Физкультминутка

Формирование красивой осанки у детей

Упражнения для верхнего плечевого пояса, часть 1

1. И. п.: руки внизу. Поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх, руки вниз. То же из и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.

2. И. п.: руки на поясе. Отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать.

3. И. п.: ноги на ширине ступни, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести подальше назад, держать на уровне плеч. Тоже из и. п. сидя, лежа на спине, руки за головой.

4. И. п.: руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянутьсяладонями до локтей.

5. И. п.: руки в замок за спиной, рывками отводить прямые руки назад. То же из и. п, сидя.

6. Упражнение «Растягиваем резину». И. п.: руки перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты. Отвести локти назад, выпрямляя руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление. Руки согнуть перед грудью, расслабить.


Упражнения для верхнего плечевого пояса, часть 2

7. И. п.: палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину (прижать к углам лопаток), снова вверх и вниз.

8. И. п.: палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее (вдох), опустить за спину на лопатки (выдох).

9. И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках. Наклониться вперед, одновременно поднимая палку, смотреть вперед. Стать прямо, палку за спину.

10. И. п.: ноги на ширине ступни, палка сзади в опущенных руках. Резким движением отвести палку назад до отказа.

11. И. п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках. Прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног (выдох), выпрямиться (вдох).

12. И. п.: стать спиной к стене (без плинтуса) или гимнастической стенке, прижаться затылком, лопатками, ягодицами. Поднять руки вверх, коснуться стены над головой.


Упражнения для мышц живота

1. Упражнение «Длинные и короткие ноги», И. п.: сидя на полу (скамейке), ноги прямые вместе, руки в упор сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.

2. И. п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.

3. Упражнение «Велосипед». И. п.: лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Двигать ногами, сгибая и выпрямляя их, как при езде на велосипеде (5—8 секунд). Делать перерывы для отдыха.

4. И. п.: то же. Садиться и ложиться (помогая руками и без помощи).

5. Упражнение «Ножницы». И. п.: то же. Встречные частые движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа.

6. И. п.: то же. Приподнять ноги (на 10—12 см от пола под углом 30°), колени не сгибать, носки оттянуть, немного подержать так и опустить; выполнять в медленном темпе. То же, зацепив носками ног за обруч.

7. И. п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, коснуться носков ног, выпрямиться. То же. из положения сидя ноги врозь.

8. И. п.: то же. Наклон вперед, достать правой (левой) рукой до носка левой (правой) ноги, выпрямиться. То же, из положения сидя.

9. Упражнение «Насос». И. п.: ноги на ширине плеч. Наклонять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до подмышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же, сидя на скамейке, стуле.

10. И. п.: лежа на боку. Поднимать и опускать вверх руку и ногу. Повторить несколько раз, затем повернуться на другой бок.

11. Упражнение «Бревнышко». И. п.: лежа. Повернуться (покатиться) в правую, затем в левую сторону. Делать перерывы для отдыха.

12. И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа, выпрямиться, влево, выпрямиться (вначале можно с помощью рук). То же, руки за головой. То же, с мячом в руках.

13. И. п.: стоя на коленях, ягодицы прижать к пяткам, руки вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснуться пола. Не поднимая ягодиц (они на пятках) попытаться как можно дальше вытянуть руки, потянуть спину.

14. Упражнение «Кошечка спит». И. п.: лежа. Повернуться на бок, согнуть ноги, подтянуть их к животу, руки согнуть, сложить ладошки вместе под голову. Вернуться в и. п. То же выполнить в другую сторону.

15. И. п.: лежа на животе, ноги сомкнуты, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от пола, руки отвести назад, прогнуться. Лечь в и. п., расслабиться.


Примерные комплексы упражнений для исправления осанки у детей

1. И. и.: упор на коленях. Поднять вверх правую ногу и левую руку, опустить их. То же другой ногой и рукой. Повторить 8— 10 раз.

2. И. п.: то же, что и в первом упражнении. Переступать на ладонях в правую и левую стороны

3. И. п.: упор на коленях. Взмах ногой, руки согнуты.

4. И. п.: лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони на полу. Выпрямить руки, поднять плечи и голову (взрослый считает до 4—5). Лечь, расслабиться

5. И. п.: лежа на животе. Поднять обе руки вверх, хлопнуть 3-5 раз в ладоши, приподнимая плечи от пола. Лечь, расслабиться.


Упражнения по исправлению осанки для двух детей

Упражнения можно выполнять и в парах, соединяя детей примерно равных по силам, массе и длине тела (росту).

I. И. п.: стоя лицом друг к другу, держаться за руки. Один садится, второй стоит и держит его, помогая. Когда первый поднимается, садится второй. По мере освоения упражнения приседание выполняется одновременно двумя детьми.

2. И. п.: ноги врозь, лицом друг к другу, руки прямые, касаются ладонями. Попеременно сгибая то одну, то другую руку, с силой давить на ладони партнера.

3. И. п.: стоя прижаться спиной друг к другу, согнутые руки сцепить в локтях. Медленно присесть и встать, плотно прижимаясь спинами. Повторить 5—6 раз.

4. И. п.: один сидит на полу, ноги прямые, второй стоит придерживая его ноги. Ложиться и садиться по 8—10 раз, меняясь местами.

5. И. п.: стоя лицом друг к другу, ноги врозь, держась за палку в опущенных руках. Тянуть палку каждый к себе. То же, сидя.

6. И. п.: стоя лицом друг к другу, между ними на полу две линии или шнуры на расстоянии 30 см. Берутся за руки и тянут, стараясь затащить партнера в «реку».


Упражнения по исправлению осанки с использованием мяча

1. И. п.: сидя ноги скрестно, мяч в руках. Поднять вверх, опустить за голову (сгибая руки), снова вверх и вниз. Повторить 6—7 раз.

2. И. п.: сидя ноги врозь, мяч у груди на согнутых руках. Наклон к носку правой (левой) ноги, выпрямляя руки. Выпрямиться, мяч к груди.

3. И. п.: сидя, мяч между ступнями ног. Лечь на спину и сесть, не выпуская мяча. Повторить 6—7 раз.

4. И. п.: лежа на спине, мяч за головой. Перекат на живот и обратно с мячом в руках. Чередовать перекат в правую и левую сторону 3—4 раза.

5. И. п.: стоя на коленях, мяч в руках. Сесть вправо с мячом в руках, выпрямиться. Сесть влево, выпрямиться. Повторить 3—4 раза в каждую сторону.

6. И. п.: лежа на животе, руки прямые, мяч на полу между рук. Приподняв голову и плечи от пола, поочередно ударять по мячу руками.

7. И. п.: сидя, ноги согнуты, стопы на мяче. Подкатывать и откатывать мяч от себя, перебирая стопами.

8. И. п.: мяч на полу. Стать на него на колени, подняться.

Можно предложить детям и такие упражнения: передавать набивной мяч вправо и влево (стоя по кругу), над головой (стоя в колонне), бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, через голову назад.

В упражнениях используются набивные мячи массой не более 700 — 1000 г.


Физкультминутки

Физкультминутка - это кратковременное занятие физкультурой, обычно в течение 1 - 2 минут. Физкультминутки проводятся в школах и детских садах для того чтобы снять утомление во время длительных малоподвижных занятий.

Комплексы физкультминуток состоят из 3 — 5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками), повторяемых по 4 — б раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1 — 2 мин.

Упражнения для физкультминутки

  • Ребёнок сидит за столом, руки на столе, пальцы сцеплены в «замок» голова опущена. Поднимает сцепленные руки ладонями вверх, поднимает голову, потягивается, возвращается в исходное положение.
  • Ребёнок сидит на стуле, руки за голову. Поворачивает туловище влево и вправо, можно сочетать с разведением рук в стороны.
  • Ребёнок сидит на стуле, спина прижата к спинке стула, руки на поясе. Наклоняется вперёд с прямой спиной, встаёт, опуская руки вниз, и медленно хорошо выпрямляется. Возвращается в исходное положение.
  • Ребёнок сидит за столом, локти опираются на стол, предплечья вертикально. Разжимает и сжимает кулаки, разводя пальцы в стороны.
  • Ребёнок стоит, руки на поясе, Делает 4 подскока на месте двумя ногами, затем 4 шага на месте и т. д.
  • Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Делает круговые движения прямыми руками (желательно приподнимать голову, когда руки находятся наверху и смотреть на них).
  • Ребёнок стоит, руки вдоль туловища, ноги вместе. Приседает, охватывает колени руками и возвращается в исходное положение.
  • Ребёнок стоит, ноги вместе, руки согнуты в локтях ладонями вниз. Поднимает согнутую в колене ногу, касаясь коленом ладони, и возвращается в исходное положение.

Включайте физкультминутку лучше во вторую половину занятия. Выбирайте упражнение в зависимости от характера и условий проводимого занятия. Если дети работают сосредоточено, то пока физкультминутку проводить не следует.


Физкультминутки также бывают

  1. Оздоровительно-гигиенические. Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, подтянуться, повертеть головой, «поболтать ножками. Или например - зарядка для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.
  2. Танцевальные. Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под весёлую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет.
  3. Ритмические. Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более чётким исполнением элементов.
  4. Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте…
  5. Двигательно- речевые. Этот вид физкультминуток самый популярный. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.
  6. Игровые. Проводятся игры-минутки. Они простые по содержанию, но вносят радостное оживление и являются средством не только физической но и эмоциональной разрядки.
  7. Подражательные (имитационные). Дети охотно подражают движения лягушат, обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы, птиц м т. д..
  8. Психологические. Сейчас я начну ... Я радуюсь этому. (Пауза). Внимание моё растёт. Я как разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. ...


Примеры...

Если устали глаза

  • Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
  • Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
  • Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
  • Посмотрите на верхний левый угол стены вашей комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.


Если устала спина

  • Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз
  • Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7-10 раз.
  • Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.
  • Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести.


Если устали ноги

  • Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
  • Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.
  • Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами. Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
  • Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.
  • Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами
  • Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамеечку и рукой потрясите расслабленную икроножную мышцу в течение 8-10 сек. То же сделайте на другой ноге.


Релаксационные упражнения

Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - ля этого не требуется специального образования и даже природного дара


Штанга Ралли

По команде “едем на гоночной машине” вытянуть ноги вперед, слегка подняв их, руки вытянуть и сжать в кулаки — “крепко держимся за руль”, туловище слегка отклонено назад. Сосредоточить внимание на напряжении мышц всего тела. Через 10-15 сек расслабиться, сесть прямо, руки положить на колени, голову слегка опустить, обратить внимание на приятное чувство расслабления Сделать наклон вперед, представить, что поднимаешь тяжелую штангу, сначала медленно подтянув ее к груди, а затем, подняв над головой. Упражнение проводить 10-15 сек. Сосредоточить внимание на состоянии напряжения в мышцах рук, ног, туловища. “Бросить штангу” — наклонившись вперед, руки при этом свободно повисают. Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.


Маятник

Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются


Неваляшка.

В положении сидя голову уронить на правое плечо, затем на левое плечо, покрутить, а затем уронить вперед. Упражнение выполняется 10-15 сек. В конце упражнения обратить внимание на приятные ощущения расслабления, возникающие при расслаблении мышц шеи. Все релаксационные упражнения носят игровой характер, каждому из них даётся образное название. Переносить тяжесть тела с пяток на носки при покачивании вперед-назад. Руки опущены вниз и прижаты к корпусу. Тяжесть тела переносится медленно вперед, на переднюю часть ступни, пятки от пола не отрывать. Все тело слегка наклоняется вперед. Затем тяжесть тела переносится на пятки. Носки от пола не отрываются


Упражнения для мускулов души, направленные на развитие любви к себе, повышению самооценки и самоуважения

Упражнение «Головы дракона».

Каждый ребенок — голова дракона. Ему необходимо загадать и изобразить одно из настроений, причем нельзя повторять предыдущую «голову»


Упражнение «Фокус».

Фокусник посадил в чемодан кролика, закрыл его, но сразу же открыл. Там вместо кролика сидел петух! Вот это да! Мальчик очень удивился тому, что произошло.


Игра «Цветок».

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.


Этюд «После дождя».

Жаркое лето, только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.


Упражнение «Пятерка».

Ваня неважно учился, в основном на тройки. Однажды он пришел домой какой-то загадочный. Папа забеспокоился: уж не случилось ли чего? «Дай-ка твой дневник», — строго сказал он. И вдруг глаза его округлились: в дневнике у Вани было две пятерки! После выполнения задания дети по просьбе ведущего вспоминают случаи, когда они больше всего удивлялись.


Дыхательные упражнения

Как говорят дети? Нечетко, захлебываясь своим дыханием, разрывая фразы, а то и слова шумными вздохами. Если ребенок умеет правильно использовать возможности своего дыхания, если он способен соотнести размеры объема легких с силой голоса и длиной произносимой фразы, то его речь будет схожа с мелодией, в которой не будет неоправданных провалов, пауз. Какие упражнения способствуют разработке дыхания? Эти упражнения не занимают много времени. Их можно включать в утреннюю гимнастику, а так же использовать на уроках чтения, русского языка, естествознания, когда материал урока в основном устного содержания.

Например:

  1. «Зал вздохов» С силой выдохнуть воздух коротко, долго, с силой, слабо. Дышать коротко, отрывисто вдох долгий выдох.
  2. «Ветер и ветерок». Перышко или легкая бумага привязана на карандаш. Короткий вздох (носом) – длинный, выдох (ртом). Сначала легкий ветерок, затем сильный ветер.
  3. «Щеки – воздушные шары». Надуваем щеки как шарик, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым ртом, раздувая щеки.
  4. «Насосик». Дети ставят руки на пояс. Делают легкий вдох и выдох. Затем слегка приседают – вдох, выпрямляются – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох – длительнее.


Звуковая дыхательная гимнастика.

А – а – а! Ту – ту – ту! Пых – пых – пых!

Сила голоса и протяженность

А – а – а – а – а – а и т.д.

Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.


Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения

Исходное положение (И.п.) - сидя на стуле .

  • 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад,
  • 3-4-голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
  • Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Исходное положение (И.п.) - сидя на стуле .

  • 1-2-отвести голову назад и плавно наклонить назад,
  • 3-4-голову наклонить вперед ,
  • плечи не поднимать.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

И. п. -сидя, руки на поясе.

  • 1-поворот головы направо,
  • 2-И. п.
  • 3-поворот головы налево,
  • 4-И. п.

Повторить 6-8 раз .Темп медленный.


И.п. -стоя или сидя, руки на поясе.

  • 1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево,
  • 2-И.п. ,
  • 3-4 то же правой рукой . Повторить 4-6 раз. Темп медленный .


Примерный комплекс упражнений для снятия усталости

  1. И. п.: сидя на стуле. Согнуть руки, ладони положить на затылок, отвести локти назад, прогнуться, потянуться (вдох). Вернуться в и. п. (выдох). (Повторить 3—4 раза.)
  2. И. п.: то же. Вставать и садиться 4 раза.
  3. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. Пружинистые наклоны вниз, стараясь достать носки ног. (Упражнение желательно повторить 4—5 раз.)
  4. Прыжки на месте (15 раз).
  5. Спокойная ходьба на месте, постепенно замедляя темп.