, которые анализируют и обобщают результаты индивидуальной деятельности (по одному из вопросов), вырабатывая универсальный вариант. Итоги работы оформляются, комментируются и представляются для общего обозрения.
  • Метод инструкций. Письменное или устное разъяснение основных позиций, правил, положений, порядка, способов организации тех или иных действий. Используют как заранее подготовленные инструкции, так и составленные самими учащимися, которые могут быть серьёзными и шуточными по форме и содержанию.
  • Метод кейсов. Предоставление рабочей группе некоторого набора документов, информации в виде конкретных фактов по какой-либо проблеме (ситуации) для дальнейшего обсуждения, анализа и вынесения решения (рекомендаций). Создаёт модель реальной деятельности, позволяющую применить полученные знания.
  • Метод прогнозов. Разработка прогнозов, предсказаний, суждений о состоянии какого-либо явления, процесса в будущем. Метод связан с планированием, программированием, проектированием, управлением.
  • Метод ротаций. Назначение руководителей, организаторов, распределение заданий и подбор участников команд для дальнейших коллективных действий на основе рейтинга их компетентности, личных симпатий, готовности и способности работать в тех или иных условиях.
  • Моделирование. Исследование каких-либо процессов и явлений путём построения и изучения их знаковых, эталонных, экспериментальных или абстрактных моделей, образцов.
  • Организационно-деятельностная игра. Проблемная деловая игра, в ходе которой участниками осуществляется поиск по обнаружению и постановке проблем. С этой целью проводится обследование системы (в соответствии с темой обучения), в процессе которого выявляются слабые звенья и недостатки. Поиск путей и средств решения проблем идет посредством моделирования и публичной защиты проектов. Для проведения игры формируются микрогруппы, пресс-центр, группа экспертов. В процессе игры снимается позитив и негатив с различных точек зрения на заданную тему, определяется круг проблем и осуществляется поиск путей их решения, разрабатываются модели и проекты деятельности, проводится их защита.
  • Поиск близких и противоположных понятий. Приём, позволяющий раскрыть сущность того или иного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему.
  • Проектно-деятельностная ролевая игра «Реклама» с элементами наглядно-демонстрационных и театральных действий. Игра проводится в различных формах, жанрах, стилях. Используются многообразные сюжеты, из таких областей, как искусство, экономика, политика, социальная сфера, культура, охрана здоровья и окружающей среды и др. Особым воспитательным эффектом обладает социальная реклама, затрагивающая сферу человеческих отношений, морали, нравственности, этических и общечеловеческих ценностей и отношений.
  • Учебная карусель. Комплексное обучение групп участников, поочерёдно сменяющих друг друга. Технология: установочное занятие, деление по группам, работа в малых группах по различным формам и методикам, рефлексия в группах, общий анализ, презентация результатов. Занятия могут проводиться как по одной общей теме, так и по различным. Если группы остаются на местах, то переходы осуществляют тренеры.