Формирование мотивов участия

1348006531m.jpg

Формирование мотивов участия (зарядка, тихий час, походы, конкурсы, эстафеты, выступления, художественная деятельность, творческая деятельность …)


Приезжая в лагерь впервые, дети не всегда знают, что их ждёт. Рассчитывая либо избавиться от надзора от родителей, избежать каких-то правил, развлечься, отдохнуть или укрепиться, убедиться в своём превосходстве в чём-то (например, в спорте); летом – позагорать, поплавать; зимой – покататься на лыжах, коньках и т.д. Мотивы разные. Не всегда дети рассчитывают участвовать в конкурсной программе лагеря. Вожатый должен сам понимать, что все мероприятия проводятся для детей. Затем и дети это почувствуют и поймут – это всё для их веселья, для того, чтоб хорошо провести время, а не маяться, напрягаться и готовиться к мероприятиям, как на экзамен в школе.

Чтоб сформировать мотивы участия в мероприятиях лагеря, важно обеспечить некоторые условия:

  • Обогащать содержание личностно-ориентированным материалом; (чтоб конкурсы не были устаревшими, сказки старинными, всё современное интересно детям).
  • Утверждать гуманное отношение ко всем в отряде – способным, участвующим и безразличным;
  • Удовлетворять познавательные запросы и потребности детей;
  • Организовать интересное общение детей между собой;
  • Обогащать мышление чувствами;
  • Развивать любознательность;
  • Формировать активную самооценку своих возможностей;
  • Утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
  • Использовать эффективную поддержку детских инициатив;
  • Стремиться включать смену деятельностей в конкурсную программу (что не надоело одно и тоже, хоть и интересное, и чтоб выявить интересы разных детей отряда)


Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес к новым и неизвестным обстоятельствам, быстро теряя интерес к повторяющимся конкурсам.

«Эффект загадки»: через детский интерес к новому детскому интересу, причём дети должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех ожиданий, которые к ним относятся. Чем больше им доверяют, тем охотнее они сотрудничают с вожатым. Поэтому одно из самых действенных средств мотивации – укрепить уверенность детей в своих силах.

Правила стимулирования: Стимулы исключают открытое давление, грубое принуждение.

  1. Опирайтесь на желания. Чего хотят дети? Чего хочет вожатый и чего ребёнок? Не будем пытаться его ломать и переделывать; он не виноват в своих желаниях. Можно лишь изменить направленность устремлений.
  2. Приводите примеры. Рассказы о том, как хорошо повлияло плавание на кого-то, выросли плечи, мускулы, побудят мальчиков ходить с отрядом на речку, море, в походы. Не сравнивайте детей с другими ,кто лучше или хуже. Сравнения унижают, подавляют.
  3. Провоцируйте детей страстно чего-то пожелать.
  4. Пытайтесь понять. Понять – значит простить, гласит древняя мудрость. Кому же понять ребёнка, как не вожатому? Нет детей, ничем не интересующихся. Именно широта интересов характеризует нормально развивающегося человека: он должен всё попробовать, ощутить, проверить на себе.
  5. Говорите о том, что интересует детей. Точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть чаще и больше говорят ваши дети. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомлённость в некоторых вопросах, пусть дети выступят вашим «учителем». Человека больше всего интересует его собственное имя, которое дети пишут и на столах, и на деревьях, и на стенах. Используйте эту страсть в качестве стимула и пишите крупными буквами в отрядном уголке имена чем-то отличившихся ребят и они больше заинтересуются.
  6. Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Ребёнок имеет потребность быть принятым в круг общения и намерен произвести впечатление на них своим танцем, спорт. Подготовкой, пением, творчеством и др. Ободрите и помогите принять выполнимое намерение, научите, как реализовать, участвуя в чём-то.
  7. Поощряйте желание добиться признания. Всем хочется быть признанными. Детей подгоняет высокий уровень притязаний. Не пренебрегайте этим стимулом. Не бросайте ребёнка в пугающей его ситуации (боится публики…).
  8. Показывайте последствия совершаемых поступков. Если вовремя раскрыть глаза детей, получим дополнительный стимул для изменения поведения. Ребёнок хочет остаться один в лагере, когда все поехали кататься на катере? Расскажите, как скучно сидеть одному, без общения, без интереса. Убедительно и эмоционально покажите пользу участия в чём-либо.
  9. Признавайте достоинства. Вызывайте у ребёнка энтузиазм и развивайте всё, что есть в нём лучшего. У вожатых обычно много ребят – и найти единственные и нефальшивые слова для каждого бывает очень не просто. Не скупитесь на комплименты.
  10. Одобряйте успехи. Разумная и одобрительная оценка со стороны вожатого производит мощное влияние на слабоактивных. Обнимите, похвалите после успешного выступления, покажите большой палец; потребность в достижениях – важный мотив.
  11. Сделайте участие привлекательным. Главное дело вожатого – дать шанс всем в отряде, зажечь, заинтересовать.


Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?

Учесть следующие моменты:

  1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.
  2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.
  3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.
  4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.
  5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.
  6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т. д.


Старайтесь всё делать вместе, всем отрядом, кричать речёвки хором. По дороге в столовую кричать девиз название отряда хором, в столовой хором желать: «Всем-всем приятного аппетита»;

после еды: «спасибо нашим поварам, за то, что вкусно варят нам».

Участвует кто-то один от отряда в конкурсе, весь отряд побуждайте болеть за него и улю-люкать. В конце конкурса обнять участника «несколькими» руками, побуждать и других детей поддерживать друг друга, дружить, общаться. Это запомнится на всю жизнь: то, что всё делалось вместе и кричалось хором.