Установление контакта с подопечным ребенком: советы вожатым

Snapshot 01.08m.jpg

Установление контакта с подопечным ребенком: советы вожатым

Для успешного проведения беседы важно расположить пионера к себе, создать благоприятный психологический климат. Процесс установления контакта с детьми предполагает учет их психологических особенностей, желаний и потребностей. Суть одного из таких приемов состоит в том, чтобы в начале разговора дать понять ребенку, что он значим для вас. Каждый знак внимания должен быть уместен. Очень важны следующие детали.

Самое главное при приветствии — это дружелюбие и улыбка. Иногда у некоторых вожатых можно встретить безразличное выражение лица. Это недопустимо прежде всего потому, что к ним не хочется обращаться. Как в мультфильме о Крошке Еноте, необходимо первым улыбнуться пионеру — таким образом вы передадите ему часть своего положительного настроя и с первой минуты установите положительный контакт. Все плохое и все проблемы должны оставаться за пределами общения с детьми. В вожатской деятельности главное — хорошее настроение.

Когда ребенок подходит, важно начать разговор первым, встретиться с ним взглядом и улыбнуться. Например, можно обратиться к нему с таким вопросом: «Добрый день, могу я чем-нибудь тебе помочь?»


1. Внешний вид вожатого

«Встречают по одежке, а провожают по уму». Эта поговорка отражает суть контакта с подопечным ребенком — ведь о вожатом дети судят по его внешнему виду. Очень важны следующие детали.

  1. Волосы и ногти. Волосы должны быть чистыми и уложенными, ногти — аккуратно подпиленными.
  2. Дыхание. Если запах вашего дыхания будет неприятен пионеру, то он не сможет полноценно общаться с вами, а станет думать лишь о том, как бы поскорее от вас избавиться.
  3. Запах пота и тела. Конечно, в этом случае нужно делать все, чтобы от неприятного запаха избавиться.


Требования к одежде достаточно просты: фасон одежды диктуется модой, и желательно быть привлекательным, но не должен быть вульгарным.

Духи и иной парфюм также не должны доставлять проблем твоим коллегам вожатым и детям — чувствоваться слегка и только при приближении. Тесные помещения требуют более легких запахов, рекомендуется использовать свежие легкие цветочные и растительные ароматы. Когда меняется погода, меняются и ароматы парфюма: в жаркие влажные летние месяцы духи пахнут гораздо сильнее, чем при холодной погоде, что следует обязательно учитывать.

Не следует злоупотреблять украшениями. Желательно, чтобы украшения составляли комплект (гарнитур).


2. Определение эмоционального состояния ребенка на основании голосовых сигналов, жестов и поз

Каждый человек уникален, но при этом можно выделить основные признаки его эмоционального состояния. Это необходимо, чтобы верно подстроиться под него и быть, как говорится, «на одной волне».

Некоторые неопытные вожатые считают, что «нормальные» подопечные дети — это те, с которыми у них хороший контакт. Все остальные пионеры плохие. Но мы должны уметь работать с каждым дитем. Плохой станет лучшим, если вы настроитесь на его волну и поймете его текущее эмоциональное состояние. Вот несколько невербальных знаков, по которым можно определить состояние ребенка.

Глаза могут очень многое рассказать о любом человеке, так как точно отражают настроение и эмоции, причем их очень трудно скрыть. У возбужденного чем-либо человека зрачки непроизвольно расширяются. Если он рассержен, глаза сужаются до минимальных размеров, получается так называемый змеиный взгляд. Когда вы озвучиваете свое предложение, следите за взглядом собеседника, чтобы понять, насколько он заинтересован. Расширение зрачков говорит о том, что предложение интересно.

Чтобы держать разговор под контролем, ваш взгляд не должен опускаться ниже уровня глаз собеседника. Если его взгляд часто встречается с вашим, значит, вас считают хорошим собеседником, заинтересованным в общении. В таком случае взгляд фокусируется на «треугольнике» глаза — лоб. При снижении зоны фокуса взгляда собеседника до треугольника глаза — рот возникает неформальная, дружеская атмосфера беседы.

Заинтересованность собеседником выражается в «бродящем» по лицу взгляде, который может опускаться на подбородок и ниже, хотя такой взгляд может означает заинтересованность в вас лично, нежели в предлагаемом вами сотрудничестве. Заинтересованность может выражаться взглядом искоса, однако он трактуется и как враждебность. Например, если ребенок смотрит искоса, но поднимает брови и улыбается, то это, скорее, означает заинтересованность. Если брови нахмурены, а уголки рта опущены, это означает подозрение.

Поднятые брови привлекают внимание к лицу для обмена сигналами, т. е. говорят о том, что вы заметили собеседника. Также данный сигнал может трактоваться как удивление и испуг. Опущенные брови являются сигналом доминирования или агрессии к окружающим.

  1. Если ребенок улыбается, а нижнее веко не приподнято, то улыбка неискренняя.
  2. Быстрые, короткие взгляды говорят о желании установить контакт, выпрямление головы, блуждание взгляда по стенам, окнам означает, что ребенок потерял мысль.
  3. Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику сигнализирует о желании подчинить его себе, при этом взгляд вниз, под ноги, говорит о готовности подчиниться, а взгляд в сторону — о неудовлетворенности, пренебрежении к собеседнику.


Очень часто реальное положение дел кардинально расходится с тем, что произносится словами. Нередко, дети преувеличивают и приукрашивают ситуацию. Это важно распознать, но слова в этом случае мало что говорят, необходимо считывать невербальный текст и различать жесты и мимику, свидетельствующие о лжи:

  1. Ребенок, говорящий неправду, старается отвести взгляд от собеседника, у него могут начать бегать глаза, взгляд станет то концентрироваться на собеседнике, то уходить в сторону.
  2. Также бывает, что, говоря неправду, собеседник непроизвольно прикрывает рот рукой, как бы пытаясь остановиться. Мозг посылает ему сигналы сдерживать слова (покашливание и т. д.)
  3. Когда мы слышим, как другие говорят неправду, то хотим закрыть глаза, уши. Защита рта рукой — один из жестов, свидетельствующий о лжи. Рука прикрывает рот, а большой палец прижат к щеке.
  4. Потирание века означает, что собеседник пытается избежать вашего взгляда, если кто-то — вы или он — говорит неправду. Мальчики могут потирать веко энергично, а девочки деликатно — проводить пальцем под глазом.


Многое можно сказать о клиенте по голосу и манере произношения:

  1. Громкая речь и четкие слова показывают уверенность собеседника, однако громкий голос, как правило, свидетельствует о попытке замаскировать слабость, неуверенность. Например, когда детям темно и страшно, они начинают громко петь, чтобы приободрить себя. Очень громкий голос может проявляться в тех случаях, когда собеседник теряет контроль над своими эмоциями, выплескивая гнев и раздражение. Тихим голосом говорят, когда хотят достичь тайных целей. Тихий и слабый голос свидетельствует также о нестойкости характера и быстрой перемене мнения.
  2. Скорость речи соответствует темпераменту. Если ребенок говорит медленно, то он рационален в своих делах и поступках, обстоятелен. Торопливая речь характеризует собеседника как энергичного, активного пионера. Часто бывает, что такие дети сначала говорят, а потом думают. Постепенное ускорение темпа речи свидетельствует о том, что собеседник постепенно вдохновляется, возможно, его заинтересовало ваше предложение. Оживленная, но равномерная речь говорит об уверенности собеседника в себе. Постепенное замедление речи — знак потери уверенности, заинтересованности говорящего, возможно, задумчивости. В данном случае ваше предложение все менее и менее интересует собеседника, и необходимо снова завоевывать его внимание.
  3. Можно проанализировать высоту голоса:
    • низкий тон характеризует собеседника как спокойного, уверенного в себе пионера;
    • высокий голос (пронзительный) говорит о том, что ребенок волнуется, боится.


По дыханию также можно определить внутреннее состояние собеседника.

  1. Если ребенок вздыхает, останавливается, чтобы перевести дух, это свидетельствует о попытке снять излишнее напряжение, испуг.
  2. Ровное, глубокое дыхание бывает у уверенного, оптимистично настроенного собеседника.
  3. Короткие, зажатые вдохи и выдохи говорят о неуверенности, чувстве дискомфорта.
  4. Короткий резкий вздох — реакция на неожиданность, внезапное изумление, удивление или негодование.
  5. Непроизвольные задержки дыхания свидетельствуют о внутреннем напряжении, активизации умственной деятельности.


3. Оказание знаков внимания

Любое действие, совершенное по отношению к подопечному пионеру и влекущее за собой его эмоциональную реакцию, называется знаком внимания. Такие знаки можно разделить на три основные группы.

  1. Положительные: улыбка, выражение готовности помочь, радушный прием, обращение к ребенку по имени. Положительный знак внимания позволяет передать ребенку часть позитивного настроя. Если пионер пришел в плохом настроении, то при виде вашей улыбки он может приободриться. Чем дальше будет длиться положительное общение, в процессе которого вы станете оказывать ему положительные знаки внимания, тем лучше настроение будет у ребенка. Так вы добьетесь того, что люди станут все чаще обращаться именно к вам.
  2. Отрицательные: грубость, сарказм, ирония, демонстрация раздражения. Отрицательный знак внимания оказывает диаметрально противоположное воздействие на ребенка. Даже если он приходит в хорошем настроении, отрицательное внимание к нему, скорее всего, разрушит позитивный настрой, а уж если клиент в плохом настроении, то тут недалеко до разрыва отношений.
  3. Нулевые: это игнорирование пионера. Игнорирование может быть физическим (когда вожатый не обращает внимания на вопрос ребенка, продолжая заниматься своими делами, не смотрит ему в глаза, когда разговаривает, общается с другими коллегами вожатыми на посторонние темы) и психологическим (когда вожатый реагирует на просьбу пионера примерно следующим образом: «Вас много, а я одна. Я не могу учесть все ваши желания», «Я не могу ответить на твой вопрос вообще», «Я не знаю, кто за это отвечает» и т. д. Оказывая детям нулевые знаки внимания, неопытный вожатый может думать, что ничего плохого он не делает (особенно если его фразы произнесены нейтральным тоном). Однако сам факт игнорирования создает у его подопечного ребенка негативные эмоции, как и при отрицательных знаках внимания. Нулевые знаки внимания особенно опасны. С виду безобидные, они могут вызывать у пионера негативные эмоции, поэтому по сути мало чем отличаются от отрицательных.


4. Установление контакта с ребенком

Для успешного проведения беседы важно расположить пионера к себе, создать благоприятный психологический климат. Процесс установления контакта с детьми предполагает учет их психологических особенностей, желаний и потребностей. Суть одного из таких приемов состоит в том, чтобы в начале разговора дать понять подопечному дитю, что он значим для вас.

Одним из самых важных звуков для любого человека является его имя, поэтому важно обращаться к ребенку по имени.

Для создания благоприятного психологического климата важно создать доверительное взаимопонимание, в том числе используя следующие факторы, влияющие на хорошее психологическое самочувствие собеседника:

  • улыбку;
  • встречу с ним взглядом;
  • такую же скорость речи, что и у него;
  • частое упоминание его имени;
  • демонстрацию своим поведением, что вы доброжелательный человек;
  • опрятный внешний вид;
  • спокойную манеру поведения.


В процессе общения с ребенком необходимо вести себя естественно, не стоит быть слишком раскованными или, напротив, зажатыми, напряженными или очень серьезными. Спокойное, естественное поведение создаст благоприятную атмосферу для разговора. Можно сделать собеседнику комплимент, демонстрируя тем самым свою симпатию, но не переходя границ, избегая лести. Комплимент формирует хорошее впечатление о вас, снижая напряженную обстановку. Комплименты должны быть искренними. Не следует делать комплименты тем качествам, от которых собеседник хочет избавиться («Твоя полнота тебе к лицу»). Каждый знак внимания должен быть уместен.

Важно также помнить, что собеседнику приятно внимание с вашей стороны: говорите о том, что его интересует, задавайте те вопросы, на которые приятно отвечать, и слушайте. Помните, что именно умение слушать часто бывает более полезно, чем умение красиво говорить. Дети любят, когда их слушают. Нередко вожатого, который мало говорит, но внимательно слушает и задает «правильные» вопросы, его дети считают отличным, приятным собеседником.


5. Завершение контакта

Поблагодарите ребенка за что-нибудь — благодарность ничего не стоит, но часто дает более значительный эффект, чем любые поблажки: «Спасибо, что ты внимательно слушал, был откровенен и т.д. Обязательно обращайся еще». «Сарафанное радио» по прежнему является одним из наиболее эффективных средств саморекламы вожатого среди его отрядных детей.

Следует обязательно проводить ребенка взглядом. Нельзя приступать к каким-либо посторонним делам, не завершив окончательно контакт с подопечным пионером.