Изменения

Новая: right При составлении программы важно учитывать следующие факторы: # Форма проведени...
[[Image:0_506a7_8390875_Lm.jpg |right]]
При составлении программы важно учитывать следующие факторы:
# Форма проведения летних каникул у школьников год от года практически не меняется и концентрируется в основном на внутригородском или пригородном отдыхе.
# Необходимо отметить одну из главных проблем - почти полное отсутствие в рамках летнего отдыха поля деятельности вне школы. Это приводит к тому, что ребенок не умеет распорядится свободным временем. Неумение занять себя порождает апатию, асоциальные поступки, уход в себя.
# Постоянно растущее неблагоприятное влияние экологической ситуации, а также психоэмоциональной обстановки, стресс, учебные перегрузки приводят к истощению организма ребенка, его частой заболеваемости.

Представляется важным создать адекватные педагогические условия для развития и отдыха ребенка в летний период, используя для этого разнообразные формы организации деятельности и общения.


Исходя из вышеизложенного выделяются несколько основных понятий, на которых строится программа смены:

'''''Летний отдых''''' - это
* расширение для ребенка поля социального взаимодействия, изменение поля общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
* реализация интересов, способностей, возможностей ребенка;
* получение ребенком нового опыта в организации собственного досуга;
* оздоровление ребенка (в широком смысле слова) физическое, психологическое, социальное, духовное.

'''''Творчество''''' - это совместная деятельность детей и взрослых, с целью определения ребенком его собственных интересов, целей, возможностей; развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей, познавательных интересов ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми через включение в различные виды деятельности.

'''''Оздоровление''''' - это восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию разнообразных факторов.


'''''Оздоровительная деятельность''''' предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья ребенка. Исходя из особенностей смены, наличия специалистов она включает в себя:
* ''утреннюю гигиеническую гимнастику'' - проводится ежедневно на свежем воздухе. Ее основная задача, помимо физического развития и закаливания, создать положительный эмоциональный заряд и хороший физический тонус на весь предстоящий день. Зарядка в организационный период смены проводится специалистами (физруками), в основной и итоговый период проводят со своим отрядом вожатые;
*''купание, утреннее и вечерние окунания'' - водолечение в период летнего отдыха приобретает особое значение. Вода воздействует на организм комплексом физико-химических и биохимических факторов: температурой воды, экологически чистым химическим составом, механическим движением, электрическим состоянием (ионизация);
* ''распорядок дня'' - не только организующий, но и важнейший оздоравливающий элемент. Он варьируется в зависимости от периода пребывания в нем ребенка, состояния его здоровья, характера адаптационных процессов. В распорядке дня должны быть учтены все необходимые оздоровительные компоненты на основе регулярности, систематичности их применения, оптимального чередования интеллектуальных нагрузок и физического отдыха. Распорядок должен служить примером и основой здорового образа жизни;
* ''режим дня'' (распределение ежедневных мероприятий)- отражает интенсивность воздействия на организм ребенка общей совокупности мероприятий, предусматривая при необходимости включение дополнительных элементов в распорядок и различную интенсивность проведения оздоровительных мероприятий (щадящий, тренирующий режимы);
* лечебная физкультура - это дыхательные упражнения (внимание на правильность выполнения!), ходьба простая, дозированный бег, различные общеукрепляющие, общеразвивающие упражнения, упражнения на снаряде (гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка) и со снарядом (мячи, гимнастическая палка). Для группы детей, имеющих специфические заболевания (например, сколиоз) - занятия в зале ЛФК под руководством специалиста;
* ''санитарно-просветительская деятельность'' - в первые дни пребывания ребенка в лагере на уровне отрядов медицинскими работниками и другими специалистами будут проводиться встречи информирующего характера. Для детей младшего и среднего возраста (9-12 лет) помимо вопросов личной гигиены будет уделено внимание профилактике травматизма и отравлений. Ребятам старшего возраста (13-16 лет) наряду с вопросами личной гигиены будет уделено внимание вопросам взаимоотношений полов, последствиях курения, алкоголизма, наркомании, болезнях, передающихся половым путем и их профилактике;
* ''обучение плаванию и иным видам спорта'';
* ''организация и проведение походов и туристических троп'';
* ''проведение тренингов на психоэмоциональную разгрузку'';
* ''отрядные оздоровительные мероприятия'':
** беседы (философические, индивидуальные)
** интеллектуально - творческие игры по тематике «здоровье»
** веселые старты, эстафеты
** спортивные игры и спортчасы
** подвижные игры
** тематические огоньки
** ктд спортивной тематики
** и др.
*''оздоровительные дела всего лагеря'';


Оздоравливающий эффект комплекса мероприятий может быть достигнут только тогда, когда соблюдается дифференцированный подход в назначении видов и интенсивности нагрузок, поэтому, в зависимости от возраста, состояния здоровья ребенка необходимо как можно раньше определить к какой медицинской группе здоровья он относится.

Разнообразие предполагаемых форм оздоровительной деятельности дает возможность максимально активизировать интерес ребенка к собственному здоровью, научить простым и эффективным способам его сохранения и укрепления


Цель проекта:
:Создание условий для физического оздоровления ребенка, реализация его интересов, демонстрация способов активного отдыха.


Задачи:
# Диагностика интересов и притязаний ребенка, удовлетворение их в различные периоды смены;
# Отработка педагогических технологий по включению ребенка в процесс совместного творчества на уровне отряда, центра, лагеря;
# Отработка механизмов организации процесса оздоровления ребенка;


Предполагаемые результаты:
# Улучшение состояния здоровья детей и подростков по сравнительным медицинским, психологическим показаниям, самооценке.
# Высокий уровень качества результата деятельности педагогов, взаимодействия с подростками на индивидуальном, групповом и коллективном уровнях;
# Определение эффективности педагогических средств (способов, приемов, методов, форм) повышения уровня здоровья ребенка в условиях летнего отдыха;
# Высокий уровень активности участников смены в различных видах деятельности, в работе детских органов самоуправления.


Показатели качества результатов:
# Уровень заинтересованности, инициативности и активности участников смены в основных делах программы.
# Уровень взаимодействия взрослых и детей.
# Уровень ответственности педагогов за результаты собственной деятельности.
# Качество содержания и организация проводимых отрядных, центровых и общелагерных дел.


Общеполагающие принципы:
* опора на возможности и способности личности;
* сотрудничество, содействие, сотворчество;
* доброжелательность;
* реализация принципа «не навреди»;
* совместный анализ процесса и результата;


Этапы реализации программы:

1 этап - соответствует рамкам и задачам организационного периода: адаптация подростков в условиях центра или лагеря, знакомство и включение в программу смены, организационное оформление центров, презентация студий по интересам, самоопределение участников смены, исследование интересов и уровня притязаний участников смены, диагностика уровня здоровья ребенка.

2 этап - этап реализации интересов участников программы и получения ими нового опыта в организации собственного досуга; работа студий по интересам с целью демонстрации и обучения ребят умениям и навыкам в отдельных видах деятельности; реализация внутреннего потенциала и способностей подростков; диагностика уровня удовлетворенности интересов, проведение форм оздоровительной работы с детьми; работа совместных творческих групп детей и взрослых по подготовке дел смены.

3 этап - этап демонстрации детьми полученных умений и навыков посредством участия в конкурсной неделе; демонстрация личных достижений, реализация собственных интересов, возможностей, целей ребенка; диагностика уровня осознания ребенком ценности собственного здоровья и улучшения его физического состояния.

4 этап - заключительный - соответствует итоговому периоду смены: подведение итогов реализации программы на уровне отряда, центра, лагеря; работа на последействие.





[[Category:Статьи]]