Формула счастья

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Версия для печати больше не поддерживается и может содержать ошибки обработки. Обновите закладки браузера и используйте вместо этого функцию печати браузера по умолчанию.
IMG 8437m.jpg

Счастье. Это состояние сиюминутное или растянутое во времени? Есть множество ответов на этот вопрос. Вот один из них.

Назовем это так - формула счастья.

Она состоит из: интеллектуальной успешности, эмоциональной успешности, и ощущения своей значимости

Интеллектуальная успешность - если этот сосуд наполнен до краев - ребенок уверен, что у него все получится, он умен, он не боится начинать новые дела и приступать к решению неизвестных задач. "Я все могу" - пульсирует в голове! В этой вере его поддерживают вожатые, их умение вовремя заметить успех ребенка и похвалить его, поблагодарить.

Но, чаще получается так - пока у ребенка все идет по накатанной дороге, мы не обращаем внимания на него, но стоит ему совершить ошибку - мы тут же начинаем пристально наблюдать за его действиями, контролировать, указывать, делать замечания. И если мы регулярно не замечаем успехов ребенка - у него формируется, так называемый,"страх неудачи". Страх начать что-то новое. В результате он вообще отказывается что-либо делать. Знакомая нам всем лень. "Лучше я ничего не буду делать, чем буду неуспешен".

Эмоциональная успешность в жизни ребенка проявляется в его уверенности в своей привлекательности, в том, что с ним хотят дружить, и он может дружить со всеми. Он уверен в себе, он спокойно вступает в контакты. Эта уверенность формируется из отношения вожатого к нему. НЕ критикует или не замечают, а именно подчеркивают прическу, улыбку, и т.д. Чтобы не придумывали дети - самыми важными людьми для них остаемся мы - взрослые. Наш взгляд - любящий, принимающий или оценивающий и контролирующий - рождает в ребенке чувство уверенности или неуверенности в себе.

Если в силу нашей педагогической неопытности мы оставляем его без внимания - создается дефицит эмоциональной наполненности.

Тогда появляется неуверенность в том, что - я могу быть любим?, что со мной можно дружить. И далее - желание привлечь внимание другими способами. Много способов увы, нам знакомые. От которых мы в недоумении разводим руками : "ну, на фига?!"

И последняя составляющая-"чувство собственной значимости".. Значимость - это возможность ребенка проявлять свою власть свободно, в тот момент, когда ему это необходимо. Формируется это чувство из того - сколько своих минут мы уделяем конкретному ребенку в течении дня. Очень важно обращать внимание просто так. Выслушать его рассказ, расспросить об игре, поговорить с ним, как с другом. Достаточно совсем небольшого времени (нескольких минут) в день, чтобы ребенок ощущал свою значимость.

Недостаток безраздельного внимания - рождает "кривые проявления власти". Например:

  • "всегда опаздывать" - это способ, чтобы тебя ждали.
  • "нарушать правила" - проверка "а что вы мне сделаете!?"
  • "беспорядок" - обозначение "своей территории" (хоть в моем чемодане, но все будет по-моему!)
  • "медлительность", задержка реакции на просьбу- в ответ "а?" Приходится несколько раз повторять.

Это всего несколько примеров "кривых" способов проявления власти для того, чтобы почувствовать свою значимость. Ведь никуда не денешься - ощущать свою значимость-это природное качество человека. Если я его не получаю "прямо" - я его буду получать другим способом.

Подводя короткий итог всему вышесказанному можно перечислить: замечайте успехи ребенка, хвалите его, говорите ему "Я в тебя верю!", обнимайте чаще и уделяйте время каждый день для личного разговора. И тогда - формула сложится, а значит решение задачки - "как сделать ребенка счастливым" окажется верным.